Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тазиев С.Ф. 1
1 Елабужский институт (филиал) ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
В статье выявлен и охарактеризован ряд проблем в деятельности преподавателей учреждений среднего профессионального образования, опыт деятельности Елабужского института КФУ по созданию новой модели профессионального обучения. Целью эксперимента, проводимого коллективом института, является совершенствование практической подготовки будущего преподавателя к учебно-воспитательной работе в учреждении среднего профессионального образования. Профессиональное обучение направлено на овладение студентами не только системой необходимых знаний и умений, но и на формирование их готовности к выполнению трудовых действий, предусмотренных Профессиональным стандартом педагога. В статье предлагаются основные принципы и условия организации научно-методического обеспечения профессионально-педагогической подготовки будущего преподавателя. Разработка программы реализации стандарта преподавателя позволила пересмотреть содержание и технологии учебной и внеаудиторной деятельности студентов и дать ей практическую направленность на подготовку будущего учителя. Определены новая модель будущего преподавателя, возможности учебных дисциплин, практики и внеаудиторной работы для формирования трудовых действий педагога на уровнях ознакомления, отработки и овладения ими. При этом логика образовательного процесса строится не по дисциплинарному, а по модульному принципу.
модель профессионально-педагогического образования
профессиональный стандарт преподавателя
трудовые действия педагога
модуль педагогического образования
сетевое взаимодействие
1. Габдулхаков В.Ф. Модель программно-целевого взаимодействия университета и педагогического колледжа. // Образование и саморазвитие. – 2015. – № 2(44). – С. 46-50.
2. Ибрагимов Г.И. Качество образования в профессиональной школе (вопросы теории и технологии). – Казань: Школа, 2007. – 248 с.
3. Масленникова В.Ш. Современная идеология воспитания студентов средних профессиональных учебных заведений. – Казань: ИСПО РАО, 2002. – 36 с.
4. Нигматов З.Г. Актуальные проблемы профессионального педагогического образования // Актуальные проблемы современной педагогической науки: сборник научных трудов. – Казань, 2014. – С. 44-51.
5. Панфилов А.Н., Панфилова В.М., Виноградов В.Л. Практико-ориентированная подготовка педагогов на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций // Актуальные вопросы в научной работе и образовательной деятельности: сборник научных трудов: в 10 т. Т. 4. – Тамбов, 2015. – С.114-117.
6. Профессиональный стандарт: Преподаватель / ys.tsu.ru/ru/prepod/prepod.pdf.
7. Тазиев С.Ф. Сетевое взаимодействие педвуза и общеобразовательного учреждения в подготовке будущего учителя к проектированию этнокультурной образовательной среды // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/123-20312 (дата обращения: 06.07.2015).
8. Шайхутдинова Г.А., Соколова И.И. Отечественные и зарубежные модели подготовки педагогов профессионального обучения: сравнительный анализ // Мир образования – образование в мире. – 2013. – № 3 (51). – С. 174-181.

Подготовка будущего преподавателя учреждения среднего профессионального образования (УСПО) предполагает усвоение обу­чаемыми системы профессиональных знаний и формирование готовности к выполнению следующих трудовых функций, как разработка и обновлению программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ СПО, организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ, педагогический контроль и оценка процесса и результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ СПО, ведение документации, обеспечивающей реализацию программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ СПО, проведение работы по профессиональной ориентации школьников, педагогическая поддержка профессионального самоопределения и развития обучающихся по программам СПО, а также создание педагогических условий для развития группы (курса) в качестве куратора, что предусмотрено стандартом преподавателя учреждения СПО [6].  Усложнение задач профессионально-педагогического образования в связи с введением Государственного стандарта настоятельно потребует изменения содержания и тех­нологии обучения, усиления акцента на формирование профессионально-педагогической деятель­ности. Обретают все большую значимость вопросы моделирования профессионально-педагогической деятельности в учебно-воспитательном процессе. Это, в свою очередь, требует изменений структурных, компонент­ных, функциональных характеристик учебной деятельности студентов в процессе профессионально-­педагогического обучения и, в частности, практической подготовки.

Это подтверждает также анализ современной педагогической литературы и практики, который позволяет сделать вывод о том, что одной из важнейших проблем, с которой сталкивается современный преподаватель УСПО, является проблема организации и построения действенной системы учебно-воспитательной работы со студентами [5, 8]. Одна из серьезных причин существования данной проблемы – отсутствие единой программы практической подготовки преподавателей к образовательной деятельности в системе высшего профессионально-педагогического образования.

За последние годы выполнен значительный объем исследований, посвященных профессиональной подготовке специалистов для УСПО. Различные аспекты формирования профессиональной компетентности педагога освещены в работах В.И. Андреева, В.Л. Виноградова, В.Ф. Габдулхакова, Г.И. Ибрагимова, В.Ш. Масленниковой, Г.В. Мухаметзяновой, З.Г. Нигматова, А.Н. Панфилова, Г.А. Шайхутдиновой и др. Однако сегодня необходимо разработать новую модель педагогического образования, направленную на усиление практической подготовки будущего преподавателя к учебно-воспитательной работе в учреждении среднего профессионального образования. На выявление и характеристику проблем и опыта создания данной модели в Елабужском институте КФУ направлена данная статья.

В 2014 году в вузе была начата экспериментальная работа по усилению практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата по направлениям подготовки «Педагогическое образование» и «Профессиональное обучение» [5, 7]. В рамках эксперимента было решено создать рабочую группу по разработке новой модели профессионально-педагогического образования. В группу вошли ученые и студенты института, преподаватели УСПО.

Анализ научных и творческих работ, опрос преподавателей УСПО региона позволил выявить слабый уровень их умений моделирования и конструирования образовательно-воспитательного процесса, формальное проектирование некоторыми преподавателями своей воспитательной деятельности, отсутствие системы работы со студентами.

Поэтому цель профессионально-педагогического образования, от которой мы идем к определению содержания психолого-педагогической подготовки педагога профессионального обучения, – овладение студентами не только системой необходимых знаний и  умений, но и их готовность к выполнению трудовых действий, таких, как разработка и обновление рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) СПО; разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ СПО, в т.ч. оценочных средств для проверки результатов их освоения; планирование занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) программ СПО; создание в учебном кабинете предметно-развивающей и воспитывающей среды, сохранение и развитие материально-технической базы кабинета; организация самостоятельной работы обучающихся по курсам, дисциплинам (модулям), профессиональным модулям программ СПО и т.д., а также формирование общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных Государственным стандартом высшего образования. Через конечную цель подготовки педагогов профессионального обучения мы выходим к цели подготовки студентов как будущих специалистов – формированию системы технических знаний, профессиональных умений в области инженерной деятельности, личности будущего специалиста средствами учебных предметов и всей образовательной деятельностью коллектива вуза [5]. При этом психолого-педагогическая подготовка будущего преподавателя УСПО ориентирована не на классическую систему подготовку будущего учителя, а на структуру и содержание, определяемые целями профессионально-педагогического образования, спецификой образовательно-воспитательного процесса в УСПО.

На основе изучения опыта профессионально-педагогического образования в стране и за рубежом нами определены принципы проектирования процесса профессиональной подготовки будущего учителя:

Принцип опоры на опыт участия обучающегося в учебно-воспитательной деятельности в школе и вузе. Данный опыт используется в качестве одного из источников анализа педагогических явлений и перестройки отношения студента к предстоящей профессиональной деятельности, например, в процессе подготовки презентации «Моя позиция к образованию»: «Профессию учителя уважаю. Она предполагает ответственность. К своим бывшим учителям отношусь с уважением ко всем, а с любовью только к некоторым. Нельзя уважать и любить человека только потому, что он учитель» (Михаил К.). «СПО включает в себя образование в техникумах и колледжах. Оно дает возможность за короткие сроки, длительностью 3–4 года, освоить специальность. Так же существенным плюсом является высокая вероятность быстрого трудоустройства. Несмотря на то, что сейчас СПО считают не совсем престижным, я считаю, что теоретические и практические знания оно дает не хуже, чем высшее учебное заведение» (Анастасия И.). Мозговой штурм «Проблемы учебно-воспитательной работы в современной школе» позволяет выявить прежний опыт первокурсников оценки состояния современного среднего образования. Среди проблем они называют: «неумение педагогов руководить учебно-познавательной деятельностью учащихся»; «внедрение «чуждых» нашей школе инноваций, например, «Сингапурской системы», которая приводит к отсутствию дисциплины в школе»; «бестолковое проведение» ЕГЭ, не раскрывающее в полной мере потенциал ученика»; «неудобный» для учителя электронный журнал» и т.п.); «мало педагогов, умеющих удивлять учащихся своими знаниями, умениями» и др.

Принцип развития образовательных потребностей будущих преподавателей в психолого-педагогических знаниях и приобретении педагогического опыта. Опрос, проведенный среди первокурсников ЕИ КФУ, обучающихся по программам профессионального обучения показал, что более 80 % студентов при поступлении в вуз ориентированы на непедагогические специальности, хотя в последнее время коллективом института проводится достаточно серьезная работа среди учащихся по их ориентации на педагогическую профессию.

Принцип самостоятельной подготовки к предстоящей профессиональной деятельности, что предполагает самостоятельное осуществле­ние студентами организации процесса своего обучения в вузе через создание собственной дорожной карты развития как будущего педагога, накопление педагогического опыта через участие в специальных группах обучения в социальных сетях и установление контактов с образовательными учреждениями и трудовыми коллективами по своей специальности.  «Я поняла, что мое образование – это ресурс повышения моей прибавочной стоимости. Моя нынешняя позиция – почувствовать себя обладателем уникального набора компетентностей, необходимых в профессиональной деятельности».  (Татьяна Т., студентка 4 курса).

Принцип совместной деятельности, который предусматривает совместную деятельность обучаемого с другими участниками образовательного процесса через встречи с преподавателем на аудиторных и внеаудиторных занятиях, подготовку и проведение учебных занятий и воспитательных дел в студенческой группе и УСПО.

Принцип актуализации результатов обучения, что предполагает безотлагательное применение на практике приобретенных знаний и умений, превращение их в трудовые действия, использование и разработку педагогических проектов.

Принцип направленности всего учебно-воспитательного процесса вуза на подготовку будущих специалистов. Предметы, преподаваемые в вузе, должны быть ориентированы не только на ознакомление с определенной наукой, а на решение задач подготовки преподавателя. В связи с этим логика образовательного процесса, на наш взгляд, должна строиться не по дисциплинарному, а по модульному принципу. В отличие от учебной дисциплины модуль – это некоторая логически согласованная последовательность действий самого студента, которые обеспечивают формирование у него вполне конкретной компетентности, готовности выполнять конкретные трудовые действия, с которыми он столкнется в УСПО и которые прописаны в Профессиональном стандарте преподавателя. Образовательные модули как раз и направлены на то, чтобы эту готовность сформировать.

Исходя из вышеизложенного, нами разработана программа реализации государственного стандарта преподавателя СПО в процессе профессионального обучения студентов в вузе. Разработка данной программы в себя включала: 1) анализ соответствия знаний, умений и трудовых действий, которые определены Государственным стандартом учителя и компетенций, формирование которых требуется Государственным образовательным стандартом бакалавриата; 2) разработка на этой основе новой модели будущего преподавателя (знания, умения и трудовые действия педагога); 3) анализ и определение возможностей всех преподаваемых предметов по специальности и практики для формирования этих знаний, умений и трудовых действий на уровнях ознакомления, отработки и овладения ими; 4) разработка модулей педагогического образования. Например, если мы говорим о разработке модуля «Теория и технологии воспитательной работы», соответственно мы должны четко представлять, с какими формами работы сталкивается преподаватель в УСПО в этой области: он должен разрабатывать конструкты воспитательных мероприятий и уметь их реализовывать, иметь навыки разработки планов воспитательной работы, грамотно выстраивать и согласовывать цель, задачи и методы, уметь отслеживать результаты воспитательного процесса. Очевидно, чтобы разрабатывать конструкты воспитательных событий студент должен основываться на необходимых для этого теоретических знаниях, полученных в вузе. Но это возможно только зная УСПО, обладая опытом анализа реального, а не абстрактного воспитательного процесса; 5) разработка и реализация практико-ориентированных занятий со студентами по каждому предмету, и не только психолого-педагогического цикла.

Каждая академическая группа делится на творческие команды, которые в роли «куратора группы» или «совета дела» готовят и проводят воспитательные дела, например, мозговой штурм «Проблемы современного политехнического колледжа», «Банк идей» по решению этих проблем, экскурсия «Скрытые от нашего внимания места Елабуги», экологический час «Здоровье вокруг города», познавательная игра-путешествие по новым туристическим маршрутам, разработанным самими студентами, по Елабужскому району, разработка оздоровительных пешеходных маршрутов для больных и инвалидов,  конкурс телепередач про Елабугу и т.п. Не остаются без внимания городские мероприятия для учащейся молодежи, после посещения или проведения которых в студенческой группе проходят обсуждения их хода и предложений по улучшению воспитательной работы.

По мнению самих студентов, такая методика проведения занятий «позволяет не только добывать и применять на практике научно-методические знания, но и сплачивает студенческий коллектив, стимулирует положительную мотивацию к обучению в вузе и сближает к предстоящей профессиональной деятельности». Большой интерес для них представляет процесс подготовки: поиск и нахождение материалов в библиотеке, интернете, учреждениях и организациях, беседы о школьном опыте проведения подобных мероприятий, знакомство с опытом передовых школ, и конечно, коллективное написание сценария, текстов выступлений, репетиции и тренировки. Большой популярностью среди будущих преподавателей пользуется посещение занятий по ораторскому искусству и театральных постановок студентов в колледже культуры и искусств. Затем они сами пробуют выступить перед однокурсниками, используя разные формы монолога и диалога.

В структуру модуля обязательно входит практика. В данном случае, руководитель модуля – преподаватель теоретические положения превращает в практические навыки и показывает, как с этим работать в УСПО. В структуре модуля присутствует научно-исследовательская работа: студенты должны проводить исследования и анализировать проблемы на уровне конкретной группы конкретного колледжа с конкретными выводами, которые тут же превращаются в конкретные решения и проекты.

Модульное построение основной профессиональной образовательной программы совершенно иначе выстраивает образовательный процесс в вузе. Сокращается доля чисто теоретических занятий (их не должно быть более 30 % от всего объема учебной нагрузки). А все остальное время – это лабораторные работы, практикумы, практики. Сейчас нет необходимости скрупулезного переписывания лекций преподавателей – одним кликом мыши в интернете студент может найти ответ на любой теоретический вопрос – проблема не в информации, а в способности к ее самостоятельному поиску и к ее практическому применению. Организовано обучение студентов через сайт «Дистанционное образование Казанского федерального университета» и группу «ЕИ КФУ: общая и профессиональная педагогика» в социальной сети «В контакте».

Разработка программы реализации Профессионального стандарта преподавателя позволила также пересмотреть содержание и технологии внеаудиторной деятельности студентов и дать ей направленность на подготовку будущего преподавателя. Определены содержание, формы и методы воспитательной работы с ними с учетом особенностей задач, стоящих перед каждым курсом, факультетом, куратором, студенческим активом.


Библиографическая ссылка

Тазиев С.Ф. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В УЧРЕЖДЕНИИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24569 (дата обращения: 07.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674