Описания случаев из диагностической и коррекционной практики являются важным разделом психологической науки. Такие случаи выполняют функцию эмпирического подтверждения, а также иллюстрации теоретических положений психологических концепций диагностики, коррекции, накопления и передачи диагностического опыта в процессе психологического консультирования. Случаи из практики достаточно широко представлены в психологических журналах. Каждый из них является полезным и интересным. Они открывают для психологов уникальный мир судеб клиентов, их индивидуальных жизненных историй. Описание случаев из практики может быть полным и избыточным. Полное описание содержит необходимую и достаточную информацию для реализации диагностического процесса по распознаванию индивидуальных особенностей клиента, причинно-следственных связей, обусловивших поступивший к психологу запрос. Корректное описание позволяют также разработать план мероприятий по оказанию психологической помощи клиенту [2;4;5].
В кабинет медико-социальной психологической помощи при республиканской психиатрической больнице был направлен врачом-психиатром юноша совершивший суицидальную попытку. По компетентному мнению врача непосредственной угрозы рецидива не было, но вследствие общей незрелости личности требовалась профилактическая работа психолога для инициации личностного роста и в целях поственции. Психологом были собраны подробные сведения о юноше и его семье.
На индивидуальном консультировании психолог ставил себе цель – занять по отношению к человеку позицию, соответствующую его уникальной комбинации ресурсов борьбы. На уровне длительной работы – предложить клиенту множество видов деятельности, покрывающее весь спектр BASIC Ph – так, чтобы он смог найти виды ресурсной деятельности, соответствующие его стилю совладания с кризисом.
Модель BASIC Ph была создана в ходе работы с людьми, живущими под постоянной угрозой их жизни. Ведя наблюдения и исследования среди людей в стрессовом состоянии израильский психолог-травматерапевт Мули Лаад установил, что у каждого человека есть своя собственная уникальная комбинация ресурсов борьбы с неблагоприятными обстоятельствами [1].
Модель включает шесть основных характеристик или параметров, составляющих ядро индивидуального стиля борьбы с неблагоприятными обстоятельствами:
- Beliefs and Values – B (Верования и нравственные ценности)
- Affects and Emotions – A(Аффекты и эмоции)
- Social Relations – S (Cоциальная сфера)
- Imagination and Creativity – I (Воображение и творчество)
- Cognition and Thought – C (Познание и мысль)
- Physiological Resources and Activities – Ph (Физиологические ресурсы).
Комбинация всех шести параметров и составляет индивидуальный стиль борьбы с неблагоприятными обстоятельствами.
Потенциально каждый человек владеет каждой из упомянутых выше модальностей с раннего детства и в течение всей своей жизни. Важно отметить, что у каждого есть свои предпочтительные методы совладания с кризисом в разные периоды жизни, и в своем использовании эти методы развиваются и оттачиваются. Некоторые из них остаются неразвитыми вследствие различных обстоятельств нашей жизни.
Целевая установка психологической коррекции.
Целью психокоррекции являлось создание условий для личностного роста юноши и предупреждение повторной попытки суицида.
Суицидальное поведение у молодых людей часто обусловлено тем, что подростки и юноши, не имея достаточного жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения [3].
Перейдем непосредсвенно к описанию результатов психодиагностического обследования подростка.
Диагностическое заключение.
Обследование имело целью дать обоснованные ответы на следующие вопросы:
- Какова степень актуальности конфликта, приведшего к суицидальной попытке на текущее время?
- Какова степень фиксированности суицидальных тенденций у лица, совершившего суицидальную попытку, на текущее время?
- Каковы особенности отношения к совершенной попытке суицида на текущее время?
Подэкспертный контактен, искренен, в беседе обстоятелен и эмоционален.
При проведении больших психодиагностических методик заметно теряет к ним интерес и говорит о прекращении эксперимента. Поэтому применялись компактные проективные методики, такие, как тест Люшера в модификации Собчик, модификация теста Сонди, МПДО Личко и клиническая беседа [6].
В экспериментальной работе ориентирован на успех, однако истощение наступает быстро. Аттентивно-мнестичесие процессы в норме, объем внимания на нижней границе нормы. При доступном концептуальном уровне мышления преимущественный уровень – конкретно-ситуационный с легкой дифференцировкой и обобщением.
Демонстрируемой акцентуацией характера является гипертимная: повышенный позитивный эмоциональный фон, контактность, коммуникабельность. Однако для обследуемого не характерно проявление лидерских тенденций. Скрытой акцентуацией, выявляемой при тестировании и беседе является циклоидная: наблюдаются периодические колебания настроения и жизненного тонуса.
По тесту Сонди ярко проявляются факторы h+ и m+. Данные свидетельствуют в пользу сильного неустойчивого типа ВНД. Конституциональный тип инфантильный, стеничный (гипертимный) тип эмоционального реагирования.
При исследовании по методу цветовых выборов имеются устойчивые цветовые сочетания: +3+4 на первой позиции, что соответствует склонности к риску, сочетающегося с неустойчивостью эмоционального состояния; Х6Х0, соответствующее потребности в большей безопасности и стабильным, постоянным выбором -1-7, означающим стрессовое состояние, блокированную потребность в независимости и повышенный самоконтроль, помогающий скрыть свою ранимость. Результаты беседы подтверждают данные психодиагностики.
Беседа показала наличие в прошлом конфликта нереализованного желания или комплекса неполноценности (конфликт между желаниями и действительностью). Процесс расставания с любимой девушкой вызвал суицидальную попытку. На момент разговора актуальность конфликта не представляла важности по словам испытуемого. Он активно осуждал суицидальный выход из подобных ситуаций у себя и других людей. Однако в ближайшем окружении у испытуемого была суицидальная попытка: отец пытался повеситься, любимая девушка совершала демонстративные приготовления к повешению, новая знакомая оказалась из интернет-сообщества, одобряющего суицид. Испытуемый предложил своей новой знакомой обратиться к психологу по поводу суицидальных мыслей, за что девушка прекратила свое знакомство с ним.
На теле испытуемый имеет шрамы от порезов, нанесенные на внешнюю сторону предплечий и следы от ожогов спичкой. Происхождение объясняет глупостью и желанием показать пренебрежение к боли, желает удалить следы на коже с помощью косметических препаратов.
В разговоре испытуемый акцентированно негативно заявляет о своем отрицательном отношении к суициду. Свою попытку объясняет ситуативной глупостью. Испытуемый активно строит планы на будущее, говорит о своем желании получить водительскую специальность и отслужить в армии. На встречи с психологом ходит аккуратно, предупреждает о возможных опозданиях, однако это сочетается с участившимися пропусками занятий в колледже, которые он объясняет своим желанием скорее получить права и уйти в армию. Занятия в колледже ему не интересны и сложны. На встречах обсуждалось отношение к алкоголю и курению. Подэкспертный активно заявляет о своем желании значительно сократить употребление пива и совсем отказаться от водки. Разговор с матерью подтверждает эти слова. Отказ от курения вызывает большие сложности, было рекомендовано обратиться на бесплатную линию по отказу от курения, проконсультироваться у нарколога. Подэкспертный эпизодически использовал жевательную резинку с терапевтической дозой никотина. Это помогло сократить количество сигарет до 1–3 в день, однако, к концу цикла встреч с психологом количество сигарет снова возросло до 1 пачки в день. К встречам с психологом относится как к прописанному лекарству, курс которого необходимо пройти как можно быстрее.
С девушкой, явившейся причиной суицидальной попытки, отношения поддерживает через интернет, на словах показывает признаки эмоциональной зависимости. Рассказал, как состоял с ней в интимных отношениях. Называет отношения «дружеский секс».
Таким образом, актуальность суицидального конфликта для подэкспертного невелика, Человек активно манифестирует негативное отношение к суициду. Суицидальные тенденции в поведении расфиксированы.
Выработка стратегии коррекционно-развивающей деятельности психолога
С целью выработки стратегии психокоррекционного вмешательства клиенту была предложена проективная техника «Сочинение рассказа в шести частях», разработанная М. Лаадом и входящая в модель BASIC Ph [1].
Клиенту была дана следующая инструкция:
«Вы сейчас расскажете историю, не пользуясь словами. Расскажите историю при помощи рисунков в соответствии с полученными инструкциями и вопросами. Не беспокойтесь о качестве рисунков и о степени их понятности: вы всегда можете дополнить их объяснениями. Имейте в виду – впоследствии история может быть рассказана словами».
А. Разделите страницу (А-4) на шесть частей, каким угодно способом, но только не разрезайте ее.
Б. Возьмите главное действующее лицо – героя или героиню из какого-либо рассказа, легенды, фильма или придумайте героя сами. Решите, где герой живет – это и будет первой частью вашей истории.
В. На второй картинке будет представлена миссия или задача, выполняемая персонажем. В каждой сказке или легенде герой выполняет какую-то задачу. Какова задача вашего героя/героини?
Г. Третья картинка описывает – кто или что помогает герою, если помогает?
Д. Четвертая – какое препятствие стоит на пути у героя?
Е. Пятая – как герой преодолевает препятствие?
Ж. Шестая – что происходит вслед за этим? Закончена ли цепь событий, продолжается ли она?
Таковы шесть частей рассказа.
Теперь расскажите его с помощью линий, форм, символов или изображений. Закончив, объясните, что происходит на бумаге (ограничений времени нет).
Клиент составил следующий рассказ:
1) Жил-был когда-то тросник (С), и он был низенький (Ph).
2) Когда он вырос (Ph), он захотел добраться к другому троснику (S).
3) У него была помощница (S, Ph), которая вырастила его, и у него были лук и стрелы (C, I).
4) Препятствиями были люди (S-) с автоматами.
5) У него был зонтик (С), поэтому троснику удалось добраться к другому троснику (S).
6) В конце хороший человек (A) принес оба (Ph) тросника в свой сад (C).
Анализ рассказа в соответствии BASIC Ph дал следующие результаты:
B...0, A...1, S...3, S-…1, I...1, C... 4, Ph...4.
Резюме: У клиента ресурсы в преодолении кризисной ситуации сосредоточены в сфере практической деятельности (физическое) и сфере знаний (когниций).
Отмечается ресурс в социальной сфере, и в тоже время – наличие отрицательного S- указывает на конфликтную ситуацию в социальной сфере. Воображение развито слабо, не является ресурсом в преодолении ситуации. Чувства также выражены слабо. Самоценность низкая, пока не сформирована собственная жизненная позиция, возможно наличие депрессивных состояний.
Когда клиент рассказывает свою историю, консультант должен выслушать рассказ и понять его на нескольких уровнях:
1) тон, в котором ведется рассказ;
2) контекст рассказа и его конечная цель (тема);
3) главные методы совладания со стрессом, отразившиеся в рассказе (BASIC Ph).
Считается, что, рассказывая проецированную историю, основанную на элементах волшебной сказки и мифа, клиент описывает метод, с помощью которого он проецирует себя на организованную реальность и, таким образом, осуществляет контакт с миром.
«Совладание» с ситуацией может осуществляться во множестве разных форм, а заключение может быть эмоциональным, интеллектуальным, социальным или фантастическим. Важно поэтому быть внимательным к методам действий, которыми пользуется рассказчик, и инициировать контакт в соответствии с этими методами.
На основе рассказа психолог конструирует наиболее развитую модель «совладания», подсчитывая, сколько раз каждая модель встречается в рассказе: именно эта модель и используется рассказчиком чаще всего.
Программы вмешательства, как результат оценки ресурсов совладения с кризисной ситуацией, строятся на основе комплексных методов, разработанных в соответствии с обнаруженной у пациента моделью совладания и ее конфигурацией.
Когнитивная модель коррекции, выбранная для реализации психологом, включает, в первую очередь, сбор информации и решение проблем. Поскольку выяснилось, что человек не обладает развитым воображением, обычного решения проблем для него недостаточно. В его случае понадобятся импровизации, поиски решений, выходящие за пределы обычного. Это означает: развивать находчивость и способность находить альтернативные решения, или, образно говоря, «решения второй степени». Кроме того, поскольку речь идет о человеке, чьи методы совладания носят социальный характер, решения проблем должны быть направлены на социальные цели – такие, как, например, выполнение ответственных функций в той или иной группе или организации. В ходе работы необходимо было передать человеку уверенность в том, «он смог» сделать работу и может впредь полагаться на свою способность справиться с подобными трудностями сам. Одновременно мы демонстрируем готовность общаться и, в случае настоятельной необходимости, помочь.
Результаты работы.
Отсроченное наблюдение показало позитивные сдвиги у описываемого подростка: он с интересом осваивает специальность военного водителя, активно готовится к службе в армии.
Повторный прием у врача-психиатра не выявил суицидальных тенденций и наклонностей.
Таким образом, нами было представлено описание случая из практики психологической помощи, в котором были раскрыты потенциальные возможности данной модели, выявлена специфика ее применения и обосновано применение модели в качестве инструмента изучения результативности психокоррекции.
Материалы статьи представляют практическую ценность для профессиональных психологов, так как реализация описанной модели позволяет регистрировать собственный опыт психокоррекционной деятельности, делая его доступным для анализа и систематизации, а также и повышать компетентность студентов-психологов посредством решения задач различного типа, построенных на основе данной модели.
Библиографическая ссылка
Чернов С.А., Чернова О.В. МОДЕЛЬ СИСТЕМНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24571 (дата обращения: 14.10.2024).