Главная цель применения современных педагогических технологий на занятиях – вызвать у обучающихся интерес, активность, мотивированный выбор вариантов решения заданий, т.е. обеспечить эффективную познавательную деятельность. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 2012 г. ориентирует педагогов при реализации образовательных программ использовать различные образовательные технологии (ст. 13) [4]. Учителю начальных классов следует быть знакомым с различными видами педагогических технологий, нацеленными на формирование личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий [1-3, 5-7]. Среди них: технология проблемного обучения; технологии организации группового взаимодействия; технологии активного обучения; информационные технологии; технология развития критического мышления.
Рассмотрим, как возможно организовать обучение в соответствии с современными образовательными технологиями при реализации курса «Педагогика» в процессе обучения студентов-бакалавров – будущих учителей начальных классов.
Технология проблемного обучения применяется в рамках работы по теме «Права ребенка и формы его правовой защиты в законодательстве Российской Федерации». Студенты получают задание найти отрывки литературных произведений, описывающие ущемление прав детей, и определить, какое право ребенка нарушается (с указанием статьи соответствующего документа). В качестве примера – «Спать хочется», «Ванька» А.П. Чехова, «Срочный фрахт» Б.А. Лавренева, «Маленький солдат», «Семён», «Уля» А.П. Платонова, «Отступник» Дж. Лондона, отрывки из романа В. Гюго «Отверженные» («Гаврош», «Козетта»), рассказы Л.Н. Толстого.
К технологиям организации группового взаимодействия обращаемся при работе с документами международного сообщества по защите прав ребенка (Женевская декларация прав ребенка 1924 г., Декларация прав человека 1948 г., Декларация прав ребенка 1959 г., Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г.). Их рассматривают в так называемых экспертных подгруппах, а потом идет обсуждение различных ситуаций из современной мировой практики, в которых нарушаются права детей, на предмет поиска соответствующего пункта документа, описывающего нарушаемое право. Работа идет «по вертушке», когда к одной экспертной группе подходят представители другой со своей ситуацией, а потом в свою очередь и сами выступают как эксперты.
Технологии активного обучения (дискуссии, дебаты) востребованы при работе над темами «Современные тенденции развития образования в России и за рубежом», «Нормативно-правовое обеспечение модернизации образования в Российской Федерации». Тематика самих вопросов достаточно дискуссионна: «Современные тенденции развития образования в России и за рубежом», «Инновации в образовании: всё новое – это хорошо забытое старое или …?». А разбор Профессионального стандарта педагога удачно проводится в форме дебатов.
Самостоятельная работа студентов сегодня по-прежнему актуальна. Большинство тем, помимо изучения в аудиториях вместе с преподавателем, имеет продолжение для рассмотрения самостоятельно. Например, темы «Современные приоритеты образовательной политики в Российской Федерации», «Законодательство Российской Федерации об образовании» настраивают студентов на кропотливую работу с современными документами: Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 2012 г. и многими другими.
Сегодняшний день немыслим без обращения к информационным технологиям. При изучении тем «Школа и воспитание Древней Руси», «Средства народной педагогики» студенты составляют презентации («Новгородские берестяные грамоты», «Как учили в старину», «Образование в пословицах и поговорках», «Воспитание девочек в Древней Руси» и др.). Помимо этого, практически все темы связаны с работой по поиску информации в сети Интернет, а также с чтением и анализом электронных ресурсов (далеко не всегда сегодня возможно найти печатное издание – как старинное, так и современное; работа же с электронным ресурсом обеспечивает необходимую доступность документа).
Поскольку работа с информацией на сегодняшний день стала насущной необходимостью и одним из самых необходимых умений, на занятиях по педагогике весьма активно применяется технология развития критического мышления через чтение и письмо. Так, при работе над темами «Педагогическая теория Я. А. Коменского», «Русская классическая педагогика. К. Д. Ушинский “Родное слово”», «Воплощение гуманистических идей в педагогическом опыте Я. Корчака», «Создание системы образования в России в XVIII в.», «Реформаторская педагогика конца XIX – начала XX вв.» запланирована работа с первоисточниками, составление реферата, конспектирование, составление сравнительных таблиц. Темы «Современные приоритеты образовательной политики в Российской Федерации», «Законодательство Российской Федерации об образовании» настраивают студентов на кропотливую работу с современными документами: Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» 2012 г., Национальной Доктриной образования в Российской Федерации, Концепцией развития математического образования в Российской Федерации и многими другими. Результат этой работы – составление вопросов, поиск цитат, подтверждающих актуальность различных проблем.
Применение перечисленных выше технологий позволяет реализовывать различные подходы к каждому студенту, обеспечивать их участие в деятельности по самостоятельному приобретению знаний и постоянное взаимодействие с различными субъектами образовательного процесса. Для оптимизации работы в рамках курса «Педагогика» разработан также раздаточный материал для студентов. Опыт реализации курса в нескольких группах показал, что студенты ориентированы на получение данного профиля и замотивированы на осмысленное освоение материала профильного курса, особенно при использовании современных образовательных технологий.
Использование современных образовательных технологий, в частности технологий активного обучения, предусмотрено при формировании профессиональных компетенций у студентов-магистрантов, обучающихся по магистерским программам «Начальное образование», «Психология и педагогика начального образования», «Управление образовательными организациями», «Психолого-педагогическое сопровождение семьи». Приведем примеры применения этих технологий на практических занятиях в процессе преподавания дисциплин управленческого цикла («Управление образовательными системами в начальной школе», «Мониторинг качества образовательного процесса»).
В рамках изучения темы «Миссия и ценности начальной школы в контексте инновационного развития школы» на практическом занятии обсуждаются следующие вопросы:- Видение и миссия образовательной организации. - Структура миссии начальной школы.- Технология создания миссии начальной школы. - Отражение миссии в программе развития начальной школы.- Подготовка к дебатам по теме «Стили управления: какой выбрать?» (участие в дебатах).
Первая часть занятия проводится в виде деловой игры. Цель игры – освоить алгоритм участия руководителя начальной школы и педагогов в разработке миссии начальной школы. Заблаговременно составляется сценарий, распределяются роли. Имитационной моделью выступает фрагмент реальной действительности – подготовка руководства школы к вступительному совещанию (роли директора школы, заместителей директора, педагогов, сотрудников образовательной организации, а также, по возможности, родителей, учеников, представителей районных организаций, социальных партнеров); непосредственно работа творческого коллектива по созданию миссии, ее презентации широкой общественности и отражение в программе развития школы. Игровая модель – способ описания работы всех задействованных в данной ситуации в социальном и профессиональном контексте. Вторая часть занятия проводится с использованием технологии «Дебаты». Тема сформулирована предварительно как «Стили управления: какой выбрать?», хотя для работы с применением технологии «Дебаты» предпочтительнее сформулировать утверждение (это и будет формулировка для «команды утверждения»). Например: «Демократический стиль наиболее целесообразен при управлении начальной школой». Тогда «команда отрицания» будет отстаивать противоположную точку зрения, при этом может обращаться к двум оставшимся стилям (либеральному и авторитарному одновременно). При умелом подборе аргументов и красноречии участников чаша весов при судействе может склониться совсем не в пользу принятой на сегодняшний момент точки зрения (демократический стиль предпочтительнее).
При работе над темой «Работа с социальными партнерами начальной школы» студенты готовят следующие вопросы для обсуждения:
- Социальное партнерство начальной школы: содержание и технологии деятельности.- Формы социального партнерства в сфере образования.- Модели построения общественных отношений в сфере образования.- Проектирование рекламы начальной школы для привлечения социальных партнеров.Кроме того, обучающиеся готовят следующие задания:
- Разработайте и проведите интервью с потенциальным социальным партнером. Предусмотрите план, обозначьте проблему, спроектируйте различные реакции партнера и выходы из сложившейся ситуации с вашей стороны.
- В группах разработайте рекламу образовательной организации с целью привлечения социальных партнеров. Реклама может быть посвящена любому аспекту деятельности образовательной организации. Обменяйтесь рекламами между группами и оцените ее качество.
- Подготовьте проект «Информирование родителей», в котором представьте систему информирования родителей младших школьников, используя различные способы предоставления сведений (текст, таблица, рисунок и т.д.).
- Сформулируйте цели и оцените риски социального партнерства с родителями. Оформите свои мысли в таблицу. Представьте свой проект группе.
Большие возможности для интерактивной работы предоставляет также тема «Управленческие задачи и их решение в практике работы руководителя начальной школы». В качестве вопросов для обсуждения студентам предлагаются следующие:
- Отличия управленческих задач от функций управления. - Основные методы управления, используемые в процессе принятия управленческих решений, их характеристика.- Индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении общеобразовательной организацией начального общего образования. Обсуждение включает не только устное рассмотрение вышеперечисленных вопросов, но и проблемные ситуации, которые необходимо прочитать, выявить затруднения, определить их причины, предложить решение:1. Вы – завуч по начальной школе. Не в первый раз вы замечаете, что педагог, отличившийся на ряде конкурсов педагогического мастерства, опаздывает на занятия. Ваши действия.2. Вы – завуч по начальной школе. Заметили учеников, которые не здороваются при встрече с вами. Ваши действия.3. Вы – завуч по начальной школе. Нужно провести совещание, на котором должны присутствовать все педагоги начальных классов, однако время совещания подобрать трудно, так как у всех свои планы (участники ситуации, должны придумать свои причины). Договоритесь со всеми и придите к окончательному решению – когда проводить совещание.4. Вы – начинающий директор школы. Школа готовится к празднику. Сценарий торжественного мероприятия готовит педагог, традиционно делающий это на протяжении последних лет. Предыдущему директору всегда нравились сценарии этого сотрудника. Вы прочитали сценарий и обнаружили, что он ординарен и неинтересен. Как вы сообщите это педагогу?5. Предложите сами проблемные ситуации по темам: распределение времени, объявление благодарности/выговора, передача информации, которые могут возникнуть в практике работы руководителя начальной школы.В рамках изучения темы «Внешняя оценка деятельности образовательной организации по итогам социальной отчетности» студенты обсуждают следующие вопросы: - Социальная отчетность: перспективы установления партнерских отношений. - Организация схемы деятельности образовательной организации по выявленному информационному запросу.- Социальное партнерство образовательной организации.- Возможные выгоды и риски публичного отчета.- Оценка деятельности образовательной организации по итогам предоставления социальной отчетности.
Занятие проводится в виде деловой игры. Цель игры – освоить алгоритм подготовки руководителя и педагогов к презентации публичного отчета, а также подготовки независимых экспертов к оценке публичного отчета школы (или других отчетных данных, размещенных в доступе для широкой общественности). Заблаговременно составляется сценарий, распределяются роли. Имитационной моделью служат фрагменты реальной действительности – подготовка руководства школы к презентации публичного отчета (роли директора школы, заместителей директора, педагогов, сотрудников образовательной организации); подготовка общественности к оценке публичного отчета (роли родителей, учеников, представителей районных организаций, социальных партнеров и т.д.). Игровая модель – способ описания работы всех задействованных в данной ситуации в социальном и профессиональном контексте.
Практическое занятие по теме «Методы мониторинга в образовании» проводится в режиме круглого стола «Обсуждаем методы мониторинга в образовании». Выбирается председатель, секретарь и участники круглого стола. Магистранты готовят к обсуждению различные аспекты применения методов мониторинга в образовании, которые им довелось видеть в образовательных организациях, на практике, в своей школе, в фильмах о школе (любой другой образовательной организации) и т.д.
Приведем вопросы для дискуссии:
– Какие методы наиболее эффективны для разрешения ситуации (описывается ситуация из реальной жизни или из литературного произведения, фильма и т.д.)? По завершении обсуждения описывается ситуация, предложенная сценаристом, писателем или описывается разрешение ситуации в жизни. Полученные варианты сравниваются.
– От чего зависит выбор методов мониторинга образовательного процесса? Обоснуйте ответ. Приведите примеры.
– Какие методы мониторинга Вам уже довелось применить в своей профессиональной практике? Оцените выбор метода. Какие методы Вы не приняли во внимание? Было ли это ошибочным решением?
По завершении работы круглого стола подводятся итоги, оформляется протокол.
Будущим педагогам предстоит участие в семинарах, конференциях, педагогических советах, конкурсах педагогического мастерства в форме выступлений перед аудиторией, следовательно, погружение в аналогичную деятельность в процессе обучения позволит овладеть соответствующими компетенциями.
Вывод
Таким образом, реализация педагогических дисциплин с учетом современных образовательных технологий должна способствовать повышению эффективности подготовки бакалавров и магистрантов – будущих учителей начальных классов. При обучении студентов педагогических вузов – будущих учителей начальных классов – целесообразно использовать технологии, ориентированные на формирование умений работать с информацией, обучаться в сотрудничестве, а также способствующие развитию творческого потенциала и исследовательских навыков. Кроме того, освоение этих технологий на занятиях в вузе позволит в дальнейшем применять их в своей педагогической деятельности.
Библиографическая ссылка
Забродина И.В., Махмутова Л.Г. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24709 (дата обращения: 16.10.2024).