Сегодня во всем мире наблюдается рост числа лиц с ограниченными возможностями, который достиг примерно 650 миллионов – около 10 процентов населения планеты. В России это число достигает 13 миллионов, около 6 миллионов – лица трудоспособного возраста, около 700 тысяч – это дети-инвалиды. По статистическим данным Министерства образования и науки Российской Федерации отмечается, что в школах России обучается 450 тысяч детей с ограниченными возможностями и лишь 15 тысяч из них продолжают обучение в вузах [3]. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в настоящее время численность слабослышащих и глухих людей в мире превышает 12 %, а к 2020 году достигнет 21 %, то есть складывается общемировая тенденция, что каждый пятый человек будет страдать выраженными недостатками слуха. Значительная часть этого контингента уже приходится на лиц, находящихся в социально-активном возрасте (17–30 лет), для которых необходимость получения образования и дальнейшего трудоустройства является особенно актуальной. В Российской Федерации в 2014 году число впервые признанных инвалидами в связи с нарушением слуха составило 5,8 тыс. человек, повторно признаны инвалидами 13,6 тыс. человек [11]. Важно отметить, что проводимые в рамках государственных федеральных программ мероприятия по улучшению условий жизни, медицинскому обслуживанию, повышению качества образования, профессиональной подготовки людей с ограниченными возможностями не решают всего комплекса социальных проблем.
Сегодня все без исключения дети имеют право на получение образования, на дальнейшее трудоустройство (с учетом проблем со здоровьем), на трудовую пенсию и страховки. Право на получение образования закреплено в законе Российской Федерации «Об образовании», в котором введено понятие «инклюзивное образование», обозначающее обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учётом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей [12]. В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» также обозначено, что государство гарантирует обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, в том числе права на образование, включая получение образования в высших учебных заведениях [7].
Не являются исключением дети с нарушением слуха. Еще Я.А. Коменским в труде «Великая дидактика» указывалось на необходимость воспитания и обучения глухих, слепых и отсталых детей, которым из-за физического недостатка невозможно в достаточной мере привить знания [4]. Поэтому лица с нарушением слуха имеют возможность получить образовательные услуги в дошкольных и образовательных учреждениях I–II вида, в которых созданы специальные образовательные условия, учитывается специфика коммуникативной и когнитивной деятельности у глухих и слабослышащих детей. Однако, несмотря на то, что сегодня большое количество авторов (Т.М. Аминов, В.З. Базоев, В.А. Борисова, Р.М. Боскис, Н.И. Букун, В.М. Вельгус, А.П. Гозова, О.П. Еремина, Т.С. Зыкова, А.И. Иваницкий и другие), предлагают различные решения профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе слабослышащих и глухих, тем не менее практика показывает, что большинство вузов используют традиционные методы обучения, а условия профессиональной образовательной среды во многом не соответствуют образовательным потребностям лиц с нарушением слуха и не учитывают последующую социально-трудовую интеграцию. Это вызывает у таких студентов затруднения в процессе коммуникации с одногруппниками и с преподавателями, в понимании учебного материала, выполнении необходимых требований и заданий по различным дисциплинам, в том числе по гуманитарным дисциплинам.
Важно отметить, что по сравнению с европейскими странами, в России резко сужен круг профессий, которые могут осваивать лица с ограниченной трудоспособностью, а те, которые традиционно предлагаются в специальных (коррекционных) школах/классах I–VIII видов, не только не являются привлекательными для обучающихся, но и не имеют спроса на современном рынке труда [4]. Безусловно, что для того чтобы процесс их профессионального обучения и дальнейшего трудоустройства был успешным, необходимо принимать во внимание реалии и тенденции развития системы профессионального образования, а также учитывать требования (регионального/столичного) рынка труда, который находится под давлением таких социально-экономических факторов, как демографическая ситуация, трудовая миграция и т.д. В связи с чем профессиональное образование в условиях учреждений, реализующих программы профессионального образования, должно быть построено на внедрении в образовательный процесс социально активных и рефлексивных методов обучения, технологий социокультурной реабилитации, которые позволят организовать подготовку, переподготовку и повышение квалификации различных категорий населения. Как справедливо замечает Н.Н. Малофеев, ведущими тенденциями современного этапа в развитии отечественной системы специального образования является постоянное совершенствование систем высшего образования [4].
Из-за неспособности студентов с нарушением слуха в полной мере осваивать гуманитарные дисциплины, большое количество лиц с нарушением слуха делают выбор в пользу получения образования в вузах с физической направленностью. Хотя именно гуманитарные дисциплины дают возможность самовыражения, расширяют мировоззрение, прививают умения адаптироваться в окружающей среде, развивают нестандартное мышление, практические навыки, формируют готовность к будущей практической деятельности [13]. В процессе изучения гуманитарных дисциплин происходит освоение культурного наследия прошлого, без которого невозможно строительство будущего и раскрытие творческих способностей человека. Поэтому считаем, что необходимы усовершенствование условий процесса обучения гуманитарным дисциплинам в вузах с физической направленностью, разработка технологий, методов и средств обучения и воспитания, которые будут адаптированы для студентов с ограничением слуха.
У студентов с нарушением слуха возникают затруднения в восприятии и в самостоятельном овладении речью. Отсюда считаем, что организация процесса обучения гуманитарным дисциплинам должна осуществляться посредством наглядно-действенной основы, совместной со слышащими студентами коллективной предметно-практической деятельности, организованной работы в парах, звеньях и создания полноценной речевой среды. Целесообразно использовать комбинированные формы, когда:
- лекции проходят с обязательным условием задействования визуальных каналов;
- фронтальная работа слабослышащих студентов организуется на равных условиях с другими студентами при постоянной индивидуальной помощи;
- используется сочетание групповой и индивидуальной форм, при которых на семинарских занятиях студенты с нормальным развитием подготавливают материал самостоятельно и устно его озвучивают, а студенты с нарушением слуха осуществляют поиск материала посредством выхода в Интернет, фиксируя его с помощью схем, таблиц или моделей. При такой работе можно объединять студентов с нарушением слуха и слышащих в пары, которые совместно могут осуществлять поиск необходимой информации в Интернете и выстраивать схемы, модели и таблицы по осваиваемым темам, что способствует формированию партнерского диалога, исключающий неравенство позиций;
- индивидуальная форма работы со студентами с нарушением слуха, при которой они могут выстраивать схемы, модели, таблицы по материалу из учебных пособий, учебников. При такой форме преподаватель становится партнером по совместной деятельности [3].
Профессиональная подготовка студентов с нарушением слуха будет успешной только при соблюдении следующего комплекса педагогических условий: сочетание личностно-ориентированного, деятельностного и компетентностного подходов к организации деятельности студентов; субъект-субъектное взаимодействие; сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации образовательного процесса; стимулирование познавательной активности студентов; осуществление мониторинга; опора на наглядность (изобразительный материал, учебные тексты и т. п.); активное использование письма; устное изложение материала; активное использование игровых упражнений, упражнений занимательного характера; обеспечение доступа к единой образовательной и профессиональной среде; адресной функционально-ориентированной подготовки специалистов, профессиональной и социально-бытовой адаптации, социально-правовой ориентации [2].
Из перечисленных условий вызывает вопрос устного изложения материала. Однако оно наиболее необходимо, в связи с тем, что у студентов с нарушением слуха вторичным нарушением является нарушение речи. В связи с чем процесс обучения лиц с нарушением слуха в течение всего периода преподавания гуманитарных дисциплин в условиях вуза должен включать индивидуальную программу и отведенное время в учебных планах. На начальных этапах обучения лиц с нарушением слуха в высшей школе целесообразно организовывать курсы, направленные на приобретение ими коммуникативного мастерства. Кроме того, академическая квота на изучение студентами с нарушением слуха гуманитарных дисциплин, входящих в учебный план по соответствующим направлениям, может быть несколько большей, чем таковая для слышащих студентов. Несомненно, создание образовательно-реабилитационной среды в вузах с физической направленностью является сложным и долгим процессом, требующим как наличия серьезного технического оснащения, так и привлечения высокопрофессиональных кадров [6]. Но в первую очередь необходимо разработать единые подходы к профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья в сфере высшего образования. Для этого необходимо решить задачи:
- по созданию сопроводительной базы данных об обучающихся в специализированных и обычных школах с целью формирования контингента будущих абитуриентов;
- по участию в работе уполномоченных учреждений медико-социальной экспертизы по разработке индивидуальных программ реабилитации инвалидов по слуху как в части определения их возможностей обучения в интегрированной среде, так и в части нормирования необходимого комплекса условий реализации такого обучения;
- по разработке индивидуальных планов и программ обучения, отражающих направления коррекционной и реабилитационной работы в отношении каждого студента-инвалида;
- по созданию учебно-реабилитационной технологической базы, включающей средства мониторинга психофизиологического состояния и степени усвоения учебного материала, систему тьюторинга, комплекс средств технической поддержки учебного процесса;
- по содействию трудоустройству выпускников и их дальнейшему сопровождению с целью создания условий последующего повышения квалификации и профессиональной переподготовки инвалида.
Развитие информационно-компьютерных технологий способствует расширению возможностей обучения студентов с нарушением слуха, делает этот процесс наиболее эффективным. Мультимедийное оборудование помогает представить презентационный материал, обучающие фильмы и другие средства наглядности. При организации гуманитарных дисциплин наглядный показ дает более полное и глубокое осмысление учебного материала, может в зависимости от задач урока выполнять функции источника знаний и подтверждения устного или печатного слова. Они позволяют выстраивать процесс обучения, ориентированный не на ограниченные возможности жизнедеятельности слабослышащих и глухих студентов, а на их способности. Методика проведения учебных занятий со слабослышащими и глухими студентами должна включать различные пособия, макеты, модели, схемы, плакаты, мультимедийное оборудование, адаптированные наглядно-опорные презентации по всем темам изучаемых предметов. Студенты должны быть обеспечены необходимым методическим раздаточным материалом: конспектами лекций, методическими указаниями, практическими заданиями. Не менее эффективным становятся такие информационно-компьютерные средства, как социальные сети, электронные почты, с помощью которых также можно осуществлять контроль познания студентов с нарушением слуха. Презентации по темам можно использовать для объяснения нового материала, демонстрации дополнительных материалов к уроку, тестирования знаний студентов. При такой организации обучения все студенты, в том числе студенты с нарушением слуха, во время демонстрации лекционного материала должны фиксировать материал письменно, а по непонятным фрагментам записывать вопросы, которые преподаватель уже объясняет индивидуально, так как развитие образной памяти у студентов с нарушениями слуха напрямую связано с речью, с познавательной деятельностью, с мыслительными операциями [9].
Неотъемлемой частью любого занятия с обучающимися является словарная работа, задачи которой заключаются в раскрытии значения слов, терминов, выражений и фраз, необходимых для понимания смысла изучаемого материала; во введении новых понятий в активный фонд речи с помощью организации речевой практики систематического накопления словарного запаса; в развитии письменной речи. Для усвоения учебного материала на семинарских занятиях целесообразно использование разноуровневых заданий (с учётом возможностей и способностей студента), с акцентом на устный опрос; для контрольных срезов по изученным разделам дисциплин рекомендуется использовать письменные формы: контрольные работы, тестовые задания в печатном и компьютерном варианте.
Популярной формой обучения слабослышащих и глухих стала дистанционная форма. Так, в Башкирском институте физической культуры (филиал УралГУФК) данная категория студентов имеет возможность обучаться дистанционно, осуществляя познание по дисциплинам, в том числе гуманитарным, по разработанным электронным учебникам, презентациям и аудиоматериалам, выполняя определенный перечень заданий письменно, по завершению изучения которых осуществляют сдачу контрольных работ и итоговых измерений. Весь процесс обучения глухих и слабослышащих проходит в программе «Прометей». Известны и другие образовательные оболочки. Например, Современная гуманитарная академия использует образовательную компьютерную оболочку – ИИС «Луч», созданную с использованием стандартов SCORM и LOM, а также спецификаций IMS. Эта система осуществляет информационное сопровождение и контроль обучения каждого студента с момента зачисления до выдачи документов об образовании, электронную идентификацию студентов при проведении аттестационных процедур, академическое администрирование (составление индивидуальных учебных планов, расписаний, подготовка приказов и т.д.) [10].
Считаем важным обратить внимание на методы обучения лиц с нарушением слуха, предложенные Э.В. Ильенковым. Они основываются на таких принципах обучения, как:
- принцип следования индивидуальным интересам и индивидуальным темпам обучающихся. Познание обучающегося с нарушением слуха происходит в соответствии с его психолого-физиологическими особенностями. Овладение им навыков индивидуального самообслуживания является первичным условием для дальнейшего познания, вслед за которым они приобщаются к специальным средствам общения – жестам, которые как бы повторяют действия или ощупывающие движения;
- принцип строгого дозирования педагогической помощи, которая не должна быть превышенной, чтобы обучающийся совсем отказался от самостоятельности, но в то же время достаточной для достижения результата. Вся деятельность, в том числе учебная, не должна быть легкой, а достигаться с определенным усилием;
- принцип деятельностного подхода, которое исходит из того, что познание происходит в освоении производственного обучения и окружающей действительности [5].
Исходя из всего сказанного, считаем, что правильно организованный учебно-образовательный процесс способствует возрастанию интереса студентов с нарушением слуха к гуманитарным дисциплинам, и таким образом им предоставляется возможность получить не только образование, но и освоить культурное наследие прошлого, без которого невозможно строительство своего будущего и адаптация в окружающей среде. Необходимо комплексное использование специальных приёмов, средств, форм и методов, которые позволят осуществить качественное профессиональное обучение, а грамотная система контроля знаний обучающихся поможет активизировать учебно-познавательную деятельность глухих и слабослышащих студентов, расширить навыки самостоятельной работы и коммуникативной компетентности в смешанных академических группах высших учреждений.
Библиографическая ссылка
Кулбахтина А.З., Назирова А.И., Юланова Д.М. СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН ДЛЯ СЛАБОСЛЫШАЩИХ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24600 (дата обращения: 12.10.2024).