Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У КУРСАНТОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К БЕЗОПАСНОСТИ В ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Переверзев А.Г. 1
1 ФГБОУ ВПО Челябинский государственный педагогический университет
В статье рассмотрены необходимые действия по разработке модели системы формирования у курсантов среднего профессионального военного образования ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности. Определена цель и поставлены задачи разрабатываемой системы. Рассмотрены компоненты модели, каждый из которых имеет собственные функции, цель, задачи, содержательное наполнение, выражающееся в формах, методах, средствах педагогической работы с курсантами. Проведена характеристика каждого компонента системы. Результат функционирования системы отражается в достижении каждой составляющей ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности определенного уровня. Разработана критериально-уровневая шкала ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности у курсантов среднего профессионального военного образования. При этом выделено четыре уровня, конкретизирующих степень его выраженности сформированности.
модель
ценностное отношение
военно-профессиональная деятельность
курсанты
среднее профессиональное военное образование.
1. Афанасьев В.Г. Мир живого. Системность, эволюция, управление / В.Г. Афанасьев. – М.: ЛКИ, 2010. – 336 с.
2. Барабанщиков A.B. и др. Основы военной психологии и педагогики / А.В. Барабанщиков, В.П. Давыдов, Н.Ф. Феденко. – М.: Просвещение, 1988. – 269 с.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
4. Веников В.А. Теория подобия и моделирования / В.А. Веников; 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1984. – 439 с.
5. Глинский Б.А. и др. Моделирование как метод научного исследования / Б.А. Глинский, Б.С. Грязнов, Б.С. Дынин, Е.П. Никитин. – М.: МГУ, 1965. – 248 с.
6. Гузеев В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий / В.В. Гузеев. – М.: Сентябрь, 2006. – 192 с.
7. Новик И.Б. О моделировании сложных систем / И.Б. Новик. – М.: Мысль, 1965. – 335 с.
8. Селевко Г.К. Социально-воспитательные технологии / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 176 с.
9. Чошанов М.А. Инженерия обучающих технологий / М.А. Чошанов. – М.: Бином, 2010. – 240 с.
10. Штофф В.А. Моделирование и философия / В.А. Штофф. – М.: Наука, 1966. – 304 с.

Формирование у курсантов ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности является специально организованным процессом, имеющим цель, задачи, соответствующую структуру и обязательный компонентный состав, включающий педагогическую диагностику, целеполагание, мотивирование, организацию педагогического взаимодействия, оценку, анализ, корректировку, то есть является, по сути, педагогической системой. Она обладает внешними связями с более широкой системой – системой военно-профессионального образования России, в котором выделяется ступень среднего военно-профессионального образования, направленного, как уже отмечалось ранее, на подготовку специалиста, способного и готового решать сложные профессиональные задачи в рамках своих должностных обязанностей.

Для проведения разработки модели системы формирования у курсантов ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности использован метод моделирования, предусматривающий создание аналога исследуемого объекта, тождественного ему в наиболее существенных для данного исследования характеристиках. В ходе моделирования использовались положения, высказанные В. Г. Афанасьевым [1], В. А. Вениковым [4], Б. А. Глинским [5], И. Б. Новиком [7], В. А. Штоффом [10] и др.

Модель системы формирования у курсантов ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности определяется как графическое и словесно-логическое описание, позволяющее реализовывать систему в образовательном процессе учреждения среднего профессионального военного образования и управлять ее функционированием.

На основании анализа материалов исследований В. П. Беспалько [3], В. В. Гузеева [6], Г. К. Селевко [8], М. А. Чошанова [9], характеризующих процессы целеполагания, выразим следующие требования к постановке цели и задач разрабатываемой системы:

- реальность и достижимость;

- проверяемость через объективные показатели;

-детализируемость и возможность формулировки четких педагогических задач через поддержку соответствующим ресурсом и методом педагогической деятельности.

С учетом этих требований определена следующая цель системы: сформировать у курсантов ценностное отношение к безопасности в военно-профессиональной деятельности.

Поскольку результатом функционирования системы должно стать ценностное отношение к безопасности в военно-профессиональной деятельности у курсантов, то задачи должны означать реальные шаги по достижению этого результата:

  1. Сформировать у военнослужащего необходимый комплекс знаний и представлений об угрозах его безопасности, безопасном типе поведения при выполнении задач военно-профессиональной деятельности и себе как ее субъекте, обладающем определенной степенью безопасности;
  2. На основе личного опыта военнослужащего, полученных им умений и навыков, добиться уверенного владения способностью принятия и реализации наиболее безопасных вариантов решения профессиональных задач по управлению высокотехнологичным вооружением и техникой, а также первичными воинскими коллективами;
  3. Развить психологическую устойчивость военнослужащего к воздействиям опасных и вредных факторов военно-профессиональной деятельности и среды, воспитать у него эмоционально-волевые качества и дисциплинированность, необходимые для неуклонной реализации наиболее безопасного, но эффективного варианта решения задач военно-профессиональной деятельности.

Свойства системы возможно разделить на два разряда: общие и специфические. Общие свойства относят разработанную нами систему к классу педагогических систем: целостность, управляемость, целенаправленность, функциональность, эмерджентность. Специфические свойства подчеркивает особенность нашей педагогической системы, ориентированной на собственную специфическую цель: формирования у курсантов ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности. К специфическим свойствам отнесены:

интегративность – междисциплинарный характер формирования, включающий в себя единство теории и практики, учебного и воспитательного процессов;

нелинейность – учет влияния различных факторов военно-профессиональной деятельности, как стабилизирующего, так и дестабилизирующего характера.

Как было выявлено в ходе теоретико-методологического анализа, компонентами системы, обладающими специфическими функциями, выступают мотивационно-целевой, ресурсно-содержательный, организационно-методический, диагностико-оценочный компоненты. Каждый компонент имеет собственные функции, цель, задачи, содержательное наполнение, выражающееся в формах, методах, средствах педагогической работе с курсантами. Проведем характеристику каждого компонента системы.

Мотивационно-целевой компонент состоит из действий по формированию мотивов ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности, а также определяет цели формирования как прогнозируемые результаты деятельности. Целью компонента выступают мотивы ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности. Функции компонента: мотивирующая, стимулирующая, поддерживающая.

Под мотивом в нашем исследовании понимается причина, лежащая в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий активности курсанта по овладению ценностным отношением к безопасности в военно-профессиональной деятельности.

Схематично взаимосвязь компонентов в модели системы представлена на рисунке.

 

Взаимосвязь компонентов системы формирования у курсантов ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности

 

Функция мотивации основана на необходимости актуализации в процессе среднего профессионального военного образования мотивов и мотивационных комплексов безопасного типа поведения и самостоятельного развития безопасного типа поведения. Формами реализации мотивационно-целевого компонента являются интерактивные мероприятия. Интерактивная форма – это диалоговое взаимодействие преподавателя и обучающегося, в ходе которого происходит пробуждение интереса у обучающихся, обеспечивается их активная и инициативная позиция, возрастает самостоятельность.

К формам организации работы с курсантами отнесены: круглый стол; кейс-ситуация с симуляционными действиями; деловая и ролевая игра; мастер-класс; техническое учение.

Ресурсно-содержательный компонент состоит из совокупности источников и средств образовательного процесса среднего военно-профессионального образовательного учреждения, обеспечивающих мотивацию, целеполагание, эмоционально-волевую и познавательную деятельность курсантов по формированию ценностного отношения к безопасности. Целью компонента является ресурсное обеспечение процесса формирования ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности. Функции компонента: обеспечивающая и поддерживающая.

Обеспечивающая функция включает в себя: нормативно-правовое обеспечение, формирующее правовое поле, в котором организуется и реализуется разрабатываемая технология; кадровое обеспечение, отражающее требования к составу и квалификации специалистов, востребованных для реализации технологии на практике; научно-методическое обеспечение, представляющее собой совокупность научных основ и методически оформленных инструментов реализации технологических задач, а также управления разрабатываемой технологией; материально-технический ресурс, понимаемый как совокупность финансовых средств, материально-технической базы обучения, которые могут быть использованы в процессе формирования безопасного типа поведения военнослужащих; информационный ресурс, включающий в себя объем доступной информации, используемой в процессе обучения, воспитания и самообразования военнослужащих, каналы ее получения, а также способы и механизмы информационного обмена.

Организационно-методический компонент заключается в непосредственной реализации программы формирования у курсантов ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности. Этот компонент объединяет в себя содержание деятельности педагогического состава.

Педагогические действия, содействующие активизации и закреплению внутренних детерминант безопасного типа поведения, могут осуществляться через:

  • целенаправленное взаимодействие субъектов образовательного процесса;
  • необходимым образом организованную военно-профессиональную деятельность субъектов;
  • самообразование и самостоятельное профессиональное развитие.

Методическим обеспечением решения задач выступает совокупность специально подобранных форм, методов и средств, которые применяются преподавателем в образовательном процессе в каждом блоке программы.

Теоретический блок содержит в себе комплекс теоретических знаний о безопасности, безопасном типе поведении, опасных и вредных факторах военно-профессиональной деятельности и среды, требованиях безопасности при выполнении профессионально-квалификационных задач, а также о себе как субъекте безопасности. Основу содержания, включенного в данный блок, составляют единицы, определенные уже действующими приказами, положениями, инструкциями, программами боевой и командирской подготовки.

Формы: лекции, семинары, коллоквиумы, контрольный урок, самостоятельная работа, консультация, видео-урок, конференция.

Методы: рассказ, объяснение, изложение, анализ, синтез, обобщение, демонстрирование, иллюстрация, пример.

Средства: видеофильмы, учебная, познавательная, научная литература, Интернет-ресурсы в соответствии с программами дисциплин, мультимедийные презентации.

Блок опытно-практический включает в себя умения и навыки безопасного поведения в ходе выполнения задач военно-профессиональной деятельности; умения принятия наиболее рациональных с точки зрения безопасности управленческих решений (не снижающих эффективность выполнения задачи); способы физической и психологической защиты от опасных и вредных факторов, уклонения от них; способы восстановления и самостоятельной реабилитации; способы помощи пострадавшим; алгоритмы наиболее безопасных действий при выполнении задач согласно должностному предназначению. Кроме того, к данному блоку мы отнесли собственный или интериоризированный опыт военно-профессиональной деятельности, а также методы поиска, обработки и использования информации для самообразования.

Формы: практические занятия, полевые сборы, технические учения, круглый стол, мастер-класс, деловая игра, ролевая игра.

Методы: поощрение, оценка, стимулирование, практическая работа, упражнение.

Средства: военная техника, компьютерное оборудование, лабораторная техника.

Блок тренировочный объединяет часть содержания подготовки по специальным учебным дисциплинам, содержания групповой и индивидуальной воспитательной работы, которая может влиять на эмоционально-волевые качества, нервно-психическую устойчивость и дисциплинированность военнослужащего. В силу того, что перечисленные качества являются универсальным личностным основанием большинства профессиональных компетенций, их развитие предусмотрено уже существующими стандартами и учебными программами. Акцент на вопросы проявления перечисленных качеств в учебной деятельности достигается разбором действий и рефлексией.

Формы: технические учения, тренинг, консультации, практические работы, кейс-ситуация.

Методы: тренировка, упражнение, беседа, проблемный вопрос, личный пример, воспитывающая ситуация, поощрение, соревнование, одобрение, награждение.

Средства: тренинговые комнаты, комплекты кейс-заданий, техническое и лабораторное оборудование.

Диагностико-оценочный компонент заключается в интерактивном взаимодействии субъектов педагогического процесса относительно диагностики исходного и итогового уровня ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности у курсантов. Целью компонента является определение уровня ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности у курсантов. Функции компонента: диагностическая и оценочная.

Результат функционирования системы отражается в достижении каждой составляющей ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности определенного уровня. В обобщенном виде ожидаемый результат представлен как совокупность мотива ценностного отношения к безопасности, эмоционально устойчивого поведения, оценочной позиции курсанта к безопасности в военно-профессиональной деятельности и интереса к овладению способами безопасного поведения. Каждая из перечисленных составляющих результата должна быть достигаема, диагностируема и прогнозируема в своих достижениях.

Поскольку необходимо изучить ценностное отношение к безопасности в военно-профессиональной деятельности у курсантов со всех сторон, возникает потребность разработки критериев этого явления, отражающих весь спектр его характеристик.

Воспользуемся следующими требованиями к критериям, сформулированными А. В. Барабанщиковым, В. П. Давыдовым, Э. П. Утликом, Н. Ф. Феденко: во-первых, критерии должны быть объективными, то есть отражать признаки, присущие изучаемому предмету независимо от сознания и воли субъекта; во-вторых, необходимо, чтобы критерии содержали существенные признаки предмета; в-третьих, эти признаки должны быть постоянными и устойчивыми; в-четвертых, характерным признаком критериев является их повторяемость в предмете; в-пятых, при выработке критериев необходимо исходить из целей, задач, функций, содержания конкретного педагогического исследования [2].

Ориентируясь на данные требования, мы разработали критериально-уровневую шкалу ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности у курсантов. При этом выделено четыре уровня, конкретизирующих степень его выраженности сформированности.

Низкий уровень обусловлен сознательным выбором военнослужащим небезопасных способов решения задач военно-профессиональной деятельности, а в повседневной жизни сознательным осуществлением действий, несущих потенциальную или реальную угрозу для него или для окружающих.

Средний уровень характеризуется отсутствием, наличием умеренного стремления у военнослужащего к безопасному поведению; при выборе способа решения задач военно-профессиональной деятельности военнослужащий в основном руководствуется соображениями безопасности, а в повседневной жизни может действовать все-таки угрожающе для себя или для окружающих, ситуативно проявляя ценностное отношение к безопасности.

Уровень выше среднего определяется преимущественно внешними детерминантами, моральными правилами, требованиями со стороны, а также боязнью санкций.

Высокий уровень характеризуется активностью и устойчивостью внутренних детерминант безопасного типа поведения военнослужащих.

Таким образом, критериально-уровневые описательные характеристики ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности позволили завершить целостную картину модели системы формирования ценностного отношения к безопасности в военно-профессиональной деятельности.


Библиографическая ссылка

Переверзев А.Г. МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У КУРСАНТОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К БЕЗОПАСНОСТИ В ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24777 (дата обращения: 16.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674