Семья является ведущим институтом социализации ребенка и сохраняет свое определяющее влияние на его психическое развитие всю эпоху детства. Это влияние является многоаспектным. В современных исследованиях подчеркивается влияние личности родителей, особенно личности матери (Ю.В. Борисенко, Н.Н. Васягина, А.И. Захаров, Е.И. Исенина, Р.Ж. Мухамедрахимов, Р.В. Овчарова, Г.Г. Филипповаи др.); стиля родительского общения, родительской позиции (Р. Бернс, Э. Берн, М. Боуэн, А.Я. Варга, Т.В. Брагина, А.И. Захаров, В.М. Минияров, А.В. Петровский, А.С. Спиваковская, В.В. Столин и др.); структуры семьи: полной и неполной (А.Б. Орлов, Г.Т. Хоментаускас, Л.Б. Шнейдер, Э.Г. Эйдмиллер, В.В. Юстицкис и др.).
Актуальной является проблема сопряженного влияния структуры семьи и родительского общения с младшими школьниками в полной и неполной семье, прежде всего, для определения стратегий психологической работы с дисфункциональной семьей.
С точки зрения психогенетических исследований общесемейная среда объясняет 10–40 % межиндивидуальной вариативности по общему интеллекту и личностным свойствам, влияние которой снижается к подростковому возрасту (И.В. Равич-Щербо, Т.М. Марютина, Е.Л. Григоренко). Социальная ситуация развития младшего школьника связывается с учебной деятельностью и ролью нового значимого взрослого – учителя в учебной деятельности, формировании социального поведения и поступка, в жизни ребенка в целом (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Г.М. Цукерман, Д.И. Фельдштейн). В то же время в исследованиях обсуждается относительная роль близких и значимых взрослых в развитии личности младшего школьника. Так, О.В. Суворова в своей диссертации показывает увеличение относительной роли родительского фактора по сравнению с педагогическим в возрастном переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту [3].
Автором выявлена также тенденция роста влияния субъектно-ориентированного общения родителей на развитие личности ребенка от дошкольника к младшему школьнику [2, 3]. Субъектно-ориентированное общение родителей с ребенком О.В. Суворова определяет как «личностно-ориентированное взаимодействие взрослого (родителей, педагогов) с ребенком, стимулирующее субъектные характеристики его личности» [2, С. 128]. Субъектно-ориентированное общение родителей с ребенком: …«направлено на максимальное раскрытие активности ребенка, предоставление и стимулирование во взаимодействии с ним внутренней мотивации, позитивного и осознанного отношения к себе как к деятелю, автономно-поисковой саморегуляции (ядро субъектности), а также свободы выбора деятельности, способов, отношений, осознания и саморазвития, чувства своей уникальности, оно демонстрирует безусловное принятие ребенка и задает образец ценностного, сущностного отношения к другому, принятие своеобразия другого, сотрудничества с ним (периферические свойства субъектности)» [3, С. 186].
Исследования влияния неполной семьи на развитие личности младшего школьника немногочисленны, однако в них подчеркивается влияние неполной семьи на неблагополучие ребенка через систему складывающихся в ней взаимодействий, а также искаженной ролевой структуры [1,4,5,6].
В данном исследовании важными для нас являются два взаимосвязанных фактора, определяющие социально-личностное развитие младшего школьника: структура семьи (полная – неполная) и тип родительского взаимодействия с ребенком в зависимости от структуры семьи. Мы полагаем, что неполная семья и тип взаимодействия родителей с ребенком в неполной семье являются взаимосвязанными переменными, влияющими на социально-личностное развитие младшего школьника.
Цель
Целью нашего констатирующего эксперимента явилось эмпирическое изучение влияния субъектно-ориентированного общения родителей на социально-личностное развитие младшего школьника в полных и неполных семьях.
В исследовании использовались следующие методики:
- Интервью «Волшебный мир» (Л.Д. Столяренко). Авторская модификация методики предполагала выделение показателей и параметров, маркирующих социально-личностное развитие младшего школьника: ориентация поведения (просоциальное, эгоистичное); мотивация отношений со сверстниками (помощь другим, потребность защищать других, потребность делать другим приятное, выгода для себя); потребность сделать что-то красиво и хорошо (созидательный мотив); потребность быть сильным; желание быть в центре внимания); широта контактов ребенка (широкие, узкие); оценка отношений с матерью (положительные, скорее положительные, скорее отрицательные, отрицательные); оценка отношений с отцом (положительные, скорее положительные, скорее отрицательные, отрицательные); оценка отношений с учителем (положительные, скорее положительные, скорее отрицательные, отрицательные).
- Методика Р. Жиля. С помощью данной методики выявлялись маркеры социального развития через проективное описание ребенком своего поведения в разнообразных значимых жизненных ситуациях, в отношениях с другими людьми. С помощью данной методики мы исследовали такие показатели социально-личностного развития, как: отношение к родителям, матери и отцу, к учителю и сверстникам, к сиблингам, тенденции к одиночеству, фрустрации и конфликтам или стремление к общению и доминированию.
- Проективное интервью «День из жизни принцессы (принца)» (О.В. Суворова). Данная методика предназначена для изучения субъектно-ориентированного общения методом незавершенных предложений (О.В. Суворова) [3, с. 408]. Она позволяет изучить такие показатели родительского взаимодействия, как предоставление ребенку свободы выбора деятельности, общения, занятия; стимулирование родителем осознанного поведения ребенка, осознания своего поступка и его последствий; направленность общения родителей на самопринятие ребенка; направленность общения родителей на принятие ребенком другого человека; стимулирование стремления ребенка к саморазвитию во взаимодействии с ним; поддержка осознания ребенком своей индивидуальности, личностных качеств и способностей [3]. С помощью данной методики мы разделили выборку родителей на две подвыборки: родители с субъектно-ориентированным общением (высокий уровень субъектно-ориентированного общения); родители с объектно-ориентированным общения (низкий уровень субъектно-ориентированного общения).
Исследование различий на предмет статистической значимости проводилось с помощью Хи-квадрат-критерия Пирсона и t-критерия Стьюдента. В исследовании принимало участие 30 детей младшего школьного возраста (2 класс), из них 15 мальчиков и 15 девочек. При этом 14 детей из неполных семей и 16 детей из полных семей.
Результаты исследования и их обсуждение
В первой части исследования изучалось социально-личностное развитие младшего школьника. Методика «Волшебный мир» позволила, прежде всего, изучить преобладающую направленность поведения и соответственно преобладающий тип поведения ребенка – просоциальный и эгоистический. В целом, дети младшего школьного возраста показали преобладание просоциальной направленности поведения. Эгоистическая направленность поведения более выражена в группе детей из неполных семей 36 % /19 % (p<0,05). В ряде исследований было показано, что для неполных семей характерны такие особенности воспитания, как непоследовательность, попустительский стиль воспитания или, напротив, авторитарный со множеством ограничений, что формирует данную тенденцию поведения ребенка.
У детей из полных семей внутренняя мотивация также более выражена, чем у детей из неполных семей (6%/ 0 %). Различия между детьми из полных и неполных семей наблюдаются и по «частично внутренней мотивации» (75 % / 64 %). Внешняя мотивация в изучаемых подвыборках составляет 19 % и 36 % соответственно (p<0,05).
Таким образом, в целом для детей младшего школьного возраста характерна смешанная мотивация поведения, при этом для детей из неполных семей более характерна внешняя мотивация, свойственная обычно детям дошкольного возраста, что говорит о социально-личностной незрелости детей из неполных семей. Причиной внешней мотивации ребенка является чрезмерный контроль и наказание, несоответствующее поступку. В неполных семьях эти характеристики взаимодействия родителей с детьми присутствуют в большей степени, нежели в полных.
Изучение широты детских контактов показало, что младшие школьники из полных семей обозначают в речи широту контактов: упоминают сверстников, педагогов, родителей, родственников, соседей (100 %), в то время как у 71 % детей из неполных контакты широкие, а у 29 % детей преобладают узкие социальные контакты. Следовательно, можно заключить, что дети из неполных семей испытывают проблемы в социализации и коммуникативном взаимодействии, что может быть связано с особенностями родительского общения в таких семьях. В том числе это связано и с отсутствием примера всего диапазона социальных ролей в семье, чаще всего, отсутствия отца. Особенно это важно для мальчиков, так как отсутствие отца приводит к неумению вести себя в соответствии с мужским типом поведения, в связи с чем он не может эффективно выстраивать отношения со сверстниками.
Далее мы изучали параметры субъективной оценки отношения младшего школьника к значимым взрослым. Отношения с матерью дети из полных и неполных семей оценивают по-разному: дети из полных и неполных семей оценивают отношение к ним матери как положительные и скорее положительные (100 %/ 86 %); отношение отца как положительные и скорее положительные (100 % /79 %); отношения учителя как положительные и скорее положительные (100 % / 79).
Таким образом, несмотря на то, что в целом для детей младшего школьного возраста характерны положительные отношения с родителями и учителем, у детей из неполных семей наблюдается и негативное восприятие значимых взрослых, что может говорить о незрелости эмоционального компонента личности и нарушении эмоциональных отношений с близкими и значимыми взрослыми.
В целом анализ отношений детей по методике «Волшебный мир» показал, что для детей младшего школьного возраста характерно просоциальное поведение, их мотивация в основном смешанная, контакты с взрослыми и сверстниками широкие. Отношения с родителями и учителем в основном положительные. Вместе с тем для детей из неполных семей более характерно эгоистическое поведение с внешней мотивацией, их контакты более узкие и в некоторых случаях наблюдаются негативные отношения с родителями и учителем. Все это говорит о личностной незрелости, связанной с проблемой воспитания детей в неполных семьях.
Результаты изучения социально-личностных характеристик по методике Рене Жиля представлены в таблице 1.
Таблица 1
Социально-личностное развитие младшего школьника в полных и неполных семьях по методике Р. Жиля (в средних значениях)
|
Отношение к матери |
Отношение к отцу |
Отношение к другим родственникам |
Отношение к братьям и сестрам |
Отношение к друзьям |
Отношение к воспитателю |
Стремление к общению |
Стремление к доминированию |
Конфликтность |
Реакция на фрустрацию |
Стремление к уединению |
Дети из полных семей |
10,1 |
6,1 |
3,1 |
4,1 |
2,9 |
3,7 |
2,8 |
2,3 |
2,9 |
1,6 |
3,4 |
Дети из неполных семей |
9,5 |
5,0 |
3,0 |
5,0 |
2,8 |
4,2 |
2,6 |
2,4 |
2,8 |
2,3 |
3,4 |
Из таблицы 1 следует, что наблюдаются статистически незначимые тенденции в реакции на фрустрацию – в неполных семьях она выше. Отношение к учителю, а также к братьям и сестрам в неполных семьях, более позитивное, отношение родителям является менее позитивным, чем в полных семьях. Это говорит о том, что при негативном психическом состоянии, которое возникает в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, у детей из неполных семей наблюдаются саркастические замечания, грубое обращение, агрессия. То, что у детей из неполных семьей лучше отношения с братьями, сестрами и с учителем, свидетельствует о том, что в связи с проблемными отношениями с родителями они удовлетворяют потребность в общении, прежде всего, с другими близкими взрослыми, а в учителе видят тот авторитет, которого им не хватает в родителях.
Также у детей из неполных семей отмечается более высокий уровень стремления к доминированию и несколько ниже конфликтность и стремление к общению, но эти различия не столь значительны. При этом если посмотреть цифровые значения, то разброс в группе детей из неполных семей будет гораздо больше, чем в группе детей из полных семей. То есть при одинаковых средних показателях в группе детей из полных семей наблюдается примерно одинаковое проявление признака у всех детей, а в группе детей из неполных семей это чаще диаметрально противоположные данные – от низких до высоких, что говорит о том, что у детей из неполных семей чаще наблюдаются различные психологические проблемы в сфере социального взаимодействия.
Далее нами изучалась степень выраженности субъектно-ориентированного общения родителей с ребенком методом незавершенных предложений (О.В. Суворова). Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительные данные типа родительского отношения к детям в полных и неполных семьях (в %)
Преобладающий тип взаимодействия родителей с младшим школьником |
Дети из полных семей |
Дети из неполных семей |
||
% |
чел. |
% |
чел. |
|
Объектно-ориентированное общение родителей |
44 |
13 |
79 |
24 |
Субъектно-ориентированное общение родителей |
56 |
17 |
21 |
6 |
Из таблицы 2 следует, что в полных семьях наблюдается в большей степени субъектно-ориентированное общение – у 56 % родителей, и 44 % родителей используют объектно-ориентированное общение. В неполных семьях преобладает объектно-ориентированное общение – в 79 % и только у 21 % родителей наблюдается субъектно-ориентированное общение. Это позволяет сделать вывод о том, что в полных семьях более развито субъектно-ориентированное взаимодействие с ребенком, чем в неполных (56 % / 21 %). Общение родителей с ребенком в полных семьях статистически значимо, чаще стимулирует развитие субъектных характеристик его личности (p<0,05). В полных семьях родители с большим уважением относятся к личности ребенка, что способствует максимальной актуализации субъектного опыта ребенка. В неполных семьях родители чаще относятся к ребенку, как к объекту, предъявляя определенные требования, при невыполнении которых ребенка воспринимают как не соответствующего ожиданиям. При таком отношении субъектные качества личности у ребенка не развиваются. Следовательно, данная методика показывает, что существуют существенные различия в типе родительского отношения в полных и неполных семьях (p<0,05).
Выводы
Таким образом, проведенное исследование показало, что личностное и социальное развитие младших школьников из полных и неполных семей существенно различается. Это связано в значительной степени с теми способами родительского взаимодействия, которые наблюдаются в неполных семьях. Объектно-ориентированное взаимодействие наблюдается в неполных семьях в 2,5 раза чаще, чем в полных, и нарушает социально-личностное развитие ребенка как субъекта социальных отношений, поскольку блокирует детскую активность, инициативу, осознанность собственных поступков, свободу выбора деятельности и общения, стремление ребенка к саморазвитию, его чувство индивидуальности и принятие другого в социальных взаимодействиях. Преобладание объектно-ориентированного общения с ребенком в неполных семьях связано с нарушением материнской и отеческой роли, когда, чаще всего, мать принимает на себя все родительские функции. При этом снижается безусловное принятие ребенка, или становится условным, а функция социального контроля поведения в интерпретации матери часто сводится к наказанию, уловному принятию или отвержению ребенка. Гармонизация социально-личностного развития младшего школьника должна выстраиваться на основе оптимизации детско-родительских отношений в неполных семьях как ведущего фактора детского развития в целом.
Библиографическая ссылка
Суворова О.В., Сингина И.А., Подоплелова Н.М. СУБЪЕКТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТРУКТУРЫ СЕМЬИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24727 (дата обращения: 07.10.2024).