Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПОСРЕДСТВОМ ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО ИСКУССТВА (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ШКОЛЫ ДИЗАЙНА КОСТЮМА)

Амиржанова А.Ш. 1
1 ФГБОУ ВО «Омский университет дизайна и технологий»
В данной статье автор придерживается мнения, что ценность показа и изучения изделий традиционного народного искусства позволяет не только воспитывать у студентов культуру восприятия материального мира, формировать эстетический вкус, но и развивать определенные умения и навыки, необходимые в их проектной деятельности. Также автор считает, что при проведении теоретических и практических дисциплин для качественного развития художественного восприятия у будущих дизайнеров, необходимо создавать определенные педагогические условия. В тексте автор представил подробные структурные компоненты системы развития художественного восприятия на занятиях по проектированию. По мнению автора статьи, студентам, овладевшим основами декоративного творчества на материале народного, затем классического и современного декоративно-прикладного искусства, легче сделать следующий шаг в освоении специфики образного языка других видов пластических искусств.
восприятие
материальный мир
вкус
идеал
симметрия
ритм
пропорция.
1. Амиржанова А.Ш. Формирование общекультурных компетенции в профессиональной деятельности дизайнеров посредством искусства // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=23541.
2. Амиржанова А.Ш. Развитие художественного восприятия студентов специальности «Декоративно-прикладное искусство» (на примере домовой резьбы): дис. канд. … пед. наук [Текст] / А.Ш. Амиржанова. – Омск, 2009. – 163 с.
3. Ивахнова Л.А. Профессиональная деятельность учителя изобразительного искусства [Текст]: учебное пособие / Л.А. Ивахнова. – 2-е изд., перераб. – Омск: ОмГПУ, 2003. – С. 19.
4. Ломов Б.Ю. Формирование графических знаний и навыков у учащихся [Текст] / Б.Ю. Ломов. – М.: Изд-во Акад. Наук РСФСР, 1959. – С. 98.
5. Мельникова О.П. Роль слайдов в формировании художественного восприятия произведений изобразительного искусства у будущих учителей [Текст] / О.П. Мельникова // Формирование художественно-творческой активности студентов. – А-Ата, 1981. – С. 31.
6. Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе [Текст] / А.С. Хворостов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – С. 29-67.
7. Шпикалова Т.Я. Декоративное творчество школьников и художественные народные промыслы [Текст] / Т.Я. Шпикалова. – М.: Просвещение, 1973. – С. 34.

Одной из основных задач нашего общества, встающих перед системой современного образования, является формирование культуры личности. Актуальность представленной темы связана с пересмотром системы жизненных и художественно-эстетических ценностей. Формирование культуры подрастающего поколения невозможно без обращения к художественным ценностям, к традициям народного искусства, накопленных обществом в процессе своего существования [1].

Так, произведения традиционного народного искусства при умелом и систематическом использовании оказывают существенное эстетическое воздействие на будущих дизайнеров, развивают их художественное восприятие и являются эффективным стимулом в процессе проектной деятельности. В связи с этим в современных условиях объективно повышается роль и ответственность преподавателей за способы и результаты использования традиционного народного наследия в процессе воспитания и усовершенствования профессиональных навыков студентов направления «Дизайн». Очевидно, что главной задачей в процессе проектной деятельности на занятиях по дисциплинам специального цикла является развитие художественного восприятия студентов посредством освоения основ народного искусства. Таким образом, цель нашего исследования – выявить систему формирования художественного восприятия у будущих дизайнеров на занятиях по проектированию, используя изделия и предметы прикладного и ремесленного производства.

Ведущие ученые подчеркивают, что ценность показа изделий традиционного народного искусства и ремесленного производства объясняется следующими важными причинами: произведения этого вида искусства позволяют воспитывать определенную культуру восприятия материального мира, способствующую формированию эстетического отношения к действительности, помогают познать художественно-выразительные средства других видов искусства. Наряду с формированием эстетического вкуса, они дают возможность «вооружать студентов техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, способствуют психологической и практической подготовке к труду и выбору деятельности» [6].

По мнению Т. Я. Шпикаловой, приобщая студентов к традиционному народному искусству, необходимо учитывать следующее:

– народное искусство – своеобразный катализатор творчества студентов;

– в народном искусстве аккумулируется традиционный художественный опыт поколений;

– произведения народного и декоративно-прикладного искусства, наравне с другими видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура), способствуют формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, первоначальным навыкам и умениям работы с различными материалами, активизации личности [7].

Основными структурными компонентами системы развития художественного восприятия в процессе проектной деятельности будущих дизайнеров являются:

– методологические и педагогические принципы, служащие основой построения и функционирования системы развития восприятия обучаемых;

– цель и совокупность задач эстетической подготовки студента;

– содержание эстетической подготовки студента: специфические качества, отраженные в трудовой, учебной, научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов, в окружающей пространственно-производственной среде, природе, человеческих взаимоотношениях, в искусстве;

– педагогические условия реализации системы: формы, методы обучения, воспитания, самовоспитания, научно-исследовательской работы;

– управление системой в соответствии с особенностями субъектов эстетического взаимодействия (с одной стороны, это преподаватели определенных дисциплин, кураторы студенческих групп, руководители студии, научно-исследовательских кружков, с другой стороны – студенты) [6].

Проблемы теории и истории традиционных народных промыслов в процессе подготовки будущих дизайнеров должны быть предметом изучения в специальных или факультативных учебных курсах. Высокий уровень методического обеспечения системы на занятиях по истории традиционных народных промыслов предполагает включение эстетического аспекта в общие формы и методы обучения и воспитания, а также применение специальных форм и методов, ориентированных на восприятие и изучение эстетических объектов действительности, произведений народного и декоративно-прикладного искусства, активную профессионально-эстетическую деятельность, контроль и учет результатов воспитательной работы [3].

Эмоционально-эстетическому воздействию теоретических лекционных дисциплин способствуют их высокий научно-теоретический уровень; соединение научного и учебного начала; связь каждой лекции с предшествующей; систематичность в изложении; гармоническое соотношение теоретических рассуждений и фактического материала; педагогически целесообразная демонстрация наглядных пособий, экспериментов, произведений традиционного народного искусства; проблемность изложения; эмоционально-эстетическое отношение преподавателя к излагаемому материалу и студентам; культура речи преподавателя; культура его общения со студенческой аудиторией.

Следует отметить, что на занятиях по проектированию студенты обладают наиболее благоприятными возможностями для развития личности благодаря широкому разнообразию используемых приемов, технологий, материалов в учебном процессе, позволяющих каждому студенту разработать индивидуальную конструкцию, форму и декоративные элементы костюма.

Кроме того, в процессе знакомства и работы с произведениями народных мастеров студенты приобретают не только художественные умения и навыки, но и постигают специфику данного вида творчества. Перед ними открывается удивительный и неведомый мир прекрасного; они становятся свидетелями поистине мудрого и образно-философского отношения своих далеких предков к окружающей природе и вещами. К сказанному можно добавить, что взаимосвязь современного и народного, направленная на соприкосновение различных традиций, во-первых, воспитывает любовь к родному краю, во-вторых, формирует бережное отношение к творческому труду предков, в-третьих, воспитывает эстетическое отношение к миру.

Доступность восприятия в сочетании с возможностью практического выполнения образцов народного костюма, как в материале, так и в имитационных техниках, становится одним из определяющих и эффективных условий в процессе разработки и проектирования костюма.

На занятиях по проектированию должны быть созданы определенные педагогические условия, способствующие развитию художественного восприятия у будущих дизайнеров. А в частности, в процессе проектной деятельности на занятиях по проектированию следует выполнять зарисовки, эскизы костюма по памяти и по представлению, которые способствуют развитию зрительной памяти. Творческая деятельность на занятиях по проектированию способствует развитию чувствительности зрительного анализатора, который обеспечивает восприятие и передачу пропорций, особенностей соотношения объемной и плоской формы, пространственных отношений, ритма и т.д. В системе профессиональной подготовки будущих дизайнеров изучение традиций изготовления народного костюма дает возможность студентам более глубокого познания законов симметрии, ритма, цвета, пропорции и формы, формирует умения и навыки работы с различными материалами.

Приобщение студентов начальных курсов к традиционному народному искусству, на наш взгляд, целесообразно начать со знакомства с орнаментом, поскольку искусство (ремесло) орнамента с незапамятных времен является основой, фундаментом практически всех видов прикладного искусства.

Основным направлением в процессе освоения орнамента является: создание простейших композиций, разнообразие художественных решений в процессе изображения элементов орнамента, знакомство с творчеством народных мастеров, нахождение соразмерности элементов узора, взаимосвязи цветовых отношений и т.д.

В орнаменте ритм выражен через предельно ясные и четко соподчиненные акценты и повторения орнаментальных мотивов или фрагментов, просветов фона, цветовых пятен, наклонов, поворотов и т. д. Любой орнамент представляет собой форму, состоящую из отдельных элементов, ритмичную, структурированную. Поэтому ритм в орнаменте, вследствие закона зрительного восприятия, носит характер прерывного движения. Наш глаз как бы следует за размерным повтором элемента, что и определяет ритмометрический ряд орнамента.

Слово «симметрия» означает «соразмерность», что определяет гармонию в природе и искусстве. Симметрия встречается повсюду: в строении листьев и цветов растений, в облике человеческого тела и животных и т. д. Симметрию нередко можно обнаружить в живописи, скульптуре, музыке, поэзии, симметрические движения составляют основу танца. Знание закономерностей симметричного построения декоративного изображения значимо при композиционном реалистическом изображении на плоскости [2].

Что касается понятия колорита, то студентами оно осваивается в процессе проектной деятельности или рисования с натуры, а также по памяти и воображению. Такие понятия, как ритм, пространство также осваиваются студентом в различных видах деятельности. Однако традиционное народное искусство со своим ярким своеобразием, впечатляющей искренностью и эмоциональной насыщенностью более близко студенту, чем сложные композиционно-пространственные реалистические изображения пейзажей, натюрмортов и других видов академического искусства, т. к. с «предметами декоративного искусства, игрушками, предметами быта, домашней утварью ребенок встречается с момента своего рождения и в течение жизни [4].

Студентам, овладевшим основами декоративного творчества на материале народного, затем классического и современного декоративно-прикладного искусства, легче сделать следующий шаг в освоении специфики образного языка других видов пластических искусств. В проектной деятельности посредством освоения традиционного народного искусства должны быть поставлены и разрешены следующие главные вопросы: что, как и зачем?

Восприятие произведения традиционного народного искусства начинается с вопроса «что». Производители этих видов искусств связаны с наиболее сильными зрительными впечатлениями (внешний облик предмета, материал, цвет, фактура, функция и т.д.), т. е. с первыми эстетическими переживаниями.

Вопрос «как» предполагает более пристальное всматривание в образный строй вещи, внимание к технике, в которой она выполнена (вышивка, ткачество, крой костюма, роспись, резьба по дереву, ковка и т. д.), к средствам данного искусства. Восприятие вещи помогает полнее осознать особенности образного языка традиционного народного искусства. В процессе приобщения студентов к традиционному народному искусству особо важное значение приобретает включение в драматургию занятия активных средств эмоционально-образного воздействия – слова, музыки, зрительных образов, видеофильмов и т. д. Так, на лекционных занятиях, посвященных изучению традиционного народного искусства, комплексное использование разных видов фольклора – устно-поэтического (сказки, пословицы, поговорки, обрядовые тексты и др.), а также музыкального и иллюстративного рядов – помогает осознать будущим дизайнерам нерасторжимую целостность народной культуры. Восприятие памятников народного творчества раскрывает также поэтические связи народного искусства с природой – его колыбелью.

Также одним из важных факторов считается использование иллюстративного ряда (слайд-шоу, презентации) [5]. На наш   взгляд, на теоретических дисциплинах использование иллюстрации поможет не только решить искусствоведческую задачу, но и вооружить студентов знаниями психологических особенностей восприятия произведения традиционного народного искусства, навыками научного анализа структуры художественного произведения.    

Система проектной деятельности и развитие художественного восприятия посредством освоения традиционного народного искусства имеет свою специфику и может быть определена как совокупность взаимосвязанных компонентов эстетического взаимодействия (цели, задачи, содержание, формы, методы) в их последовательности, преемственности и единой направленности на особенности образного языка традиционного народного искусства, развивающих эстетическое отношение студентов к действительности и искусству с позиции гуманистического и эстетического идеала, а также повышение профессионально значимых эстетических качеств.

Студенты на занятиях по проектированию овладевают принципами декоративного обобщения (преобразуя индивидуальную конкретность реальных форм в символические знаки, уходя от изображения к его обозначению), а также закономерностями построения орнамента, основами декоративной композиции. Но главное в творчестве дизайнера – это создание новых форм в костюме, которые бы отвечали требованиям современной моды и совершенствовали внешний облик человека. Изготовление одежды в материале – основная цель художественного проектирования. Однако эта работа непосредственно связана с изображением проектируемой формы костюма. Умение грамотно и выразительно изобразить придуманную модель на бумаге в виде эскиза считается не менее важным качеством профессионального дизайнера, чем создание одежды непосредственно в материале. Сейчас уже недостаточно просто представить себе будущую модель. Это представление должно быть зарисовано, так как изображение на бумаге – необходимая часть проектирования изделия, дополняющая и проверяющая идею дизайнера. Собственно говоря, работа со швейными материалами и эскизирование – это две стороны одного процесса. Выполнению изделия в материале всегда предшествует графическая работа, т.е. изготовление эскиза. В процессе создания формы костюма все время что-то изменяется, уточняется и конкретизируется. Найденное на бумаге решение дизайнер проверяет на ткани, производит уточнение, корректировку модели, что в дальнейшем опять переносится в рисунок.

Таким образом, специфика проектной деятельности будущего дизайнера состоит в том, чтобы точнее реализовать свой замысел и создать художественный образ. Он должен вести разработку костюмной композиции параллельно и в эскизе, и в конкретном материале. Также специфика проектной деятельности в системе подготовки будущих дизайнеров заключается в направленности на особый образный строй вещи и язык традиционного народного искусства, внимание к технике исполнения прикладного искусства, к средствам данного искусства, формирование умения увидеть, почувствовать разницу между языком традиционного народного искусства, живописи и других видов искусства.


Библиографическая ссылка

Амиржанова А.Ш. СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПОСРЕДСТВОМ ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО ИСКУССТВА (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ШКОЛЫ ДИЗАЙНА КОСТЮМА) // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24741 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674