Формирование у курсантов ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности является специально организованным процессом, имеющим цель, задачи, соответствующую структуру и обязательный компонентный состав, включающий педагогическую диагностику, целеполагание, мотивирование, организацию педагогического взаимодействия, оценку, анализ, корректировку, то есть является, по сути, педагогической системой. Она обладает внешними связями с более широкой системой – системой военно-профессионального образования России, в котором выделяется ступень среднего военно-профессионального образования, направленного, как уже отмечалось ранее, на подготовку специалиста, способного и готового решать сложные профессиональные задачи в рамках своих должностных обязанностей.
Для проведения разработки модели системы формирования у курсантов ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности использован метод моделирования, предусматривающий создание аналога исследуемого объекта, тождественного ему в наиболее существенных для данного исследования характеристиках. В ходе моделирования использовались положения, высказанные В. Г. Афанасьевым [1], В. А. Вениковым [4], Б. А. Глинским [5], И. Б. Новиком [7], В. А. Штоффом [10] и др.
Модель системы формирования у курсантов ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности определяется как графическое и словесно-логическое описание, позволяющее реализовывать систему в образовательном процессе учреждения среднего профессионального военного образования и управлять ее функционированием.
На основании анализа материалов исследований В. П. Беспалько [3], В. В. Гузеева [6], Г. К. Селевко [8], М. А. Чошанова [9], характеризующих процессы целеполагания, выразим следующие требования к постановке цели и задач разрабатываемой системы:
- реальность и достижимость;
- проверяемость через объективные показатели;
-детализируемость и возможность формулировки четких педагогических задач через поддержку соответствующим ресурсом и методом педагогической деятельности.
С учетом этих требований определена следующая цель системы: сформировать у курсантов ценностное отношение к безопасности в военно-профессиональной деятельности.
Поскольку результатом функционирования системы должно стать ценностное отношение к безопасности в военно-профессиональной деятельности у курсантов, то задачи должны означать реальные шаги по достижению этого результата:
- Сформировать у военнослужащего необходимый комплекс знаний и представлений об угрозах его безопасности, безопасном типе поведения при выполнении задач военно-профессиональной деятельности и себе как ее субъекте, обладающем определенной степенью безопасности;
- На основе личного опыта военнослужащего, полученных им умений и навыков, добиться уверенного владения способностью принятия и реализации наиболее безопасных вариантов решения профессиональных задач по управлению высокотехнологичным вооружением и техникой, а также первичными воинскими коллективами;
- Развить психологическую устойчивость военнослужащего к воздействиям опасных и вредных факторов военно-профессиональной деятельности и среды, воспитать у него эмоционально-волевые качества и дисциплинированность, необходимые для неуклонной реализации наиболее безопасного, но эффективного варианта решения задач военно-профессиональной деятельности.
Свойства системы возможно разделить на два разряда: общие и специфические. Общие свойства относят разработанную нами систему к классу педагогических систем: целостность, управляемость, целенаправленность, функциональность, эмерджентность. Специфические свойства подчеркивает особенность нашей педагогической системы, ориентированной на собственную специфическую цель: формирования у курсантов ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности. К специфическим свойствам отнесены:
интегративность – междисциплинарный характер формирования, включающий в себя единство теории и практики, учебного и воспитательного процессов;
нелинейность – учет влияния различных факторов военно-профессиональной деятельности, как стабилизирующего, так и дестабилизирующего характера.
Как было выявлено в ходе теоретико-методологического анализа, компонентами системы, обладающими специфическими функциями, выступают мотивационно-целевой, ресурсно-содержательный, организационно-методический, диагностико-оценочный компоненты. Каждый компонент имеет собственные функции, цель, задачи, содержательное наполнение, выражающееся в формах, методах, средствах педагогической работе с курсантами. Проведем характеристику каждого компонента системы.
Мотивационно-целевой компонент состоит из действий по формированию мотивов ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности, а также определяет цели формирования как прогнозируемые результаты деятельности. Целью компонента выступают мотивы ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности. Функции компонента: мотивирующая, стимулирующая, поддерживающая.
Под мотивом в нашем исследовании понимается причина, лежащая в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий активности курсанта по овладению ценностным отношением к безопасности в военно-профессиональной деятельности.
Схематично взаимосвязь компонентов в модели системы представлена на рисунке.
Взаимосвязь компонентов системы формирования у курсантов ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности
Функция мотивации основана на необходимости актуализации в процессе среднего профессионального военного образования мотивов и мотивационных комплексов безопасного типа поведения и самостоятельного развития безопасного типа поведения. Формами реализации мотивационно-целевого компонента являются интерактивные мероприятия. Интерактивная форма – это диалоговое взаимодействие преподавателя и обучающегося, в ходе которого происходит пробуждение интереса у обучающихся, обеспечивается их активная и инициативная позиция, возрастает самостоятельность.
К формам организации работы с курсантами отнесены: круглый стол; кейс-ситуация с симуляционными действиями; деловая и ролевая игра; мастер-класс; техническое учение.
Ресурсно-содержательный компонент состоит из совокупности источников и средств образовательного процесса среднего военно-профессионального образовательного учреждения, обеспечивающих мотивацию, целеполагание, эмоционально-волевую и познавательную деятельность курсантов по формированию ценностного отношения к безопасности. Целью компонента является ресурсное обеспечение процесса формирования ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности. Функции компонента: обеспечивающая и поддерживающая.
Обеспечивающая функция включает в себя: нормативно-правовое обеспечение, формирующее правовое поле, в котором организуется и реализуется разрабатываемая технология; кадровое обеспечение, отражающее требования к составу и квалификации специалистов, востребованных для реализации технологии на практике; научно-методическое обеспечение, представляющее собой совокупность научных основ и методически оформленных инструментов реализации технологических задач, а также управления разрабатываемой технологией; материально-технический ресурс, понимаемый как совокупность финансовых средств, материально-технической базы обучения, которые могут быть использованы в процессе формирования безопасного типа поведения военнослужащих; информационный ресурс, включающий в себя объем доступной информации, используемой в процессе обучения, воспитания и самообразования военнослужащих, каналы ее получения, а также способы и механизмы информационного обмена.
Организационно-методический компонент заключается в непосредственной реализации программы формирования у курсантов ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности. Этот компонент объединяет в себя содержание деятельности педагогического состава.
Педагогические действия, содействующие активизации и закреплению внутренних детерминант безопасного типа поведения, могут осуществляться через:
- целенаправленное взаимодействие субъектов образовательного процесса;
- необходимым образом организованную военно-профессиональную деятельность субъектов;
- самообразование и самостоятельное профессиональное развитие.
Методическим обеспечением решения задач выступает совокупность специально подобранных форм, методов и средств, которые применяются преподавателем в образовательном процессе в каждом блоке программы.
Теоретический блок содержит в себе комплекс теоретических знаний о безопасности, безопасном типе поведении, опасных и вредных факторах военно-профессиональной деятельности и среды, требованиях безопасности при выполнении профессионально-квалификационных задач, а также о себе как субъекте безопасности. Основу содержания, включенного в данный блок, составляют единицы, определенные уже действующими приказами, положениями, инструкциями, программами боевой и командирской подготовки.
Формы: лекции, семинары, коллоквиумы, контрольный урок, самостоятельная работа, консультация, видео-урок, конференция.
Методы: рассказ, объяснение, изложение, анализ, синтез, обобщение, демонстрирование, иллюстрация, пример.
Средства: видеофильмы, учебная, познавательная, научная литература, Интернет-ресурсы в соответствии с программами дисциплин, мультимедийные презентации.
Блок опытно-практический включает в себя умения и навыки безопасного поведения в ходе выполнения задач военно-профессиональной деятельности; умения принятия наиболее рациональных с точки зрения безопасности управленческих решений (не снижающих эффективность выполнения задачи); способы физической и психологической защиты от опасных и вредных факторов, уклонения от них; способы восстановления и самостоятельной реабилитации; способы помощи пострадавшим; алгоритмы наиболее безопасных действий при выполнении задач согласно должностному предназначению. Кроме того, к данному блоку мы отнесли собственный или интериоризированный опыт военно-профессиональной деятельности, а также методы поиска, обработки и использования информации для самообразования.
Формы: практические занятия, полевые сборы, технические учения, круглый стол, мастер-класс, деловая игра, ролевая игра.
Методы: поощрение, оценка, стимулирование, практическая работа, упражнение.
Средства: военная техника, компьютерное оборудование, лабораторная техника.
Блок тренировочный объединяет часть содержания подготовки по специальным учебным дисциплинам, содержания групповой и индивидуальной воспитательной работы, которая может влиять на эмоционально-волевые качества, нервно-психическую устойчивость и дисциплинированность военнослужащего. В силу того, что перечисленные качества являются универсальным личностным основанием большинства профессиональных компетенций, их развитие предусмотрено уже существующими стандартами и учебными программами. Акцент на вопросы проявления перечисленных качеств в учебной деятельности достигается разбором действий и рефлексией.
Формы: технические учения, тренинг, консультации, практические работы, кейс-ситуация.
Методы: тренировка, упражнение, беседа, проблемный вопрос, личный пример, воспитывающая ситуация, поощрение, соревнование, одобрение, награждение.
Средства: тренинговые комнаты, комплекты кейс-заданий, техническое и лабораторное оборудование.
Диагностико-оценочный компонент заключается в интерактивном взаимодействии субъектов педагогического процесса относительно диагностики исходного и итогового уровня ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности у курсантов. Целью компонента является определение уровня ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности у курсантов. Функции компонента: диагностическая и оценочная.
Результат функционирования системы отражается в достижении каждой составляющей ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности определенного уровня. В обобщенном виде ожидаемый результат представлен как совокупность мотива ценностного отношения к безопасности, эмоционально устойчивого поведения, оценочной позиции курсанта к безопасности в военно-профессиональной деятельности и интереса к овладению способами безопасного поведения. Каждая из перечисленных составляющих результата должна быть достигаема, диагностируема и прогнозируема в своих достижениях.
Поскольку необходимо изучить ценностное отношение к безопасности в военно-профессиональной деятельности у курсантов со всех сторон, возникает потребность разработки критериев этого явления, отражающих весь спектр его характеристик.
Воспользуемся следующими требованиями к критериям, сформулированными А. В. Барабанщиковым, В. П. Давыдовым, Э. П. Утликом, Н. Ф. Феденко: во-первых, критерии должны быть объективными, то есть отражать признаки, присущие изучаемому предмету независимо от сознания и воли субъекта; во-вторых, необходимо, чтобы критерии содержали существенные признаки предмета; в-третьих, эти признаки должны быть постоянными и устойчивыми; в-четвертых, характерным признаком критериев является их повторяемость в предмете; в-пятых, при выработке критериев необходимо исходить из целей, задач, функций, содержания конкретного педагогического исследования [2].
Ориентируясь на данные требования, мы разработали критериально-уровневую шкалу ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности у курсантов. При этом выделено четыре уровня, конкретизирующих степень его выраженности сформированности.
Низкий уровень обусловлен сознательным выбором военнослужащим небезопасных способов решения задач военно-профессиональной деятельности, а в повседневной жизни сознательным осуществлением действий, несущих потенциальную или реальную угрозу для него или для окружающих.
Средний уровень характеризуется отсутствием, наличием умеренного стремления у военнослужащего к безопасному поведению; при выборе способа решения задач военно-профессиональной деятельности военнослужащий в основном руководствуется соображениями безопасности, а в повседневной жизни может действовать все-таки угрожающе для себя или для окружающих, ситуативно проявляя ценностное отношение к безопасности.
Уровень выше среднего определяется преимущественно внешними детерминантами, моральными правилами, требованиями со стороны, а также боязнью санкций.
Высокий уровень характеризуется активностью и устойчивостью внутренних детерминант безопасного типа поведения военнослужащих.
Таким образом, критериально-уровневые описательные характеристики ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности позволили завершить целостную картину модели системы формирования ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности.
Библиографическая ссылка
Переверзев А.Г. МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У КУРСАНТОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К БЕЗОПАСНОСТИ В ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24777 (дата обращения: 16.10.2024).