Долгое время инфаркт миокарда считался болезнью мужчин, нежели женщин. Это связано с тем, что мужчины болеют инфарктом миокарда в молодом, трудоспособном возрасте, тогда как женщины, в большинстве случаев, болеют им в более старшем возрасте [>11]. Так, было выявлено, что женщины болеют инфарктом миокарда примерно на 10–15 лет позже, чем мужчины, и это связывали с защитным действием эстрогенов [3]. Вероятно, это и стало основанием для более тщательного изучения патогенеза инфаркта миокарда у мужчин. В то же время выводы, вытекающие из этих исследований, автоматически переносятся на женщин.
Однако установлено, что у женщин, госпитализированных с острым инфарктом миокарда, прогноз хуже, чем у мужчин. Так, смертность от первого сердечного приступа у женщин может достигать до 50 %, а смертность в течение первого года – до 38 %. У мужчин эти цифры составляют 30 и 25 % соответственно. После перенесенного инфаркта миокарда в результате развития сердечной недостаточности становятся нетрудоспособными 46 % женщин и 22 % мужчин [1].
Женщины с кардиогенным шоком, осложняющим инфаркт миокарда, чаще имеют неблагоприятные клинические характеристики и механические осложнения [5, 10]. Правда, более тяжелое течение инфаркта миокарда у женщин объясняют не половой принадлежностью, а другими клиническими факторами риска, например, пожилым возрастом и наличием сопутствующей патологии [4]. В то же время, несмотря на меньшую встречаемость инфаркта миокарда, смертность от него в ранние сроки у женщин, особенно молодых, намного выше [13, 14]. Этот факт доказывает, что инфаркт миокарда имеет свои особенности, связанные с полом. Вопросы, касающиеся развития инфаркта миокарда в зависимости от половой принадлежности, пока освещается только с позиции эпидемиологии. Исследования механизмов развития инфаркта миокарда в зависимости от пола практически отсутствуют.
Целью настоящего исследования явилась оценка размеров некротического очага в миокарде у крыс разного пола и анализ результатов с позиции реактивности течения инфаркта.
Материал и методы
Эксперименты проводились на 18 белых крысах-самцах и 18 крыс-самок массой 200-250 г, содержавшихся в стандартных условиях вивария. В эксперимент брали не рожавших крыс-самок.
У 6 крыс самцов и 6 крыс самок экспериментальный инфаркт миокарда моделировали перевязкой нисходящей ветви передней левой коронарной артерии в верхней ее трети [6]. Оперативное вмешательство выполняли под нембуталовым наркозом (внутрибрюшинно в дозе 40 мг/кг массы тела). Во время операции животные находились на управляемом искусственном дыхании, которое проводили через катетер, введенный в трахею. Доступ к сердцу осуществляли через IV межреберье слева, и лигатуру на коронарную артерию в верхней ее трети накладывали под левым сердечным ушком. После послойного ушивания операционной раны в фазе выдоха животных переводили на самостоятельное дыхание. Животных, находящихся под легким эфирным наркозом, забивали на 7 сутки экспериментального инфаркта миокарда.
Для моделирования гипореактивного инфаркта миокарда 6-и крысам самцам и 6-и крысам самок вводили амидопирин в дозе 30 мг/кг массы [8] в течение 3 дней до операции и после до забоя. Для моделирования гиперреактивного инфаркта миокарда 6-и крысам самцам и 6-и крысам самок вводили пирогенал в дозе 50 МПД/кг массы [9] в течение 3 дней до операции и после до забоя.
После извлечения сердце помещали в холодный 0,9 % раствор KCl до полного прекращения сокращений.
Размеры зоны некроза в сердце экспериментальных крыс определяли методом весовой планиметрии [12]. Размеры пораженного участка выявляли с помощью гистохимической реакции на сукцинатдегидрогеназу по Нахласу с использованием нитросинего тетразолия и сукцината натрия на фосфатном буфере (рН 7,6). После инкубации на фоне окрашенных участков «интактного» миокарда, на срезе четко визуализировалась неокрашенная зона некроза. В каждом образце определялась абсолютная масса некроза. Общая масса некроза в сердечной мышце вычислялась путем суммирования массы некроза на всех образцах. Абсолютная масса некроза пересчитывалась в относительную в процентах к массе целостного сердца.
Все цифровые результаты подвергали статистической обработки с применением критерия t Стъюдента.
Результаты исследования и их обсуждение
К 7 суткам экспериментального инфаркта миокарда из группы крыс самцов выжили 4 из 6 животных, что составляет 67 %. Значит, смертность в данной группе была равна 33 %. При этом к 7 суткам экспериментального инфаркта миокарда из группы крыс самок выжили 5 из 6 животных, что составляет 83 %. Смертность в данной группе была равна 17 %. Видно, что смертность отличается примерно в 2 раза.
Результаты планиметрических исследований показали, что на 7 сутки экспериментального инфаркта миокарда в сердце крыс-самок формируется некротический очаг, размеры которого на 55,8 % меньше, чем у самцов (рисунок).
Размеры зоны некроза в сердце крыс разного пола на 7 сутки экспериментального инфаркта миокарда. * – Р < 0,05 по сравнению со значением у крыс самцов
Известно, что в основе нормального заживления инфаркта миокарда лежит синхронизация некротических и репаративных процессов [2]. При десинхронизации их может наблюдаться замедление некротических и отсроченное развитие репаративных процессов. При этом наблюдается гипореактивный инфаркт миокарда. А при десинхронизации в виде ускорения некротических и запаздывания репаративных процессов наблюдается гиперреактивный инфаркт миокарда. Следовательно, десинхронизация обычно является результатом нарушения реактивности сердечной мышцы. При последнем понижается прочность стенки сердца в зоне инфаркта, и гемодинамические факторы формируют постинфарктную аневризму сердца, а в более тяжелых случаях приводят к его разрывам.
Учитывая, что исходно реактивность организма может быть зависима от пола, представлял большой интерес изучение развития инфаркта миокарда при измененной реактивности в зависимости от полового диморфизма.
Полученные результаты показали, что при осложненном гипер- и гипореактивном инфаркте миокарда у крыс-самцов зона некроза статистически значимо уменьшается соответственно на 20 и 36 % (таблица). В отличие от самцов, у самок при осложненном гиперреактивном инфаркте миокарда намечается только тенденция к расширению зоны некроза (увеличение на 16 % по сравнению с неосложненным инфарктом миокарда оказалось статистически не значимым). При гипореактивном инфаркте миокарда размеры зоны некроза были почти такими же, как при неосложненном инфаркте миокарда.
Следовательно, осложнение инфаркта миокарда в виде нарушения синхронизации процессов некротизации и репарации привели к существенным изменениям в размерах зоны некроза только у крыс-самцов, практически не влияя на размеры некротического очага у самок.
Размеры зоны некроза (в % от общей массы сердца) у крыс с разной реактивностью миокарда при инфаркте в зависимости от пола
Экспериментальная группа |
♀ |
♂ |
Нормореактивный инфаркт миокарда |
12,21±0,36 |
27,60±1,05 |
% |
100 |
100 |
Гиперреактивный инфаркт миокарда |
14,21±1,93 |
21,96±1,67* |
Δ% между нормо- и гиперреактивным инфарктом миокарда |
+ 16,4 |
- 20,4 |
Гипореактивный инфаркт миокарда |
12,01±1,83 |
17,79±1,77* |
Δ% между нормо- и гипореактивным инфарктом миокарда |
- 1,4 |
- 35,5 |
Примечание. * – Р<0,05 по сравнению с нормореактивным инфарктом миокарда.
Известно, что в эксперименте наибольших размеров с наименьшим разбросом среднего значения зона некроза достигает на 7 сутки после воспроизведения инфаркта миокарда [7]. На 15 и 30 сутки размеры зоны некроза окажутся намного меньше, вероятно, за счет сильного замещения его соединительной тканью. На основании этого можно предположить, что меньшие размеры зоны некроза у крыс-самцов при осложненном инфаркте миокарда являются результатом разницы в сроках ее формирования. При гиперреактивном инфаркте миокарда формирование зоны некроза, вероятно, наступает до 7 суток, тогда как при гипореактивном оно намного запаздывает. В обоих случаях размеры зоны некроза окажутся меньшими, чем у крыс с неосложненным инфарктом миокарда. У крыс-самок, как было отмечено выше, существенных изменений в размерах зоны некроза при осложненном и неосложненном инфаркте миокарда не наблюдалось.
Заключение
Таким образом, проведенные исследования показали, что при экспериментальном инфаркте миокарда у крыс самок на 7 сутки течения патологии развивается зона некроза с меньшими размерами, чем у крыс самцов. При осложненном гипер- и гипореактивном инфаркте миокарда на 7 сутки течения патологии у крыс самцов наблюдается формирование зоны некроза меньших размеров, чем у крыс с нормореактивным инфарктом миокарда. Эти изменения объясняются с отставанием (гипореактивный инфаркт миокарда) или опережением (гиперреактивный инфаркт миокарда) формирования зоны некроза по сравнению с нормореактивным инфарктом миокарда. У крыс самок размеры зоны некроза при осложненном гипер- и гипореактивном инфаркте миокарда статистически значимо не отличаются от показателей нормореактивного инфаркта миокарда, при этом фактически соответствуя осложненному гипореактивному инфаркту миокарда. Вероятно, поэтому инфаркт миокарда у женщин протекает тяжелее, чем у мужчин.
Авторы выражают признательность к.м.н. С.Б. Гуриеву за помощь в моделировании экспериментального инфаркта миокарда, а также к.б.н. И.П. Азизову за помощь при проведении планиметрических определений.
Библиографическая ссылка
Юлдашев Н.М., Алимходжаева Н.Т., Акбарходжаева Х.Н. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗОНЫ НЕКРОЗА ПРИ ИНФАРКТЕ МИОКАРДА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24584 (дата обращения: 12.10.2024).