Одной из основных задач нашего общества, встающих перед системой современного образования, является формирование культуры личности. Актуальность представленной темы связана с пересмотром системы жизненных и художественно-эстетических ценностей. Формирование культуры подрастающего поколения невозможно без обращения к художественным ценностям, к традициям народного искусства, накопленных обществом в процессе своего существования [1].
Так, произведения традиционного народного искусства при умелом и систематическом использовании оказывают существенное эстетическое воздействие на будущих дизайнеров, развивают их художественное восприятие и являются эффективным стимулом в процессе проектной деятельности. В связи с этим в современных условиях объективно повышается роль и ответственность преподавателей за способы и результаты использования традиционного народного наследия в процессе воспитания и усовершенствования профессиональных навыков студентов направления «Дизайн». Очевидно, что главной задачей в процессе проектной деятельности на занятиях по дисциплинам специального цикла является развитие художественного восприятия студентов посредством освоения основ народного искусства. Таким образом, цель нашего исследования – выявить систему формирования художественного восприятия у будущих дизайнеров на занятиях по проектированию, используя изделия и предметы прикладного и ремесленного производства.
Ведущие ученые подчеркивают, что ценность показа изделий традиционного народного искусства и ремесленного производства объясняется следующими важными причинами: произведения этого вида искусства позволяют воспитывать определенную культуру восприятия материального мира, способствующую формированию эстетического отношения к действительности, помогают познать художественно-выразительные средства других видов искусства. Наряду с формированием эстетического вкуса, они дают возможность «вооружать студентов техническими знаниями, развивать у них трудовые умения и навыки, способствуют психологической и практической подготовке к труду и выбору деятельности» [6].
По мнению Т. Я. Шпикаловой, приобщая студентов к традиционному народному искусству, необходимо учитывать следующее:
– народное искусство – своеобразный катализатор творчества студентов;
– в народном искусстве аккумулируется традиционный художественный опыт поколений;
– произведения народного и декоративно-прикладного искусства, наравне с другими видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура), способствуют формированию и развитию художественного вкуса, эстетического идеала, первоначальным навыкам и умениям работы с различными материалами, активизации личности [7].
Основными структурными компонентами системы развития художественного восприятия в процессе проектной деятельности будущих дизайнеров являются:
– методологические и педагогические принципы, служащие основой построения и функционирования системы развития восприятия обучаемых;
– цель и совокупность задач эстетической подготовки студента;
– содержание эстетической подготовки студента: специфические качества, отраженные в трудовой, учебной, научно-исследовательской деятельности преподавателей и студентов, в окружающей пространственно-производственной среде, природе, человеческих взаимоотношениях, в искусстве;
– педагогические условия реализации системы: формы, методы обучения, воспитания, самовоспитания, научно-исследовательской работы;
– управление системой в соответствии с особенностями субъектов эстетического взаимодействия (с одной стороны, это преподаватели определенных дисциплин, кураторы студенческих групп, руководители студии, научно-исследовательских кружков, с другой стороны – студенты) [6].
Проблемы теории и истории традиционных народных промыслов в процессе подготовки будущих дизайнеров должны быть предметом изучения в специальных или факультативных учебных курсах. Высокий уровень методического обеспечения системы на занятиях по истории традиционных народных промыслов предполагает включение эстетического аспекта в общие формы и методы обучения и воспитания, а также применение специальных форм и методов, ориентированных на восприятие и изучение эстетических объектов действительности, произведений народного и декоративно-прикладного искусства, активную профессионально-эстетическую деятельность, контроль и учет результатов воспитательной работы [3].
Эмоционально-эстетическому воздействию теоретических лекционных дисциплин способствуют их высокий научно-теоретический уровень; соединение научного и учебного начала; связь каждой лекции с предшествующей; систематичность в изложении; гармоническое соотношение теоретических рассуждений и фактического материала; педагогически целесообразная демонстрация наглядных пособий, экспериментов, произведений традиционного народного искусства; проблемность изложения; эмоционально-эстетическое отношение преподавателя к излагаемому материалу и студентам; культура речи преподавателя; культура его общения со студенческой аудиторией.
Следует отметить, что на занятиях по проектированию студенты обладают наиболее благоприятными возможностями для развития личности благодаря широкому разнообразию используемых приемов, технологий, материалов в учебном процессе, позволяющих каждому студенту разработать индивидуальную конструкцию, форму и декоративные элементы костюма.
Кроме того, в процессе знакомства и работы с произведениями народных мастеров студенты приобретают не только художественные умения и навыки, но и постигают специфику данного вида творчества. Перед ними открывается удивительный и неведомый мир прекрасного; они становятся свидетелями поистине мудрого и образно-философского отношения своих далеких предков к окружающей природе и вещами. К сказанному можно добавить, что взаимосвязь современного и народного, направленная на соприкосновение различных традиций, во-первых, воспитывает любовь к родному краю, во-вторых, формирует бережное отношение к творческому труду предков, в-третьих, воспитывает эстетическое отношение к миру.
Доступность восприятия в сочетании с возможностью практического выполнения образцов народного костюма, как в материале, так и в имитационных техниках, становится одним из определяющих и эффективных условий в процессе разработки и проектирования костюма.
На занятиях по проектированию должны быть созданы определенные педагогические условия, способствующие развитию художественного восприятия у будущих дизайнеров. А в частности, в процессе проектной деятельности на занятиях по проектированию следует выполнять зарисовки, эскизы костюма по памяти и по представлению, которые способствуют развитию зрительной памяти. Творческая деятельность на занятиях по проектированию способствует развитию чувствительности зрительного анализатора, который обеспечивает восприятие и передачу пропорций, особенностей соотношения объемной и плоской формы, пространственных отношений, ритма и т.д. В системе профессиональной подготовки будущих дизайнеров изучение традиций изготовления народного костюма дает возможность студентам более глубокого познания законов симметрии, ритма, цвета, пропорции и формы, формирует умения и навыки работы с различными материалами.
Приобщение студентов начальных курсов к традиционному народному искусству, на наш взгляд, целесообразно начать со знакомства с орнаментом, поскольку искусство (ремесло) орнамента с незапамятных времен является основой, фундаментом практически всех видов прикладного искусства.
Основным направлением в процессе освоения орнамента является: создание простейших композиций, разнообразие художественных решений в процессе изображения элементов орнамента, знакомство с творчеством народных мастеров, нахождение соразмерности элементов узора, взаимосвязи цветовых отношений и т.д.
В орнаменте ритм выражен через предельно ясные и четко соподчиненные акценты и повторения орнаментальных мотивов или фрагментов, просветов фона, цветовых пятен, наклонов, поворотов и т. д. Любой орнамент представляет собой форму, состоящую из отдельных элементов, ритмичную, структурированную. Поэтому ритм в орнаменте, вследствие закона зрительного восприятия, носит характер прерывного движения. Наш глаз как бы следует за размерным повтором элемента, что и определяет ритмометрический ряд орнамента.
Слово «симметрия» означает «соразмерность», что определяет гармонию в природе и искусстве. Симметрия встречается повсюду: в строении листьев и цветов растений, в облике человеческого тела и животных и т. д. Симметрию нередко можно обнаружить в живописи, скульптуре, музыке, поэзии, симметрические движения составляют основу танца. Знание закономерностей симметричного построения декоративного изображения значимо при композиционном реалистическом изображении на плоскости [2].
Что касается понятия колорита, то студентами оно осваивается в процессе проектной деятельности или рисования с натуры, а также по памяти и воображению. Такие понятия, как ритм, пространство также осваиваются студентом в различных видах деятельности. Однако традиционное народное искусство со своим ярким своеобразием, впечатляющей искренностью и эмоциональной насыщенностью более близко студенту, чем сложные композиционно-пространственные реалистические изображения пейзажей, натюрмортов и других видов академического искусства, т. к. с «предметами декоративного искусства, игрушками, предметами быта, домашней утварью ребенок встречается с момента своего рождения и в течение жизни [4].
Студентам, овладевшим основами декоративного творчества на материале народного, затем классического и современного декоративно-прикладного искусства, легче сделать следующий шаг в освоении специфики образного языка других видов пластических искусств. В проектной деятельности посредством освоения традиционного народного искусства должны быть поставлены и разрешены следующие главные вопросы: что, как и зачем?
Восприятие произведения традиционного народного искусства начинается с вопроса «что». Производители этих видов искусств связаны с наиболее сильными зрительными впечатлениями (внешний облик предмета, материал, цвет, фактура, функция и т.д.), т. е. с первыми эстетическими переживаниями.
Вопрос «как» предполагает более пристальное всматривание в образный строй вещи, внимание к технике, в которой она выполнена (вышивка, ткачество, крой костюма, роспись, резьба по дереву, ковка и т. д.), к средствам данного искусства. Восприятие вещи помогает полнее осознать особенности образного языка традиционного народного искусства. В процессе приобщения студентов к традиционному народному искусству особо важное значение приобретает включение в драматургию занятия активных средств эмоционально-образного воздействия – слова, музыки, зрительных образов, видеофильмов и т. д. Так, на лекционных занятиях, посвященных изучению традиционного народного искусства, комплексное использование разных видов фольклора – устно-поэтического (сказки, пословицы, поговорки, обрядовые тексты и др.), а также музыкального и иллюстративного рядов – помогает осознать будущим дизайнерам нерасторжимую целостность народной культуры. Восприятие памятников народного творчества раскрывает также поэтические связи народного искусства с природой – его колыбелью.
Также одним из важных факторов считается использование иллюстративного ряда (слайд-шоу, презентации) [5]. На наш взгляд, на теоретических дисциплинах использование иллюстрации поможет не только решить искусствоведческую задачу, но и вооружить студентов знаниями психологических особенностей восприятия произведения традиционного народного искусства, навыками научного анализа структуры художественного произведения.
Система проектной деятельности и развитие художественного восприятия посредством освоения традиционного народного искусства имеет свою специфику и может быть определена как совокупность взаимосвязанных компонентов эстетического взаимодействия (цели, задачи, содержание, формы, методы) в их последовательности, преемственности и единой направленности на особенности образного языка традиционного народного искусства, развивающих эстетическое отношение студентов к действительности и искусству с позиции гуманистического и эстетического идеала, а также повышение профессионально значимых эстетических качеств.
Студенты на занятиях по проектированию овладевают принципами декоративного обобщения (преобразуя индивидуальную конкретность реальных форм в символические знаки, уходя от изображения к его обозначению), а также закономерностями построения орнамента, основами декоративной композиции. Но главное в творчестве дизайнера – это создание новых форм в костюме, которые бы отвечали требованиям современной моды и совершенствовали внешний облик человека. Изготовление одежды в материале – основная цель художественного проектирования. Однако эта работа непосредственно связана с изображением проектируемой формы костюма. Умение грамотно и выразительно изобразить придуманную модель на бумаге в виде эскиза считается не менее важным качеством профессионального дизайнера, чем создание одежды непосредственно в материале. Сейчас уже недостаточно просто представить себе будущую модель. Это представление должно быть зарисовано, так как изображение на бумаге – необходимая часть проектирования изделия, дополняющая и проверяющая идею дизайнера. Собственно говоря, работа со швейными материалами и эскизирование – это две стороны одного процесса. Выполнению изделия в материале всегда предшествует графическая работа, т.е. изготовление эскиза. В процессе создания формы костюма все время что-то изменяется, уточняется и конкретизируется. Найденное на бумаге решение дизайнер проверяет на ткани, производит уточнение, корректировку модели, что в дальнейшем опять переносится в рисунок.
Таким образом, специфика проектной деятельности будущего дизайнера состоит в том, чтобы точнее реализовать свой замысел и создать художественный образ. Он должен вести разработку костюмной композиции параллельно и в эскизе, и в конкретном материале. Также специфика проектной деятельности в системе подготовки будущих дизайнеров заключается в направленности на особый образный строй вещи и язык традиционного народного искусства, внимание к технике исполнения прикладного искусства, к средствам данного искусства, формирование умения увидеть, почувствовать разницу между языком традиционного народного искусства, живописи и других видов искусства.
Библиографическая ссылка
Амиржанова А.Ш. СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ПОСРЕДСТВОМ ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО ИСКУССТВА (НА ПРИМЕРЕ ОМСКОЙ ШКОЛЫ ДИЗАЙНА КОСТЮМА) // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24741 (дата обращения: 13.10.2024).