Целью представленного исследования является анализ необходимости и условий для внедрения инклюзивного образования в ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет», выявление основных факторов, препятствующих включению людей с ограниченными физическими возможностями в образовательный процесс.
Расширение образовательного пространства – это закономерный этап социального развития общества. Доступность образования, как физическая, так и институциональная, играет ключевую роль в процессах включения населения в образовательную практику. В сегодняшнем контексте особое значение имеет приобщение к образованию людей с ограниченными физическими возможностями, путем создания специальных условий в обычных образовательных учреждениях.
В настоящем исследовании применены методы анализа, синтеза и обобщения первичных данных, применяемых в ходе подготовки проекта «Университетская модель инклюзивного образования». Метод педагогического наблюдения был применен в процессе проведения первого мероприятия с детьми и студентами с ОВЗ. Изучение педагогического опыта применялось при конструировании проекта, определении его целей и задач. Изучение педагогической литературы и документации использовалось для уточнения, дополнения и адаптирования построенной модели к условиям университета. Применение терминологических методов было продиктовано необходимостью глубже проникнуть сущность изучаемой проблемы.
Различные философские дисциплины дают возможность мировоззренческого изучения проблем инклюзивного образования. Так, с позиций философской и педагогической антропологии исследователи могут подойти к изучению антропологических аспектов проблемы обучения и развития человека с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования, исходя из положения о том, что человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности в большей мере, чем любое человеческое существо, нуждается в образовании, которое делает для него возможным саморазвитие и самореализацию как единство телесного, духовного и душевного развития.
Аксиологические позиции некоторых современных философских направлений помогают анализировать проблемы ценностного отношения к самому феномену инклюзивного образования и человека с ограниченными возможностями в условиях этого образования; результаты этого осмысления могут быть приложимы к решению онтологических проблем, таких, например, как проблема качества бытия человека с ограниченными возможностями при наличии и отсутствии инклюзивного обучения. Исследование философских проблем инклюзии не может обойти вниманием вопросы этики – норм и правил человеческого поведения, обязанностей людей по отношению друг к другу в условиях совместного обучения, проблему формирования этоса инклюзивной образовательной среды под влиянием гуманистической этики. В последние годы внимание исследователей привлекают проблемы педагогической деонтологии – долга, моральных требований и нормативов как специфической для нравственности формы проявления социальной необходимости в профессиональной деятельности педагога, в том числе и педагога, работающего в условиях инклюзии [4, c. 9-10].
В педагогике инклюзивное образование рассматривают как процесс развития общего образования, который подразумевает доступность обучения для всех, в плане приспособления к различным нуждам каждого ребенка, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. В его основу положено убеждение об исключении любой дискриминации личности и равного отношения ко всем людям. Идея инклюзивного обучения как педагогической системы, органично соединяющей специальное и общее образование, принадлежит Л.С. Выготскому, который в 30-е годы 20 века одним из первых обосновал необходимость такого подхода. Его мысли о связи между социальной активностью, социальном окружении и индивидуальным развитием человека заложили методологическую основу социально-образовательной интеграции детей с проблемами в развитии [1, c. 17].
Инклюзия и инклюзивное образование – процесс развития образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех студентов, что обеспечивает доступ к образованию для людей с особыми потребностями. Стратегия формирования человеческого и социального капитала в этой важнейшей социальной сфере во многом связана с успешным решением проблемы равной доступности высшего образования для всех социальных групп общества, которая означает учет разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей обучающихся.
Долгое время людей с особенностями физического развития исключали из системы образования, сегрегируя их в сегменте специального образования, в учреждениях интернатного типа. Однако ситуация стала меняться вместе с демократизацией системы образования в 1990-е гг., когда появилась возможность вовлечения особенных обучающихся в образовательную среду. На Саламанксской международной конференции по образованию лиц с особыми потребностями было принято универсальное международное определение инклюзивного образования. «Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе» [5].
Инклюзия сегодня стратегия не только образовательной, но и социальной политики, подразумевающей создание условий для всестороннего включения в экономические, общественно-политические, социокультурные процессы людей, чей человеческий потенциал до сих пор не был использован. Актуализирует проблему образовательной и социальной инклюзии рост числа детей с ОВЗ. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн детей с ограниченными возможностями (8 % всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети с инвалидностью. При этом необходимо заметить, что более половины детей с ограниченными возможностями здоровья обучается в условиях обычных общеобразовательных учреждений. По данным за 2011 год, в России около 35 тыс. детей не получают образование, в том числе около 17 тыс. детей – по причине здоровья. Около 29 тыс. детей с нарушением умственного развития фактически изолированы от общества и образования в детских домах-интернатах системы социальной защиты. Более 44 тыс. ребят обучаются на дому, находясь в затрудненных условиях выхода из дома [3, c.26].
В Республике Бурятия, по данным Министерства образования и науки, на 1 сентября 2012 года во всех типах и видах образовательных учреждений республики обучалось 9339 детей с ограниченными возможностями здоровья (из них 1033 ребёнка с инвалидностью в обычных классах общеобразовательных школ). При этом 1400 детей с ограниченными возможностями здоровья (14 %) обучается в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. 175 детям рекомендовано обучение по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений, но родители отвели их в общеобразовательную школу по месту жительства. На дому обучался 1361 ребёнок с ограниченными возможностями здоровья [1].
В Республике Бурятия много лет существует отлаженный механизм обучения детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях различных видов.
Представлены такие виды коррекционных образовательных учреждений:
- одно образовательное учреждение I–II вида (для глухих и слабослышащих детей) – 189 детей;
- одно образовательное учреждение III–IV вида (для слепых и слабовидящих детей) – всего 100 детей;
- одно образовательное учреждение V вида (для детей с тяжелыми нарушениями речи) – всего 125 детей;
- 8 образовательных учреждений VIII вида (для детей с умственной отсталостью) – 986 детей [1].
Очевидно, что большое количество детей с особыми образовательными потребностями является фактором, определяющим развитие инклюзивной педагогики и инклюзивного образования. Современная образовательная система признает людей с ограниченными возможностями здоровья в качестве субъектов образовательного процесса, наделяя их статусом людей с особыми образовательными потребностями. За правовым признанием полноправности инвалидов в образовательном процессе должно следовать учебно-методическое и научно-исследовательское сопровождение. Однако, если в системе общего образования подобные разработки достаточно разнообразны, то в системе высшего профессионального образования их удельный вес не высок, что особенно относится к региональным вузам.
Внедрением инклюзивного образования в Республике Бурятия занимается региональный общественный фонд инвалидов-колясочников «Общество без барьеров». Мероприятия общества направлены на популяризацию идеи инклюзивного образования. Инклюзивные технологии апробируют школы города Улан-Удэ и районов республики, такие как школы № 4, 20 и 13, школа № 2 города Кяхты. Правительством республики приняты ряд нормативно-правовых актов, регулирующих практику внедрения инклюзивного образования, а именно: постановление правительства РБ от 24.05.2010 г. №185 «Об утверждении республиканской целевой программы «Доступная среда» на 2010-2017 годы»; постановление правительства РБ от 28.05.2013 г. № 258 «Об утверждении Концепции развития инклюзивного образования в Республике Бурятия». Все это говорит об очевидной важности идеи включения человека с ограниченными возможностями здоровья в полноценную социальную жизнь.
Востребованность инклюзивных технологий и инклюзивной практики для Бурятского государственного университета, где обучаются 140 студентов с ограниченными возможностями и работают 46 сотрудников с различными формами инвалидности, несомненна. Но условия для полноценного включения студентов с ограниченными возможностями в университетскую жизнь не созданы. В университете только начинает формироваться безбарьерная среда, техническая база, включающая компьютеры для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата, специальные устройства, преобразовывающие речь преподавателя для слабослышащих студентов. Для слабовидящих студентов был адаптирован официальный сайт Бурятского государственного университета. Однако методические и психолого-педагогические компоненты, облегчающие процесс обучения и интеграции студентов с ОВЗ инвалидностью, отсутствуют.
Этап становления проходит и безбарьерная среда университета. Не все здания оснащены пандусами, при том, что наличие пандуса, расположенного во внешней стороне здания, не гарантирует беспрепятственное передвижение студента-колясочника внутри вуза. Во многих зданиях отсутствуют лифты, приспособления для плохо передвигающихся студентов, специальные туалетные комнаты. Вуз не оборудован указателями и табличками со шрифтом Брайля, нет комнат отдыха для студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Указанные факторы легли в основу разработки кафедрой всеобщей и отечественной истории грантового проекта «Университетская модель инклюзивного образования». Функционирование данного проекта началось в феврале 2016 г. и завершится в феврале 2017 г. Осуществление данного проекта преследует цель изучения и формирования условий для функционирования системы инклюзивного образования и доступной среды в Бурятском государственном университете.
По мнению авторов проекта, апробация и внедрение качественно новых – инклюзивно-социальных технологий создаст дополнительные преимущества вузу с точки зрения доступности образования для определенных слоев населения, повысит его привлекательность для абитуриентов, создаст условия для появления нового научного направления.
Осуществление предлагаемого проекта направлено на проведение научного исследования и мероприятий, которые станут основой для внедрения базовых принципов инклюзивного образования в учебный процесс университета, а именно:
- Разработка концептуальных основ инклюзивного образования студентов-инвалидов, системы локальных правовых актов.
- Формирование банка научно-методических разработок (УМК, РПД, пособий).
- Продолжение учета студентов-инвалидов, расширение его функций до системы учета образовательных потребностей.
- Анализ текущего применения комплекса информационно-коммуникационных технологий, разработка методов и форм постоянного взаимодействия студента и преподавателя через систему интернет-обучения.
Конечным итогом реализации проекта станет создание модели университетской системы инклюзивного образования, ее основных параметров. Разработка данной научно-теоретической модели позволит учесть как положительные, так и отрицательные характеристики процесса внедрения инклюзивного образования, определить степень готовности университета к принятию студентов с ОВЗ и инвалидностью, разрешить ряд первичных вопросов. Подобное моделирование объединит научно-методические и практические мероприятия в области применения принципов инклюзии.
В ходе подготовки и презентации проекта был сделан предварительный анализ контингента студентов с ограниченными возможностями здоровья, в ходе которого было выявлено, что наиболее распространенными нозологиями являются заболевания опорно-двигательного аппарата, соматические заболевания, нарушения зрения и слуха. На мероприятии-презентации проекта удалось пообщаться с представителями студентов и школьников с ограниченными возможностями здоровья и выявить ряд конкретных затруднений в ходе образовательного процесса.
Таким образом, проведенный анализ и практическое наблюдение позволяют сделать вывод о востребованности инклюзивных технологий в образовательном процессе Бурятского государственного университета. Инклюзивная практика позволит студентам с ограниченными возможностями получить качественное высшее образовании, а значит, даст возможность стать равноправными членами общества.
Статья опубликована при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Бурятский государственный университет» в рамках гранта «Университетская модель инклюзивного образования».
Библиографическая ссылка
Жукова Н.Е., Палхаева Е.Н. УНИВЕРСИТЕТСКАЯ МОДЕЛЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОТ ИДЕИ К ПРАКТИКЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24748 (дата обращения: 11.10.2024).