Современные тенденции в обществе свидетельствуют о том, что показателем уровня его развития является не финансовое и экономическое благополучие, а главным образом спектр, динамика образовательного движения в социуме, ведущим носителем которого являются выпускники вузов. Главной идеей непрерывного педагогического образования является идея развития и формирования личности. Огромное влияние на ее качество оказывают возрастные, индивидуальные, культурные и профессиональные особенности, которые порождают внутренние противоречия различного характера.
Направления научных исследований педагогических вузов обходят стороной проблему кадров и качества образования на ступени профессиональной педагогической подготовки [1,5,8]. Решение этих задач возможно только при культурообразующем характере содержания профессиональной подготовки, в котором должны быть целостно и гармонично представлены ценности материальной и духовной культуры, науки, ведущие сферы искусства, культура труда, политическая, правовая и коммуникативная культура. Определяющую роль здесь играет правильно организованная внеучебная деятельность студентов, так как качество образования определяется не только профессиональными знаниями и навыками, но и реализацией этих ресурсов в своей деятельности, включая внеучебную, за счет развития соответствующих профессионально значимых качеств.
Внеучебная деятельность педагогического вуза включает в себя специальные структурные воспитательные, социальные и оздоровительные подразделения вуза: управление по воспитательной и социальной работе, спортивный клуб, профсоюзная организация студентов и аспирантов, центр досуга и творчества, центр студенческих инициатив, служба социально-психологической поддержки студентов, психологический клуб, комбинат студенческого питания, санаторий-профилакторий, здравпункт института, совет по воспитательной и социальной работе, кураторы и тьюторы академических групп, органы студенческого самоуправления [4].
Основным механизмом взаимодействия элементов воспитательной деятельности студентов педагогического вуза являются: субъект-субъектные отношения, ориентированность на содержание будущей профессиональной деятельности, актуализация позитивных эмоциональных состояний, воспроизведение поведения, специфичного для конкретной профессиональной группы, наличие обратной связи на основе межличностного общения и педагогической диагностики, диагностический характер общения, проблемно-ориентированная подача информации [2].
Проведенный анализ позволил сформулировать проблему исследования, которая заключается в необходимости выявления характера влияний внеучебной деятельности студентов на качество непрерывного педагогического образования и определение на основе этого механизма управления образовательно-воспитательным кластером. В качестве такого механизма может выступить программа реализации внеучебной деятельности как фактора обеспечения качества непрерывного педагогического образования.
Цель исследования: разработать и внедрить программу внеучебной деятельности студентов как фактора обеспечения качества непрерывного педагогического образования и экспериментально проверить ее влияние на успеваемость студентов различных категорий.
Задачи исследования:
- представить характеристику понятия «качество непрерывного профессионального образования»;
- обосновать взаимосвязь качества непрерывного педагогического образования и формой: учебная и внеучебная деятельность студентов и механизм управления данной взаимосвязью;
- разработать программу внеучебной деятельности студентов как фактора обеспечения качества непрерывного педагогического образования;
- осуществить практическую реализацию программы внеучебной деятельности студентов как фактора обеспечения качества непрерывного педагогического образования и представить результаты ее апробации.
Методы исследования: теоретический анализ; контент-анализ исследовательских работ; диагностические методы, включая обобщение воспитания ценностного отношения профессиональной деятельности у бакалавров в условиях обучения в колледже и вузе; праксиметрические методы; прогностические методы; методы математической статистики: аналитическая группировка, анализ статистических данных и др. Используемые методы позволили фиксировать качественные и количественные изменения процесса обеспечения качества непрерывного профессионального образования.
Результаты исследования
Качество непрерывного педагогического профессионального образования по целям, содержанию, организации и результатам удовлетворяет:
- потребности студентов в мобильности самообразования, в том числе дистанционного образования; осознающих необходимость в повышении квалификации в системе непрерывного образования; умеющих вступать в профессиональные контакты с коллегами и социальными партнерами; выстраивать профессиональную карьеру на основе постоянного пополнения знаний [9];
- запросы общества к специалисту, обладающего мобильностью, компетентностью, профессиональными знаниями, умениями, навыками; умеющему работать на высоком профессиональном уровне; обладающему креативностью, наделенным творческими качествами, ответственностью за принимаемые решения;
- требования государства к специалисту, владеющему современными образовательными технологиями; знающего модели современных образовательных систем, умеющему применять общекультурные и профессиональные компетенции в практике [6].
Взаимосвязь качества непрерывного педагогического образования и формой: учебная и внеучебная деятельность. Важным показателем качества непрерывного педагогического образования выступает общая компетентность студентов, проявляющаяся в их способности: - решать общекультурные задачи, например: владеть моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3); навыками устной и письменной речи; работать в сети Интернет, использовать методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации (ОК-7); готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-10);
- ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, например: использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для учащихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК- 4), соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8), используя словесные, наглядные, практические методы обучения;
- организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую (ОПК-5).
Механизм управления взаимосвязью качества непрерывного педагогического образования и формой: учебная и внеучебная деятельность. Технология реализации непрерывного образования направлена на эффективное распределение ресурсов (кадровых, материально-технических, финансовых) внутри образовательно-воспитательного пространства, что позволит целенаправленно решать назревшие проблемы [2].
Успешной взаимосвязи качества непрерывного педагогического профессионального образования и формы способствуют:
- подготовка профессорско-преподавательского состава образовательно-воспитательного пространства к совместной деятельности по обеспечению качества непрерывного педагогического образования путем совершенствования знаний, умений, навыков в области использования информационно-телекоммуникационных технологий; участие в сетевых сообществах специалистов сферы педагогического профессионального образования; повышение индекса цитирования работ авторов исследований;
- совершенствование учебно-методического обеспечения качества непрерывного педагогического образования;
- использование административного ресурса в управленческом сопровождении процесса реализации программы (прогнозирование, отслеживание, оценка, обсуждение результатов; обеспечение образовательного процесса ресурсами, использование здоровьесберегающих технологий и др.) [7].
Программа внеучебной деятельности студентов как фактора обеспечения качества непрерывного педагогического профессионального образования основана на запросе со стороны федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Интеграция образовательно-воспитательного пространства в образовательных учреждениях и модернизация новоявленной образовательно-воспитательной системы. Создание на имеющейся основе инновационных технологий: создание условий для научно- педагогической практики в образовательно-воспитательном кластере и трансляция образовательно-воспитательных услуг. Получение отзыва внешних экспертов об эффективности транслируемой программы. Корректировка – новый виток в развитии образовательно-воспитательного пространства на высоком качественном уровне.
Программа внеучебной деятельности студентов как фактора обеспечения качества непрерывного педагогического образования обеспечивается восемью взаимосвязанными блоками: «целевым», «теоретическим», «содержательным», «программным», «кадровым обеспечением», «организационно-управленческим», «реализующим», «результативным» [3].
Показатели результативности от внедрения программы внеучебной деятельности студентов как фактора обеспечения качества непрерывного педагогического образования:
- заключение между социальными партнерами, входящими в образовательно-воспитательное пространство, договора о развитии непрерывного педагогического образования по направлениям подготовки бакалавров и магистров, принятие и реализация управленческих решений, разработка и осуществление комплекса мероприятий по совершенствованию профессионального образования;
- наличие развивающихся связей внеучебной деятельности студентов в области непрерывного профессионального образования в Удмуртской Республике по направлениям подготовки бакалавров и магистров;
- положительная динамика изменений в знаниях, умениях, навыках общекультурной и профессиональной компетенции бакалавров и магистров при выпуске из внеучебной деятельности студентов;
- осуществление обратной связи внеучебной деятельности студентов с выпускниками и работодателями в Удмуртской Республике.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на факультете педагогического и художественного образования ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт им. В.Г. Короленко». Общую выборку испытуемых составили 82 студента различных факультетов и профилей подготовки. Для эксперимента студенты были разделены на две группы: экспериментальная группа (40 студентов, обучающихся в педагогическом вузе, имеющих диплом среднего педагогического профессионального образования) и контрольная группа (42 студента, обучающихся в педагогическом вузе, не имеющих диплом среднего педагогического профессионального образования) в независимости от пола.
Каждый из респондентов обеих групп был продиагностирован в аспекте академической успеваемости по учебным предметам и практике, по мониторингу остаточных знаний. В целом не равное количество респондентов в контрольной и экспериментальных группах объясняется тем, что эксперимент проводился в академических группах профессиональной подготовки с неравным количеством обучающихся. В исследовании в рамках разработки критериально-уровневых показателей был выявлен аппарат исследования по определению уровня качества образования:
- высокий уровень (академическая успеваемость по учебным предметам выше 4,5 балла, по практике выше 4,5 баллов, результаты контроля остаточных знаний более 85 %);
- средний уровень (академическая успеваемость по учебным предметам выше 3,7 балла, но ниже 4,5 (включительно), по практике выше 3,7 балла, но ниже 4,5 (включительно), результаты контроля остаточных знаний выше 70 % балла, но ниже 85 % (включительно);
- низкий уровень (академическая успеваемость по учебным предметам ниже 3,7 балла (включительно), по практике ниже 3,7 балла (включительно), результаты контроля остаточных знаний менее 70 % (включительно) [3].
Для организации экспериментального исследования был использован метод математической статистики, который применялся для количественного анализа экспериментальных данных. Для сравнения распределений испытуемых экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп в контексте математико-статистической обработки результатов педагогических исследований нами был использован Х².
До эксперимента (предварительный срез) и после эксперимента (контрольный срез) проведена диагностика уровней (высокий, средний, низкий). На протяжении 2015 календарного года в процессе профессиональной подготовки в вузе у респондентов обеих групп реализована экспериментальная программа. Предварительный и контрольный срезы выявили следующие данные по экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах в аспекте совершенствования компонентов, позволяющих определить качество образования (таблица).
Результаты диагностирования респондентов
Вид мониторинга |
Срез |
Количество респондентов |
Матем.- стат. анализ |
||||||
Высокий уровень |
Средний уровень |
Низкий уровень |
|||||||
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
Х2 |
Р |
||
Академическая успеваемость |
Предвар |
12 |
11 |
18 |
20 |
10 |
11 |
2,14 |
> 0,05 |
Контр. |
17 |
12 |
22 |
25 |
1 |
5 |
16,1 |
< 0,05 |
|
Практика |
Предвар |
8 |
9 |
19 |
15 |
13 |
18 |
3,16 |
> 0,05 |
Контр. |
16 |
11 |
18 |
15 |
6 |
16 |
32,4 |
< 0,05 |
|
Контроль остаточных знаний |
Предвар |
4 |
4 |
19 |
18 |
17 |
20 |
1,18 |
> 0,05 |
Контр. |
8 |
7 |
25 |
20 |
7 |
15 |
7,73 |
< 0,05 |
На основе анализа данных предварительного и контрольного анализов динамики внедрения программы внеучебной деятельности студентов как фактора обеспечения качества непрерывного педагогического образования совершенствования физической культуры по академической успеваемости по учебным предметам и по практике, результатам контроля остаточных знаний более выявлено, что в экспериментальных группах, по сравнению с контрольными, улучшены все показатели. Зафиксировано увеличение количества обучающихся экспериментальной группы, по сравнению с контрольной, на высоком и среднем уровнях после окончания эксперимента. Выявлено уменьшение численности обучающихся экспериментальной группы, по сравнению с контрольной, на низком уровне.
На основе анализа можно выявить, что самое значительное влияние авторской программы оказало на группы студентов, обучающихся в педагогическом вузе и имеющих диплом среднего педагогического профессионального образования. Это объясняется тем, что они более активно и осознанно участвуют во внеучебной деятельности, осуществляя интеграцию образовательно-воспитательного пространства в различных образовательных учреждениях в аспекте модернизации обновленной образовательно-воспитательной системы. Следует отметить, что наибольшее положительное влияние из всех определенных в исследовании компонентов, внедрение экспериментальной программы оказало на академическую успеваемость по практике, что особо указывает на необходимость активизации и поощрения включения студентов во внеучебную деятельность вуза.
Выводы:
- Представлена характеристика понятия «качество непрерывного профессионального образования».
- Обоснована взаимосвязь качества непрерывного профессионального образования и формой: учебная и внеучебная деятельность студента и механизм управления данной взаимосвязью.
- Разработана программа внеучебной деятельности студентов как фактора обеспечения качества непрерывного педагогического образования.
- Осуществлена практическая реализация программы внеучебной деятельности студентов как фактора обеспечения качества непрерывного педагогического образования и представлены результаты ее апробации.
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №16-16-18003
Библиографическая ссылка
Лопатин А.Т., Нурмагомедова Э.Н., Наговицын Р.С., Чиговская-Назарова Я.А. ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24647 (дата обращения: 06.02.2025).