Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТИЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЯХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Торкунова О.И. 1 Петровская М.В. 1 Машин В.Н. 1
1 Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»
Как показывает специальная литература, интерес исследователей к проблемам семьи не ослабевает. При этом изучение семейных взаимоотношений осложнено многими факторами. Во-первых, сложностью семьи как социально-психологической системы. Семья включает в себя большое число отношений и взаимосвязей, для формирования которых имеют значение личностные особенности членов семьи, ее социальное окружение, обычаи, традиции, социально-экономические условия и т.д. Во-вторых, отсутствием единого подхода к проблемам семьи, единого понимания ее сущности и структуры. В-третьих, тем, что предметом семейной психологии является та область социальной жизни, которая подвержена влиянию социальных стереотипов, и представление, о которой испытывает значительное воздействие обыденного опыта. Статья посвящена частичному разрешению противоречия между потребностью родителей в организации эффективного взаимодействия с ребенком (выражающемся в гармоничном стиле воспитания) и сложностью нахождения причин проблем в самих себе (в частности в удовлетворенности браком).
семьи военнослужащих
супружеские отношения
детско-родительские отношения
удовлетворенность браком
стили воспитания
1. Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем семейной жизни: дис. … канд. психол. наук / Ю.Е. Алешина. – М., 1985. – 263 с.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. – М.: Класс, 1999. – 208 с.
3. Варга А.Я. Структуры и типы родительских отношений: дис. … канд. психол. наук / А.Я. Варга. – М., 1986. – 206 с.
4. Егорова О.В. Феномен удовлетворенности браком: основные направления исследований; http: // www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m /razdel_3_a.html (дата обращения 10.01.2016 г.).
5. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О.А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
6. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие / М. Кле. – М.: Педагогика, 1991. – 176 с.
7. Кузьмишина Т.Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Т.Л. Кузьмишина, Е.С. Амелина, А.А. Пермякова, Е.А. Хохлова // Современная зарубежная психология. – 2014. – Т. 3. – № 1. – С.16-25.
8. Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания / А.В. Петровский. – М.: Знание, 1981. – 96 с.
9. Решетова Н.П. Влияние супружеских отношений на профессиональную деятельность военного летчика: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н.П. Решетова. – М., 2007. – 24 с.
10. Саготовская Л.Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива / Л.Г. Саготовская. – Томск: Изд-во Университет, 1971. – 64 с.
11. Столина В.В., Бодалева А.А. Семья в психологической консультации / под ред. Столина В.В., Бодалева А.А. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.
12. Сысенко В.А. Устойчивость брака. Проблемы, факторы, условия / В.А. Сысенко. – М., 1981. – 168 с.
13. Туринцева Е.А. Особенности становления и развития семьи военнослужащего в условиях закрытой социальной системы: автореф. дис. … канд. социол. наук / Е.А. Туринцева. – М., 2011. – 22 с.
14. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций / Л.Б. Шнейдер. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 512 с.
15. Baumrind D. Current patterns of parental authority / D. Baumrind// Developmental Psychology. – 1971. – Vol. 4. – №1.–. P.1-103.
16. Naglieri J.A. Baumrind’s Parenting Styles / J.A. Naglieri, S. Goldstein // Encyclopedia of Child Behavior and Development. – New York: Springer, 2011. – Р.213-215.

Важной социальной средой развития и формирования личности, в которой воссоздаются определенный образ мысли, жизни и отношений, формируются специфические нравственные начала, приобретается опыт отношений с людьми, осуществляется психологическая поддержка и сопровождение, является семья. Не является исключением и семья военнослужащего. Однако специфика военной службы и возможно вызванная этим нестабильная эмоциональная атмосфера в семье, недостаточная педагогическая компетентность супругов могут привести к возникновению психологического дискомфорта и ряду других негативных явлений.

Не вызывает сомнений, что интерес специалистов самого различного профиля к проблемам семьи не ослабевает. В своей профессиональной деятельности психологи, в том числе и психологи в воинских частях, нередко сталкиваются с теми или иными семейными трудностями и проблемами, в том числе с проблемами нарушенных супружеских и детско-родительских взаимоотношений.

В научной и научно-методической литературе представлено значительное количество исследований, в которых рассматриваются типы отношений родителей к ребенку (А.Я. Варга, Е.Т. Соколова, А.С. Спиваковская, Е.А. Спирева, В.В. Столин и др.), различные факторы, влияющие на степень удовлетворенности браком (Ю.Е. Алешина, О.В. Егорова, Т.Л. Крюкова, В.Е. Резников и др.), отдельные аспекты взаимоотношений в семьях военнослужащих (И.С. Даниленко, И.А. Козлова, Т.А. Семыкина, В.С. Торохтий, Е.А. Туринцева, А.В. Шавлов и др.). Однако найти исследования, в которых были бы освещены социально-психологические аспекты влияния вышеуказанных показателей друг на друга, нам найти не удалось.

В ходе исследования было установлено, что под стилем семейного воспитания специалисты понимают наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия. В литературе достаточно подробно описана феноменология родительских отношений (позиций), стилей воспитания, а также их следствий формирования индивидуальных характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения [7].

В зарубежной психологии выделяется существенное различие взглядов на систематизацию стилей семейного воспитания. Например, согласно взглядов Дж.М. Болдуина существуют демократический и контролирующий стили [11], Д. Баумринд говорит об авторитетном, авторитарном и снисходительном (либеральном) стиле семейного воспитания [15], а Э. Маккоби и Дж. Мартин дополнительно выделяют безразличный стиль воспитания [16]. В классификации Д. Элдера рассматриваются уже семь стилей взаимодействия родителей и детей: автократичный, авторитарный, демократичный, эгалитарный, разрешающий, попустительский и игнорирующий [6].

Значительный вклад в классификацию стилей семейного воспитания внесли отечественные психологи. Так, А.П. Петровский выделяет пять типов семейных отношений: диктат, опеку, конфронтацию, мирное сосуществование на основе невмешательства и сотрудничество [8]. Л.Г. Саготовская рассматривает шесть типов отношений родителей к детям: чрезвычайно пристрастное отношение к ребенку; безразличное отношение к ребенку; эгоистическое отношение к ребенку; отношение к ребенку как объекту воспитания без учета особенностей его личности; отношение к ребенку как помехе в карьере и личных делах и уважение к ребенку в сочетании с возложением на него определенных обязанностей [10]. Е.Т. Столин и В.В. Столин отмечают 4 типа неадекватного материнского отношения к ребенку: отношение матери к сыну-подростку как к «замещающему» мужу; гиперопека и симбиоз; воспитательный контроль посредством нарочитого лишения любви и воспитательный контроль посредством вызова чувства вины [11]. Большое количество стилей описывает Э.Г. Эйдемиллер.

Таким образом, анализ научных источников позволяет говорить о двух больших группах типов семейного воспитания – гармоничном и дисгармоничном.

К основным характеристикам гармоничного типа семейного воспитания следует отнести: взаимную эмоциональную поддержку и эмпатию; взаимное уважение и равноправие; обоснованную систему поощрений и санкций по отношению к ребенку; неманипулятивную стратегию общения и поведения; высокий уровень удовлетворения потребностей всех членов семьи, право каждого из супругов на собственную концепцию воспитания ребенка и гибкое варьирование системы воспитания в соответствии с возрастом ребенка.

Среди отличительных характеристик дисгармоничного стиля семейного воспитания можно назвать: недостаточную сплоченность супругов в вопросах воспитания детей; недостаточность эмоционального принятия детей; непоследовательность и противоречивость в общении и поведении родителей с детьми; неадекватность требований, предъявляемых к ребенку в семье; психологический прессинг по отношению к детям; неконструктивность родительского контроля за ребенком; разногласия, повышенную конфликтность в детско-родительских взаимоотношениях; жесткое, суровое обращение отцов с детьми в результате переноса в семейные отношения стереотипа армейской иерархии.

Специалисты говорят о существовании различных типов дисгармоничного стиля семейного воспитания. Различное сочетание черт воспитания позволило выделить наиболее известную классификацию стилей негармоничного воспитания в отечественной психологии: гипопротекция, явное эмоциональное отвержение ребенка, чистая гипопротекция, скрытая гипопротекция, перфекционизм, потворствующая гипопротекция, компенсаторная гиперопека, гиперпротекция, потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, компенсаторная гиперопека, нематеринская гиперпротекция, смешанная гиперопека, противоречивое воспитание, воспитание по типу повышенной моральной ответственности, жестокое обращение с ребенком, воспитание в культе болезни [5].

Среди детерминант формирования того или иного стиля воспитания выделяют множество факторов: особенности личности родителя, клинико-психологические особенности ребенка, особенности супружеского общения, социокультурные влияния, этологический фактор [3]. Среди прочих факторов О.В. Егорова называет и степень удовлетворенности браком [4]. В качестве рабочего определения в исследовании используется определение Л.Б. Шнейдер: «Удовлетворенность браком – субъективное восприятие супругами сквозь призму социокультурных норм эффективности функционирования семьи в плане удовлетворения их индивидуальных потребностей» [14].

Существует множество факторов, влияющих на удовлетворенность браком. Так, в модели качества брака Р.Л. Левиса и Дж.Б. Спаниера представлены 47 характеристик, определяющих содержательные аспекты семейного благополучия. Среди них можно выделить добрачные факторы («однородность» по социально-экономическим параметрам, расовой и религиозной принадлежности, интеллектуальное и возрастное сходство; личностные характеристики; особенности родительской модели семьи и др.), социально-экономические факторы (социально-экономический статус супругов; стабильность экономического положения семьи; включенность супругов в широкую сеть социальных взаимоотношений и др.) и внутрисупружеские факторы (отношение к супругу; эмоциональная удовлетворенность отношениями; ролевое соответствие супругов; особенности взаимодействия в семье и др.) [2].

В то же время во многих работах чаще используется термин «неудовлетворенность браком». Специалисты выделяют два вида неудовлетворенности брачными отношениями – осознанную и плохо осознаваемую.

В ходе исследования была установлена взаимосвязь некоторых социально-динамических процессов в семьях военнослужащих с удовлетворенностью браком. Так, повышению уровня субъективной удовлетворенности браком супругами способствует идентичность установок у обоих родителей на традиционное устройство семьи, на совместную деятельность супругов, на значимость наличия детей для полноценной семейной жизни и др. Кроме того, важным значимым критерием удовлетворенности браком является сплоченность как отражение эмоциональной связи между членами семьи. Следует отметить, что чем выше отмечается уровень удовлетворенности браком супругов, тем ниже становится значимость эмоционально-психотерапевтической и хозяйственно-бытовой сферы, сферы социальной активности и внешней привлекательности супругов [1].

Среди основных причин возникновения неудовлетворенности браком выделяют: неудовлетворенность сексуальных потребностей одного или обоих супругов; неудовлетворенность «потребности в ценности и значимости своего «Я»; неудовлетворенность потребности одного или обоих супругов в положительных эмоциях; финансовые разногласия супругов; неудовлетворенность потребности во взаимопомощи, потребности в сотрудничестве, связанной с разделением обязанностей в семье; различные потребности в проведении отдыха и досуга [12].

Кроме того, дополнительными источниками возникновения конфликтных ситуаций в семьях военнослужащих могут выступать:

- специфические стрессы, вызванные непосредственной или опосредованной причастностью семьи к экстремальным обстоятельствам военной жизни;

- вынужденное безальтернативное принятие ценностей и норм закрытой социальной системы членами семьи;

- ограниченный выбор жизненных стратегий в связи с тем, что интересы семьи являются вторичными по отношению к интересам службы;

- демонстрация традиций внутриармейских отношений в семье военнослужащего; стремление супруга к авторитарному стилю общения в семье;

- отсутствие постоянного жилья, бытовое неустройство, частые переезды к новому месту службы;

- чрезмерно требовательное отношение жены к профессиональному росту супруга;

- проблемы адаптации супругов к условиям жизни в гарнизоне, неосведомленность молодых жен об образе жизни военных семей, трудности с трудоустройством супруги в гарнизоне, необходимость мириться с собственными ограниченными возможностями для личностной самореализации и др. [9, 13].

Настоящее исследование было проведено на базе одного из военных вузов Министерства обороны РФ. Выборку составили 80 человек (40 семей, имеющие одного и более детей). Семьи полные, этнически однородные. Возраст респондентов составил 24–40 лет.

Для оценки интересующих нам показателей применялись: методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ), позволяющая исследовать структуру родительских установок и на их основе выявлять различные нарушения процесса воспитания, типы патологизирующего воспитания и некоторые психологические причины этих нарушений, опросник удовлетворенности браком, разработанный В.В. Столиным, Т.Л. Романовой и Г.П. Бутенко, предназначенный для экспресс-диагностики степени удовлетворенности – неудовлетворенности браком, а также степени согласования-рассогласования удовлетворенности браком в конкретной супружеской паре, опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР), разработанный Марковской И.М., оценивающий такие параметры взаимодействия родителя с ребенком, как автономия – контроль, отвержение – принятие, требовательность, степень эмоциональной близости, привязанности, непоследовательность – последовательность, сотрудничество, согласие, строгость, авторитетность и др.

Проведенный эмпирический анализ показателей удовлетворенности браком в семьях военнослужащих позволил разделить выборку на четыре категории (подгруппы): абсолютно благополучная семья; благополучная семья; неблагополучная семья и абсолютно неблагополучная семья. При этом статистическое большинство респондентов оценивают свои браки как благополучные (76,5 %). Стоит отметить, что в то же время большинство супругов оценивают свой брак неодинаковыми категориями, лишь у 27,5 % опрошенных мнения о благополучности их брака совпало с супругом. Интересным является факт, что в целом по выборке мужчины более удовлетворены своим браком, чем женщины (88,3 % по сравнению с 63,3 %).

В результате исследования были также выявлены особенности стиля семейного воспитания, наиболее часто реализуемые респондентами. Оказалось, что чаще в семьях военнослужащих наблюдается дисгармоничный стиль воспитания (он отмечен у 60,1 % респондентов). Среди проявлений дисгармоничного стиля наиболее часто встречаются: неустойчивость стиля воспитания, потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, скрытая и потворствующая гипопротекция, повышенная моральная ответственность и др. Можно сказать, что, с одной стороны, для родителей характерно стремление быть строгим, авторитарным по отношению к своему ребенку, а с другой стороны, может наблюдаться потакание всем капризам ребенка, недостаточный контроль, воспитание с признаками формализма и т.д.

Наконец, основной задачей настоящего исследования было установление связи между уровнем удовлетворенности браком в семьях военнослужащих и стилями семейного воспитания. Предполагалось, что чем выше степень удовлетворенности браком, тем меньше наблюдается отклонений от гармоничного стиля семейного воспитания.

Результаты исследования подтвердили, что чем выше у супруга наблюдается степень удовлетворенности браком, тем больше он будет стремиться удовлетворять потребности своего ребенка, предъявлять достаточное в смысле гармоничности и адекватности количество санкций и запретов. Удовлетворенные браком родители склонны меньше инфантилизировать ребенка, у них сильнее и ярче выражены родительские чувства, они стремятся не переносить свои супружеские разногласия в сферу воспитания ребенка, в такой семье практически не наблюдается конфронтации по поводу воспитания.

Неудовлетворенные своим браком родители склонены игнорировать потребности ребенка. Повышенная опека и контроль, интерес к делам ребёнка принимают болезненный характер – ребенку запрещается практически любая самостоятельность, ребенок теряет способность к мобилизации своей энергии в трудных ситуациях, у него развивается так называемая выученная беспомощность – условно-рефлекторная реакция на любое препятствие как на непреодолимое. Нередко неудовлетворенные браком супруги проецируют собственные нерешенные проблемы на ребенка, вовлекая его в семейные ссоры. Кроме того, наблюдается расширение родительских чувств и замещение с помощью ребенка неудовлетворенных эмоциональных супружеских потребностей. В подобных семьях, как правило, наблюдается воспитательная конфронтация между супругами и конфликтные отношения выносятся в сферу воспитания.

Следует отметить, что большинство выявленных связей отрицательных. То есть связь между удовлетворенностью браком и нарушением воспитания действительно существует, но она обратно пропорциональная. Следовательно, чем выше удовлетворенность браком, тем более успешен родитель в воспитательных воздействиях, и наоборот – с уменьшением удовлетворенности браком нарастает количество отклонений в воспитании.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

  1. По уровню удовлетворенности браком большинство членов семей военнослужащих в той или иной степени удовлетворены качеством супружеских отношений, при этом мужчины демонстрируют большую удовлетворенность браком по сравнению с женщинами.
  2. Дисгармоничный стиль семейного воспитания в исследуемой выборке проявляется достоверно чаще по отношению к гармоничному.
  3. Существует обратно пропорциональная связь между удовлетворенностью браком и нарушениями в воспитании. Можно утверждать, что чем выше уровень удовлетворенности браком, тем более успешен родитель в воспитательных воздействиях, и наоборот, родители в меньшей степени удовлетворенные браком, чаще демонстрируют дисгармоничный стиль воспитания.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проведения дальнейших исследований, направленных на выработку рекомендаций для семей военнослужащих по коррекции, как собственно супружеских взаимоотношений, так и способов воспитания детей.


Библиографическая ссылка

Торкунова О.И., Петровская М.В., Машин В.Н. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТИЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЯХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24675 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674