Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Лопатин А.Т. 1 Нурмагомедова Э.Н. 1 Наговицын Р.С. 1 Чиговская-Назарова Я.А. 1
1 ФГБОУ ВПО "Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко"
В исследовании разработана и внедрена программа внеучебной деятельности студентов как фактора обеспечения качества непрерывного педагогического образования через представление понятия «качество непрерывного профессионального образования», обоснование взаимосвязи качества непрерывного педагогического образования и формой в аспектах учебной и внеучебной деятельности студентов и механизма управления данной взаимосвязью, разработки технологических и методических основ авторской программы внеучебной деятельности студентов и осуществления практической реализации созданной на основе апробации внеучебной деятельности студентов в образовательно-воспитательном пространстве вуза. Программа внеучебной деятельности студентов обеспечивается восемью взаимосвязанными блоками: «целевым», «теоретическим», «содержательным», «программным», «кадровым обеспечением», «организационно-управленческим», «реализующим», «результативным». В работе экспериментально выявлено, что самое значительное влияние авторской программы оказало на группы студентов, обучающихся в педагогическом вузе и имеющих диплом среднего педагогического профессионального образования.
внеучебная деятельность
студенты
непрерывное педагогическое образование
качество
1. Евтушенко И.И. Внеучебная деятельность как фактор формирования правовой культуры старшеклассников // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10104 (дата обращения: 21.04.2016).
2. Ермолаев Ю.В. Качество образования – критерий востребованности обществом // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 7. – С. 58-59.
3. Ипатов И.В., Наговицын Р.С. Основы формирования физической культуры личности студента гуманитарного вуза // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 11 (VI). – С. 1390-1394.
4. Ипатов И.В., Наговицын Р.С. Проектирование инновационной компетентностно-ориентированной учебной программы по физической культуре // Современные проблемы науки и образования. – 2011. – № 4. URL: http://www.science-education.ru/0421100037-0142 (дата обращения: 11.04.2016).
5. Кесаева Р.Э., Бязрова Т.Т., Кесаева Ж.Э. Качество образования как фактор интеграции России в Европейское образовательное пространство // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 9-6. – С. 1331-1338.
6. Кислякова Ю.Г., Мохначев С.А., Сачкова О.А., Симакова У.Ф. Качество образования – объект комплексного мониторинга // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 12-3. – С. 567-571.
7. Наговицын Р.С. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе // Фундаментальные исследования. – 2011. – №8 (II). – С. 293-298.
8. Петров П.К., Сабитова Н.Г. Модель формирования информационно-коммуникационных компетенций у студентов бакалавриата вуза // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1. http://science-education.ru/ru/article/view?id=17281 (дата обращения: 23.04.2016).
9. Петров П.К. Основные направления научных исследований и внедрения современных информационных технологий в область физической культуры и спорта // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. http://science-education.ru/ru/article/view?id=15645 (дата обращения: 18.04.2016).

Современные тенденции в обществе свидетельствуют о том, что показателем уровня его развития является не финансовое и экономическое благополучие, а главным образом спектр, динамика образовательного движения в социуме, ведущим носителем которого являются выпускники вузов. Главной идеей непрерывного педагогического образования является идея развития и формирования личности. Огромное влияние на ее качество оказывают возрастные, индивидуальные, культурные и профессиональные особенности, которые порождают внутренние противоречия различного характера.

Направления научных исследований педагогических вузов обходят стороной проблему кадров и качества образования на ступени профессиональной педагогической подготовки [1,5,8]. Решение этих задач возможно только при культурообразующем характере содержания профессиональной подготовки, в котором должны быть целостно и гармонично представлены ценности материальной и духовной культуры, науки, ведущие сферы искусства, культура труда, политическая, правовая и коммуникативная культура. Определяющую роль здесь играет правильно организованная внеучебная деятельность студентов, так как качество образования определяется не только профессиональными знаниями и навыками, но и реализацией этих ресурсов в своей деятельности, включая внеучебную, за счет развития соответствующих профессионально значимых качеств.

Внеучебная деятельность педагогического вуза включает в себя специальные структурные воспитательные, социальные и оздоровительные подразделения вуза: управление по воспитательной и социальной работе, спортивный клуб, профсоюзная организация студентов и аспирантов, центр досуга и творчества, центр студенческих инициатив, служба социально-психологической поддержки студентов, психологический клуб, комбинат студенческого питания, санаторий-профилакторий, здравпункт института, совет по воспитательной и социальной работе, кураторы и тьюторы академических групп, органы студенческого самоуправления [4].

Основным механизмом взаимодействия элементов воспитательной деятельности студентов педагогического вуза являются: субъект-субъектные отношения, ориентированность на содержание будущей профессиональной деятельности, актуализация позитивных эмоциональных состояний, воспроизведение поведения, специфичного для конкретной профессиональной группы, наличие обратной связи на основе межличностного общения и педагогической диагностики, диагностический характер общения, проблемно-ориентированная подача информации [2].

Проведенный анализ позволил сформулировать проблему исследования, которая заключается в необходимости выявления характера влияний внеучебной деятельности студентов на качество непрерывного педагогического образования и определение на основе этого механизма управления образовательно-воспитательным кластером. В качестве такого механизма может выступить программа реализации внеучебной деятельности как фактора обеспечения качества непрерывного педагогического образования.

Цель исследования: разработать и внедрить программу внеучебной деятельности студентов как фактора обеспечения качества непрерывного педагогического образования и экспериментально проверить ее влияние на успеваемость студентов различных категорий.

Задачи исследования:

- представить характеристику понятия «качество непрерывного профессионального образования»;

- обосновать взаимосвязь качества непрерывного педагогического образования и формой: учебная и внеучебная деятельность студентов и механизм управления данной взаимосвязью;

- разработать программу внеучебной деятельности студентов как фактора обеспечения качества непрерывного педагогического образования;

- осуществить практическую реализацию программы внеучебной деятельности студентов как фактора обеспечения качества непрерывного педагогического образования и представить результаты ее апробации.

Методы исследования: теоретический анализ; контент-анализ исследовательских работ; диагностические методы, включая обобщение воспитания ценностного отношения профессиональной деятельности у бакалавров в условиях обучения в колледже и вузе; праксиметрические методы; прогностические методы; методы математической статистики: аналитическая группировка, анализ статистических данных и др. Используемые методы позволили фиксировать качественные и количественные изменения процесса обеспечения качества непрерывного профессионального образования.

Результаты исследования

Качество непрерывного педагогического профессионального образования по целям, содержанию, организации и результатам удовлетворяет:

- потребности студентов в мобильности самообразования, в том числе дистанционного образования; осознающих необходимость в повышении квалификации в системе непрерывного образования; умеющих вступать в профессиональные контакты с коллегами и социальными партнерами; выстраивать профессиональную карьеру на основе постоянного пополнения знаний [9];

- запросы общества к специалисту, обладающего мобильностью, компетентностью, профессиональными знаниями, умениями, навыками; умеющему работать на высоком профессиональном уровне; обладающему креативностью, наделенным творческими качествами, ответственностью за принимаемые решения;

- требования государства к специалисту, владеющему современными образовательными технологиями; знающего модели современных образовательных систем, умеющему применять общекультурные и профессиональные компетенции в практике [6].

Взаимосвязь качества непрерывного педагогического образования и формой: учебная и внеучебная деятельность. Важным показателем качества непрерывного педагогического образования выступает общая компетентность студентов, проявляющаяся в их способности: - решать общекультурные задачи, например: владеть моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3); навыками устной и письменной речи; работать в сети Интернет, использовать методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации (ОК-7); готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-10);

- ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, например: использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК- 4), соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8), используя словесные, наглядные, практические методы обучения;

- организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5).

Механизм управления взаимосвязью качества непрерывного педагогического образования и формой: учебная и внеучебная деятельность. Технология реализации непрерывного образования направлена на эффективное распределение ресурсов (кадровых, материально-технических, финансовых) внутри образовательно-воспитательного пространства, что позволит целенаправленно решать назревшие проблемы [2].

Успешной взаимосвязи качества непрерывного педагогического профессионального образования и формы способствуют:

- подготовка профессорско-преподавательского состава образовательно-воспитательного пространства к совместной деятельности по обеспечению качества непрерывного педагогического образования путем совершенствования знаний, умений, навыков в области использования информационно-телекоммуникационных технологий; участие в сетевых сообществах специалистов сферы педагогического профессионального образования; повышение индекса цитирования работ авторов исследований;

- совершенствование учебно-методического обеспечения качества непрерывного педагогического образования;

- использование административного ресурса в управленческом сопровождении процесса реализации программы (прогнозирование, отслеживание, оценка, обсуждение результатов; обеспечение образовательного процесса ресурсами, использование здоровьесберегающих технологий и др.) [7].

Программа внеучебной деятельности студентов как фактора обеспечения качества непрерывного педагогического профессионального образования основана на запросе со стороны федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Интеграция образовательно-воспитательного пространства в образовательных учреждениях и модернизация новоявленной образовательно-воспитательной системы. Создание на имеющейся основе инновационных технологий: создание условий для научно- педагогической практики в образовательно-воспитательном кластере и трансляция образовательно-воспитательных услуг. Получение отзыва внешних экспертов об эффективности транслируемой программы. Корректировка – новый виток в развитии образовательно-воспитательного пространства на высоком качественном уровне.

Программа внеучебной деятельности студентов как фактора обеспечения качества непрерывного педагогического образования обеспечивается восемью взаимосвязанными блоками: «целевым», «теоретическим», «содержательным», «программным», «кадровым обеспечением», «организационно-управленческим», «реализующим», «результативным» [3].

Показатели результативности от внедрения программы внеучебной деятельности студентов как фактора обеспечения качества непрерывного педагогического образования:

- заключение между социальными партнерами, входящими в образовательно-воспитательное пространство, договора о развитии непрерывного педагогического образования по направлениям подготовки бакалавров и магистров, принятие и реализация управленческих решений, разработка и осуществление комплекса мероприятий по совершенствованию профессионального образования;

- наличие развивающихся связей внеучебной деятельности студентов в области непрерывного профессионального образования в Удмуртской Республике по направлениям подготовки бакалавров и магистров;

- положительная динамика изменений в знаниях, умениях, навыках общекультурной и профессиональной компетенции бакалавров и магистров при выпуске из внеучебной деятельности студентов;

- осуществление обратной связи внеучебной деятельности студентов с выпускниками и работодателями в Удмуртской Республике.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на факультете педагогического и художественного образования ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко». Общую выборку испытуемых составили 82 студента различных факультетов и профилей подготовки. Для эксперимента студенты были разделены на две группы: экспериментальная группа (40 студентов, обучающихся в педагогическом вузе, имеющих диплом среднего педагогического профессионального образования) и контрольная группа (42 студента, обучающихся в педагогическом вузе, не имеющих диплом среднего педагогического профессионального образования) в независимости от пола.

Каждый из респондентов обеих групп был продиагностирован в аспекте академической успеваемости по учебным предметам и практике, по мониторингу остаточных знаний. В целом не равное количество респондентов в контрольной и экспериментальных группах объясняется тем, что эксперимент проводился в академических группах профессиональной подготовки с неравным количеством обучающихся. В исследовании в рамках разработки критериально-уровневых показателей был выявлен аппарат исследования по определению уровня качества образования:

- высокий уровень (академическая успеваемость по учебным предметам выше 4,5 балла, по практике выше 4,5 баллов, результаты контроля остаточных знаний более 85 %);

- средний уровень (академическая успеваемость по учебным предметам выше 3,7 балла, но ниже 4,5 (включительно), по практике выше 3,7 балла, но ниже 4,5 (включительно), результаты контроля остаточных знаний выше 70 % балла, но ниже 85 % (включительно);

- низкий уровень (академическая успеваемость по учебным предметам ниже 3,7 балла (включительно), по практике ниже 3,7 балла (включительно), результаты контроля остаточных знаний менее 70 % (включительно) [3].

Для организации экспериментального исследования был использован метод математической статистики, который применялся для количественного анализа экспериментальных данных. Для сравнения распределений испытуемых экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп в контексте математико-статистической обработки результатов педагогических исследований нами был использован Х².

До эксперимента (предварительный срез) и после эксперимента (контрольный срез) проведена диагностика уровней (высокий, средний, низкий). На протяжении 2015 календарного года в процессе профессиональной подготовки в вузе у респондентов обеих групп реализована экспериментальная программа. Предварительный и контрольный срезы выявили следующие данные по экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах в аспекте совершенствования компонентов, позволяющих определить качество образования (таблица).

Результаты диагностирования респондентов

Вид мониторинга

Срез

Количество респондентов

Матем.- стат. анализ

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

Х2

Р

Академическая успеваемость

Предвар

12

11

18

20

10

11

2,14

> 0,05

Контр.

17

12

22

25

1

5

16,1

< 0,05

Практика

Предвар

8

9

19

15

13

18

3,16

> 0,05

Контр.

16

11

18

15

6

16

32,4

< 0,05

Контроль остаточных знаний

Предвар

4

4

19

18

17

20

1,18

> 0,05

Контр.

8

7

25

20

7

15

7,73

< 0,05

 

На основе анализа данных предварительного и контрольного анализов динамики внедрения программы внеучебной деятельности студентов как фактора обеспечения качества непрерывного педагогического образования совершенствования физической культуры по академической успеваемости по учебным предметам и по практике, результатам контроля остаточных знаний более выявлено, что в экспериментальных группах, по сравнению с контрольными, улучшены все показатели. Зафиксировано увеличение количества обучающихся экспериментальной группы, по сравнению с контрольной, на высоком и среднем уровнях после окончания эксперимента. Выявлено уменьшение численности обучающихся экспериментальной группы, по сравнению с контрольной, на низком уровне.

На основе анализа можно выявить, что самое значительное влияние авторской программы оказало на группы студентов, обучающихся в педагогическом вузе и имеющих диплом среднего педагогического профессионального образования. Это объясняется тем, что они более активно и осознанно участвуют во внеучебной деятельности, осуществляя интеграцию образовательно-воспитательного пространства в различных образовательных учреждениях в аспекте модернизации обновленной образовательно-воспитательной системы. Следует отметить, что наибольшее положительное влияние из всех определенных в исследовании компонентов, внедрение экспериментальной программы оказало на академическую успеваемость по практике, что особо указывает на необходимость активизации и поощрения включения студентов во внеучебную деятельность вуза.

Выводы:

  1. Представлена характеристика понятия «качество непрерывного профессионального образования».
  2. Обоснована взаимосвязь качества непрерывного профессионального образования и формой: учебная и внеучебная деятельность студента и механизм управления данной взаимосвязью.
  3. Разработана программа внеучебной деятельности студентов как фактора обеспечения качества непрерывного педагогического образования.
  4. Осуществлена практическая реализация программы внеучебной деятельности студентов как фактора обеспечения качества непрерывного педагогического образования и представлены результаты ее апробации.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №16-16-18003


Библиографическая ссылка

Лопатин А.Т., Нурмагомедова Э.Н., Наговицын Р.С., Чиговская-Назарова Я.А. ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24647 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674