Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙНЕРСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Назарова Л.Р. 1
1 Учреждение высшего образования «Московский художественно-промышленный институт»
В статье анализируется содержание авторского подхода к системе формирования основ визуальной культуры студента в современном дизайнерском ВУЗе. В работе также описаны основные факторы формирования планируемых уровней сформированности профессиональных компетенции у студентов-выпускников ВУЗа в структуре формирования основ визуальной культуры личности студента-дизайнера, а также акцентируется необходимость всестороннего изучения междисциплинарных связей как основы формирования педагогических основ дизайн-педагогики. Обосновывается необходимость усиления междисциплинарных связей и расширения профильной составляющей содержания гуманитарных дисциплин. В работе также выявлена и проанализирована взаимосвязь компонентов профессиональной деятельности дизайнера с содержанием общепрофессиональных учебных дисциплин, показано значение базовых гуманитарных дисциплин в формировании общих и профессиональных компетенций, необходимых будущим дизайнерам для успешного осуществления профессиональной деятельности.
профессиональные компетенции
новые образовательные стратегии
ценности
профессиональное становление
визуальная культура личности
дизайн
высшее образование
1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. – M.: Изд-во Института профессионального образования Министерства образования России, 1995. – 336 с.
2. Будущее глобального образования 2015–2035 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://map.edu2035.org/futuremap?force (дата обращения 05.04.2016 г.).
3. Данильченко О.В., Назарова Л.Р. Структура уровней формирования профессиональных компетенций выпускника по направлению подготовки 072500 «Дизайн» степень «Бакалавр» (профиль 1 «Графический дизайн») Москва // Педагогика искусства. – 2015. – № 2. – С. 51–55.
4. Зеер Э.Ф. Инновационное развитие профессионального образования: региональный аспект: учебно-методическое пособие. – Екатеринбург: ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2008. – 198 с.
5. Зимняя И.А. Компетенция и компетентность (извлечения из выступления) // Студенчество: Диалоги о воспитании. – 2004. – № 6. – С. 13-14.
6. Назарова Л.Р. Развитие творческой активности учащихся основной школы в изобразительной деятельности с использованием информационных технологий: дис. … канд. пед. наук (13.00.01). – М., 2002. – 162 с.
7. Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве Европейская Ассоциация Гарантии Качества в высшем образовании. European Association for Quality Assurance in Higher Education, ENQA. – Йошкар-Ола: Аккредитация в образовании, 2008. – 58 с.
8. ФГОС ВПО Приказ Минобрнауки России от 22 декабря 2009 г. № 780 «Об утверждении федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности 072500 «Дизайн» (квалификация (степень) «бакалавр») (Зарегистрирован в Минюсте России 04.02.2010 г. № 16272).
9. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. С. Я. Батышева. – М.: АПО, 1998. – 568 с., ил.

Cтремительно развивающееся общество в современных реалиях увеличения объёма информации, совершенствования технологий, возникновения новых профессий потребовало смены образовательной парадигмы на парадигму прагматизма «Обучение всю жизнь» [2]. Компетентностный поход к образовательной модели обучения, в том числе и к результатам обучения, требует адаптации образовательных и профессиональных стандартов к реалиям завтрашнего дня [7, С. 12].

Предметом данного исследования являются педагогические основы образовательной модели по формированию профессиональных компетенций графического дизайнера в Московском художественно-промышленном институте (УВО МХПИ).

Автором статьи (заведующим кафедрой «Графический дизайн») сделана попытка описать педагогические основы выстраивания междисциплинарных связей как основных факторов формирования профессиональных компетенций у студентов-выпускников ВУЗа (дополнив качественными характеристиками существующий на данный момент ФГОС ВПО третьего поколения). Неоценимую поддержку при описании уровней компетенций дизайнера-выпускника оказали доцент кафедры Данильченко О.В. и проректор по учебно-методической работе МХПИ Ясменко М.К.

Классификация понятия компетенция по личностному и деятельностному основаниям изучалась такими исследователями, как А.С. Белкин, В.И. Загвязинский, В.Г. Зарубин, Э.Ф. Зеер, Е.Ю.Зимина, И.А.Зимняя, В.В.Лебедев, В.А. Метаева, С.М. Коломиец, О.К. Крокинская, Л.И. Непогода, В.В. Нестеров, Д.А. Примеров, Н.В. Соснин. Также нам близка трактовка понятия «компетенция», как общей способности, основанной на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению, высказанное В.А. Кальней и С.Е. Шишовым. В исследовании мы опираемся на понятие профессиональной компетенции, описанное в трудах Э.Ф. Зеера, Д.П. Заводчикова, А.М. Павловой; А.И. Иванова, С.А. Куликова и др. [4, С. 54].

В понятийный аппарат компетенций входят не только узкоспециализированные профессиональные, общепрофессиональные (формирующие визуальную культуру личности), но и социально-коммуникативная компетенция, а также компетенция самоуправления [9, С. 454].

Для описания качественных характеристик профессиональных компетенций в нашем исследовании используются уровни усвоения по В.П. Беспалько [1, С. 28-29], который выделяет несколько последовательных уровней усвоения: ученический, типовой, эвристический и творческий.

Описание планируемых уровней сформированности профессиональных компетенций у студентов-выпускников ВУЗа (на примере МХПИ):

Пороговый уровень. Обязательный для всех студентов-выпускников ВУЗа по завершении освоения ООП ВПО.

Продвинутый уровень. Превышение минимальных характеристик сформированности компетенции для выпускника ВУЗа.

Высокий уровень. Максимально возможная выраженность компетенции, уровень важен как качественный ориентир для самосовершенствования.

Трансформирование образных изобразительных мотивов в проектное решение в соответствии с творческим заданием требует объёмных по глубине и специфике погружения в контекст знаний, изучаемых студентами на занятиях по учебным дисциплинам, входящим в два цикла (общепрофессиональный цикл и профессиональный).

Профессиональные компетенции ПК на каждом новом уровне образования по всем учебным циклам и разделам ООП (от первого до последнего курсов обучения) «вбирают в себя», аккумулируют и интегрируют приобретаемые общекультурные компетенции ОК и общепрофессиональные компетенции ОПК.

Психологические механизмы развития визуальной культуры личности, анализ процессов восприятия, происходящих в сознании человека, во всём их многообразии анализировали Б. Г. Ананьев, Р. Арнхейм, Л. С. Выготский, С.М. Даниэль, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, М.С. Каган, Е.А. Кононова, А. Н. Леонтьев, В.В. Любимов, П.Н. Виноградов, В.М. Розин, С. Л. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн и др.

Визуальная культура личности предполагает развитие эмоционально-образной сферы личности, общей и художественной культуры, обогащение художественными образами и представлениями художественного наследия человечества, знакомство с великими образцами искусства и культуры; свободу от стереотипов и устоявшихся правил и оперативность в поиске художественного решения; высокий уровень ассоциативности и пространственности (умения погружаться в пространственную структуру произведения трёхмерного пространства); умение работать с имеющейся в сознании базой данных; свобода зарождения замысла и переноса художественного образа, события, явления из языковых характеристик одного искусства в другое без потери уровня эмоционально-образного звучания; умение мыслить пространственно-временными категориями; развитие художественного воображения и художественной фантазии как духовной структуры личности; развитие художественных умений и навыков владения разными художественными материалами, равно как и возможностями новых информационных технологий (НИТ) помогает в воплощении замысла в конкретном материале и получении полноценного художественного продукта; обоснование объективного существования категорий энергий и информации как обозначения чувственного и рационального содержания художественных понятий языка формальной композиции и умения их использования в собственной художественной практике; развитие художественного вкуса как основы развития соотношений категорий энергии и информации.

На примере компетенции ПК-2 образовательного стандарта направления подготовки «Дизайн» [8] приведём пример авторской концепции содержательного описания уровней освоения компетенции.

ПК-2 «…владеет рисунком» [8, С. 6]. Пороговый уровень. Автором предлагается формулировку из стандарта ФГОС ВПО [8, С. 10] «…знает основы начертательной геометрии и теорию теней; основы построения геометрических предметов; основы перспективы» дополнить уточнением: «умеет применять на практике основы, принципы и методы конструктивного построения геометрических предметов; умеет трактовать объёмную форму средствами линии, светотени, цветового тона» (автор, МХПИ). Продвинутый уровень. «…Умеет изображать объекты предметного мира, пространство и человеческую фигуру на основе знания их строения и конструкции» [8, С. 10] дополнить уточнением: «знает перспективное и конструктивное построение объектов предметной и пространственной среды»; (автор, МХПИ). Высокий уровень. «…Владеет методами изобразительного языка академического рисунка» [8, С. 10] дополнить уточнением: «обнаруживает знание пластической анатомии в рисовании человека и животного мира» (автор, МХПИ).

Учитывая междисциплинарный характер компетенции, содержательное описание уровней освоения компетенции на занятиях по рисунку направлены на развитие у студентов таких способностей, как широкая пространственная ориентация (способность воспринимать натуру в крупномасштабном трехмерном пространстве, а её изображение в двухмерном пространстве на плоскости); целостное восприятие натуры с учётом общего тонового и цветового состояния освещённости в зависимости от освещённости средового пространства.

Компетенция ПК-2 «…владеет умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта» [8, С. 6]. Пороговый уровень «…знает основы композиции в дизайне» [8, С. 10] дополнить уточнением: «знает и анализирует основные закономерности композиции» (автор, МХПИ). Продвинутый уровень дополнить уточнением: «владеет навыками переработки рисунков в направлении проектирования объекта-образца» (автор, МХПИ). Высокий уровень дополнить уточнением: «владеет навыками использования авторской графики при проектировании различных объектов» (автор, МХПИ).

Основная цель развития данной компетенции – развитие образного мышления у студентов, изучение основных закономерностей композиционного построения работы, перевод художественного (литературного) образа в художественно-графический (ассоциативный и конструктивный) и далее в рекламный образ.

Компетенция ПК-2 «…владеет принципами выбора техники исполнения конкретного рисунка» [8, С. 6]. Пороговый уровень «…знает основы проектной графики» [8, С. 11] дополнить уточнением «знает и анализирует техники исполнения рисунка» (автор, МХПИ).Продвинутый уровень дополнить уточнением «умеет выполнять поисковые эскизы, применяет различные техники исполнения рисунка в практической деятельности» (автор, МХПИ).Высокий уровень дополнить уточнением «использует метод графического анализа окружающего материального мира и умеет воплощать впечатления о нём» (автор, МХПИ).

Задачи освоения компетенции решаются на первом курсе ООП «Дизайн» (профиль «графический дизайн») при междисциплинарном взаимодействии на уровне тематического планирования учебных дисциплин «Пропедевтика», «Рисунок», «Основы проектной графики», «Проектирование», «История графических стилей».

Тематическое содержание программы учебной дисциплины «Основы проектной графики» (1-2 семестры) в МХПИ от начальных тем «Освоение графических материалов», «Изучение графических приемов работы над изображением», «Освоение на практике работы в различных графических стилях» последовательно усложняется задачей выработки собственного графического языка, умения транслировать смысловые образы в графические формы, использовать различные графические материалы и техники для решения поставленной задачи, применять навыки графической визуализации объекта проектирования, выражать литературные образы художественно-графическим языком, приобрести навыки выбора графического стиля согласно поставленной проектной задаче. Также, при изучении основ плоскостных композиционных решений в рамках учебной дисциплины «Пропедевтика» (1,2 семестр) параллельно с изучением академического рисунка студентами осваиваются стили изобразительных искусств, стилеобразующие элементы и стилизации как темы учебной дисциплины «История графических стилей» (5 семестр).

Компетенция ПК-2 «…владеет навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи» [8, С. 6]. Пороговый уровень «…знает основы начертательной геометрии и теорию теней» [8, С. 10] дополнить уточнением: «знает основы начертательной геометрии, теорию теней и законы тонально-цветового построения формы» (автор, МХПИ). Продвинутый уровень «…владеть методами академической живописи» [8, С. 10] дополнить уточнением: «владеет линейно-конструктивным построением формы и её тонально-цветовой моделировкой» (автор, МХПИ). Высокий уровень «…владеть приёмами колористики» [8, С. 10] дополнить уточнением: «знает, анализирует и классифицирует основные закономерности линейно-конструктивного построения формы и основы академической живописи» (автор, МХПИ).

Уточним, что освоение основных закономерностей линейно-конструктивного построения формы студентами происходит через аналитическое освоение построения форм в рамках изучения программы учебной дисциплины «Технический рисунок» (1-2 семестры) в МХПИ и коррелируется междисциплинарными связями с темами учебной дисциплины «Основы проектной графики» и «Объёмно-пространственная композиция».

Так, например, темы «Развертывание поверхностей», «Взаимное пересечение поверхностей», «Аксонометрические проекции» логично апеллируют к понятиям и темам «Основные приемы, средства и технологии создания проектных форм методом макетирования», «Композиционные особенности изобразительного решения в объёме».

Освоение основ академической живописи происходит через изучение цвета как эмоциональной составляющей графического образа в рамках изучения программы учебной дисциплины «Живопись» (1-7 семестры) и коррелируется междисциплинарными связями с темами учебных дисциплин «Цветоведение и колористика» и «Пропедевтика» (1-2 семестры): «Цвет в композиции», «Ахроматические цвета. Хроматические цвета». «Цветовые гармонии, контрасты и ритмы». «Тональность цвета. Сближенные цветовые отношения». «Тёплые и холодные цвета». Основные характеристики цвета. Теории цветовой гармонии. Контрастные цветовые отношения. Основные пары цветовых контрастов в цветовом круге.

Прекрасной находкой для выстраивания междисциплинарных связей в освоении компетенции ПК-2 «…владеет навыками линейно-конструктивного построения и основами академической живописи» служит тематика заданий для пленэрной практики «Краткосрочные этюды пейзажей в различных условиях общего освещения», «Этюд пейзажа с глубоким пространством и чётко выраженными планами», «Краткосрочные этюды облаков и фрагментов пейзажа с отражением в воде», «Этюд архитектурного пейзажа», «Рисунок с различной высотой линии горизонта», «Архитектурный мотив и наброски фрагментов сооружений (портика, лестницы и т.д.)», «Архитектурный объект в световоздушной среде», «Этюд панорамного архитектурного мотива со сложным рельефом местности, с контрастными пространственными планами», «Изображение с натуры сюжетных сцен».

Углубление практических знаний и профессиональных навыков по живописи и рисунку, полученных в течение учебного года, происходит на пленэрной практике (в конце учебного года). Занятия на пленэрной практике закрепляет теоретические знания на широком круге реальных изображений архитектуры и природы, воспитывает творческий подход к изображаемому объекту, заставляет открывать новые технические приемы, присущие конкретному материалу. Если в аудитории задания для студентов находились в стационарном состоянии и были многосеансовыми, то при работе на пленере используется метод быстрого письма, сосредотачивается внимание лишь на главном, на состоянии цвета и воздуха.

В самом начале работы у студентов стоит необходимость корректировать композиционные ходы, где главной ошибкой является желание передать на холст или картон всё увиденное, без отбора, без поставленной задачи. Также, при работе на пленэре желательно ограничить в работе студентов зелёные краски в целях получения зелёного цвета путем смешения других цветов.

Содержательное описание уровней освоения компетенции на занятиях по живописи направлено на развитие у студентов таких способностей, как способность применять в живописных работах метод работы отношениями, уметь сравнивать цвета натуры по цветовому тону, светлоте и насыщенности, выдерживая тональный и цветовой масштаб; способность создавать выразительные композиционно-цветовые решения в этюдах с натуры.

Компетенция ПК-2 «…владеет элементарными профессиональными навыками скульптора» [8, С. 6].

Пороговый уровень «…знает пластическую анатомию на примере образцов классической культуры и живой природы; умеет работать в различных пластических материалах с учетом их специфики» [8, С. 10].

Продвинутый уровень «…владеет основами академической скульптуры, основными приёмами выполнения работ в материале» [8, С. 10] дополнить уточнением: «владеет приёмами выполнения элементов пластической анатомии в материале» (автор, МХПИ).

Высокий уровень дополнить уточнением: «владеет приёмами выполнения образцов классической культуры и живой природы в материале» (автор, МХПИ).

Освоение основ скульптуры и пластического моделирования происходит через изучение анатомии человека, материалов и технологий, произведений выдающихся мастеров скульптуры и художественно-выразительные средства скульптуры в рамках изучения программы учебной дисциплины «Скульптура и пластическое моделирование» (1-2 семестры).

Тематическое планирование дисциплины перекликается с такими темами учебной дисциплины «Рисунок», как «Барельеф с гипсовой античной головы», «Объёмная скульптура», «Лепка головы гипсового слепка произведений классической скульптуры», «Лепка животных», «Знакомство с работами крупнейших российских и зарубежных мастеров анималистики», «Роль знания пластической анатомии в искусстве портрета», «Лепка анатомической головы и головы натурщика с выявлением характерных особенностей модели».

В тематическом планировании дисциплины «Объёмно-пространственная композиция» есть разделы по изучению плоского и объёмного рельефа, перекликающееся с темами учебной дисциплины «Скульптура и пластическое моделирование», а изучение анималистики лежит в основе создания знаковой изобразительной формы раздела учебной дисциплины «Проектирование».

Компетенция ПК-2 «…владеет современной шрифтовой культурой» [8, С. 6]. Пороговый уровень дополнить уточнением: «знает историю возникновения и развития шрифта, классификацию шрифта, анатомию шрифта» (автор, МХПИ). Продвинутый уровень дополнить уточнением: «знает современную шрифтовую терминологию, умеет анализировать эстетику шрифтового оформления» (автор, МХПИ). Высокий уровень дополнить уточнением: «использует в дизайн-проектировании пластические и стилистические выразительные средства шрифта» (автор, МХПИ).

Шрифт является основой средств визуальной коммуникации в целом, в частности, графического дизайна и его «продукта» ─ рекламной, книжной, корпоративной и упаковочной печатной формы. Профиль подготовки «Графический дизайн» базируется на знании культуры шрифта, его функциональных и эстетических свойств трёх парадигм дизайна.

Компетенция ПК-2 «…владеет приёмами работы в макетировании и моделировании» [8, С. 6]. Пороговый уровень «…знает основы начертательной геометрии и теорию теней» [8, С. 10] дополнить уточнением: «владеет навыками применения основных методов и технологий макетирования» (автор, МХПИ). Продвинутый уровень «…знает способы трансформации поверхности» [8, С. 11] дополнить уточнением: «владеет приёмами объёмного и графического моделирования формы объекта» (автор, МХПИ). Высокий уровень дополнить уточнением: «знает и применяет приёмы макетирования в дизайн-проекте; использует теоретические и практические знания моделирования в творческой деятельности» (автор, МХПИ).

Освоение основ начертательной геометрии, теории теней и способов изображения пространственных форм на плоскости при помощи проекционного чертежа и светотени происходит через развитие пространственного мышления в рамках изучения программы учебной дисциплины «Технический рисунок» (1-2 семестры). В дальнейшем, на основе изучения тем «Многогранники», «Развёртывание поверхностей», «Взаимное пересечение поверхностей», «Сложный объект в аксонометрии» строится тематическое планирование дисциплины «Объёмно-пространственная композиция» («Рельефные формы, виды рельефов», «Замкнутые объёмные формы»). Темы дисциплины «Объёмно-пространственная композиция» «Композиционные особенности изобразительного решения в объёме», «Многообразие пластических форм на основе фальцовки», «Буклеты сложной пластической формы», «Упаковочный образ» лежат в основе раздела учебной дисциплины «Проектирование», «Создание кроя упаковки». Тематическое планирование дисциплины лежит в основе темы изучения рельефа учебной дисциплины «Объёмно-пространственная композиция» и изучения анималистики в создании знаковой изобразительной формы при изучении студентами учебной дисциплины «Проектирование».

Компетенция ПК-2 «…владеет приёмами работы с цветом и цветовыми композициями»[8, С. 6]. Пороговый уровень «…знает теорию света и цвета; оптические свойства вещества» [8, С. 10], дополнить уточнением: «знает основы цветоведения; умеет составлять цветовые сочетания на заданную тему; использует законы взаимодействия цветов в цветовых композициях» (автор, МХПИ). Продвинутый уровень дополнить уточнением: «знает и рассуждает о взаимодействии цветов в цветовых композициях; творчески применяет законы взаимодействия цветов в цветовых композициях» (автор, МХПИ). Высокий уровень дополнить уточнением: «знает и применяет цветовые гармонии в дизайн-проекте; использует теоретические и практические знания цветоведения в творческой деятельности» (автор, МХПИ).

Освоение приёмов работы с цветом и цветовыми композициями происходит через изучение теории света и цвета, органических и неорганических красителей и пигментов, материалов и технологий, произведений выдающихся мастеров живописи в рамках изучения программы учебных дисциплин «Живопись» (1-7 семестры) и «Цветоведение и колористика» (1-2 семестры). В тематическом планировании дисциплины «Объёмно-пространственная композиция» есть темы изучения плоского и объёмного рельефа учебной дисциплины «Скульптура и пластическое моделирование», а изучение анималистики лежит в основе создания знаковой изобразительной формы темы учебной дисциплины «Проектирование».

Компетенция ПК-2 «…владеет методами и технологией классических техник станковой графики (гравюра, офорт, монотипия)» [8, С. 6]. Пороговый уровень дополнить уточнением «знает, раскрывает суть основных методов и технологий классических техник станковой графики (гравюра, офорт, монотипия)» (автор, МХПИ). Продвинутый уровень дополнить уточнением: «анализирует и сравнивает методы и технологии классических техник станковой графики (гравюра, офорт, монотипия); умеет применять основные методы и технологии классических техник станковой графики (гравюра, офорт, монотипия) в практической деятельности» (автор, МХПИ). Высокий уровень дополнить уточнением: «умеет применять графические композиции, созданные с применением классических техник станковой графики (гравюра, офорт, монотипия) в дизайн-проекте» (автор, МХПИ).

Освоение методов и технологий классических техник станковой графики (гравюры, офорта, монотипии, ксилографии (обрезной гравюры), техники «Сухая игла», гипсография) происходит через изучение органических и неорганических красителей и пигментов, произведений выдающихся мастеров графики, освоение теории и практики ручной малотиражной графики на печатном станке на занятиях учебных дисциплин «Техника графики» (3-5 семестры) и «Основы проектной графики» (1-2 семестры). В дальнейшем ручная печатная графика используется в проектах учебных дисциплин «Основы проектной графики», «Проектирование» и «Композиция печатного издания».

Компетенция ПК-2 «…владеет основными правилами и принципами набора и вёрстки» [8, С. 6]. Пороговый уровень «…знает основные правила набора и вёрстки текста» [8, С. 6] дополнить уточнением: «знает основные принципы вёрстки печатных изданий» (автор, МХПИ). Продвинутый уровень дополнить уточнением «применяет в проектной деятельности основные правила и принципы набора и вёрстки; знает основные правила и принципы набора и вёрстки текста» (автор, МХПИ). Высокий уровень дополнить уточнением: «анализирует и классифицирует основные стили вёрстки; раскрывает взаимосвязь стиля вёрстки и содержания печатного издания; способен синтезировать набор возможных стилистических приёмов вёрстки при проектировании печатных изданий» (автор, МХПИ).

Таким образом, сделана попытка обобщить основные принципы выстраивания междисциплинарных связей при формировании основ визуальной культуры личности, а также в основном сделан упор на уточнение понимания компетентностного подхода в современном дизайнерском ВУЗе.


Библиографическая ссылка

Назарова Л.Р. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙНЕРСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24588 (дата обращения: 07.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674