В последнее время часто поднимается вопрос о нехватке квалифицированных дизайнерских кадров для предприятий легкой промышленности. В Концепции модернизации Российского образования на период до 2020 года [3] указано, что необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны. Вступление России в болонский процесс со ступенчатой системой образования – бакалавриат и магистратура, предполагает перестройку образовательного процесса в соответствии с новыми требованиями. В статье «Болонский процесс в России» Р. Вахитов характеризует процесс внедрения уровнего образования в нашей стране и дает оценку состояния этого вопроса на настоящий момент. Бакалавриат в России – это вовсе не западный бакалавриат. Это наш родной российский специалитет, только ужатый до четырех лет [5].
Традиционно дизайнерами костюма становились выпускники, обучающиеся по специальности инженер-конструктор, в учебном плане которых были такие дисциплины, как: «Оборудование швейного производства», «Конструирование одежды», «Технология швейных изделий», «Особенности проектирования одежды по индивидуальным заказам» и другие специальные дисциплины. В учебном плане бакалавров дизайнеров костюма в блоке дисциплин профессионального цикла представлены к изучению дисциплины: «Проектирование: конструирование одежды» и «Проектирование: технология изготовления одежды». Для обучения дизайнеров костюма значительно сокращен блок специальных дисциплин технического содержания, знания которых обязательны для работы на производстве. Другая проблема заключается в том, что уменьшено количество аудиторных часов, значительный объем учебной нагрузки по дисциплине предлагается изучить студенту самостоятельно. Обязать студента изучить разделы дисциплины индивидуально в настоящий момент проблематично в связи с тем, что отсутствует практика нового подхода к самостоятельному обучению для бакалавров. В связи с этим встает необходимость разработки новых методов обучения.
Профессия художник по костюмам занимает третье место в списке самых востребованных профессий в России в 2015 году среди творческих специальностей [6].
Дизайн – это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека как утилитарным, так и эстетическим [4]. Над проектированием одежды для человека работает дизайнер костюма, процесс создания одежды чрезвычайно сложен. Одежда для современного потребителя должна отвечать целому ряду требований: соответствовать стилю жизни, подчеркивать индивидуальность, предохранять от негативных воздействий и др. Наиболее емко область деятельности творческой специальности дизайнера костюма представляет Т.О. Берник: «Дизайнер, работающий над созданием новой формы костюма, выступает одновременно в нескольких качествах: он и художник – скульптор, живописец, прикладник, рождающий новую эстетику, он и конструктор-технолог, способный донести свои замыслы до реализации в материале, он и психолог, помогающий людям отразить через одежду свои внутренние качества и обрести уверенность в себе, и даже, в какой-то мере, режиссер, предлагающий человеку – носителю костюма каждый раз новый образ, а вместе с ним и новую поведенческую роль» [1].
В.Ю. Медведев в учебном пособии «Сущность дизайна: теоретические основы дизайна» дает определение термина дизайнера костюма. Для обозначения практики дизайна в русском языке использовался и используется термин «художественное конструирование», означающий метод и процесс деятельности художника-конструктора (дизайнера). Этим термином дизайн определяется как проектная деятельность, составная часть процесса проектирования промышленных изделий, предназначенных для использования и восприятия человеком в той или иной среде и ситуации жизнедеятельности. Художественное конструирование нацелено на обеспечение удобства пользования объектом разработки, максимального соответствия условиям эксплуатации, создания гармонически целостной и выразительной формы, что обеспечивает эстетическое совершенство изделия, комплекса, ансамбля, предметной среды. В художественном конструировании используются средства и методы ряда наук, искусства и техники в целях создания оптимальной для человека предметно-пространственной среды. Помимо термина «художественное конструирование» использовался и используется термин «художественное проектирование». Это одно из направлений дизайн-проектирования, в котором ведущее место занимает художественно-образное начало. Термин «художник-конструктор» (субъект художественного конструирования) возник в русском языке в начале 20-х гг. прошедшего века одновременно с зарождением профессии, которую сегодня именуют «дизайнер» [4].
Обучение специальности дизайнера костюма невозможно без изучения технических дисциплин, таких, как конструирование одежды и технология изготовления одежды. Определение дизайна также подчеркивает, что процесс творческий, а результат художественно-технический. В современных рыночных условиях дизайнеру костюма необходимы знания по технологии и конструированию швейных изделий, так как это позволит заменить целую команду профессионалов и внедрять дизайнерские идеи в производство. При приеме на работу дизайнера одежды работодатели указывают следующие требования к специалисту, необходимо знать: технологию, прогрессивные методы конструирования одежды и раскроя материала; отечественный и зарубежный опыт по моделированию одежды; особенности выбора фасонов одежды и материала для ее раскроя; методы конструирования и моделирования особо оригинальных изделий одежды; действующую техническую документацию по конструированию и моделированию одежды; основы трудового законодательства; правила и нормы охраны труда.
Особенностью обучения бакалавров дизайнеров костюма по дисциплине «Проектирование: технология изготовления одежды» является значительное количество часов, выделенных на самостоятельную работу студента – 45 % от всего объема дисциплины (рисунок 1).
Рис. 1. Распределение часов дисциплины в учебном плане бакалавров
Такое распределение учебной нагрузки обязывает нахождению новых методов преподавания, которые будут способствовать получению не только новых знаний, но и компетенций. Из всего объема учебных часов 12 % времени составляют лекции, лабораторные работы – 30,5 %, 12,5 % – контроль и 45 % (практически половина всего объема) самостоятельное изучение. Задача заключается в том, чтобы рационально использовать время, отведенное для самостоятельного изучения дисциплины. Решить эту задачу позволит творческий подход к распределению тематики самостоятельной работы студента для изучения дисциплины и правильный контроль, время которого также значительно ограничено.
Для рационального использования времени, отведенного для самостоятельной работы студента и оптимального изучения технологии изготовления одежды бакалаврами дизайнерами костюма, предлагается использовать новую методику изучения дисциплины, основанную на специальном распределении заданий для самостоятельного изучения и комбинированного типа лабораторных работ, позволяющих повторять изученный материал и проработать новый. Дисциплина, изучающая технологию швейных изделий, должна содержать сведения об оборудовании и особенностях изготовления одежды в различных типах производства. Весь объем информации по дисциплине составляется в виде блоков, наиболее сложная и важная представляется в виде лекций. На каждой лекции студентам выдается задание для самостоятельного изучения дисциплины с указанием источников (рисунок 2). Закрепление материала происходит на лабораторных занятиях, для выполнения которых студент должен обладать знаниями, полученными на лекции и изученными самостоятельно. Проверить качество самостоятельной работы каждого студента быстро и объективно поможет разработка тестовых вопросов, что позволит сократить время на проверку выполненной работы и возможно сократить или исключить итоговый контроль.
Сегодня тестирование становится органической частью современного образовательного процесса, важнейшим условием установления обратной связи, благодаря которому обучение в полном смысле слова превращается в дифференцированный, личностно-ориентированный процесс, обеспечивающий индивидуальный темп обучения. Такой контроль способствует устранению субъективизма и авторитаризма в оценке учебных достижений обучающихся, становится средством объективизации экспертизы и диагностики качества образовательного процесса и образовательных систем [2].
Рис. 2. Последовательность распределения видов учебной нагрузки
Новый подход к изучению дисциплины заключается в том, что студентам предлагается систематизировать информацию, полученную в ходе выполнения самостоятельной работы (блок 1) и выполнить реферат и презентацию (блок 2). Все темы самостоятельных работ, предназначенных для изучения в семестре, распределяются между студентами. Студент обязан собрать информацию в группе, которую необходимо изучить каждому студенту, обобщить, выявить наиболее интересные и важные моменты, систематизировать и представить материал в определенный срок и в требуемом объеме. По теме готовится реферат и презентация, по желанию студента могут быть подготовлены образцы обработки узлов деталей одежды, эскизы, графический материал, коллажи и т.п. Всеми материалами, полученными в процессе обработки самостоятельных работ, студенты обмениваются между собой. Самостоятельная работа (блок 2) представляется в виде доклада, что позволяет студенту научиться презентовать выполненную работу, подготовиться к защите курсовых и выпускных работ.
Таким образом, контроль качества изучения материала подвергается контролю два раза: первый в виде контрольных тестовых вопросов, второй в виде заслушивания доклада, с целью обобщения, подведения итогов и повторения материала. Следующая особенность изучения технологии изготовления одежды заключается в новом подходе к лабораторным занятиям, которые составляют 30 % от общего количества часов, представленных для изучения дисциплины. Применение командной работы на лабораторных занятиях способствуют увеличить объем изучаемого материала и показать студентам особенности командной работы на швейных предприятиях. На лабораторных занятиях студенты объединяются в 2 группы. Конкретное задание по выполнению лабораторной работы дополняется заданиями, которые студенты изучали самостоятельно. Например, при изучении технологии изготовления женской легкой одежды на лабораторной работе студенту необходимо разработать карту методов обработки основных узлов изделия. Студент выбирает модель, в которой он не может рассмотреть все возможные варианты обработки основных узлов изделия.
Для увеличения объема информации группе студентов предлагается разработать коллекцию моделей одежды с учетом требований, предъявляемых к изготовлению одежды в поточном производстве, при этом учесть направление моды, или можно ставить другие проблемы, которые необходимо выполнить на занятии. Количество моделей в коллекции соответствует количеству студентов в группе, так как в итоге студент выполняет требуемую лабораторную работу. При выборе конкретной модели для лабораторной работы необходимо ответить на достаточно большое количество вопросов, которые не были бы освещены, если бы студент выполнял свою работу по одной модели изделия. Изучение особенностей поузловой обработки изделий в зависимости от физико-механических свойств материалов, вида изделия, конструктивных особенностей моделей, типа производственного процесса тесно связаны с проектированием костюма и возможностью грамотно проектировать модели с учетом требований, предъявляемых к одежде заданного типа. Работая в группе, студенты решают следующие задачи: при выборе моделей для изготовления в поточном производстве необходимо знать особенности базовых конструкций, применяемое оборудование, методы обработки, применяемые к конкретному виду изделий, направление моды на предстоящий период.
Возможность использовать ситуацию, приближенную к производственной, позволяет студентам обсудить большой объем информации, при этом повысить свой образовательный уровень за счет взаимоконтроля, простимулировать личный образовательный процесс за счет общения друг с другом и научиться работать в команде, давая возможность высказать свое мнение каждому участнику. На начальном этапе выполнения лабораторной работы решаются следующие задачи: закрепление изученного материала в рамках самостоятельных работ, проработка значительного объема информации по выбору методов обработки, взаимоконтроль, возможность работы в команде. Далее преподаватель проверяет коллекцию, представленную студентами к дальнейшей проработке. На этом этапе в форме обсуждения преподаватель дает анализ выполненной работы, указывая на положительные стороны работы и подробно рассматривая допущенные ошибки. За счет того, что в обсуждении участвует вся группа студентов, то количество возможных вариантов обработки моделей и их анализ увеличивается, и студент получает дополнительный объем информации. Для выполнения лабораторной работы студент получает одну модель из общей коллекции – положительным здесь является то, что задание является индивидуальным, что исключает заимствование информации на конкретном этапе работы.
В результате выполнения таких лабораторных работ – командных на начальном этапе и индивидуальных на конечном этапе, повышается уровень знаний при изучении технологии изготовления одежды. Предлагаемая методика изучения технологии изготовления одежды бакалавров дизайнеров костюма позволяет в сжатые сроки освоить необходимый объем знаний, используя в полном объеме время, предназначенное для самостоятельной работы. В ходе изучения дисциплины студенты получают навыки работы по поиску и обработке информации, нахождении ответов на конкретные вопросы по проектированию одежды. Информация, полученная на лекциях и в ходе выполнения самостоятельной работы, закрепляется на лабораторных занятиях, которые проводятся по новой методике, позволяющей получить навыки работы в команде, а также способной повысить уровень знаний студентов за счет взаимоконтроля.
Для итогового контроля изучения дисциплины предлагается разработать тестовые вопросы, что позволит увеличить количество вопросов от 3–5 в экзаменационном билете до 50 и более в тестовых вопросах. Вопросы, используемые для контроля в течение семестра, могут использоваться в итоговом списке вопросов без изменения или могут быть перефразированы. Необходимость использования тестового контроля обусловлена не только сокращением времени на итоговый контроль, но и стимулированием студента на самостоятельное изучение дисциплины.
Выводы
Предлагаемая методика обучения и тестовый контроль в процессе изучения технологии швейных изделий позволит рационально использовать время, отведенное для изучения дисциплины самостоятельно и перейти к новым формам изучения дисциплины в связи с модернизацией учебного процесса.
Библиографическая ссылка
Соприкина Т.Н. ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОДЕЖДЫ ДЛЯ ДИЗАЙНЕРОВ КОСТЮМА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24654 (дата обращения: 04.10.2024).