Физическая подготовка детей требует особого внимания, так как в младшем школьном возрасте закладывается основа общей работоспособности, гармоничного развития, что является фундаментом крепкого здоровья и основой высокого уровня работоспособности. Сейчас не вызывает сомнений тот факт, что режим занятий физической культурой и весь режим жизнедеятельности в целом необходимо строить с учетом особенностей физического развития и физических возможностей детей [1, 3-7].
Изучение возрастных закономерностей развития двигательной функции детей и разработка объективной методики формализованной оценки уровня физического развития и физической подготовленности учащихся младших классов будет способствовать оптимизации педагогических воздействий, направленных на укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие и приобретение необходимых двигательных навыков детей младшего школьного возраста.
Физическое воспитание в школе как составная часть общей системы воспитания должно обеспечить развитие физического и морального здоровья, комплексный подход к формированию умственных и физических качеств личности, физическую и психологическую подготовку к активной жизни и профессиональной деятельности путем широкого использования разнообразных форм двигательной активности. Цель физического воспитания в школьные годы – укрепить здоровье, повысить уровень физической подготовленности и работоспособности, дать необходимый объем знаний в области физической культуры, создать мотивацию на физическое и духовное самосовершенствование учащихся и в целом удовлетворить потребности общества в духовно и физически развитых людях [9].
Постоянная изменчивость морфологического и функционального развития организма ребенка, продолжающиеся процессы роста и «соматической дифференцировки» детей указывают на существенные влияния физического воспитания. Один из узловых периодов развития и перестройки органов и систем организма, приходящийся на время, соответствующее началу школьных занятий, является базовым для дальнейшего анализа возможностей выполнения двигательных действий каждым конкретным ребенком. [5;8].
Эффективность организации системы физического воспитания предполагает регулярное получение информации об уровне физической подготовленности и физического развития учащихся, в период обучения в общеобразовательной школе. В настоящее время хорошо известно, что объективная оценка физического развития и физической подготовленности учащихся проводится на основании сравнивания результатов измерений, полученных в процессе обследования с оценочными нормативами, разработанными с учетом половозрастных особенностей, региональных климатогеографических и социальных условий проживания конкретной популяции детей и подростков [2].
Цель исследования: определение динамики факторных нагрузок показателей, характеризующих структуру моторики учащихся 1–5-го классов.
Методы исследования: статистический и факторный анализы.
Результаты исследования и их обсуждение
Для выявления факторной структуры моторики учащихся общеобразовательных школ был проведен статистический анализ данных, полученных в исследовании, методом главных компонентов.
Факторный анализ, выполненный последовательно на каждом году обучения с 1 по 5 класс, позволил обобщить динамику значимости выделенных факторов по доле их вклада в общую дисперсию переменных.
В таблицах 1–5 представлены факторные нагрузки переменных у школьников 1–5 классов.
Таблица 1
Факторная структура моторики мальчиков первых классов
№ п/п |
Показатели |
Фактор 1 |
Фактор 2 |
Фактор 3 |
∑ |
1. |
Длина тела, см |
0,691 |
|||
2. |
Масса тела, кг |
0,832 |
|||
3. |
Жизненный индекс, мл/кг |
-0,767 |
|||
4. |
Бег 30 м, с |
0,841 |
|||
5. |
Прыжок в длину с места, см |
0,762 |
|||
6. |
Бег 500 м, с |
0,812 |
|||
% дисперсии |
43,3 |
16,7 |
14,2 |
74,2 |
Анализ представленных в таблице 1 показателей факторного анализа свидетельствует, что из исследуемых показателей физического развития и физической подготовленности наибольшие факторные нагрузки имели показатели развития быстроты (результат теста «бег на 30 м») и скоростно-силовых качеств (результат в тесте «прыжок в длину с места»), объединенные в первом факторе, который был интерпретирован как фактор скоростно-силовой подготовленности.
Второй фактор объединил показатели тотальных размеров тела (длина и масса тела) учащихся и был интерпретирован как фактор физического развития.
В третьем факторе объединились показатели, определяющие уровень развития физического качества – выносливость (результат теста «бег на 500 м» и показатель «жизненный индекс», характеризующий функциональные возможности учащихся). Таким образом, третий фактор был интерпретирован как фактор развития выносливости.
В таблице 2 представлены показатели факторного анализа структуры моторики учащихся вторых классов.
Так же как и в первом классе, наибольший факторный вес был у фактора скоростно-силовой подготовленности, вторым по значимости был фактор физического развития и третьим – фактор развития выносливости. Однако их вклад в общую дисперсию выборки изменился. Уменьшился уровень значимости фактора скоростно-силовой подготовленности, и увеличилась доля вклада в общую дисперсию выборки факторов физического развития и уровня развития выносливости.
Таблица 2
Факторная структура моторики мальчиков вторых классов
№ п/п |
Показатели |
Фактор 1 |
Фактор 2 |
Фактор 3 |
∑ |
1. |
Длина тела, см |
0,89 |
|||
2. |
Масса тела, кг |
0,91 |
|||
3. |
Жизненный индекс, мл/кг |
-0,68 |
|||
4. |
Бег 30 м, с |
0,91 |
|||
5. |
Прыжок в длину с места, см |
0,72 |
|||
6. |
Бег 1000 м, с |
0,74 |
|||
% дисперсии |
31,7 |
19,6 |
15,8 |
67,1 |
В третьем классе (таблица 3) наблюдалось существенное изменение значимости выявленных факторов.
Наибольший факторный вес имел фактор физического развития, а в набор переменных этого фактора добавился показатель окружности грудной клетки учащихся.
Вторым по уровню значимости был фактор скоростно-силовой подготовленности и третьим – фактор развития выносливости.
Таблица 3
Факторная структура моторики мальчиков третьих классов
№ п/п |
Показатели |
Фактор 1 |
Фактор 2 |
Фактор 3 |
∑ |
1. |
Длина тела, см |
0,89 |
|||
2. |
Масса тела, кг |
0,91 |
|||
3. |
Окружность грудной клетки, см |
0,67 |
|||
4. |
Жизненный индекс, мл/кг |
-0,76 |
|||
5. |
Бег 30 м, с |
0,73 |
|||
6. |
Прыжок в длину с места, см |
0,84 |
|||
7. |
Бег 1000 м, с |
0,89 |
|||
% дисперсии |
38,1 |
17,1 |
14,2 |
69,4 |
В четвертом классе наибольшую факторную нагрузку, так же как и в третьем классе, имел фактор физического развития, но его вклад в общей структуре моторики мальчиков уменьшился, вторым по значимости был фактор скоростно-силовой подготовленности, третьим – фактор развития выносливости (таблица 4).
В структуре моторики пятиклассников наибольшую факторную нагрузку имел фактор развития выносливости, а в набор переменных этого фактора добавился показатель жизненной емкости легких учащихся, вторым по значимости был фактор скоростно-силовой подготовленности, а третьим – фактор физического развития (таблица 5).
Таблица 4
Факторная структура моторики мальчиков четвертых классов
№ п/п |
Показатели |
Фактор 1 |
Фактор 2 |
Фактор 3 |
∑ |
1. |
Длина тела, см |
0,73 |
|||
2. |
Масса тела, кг |
0,76 |
|||
3. |
Окружность грудной клетки, см |
0,70 |
|||
4. |
Жизненный индекс, мл/кг |
-0,68 |
|||
5. |
Бег 30 м, с |
0,91 |
|||
6. |
Прыжок в длину с места, см |
0,72 |
|||
7. |
Бег 1000 м, с |
0,74 |
|||
% дисперсии |
29,1 |
20,8 |
15,1 |
65,0 |
Таблица 5
Факторная структура моторики мальчиков пятых классов
№ п/п |
Показатели |
Фактор 1 |
Фактор 2 |
Фактор 3 |
∑ |
1. |
Длина тела, см |
0,69 |
|||
2. |
Масса тела, кг |
0,84 |
|||
3. |
ЖЕЛ, см3 |
0,72 |
|||
4. |
Жизненный индекс, мл/кг |
-0,73 |
|||
5. |
Бег 30 м, с |
0,76 |
|||
6. |
Прыжок в длину с места, см |
0,64 |
|||
7. |
Бег 1000 м, с |
0,87 |
|||
% дисперсии |
31,7 |
16,1 |
12,6 |
60,4 |
С целью выявления динамики факторных нагрузок показателей, характеризующих структуру моторики учащихся 1–5-го классов, нами были выделены три обобщенных фактора, которые интерпретировались следующим образом:
1) двигательная подготовленность, данный фактор объединил результаты двигательных тестов «бег на 30 метров» и «прыжок в длину с места»;
2) физическое развитие, фактор объединил показатели тотальных размеров тела (рост, вес, окружность грудной клетки);
3) развитие выносливости, фактор объединил показатели общей выносливости (результат в беге на 1 000 м), функциональных возможностей (жизненный индекс).
Факторный анализ позволил установить, что в первом классе в подгруппе мальчиков наибольшую значимость имел первый фактор, а именно двигательная подготовленность, на долю которого приходилось 43,3 % общей дисперсии выборки. Вторым по значимости являлся фактор физического развития (тотальные размеры тела) – 16,7 %. Третьим – фактор развития выносливости – 14,2 % (рисунок).
Динамика факторных нагрузок показателей, характеризующих структуру моторики мальчиков 1–5-го классов
Среди второклассников выявленная тенденция сохранилась: как и в первом классе, наибольший вес был характерен для фактора, интерпретированного как двигательная подготовленность, вторым по значимости был фактор физического развития, третьим – уровень развития выносливости. Однако их вклад в общую дисперсию выборки изменился и соответственно составлял 31,7; 19,6; 15,8 %.
В третьем классе наибольшую факторную нагрузку имел фактор, характеризующий уровень физического развития (38,1 % общей дисперсии выборки), на втором месте оказался фактор двигательной подготовленности (17,1 %), третьим – фактор развития выносливости (14,2 %).
В четвертом классе наибольшую факторную нагрузку опять имел фактор, характеризующий уровень физического развития (29,1 % общей дисперсии выборки), хотя его вклад в общей структуре моторики мальчиков уменьшился, вторым по значимости был фактор – двигательной подготовленности (20,8 %), третьим – фактор развития выносливости (15,1 %).
Заключение
Знание особенностей физического развития учащихся школьного возраста необходимо для создания наиболее благоприятных условий овладения программным материалом по физической культуре в период биологического созревания организма, изменения физиологических и биохимических процессов, а также становления духовности и нравственности ребенка, формирования его индивидуальных и типологических особенностей [10].
Приведенная информация о структуре и значимости базовых факторов, определяющих структуру моторики учащихся разного возраста и пола, может стать основой объективного анализа и принятия обоснованных решений о коррекции программного материала по физическому воспитанию школьников. Научное обоснование эффективной системы управления учебным процессом, внедрение инновационных форм, средств и методов физической культуры в педагогическую практику на основе объективных данных о динамике физического развития и физической подготовленности учащихся является важным аспектом совершенствования процесса физического воспитания учащихся общеобразовательных школ.
Библиографическая ссылка
Муратова И.В., Ерофеев И.В., Извеков К.В. ДИНАМИКА ФАКТОРНЫХ НАГРУЗОК ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ СТРУКТУРУ МОТОРИКИ УЧАЩИХСЯ 1-5-ГО КЛАССОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24603 (дата обращения: 05.10.2024).