Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ И ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ

Кодякова Н.В. 1
1 ГБОУ ВПО «Оренбургский государственный медицинский университет»
¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬В статье рассматриваются актуальные вопросы интернационального и поликультурного воспитания детей и подростков. Представлены различные точки зрения на сущность понятий интернационального и поликультурного воспитания. Автором представлен практический опыт применения различных форм работы и методических приёмов. Обоснована необходимость тщательного отбора содержания образовательных программ по иностранному языку в современных условиях интернационализации образования. Проведён анализ основных ценностных ориентиров студентов первого курса медицинского университета. Раскрывается содержание различных форм работы со школьниками и студентами, способствующих формированию умений межкультурной коммуникации, развитию и воспитанию толерантной личности в современном образовательном и культурном пространстве школы и вуза. Автор подчёркивает значимость обращения к культурно-историческим достижениям разных народов для достижения цели образования.
Цель образования
межкультурная коммуникация
ценностные ориентиры
иностранный язык
интернациональное и поликультурное воспитание
1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога). – 2000.
2. Бессарабова И.С. Поликультурное образование в России и США: к постановке проблемы // Современные проблемы науки и образования. – 2008. - № 5. - URL: www.science-education.ru/28-1115 (дата обращения: 05.12.2015).
3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебное пособие. – СПб. : Питер, 2006. – 304 с.
4. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М. : НМЦ СПО, 1999. – 538 с.
5. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам как наука: проблемы и перспективы // Вестник Московского государственного областного университета: электронный журнал. - 2013. - № 1. - URL: www.evestnik-mgou.ru.
6. Каргапольцева Н.А. Социализация личности в образовательном контексте воспитательной парадигмы // Вестник Оренбургского государственного университета (Вестник ОГУ). - 2013. - № 11. - С. 231-233.
7. Колобова Л.Н. Некоторые аспекты поликультурного образования // Вестник ОГУ. - 2011. - № 12. - С. 188-191.
8. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь. – М., 1999. – 343 с.
9. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. - М. : Высшая школа, 2004. - 512 с.
10. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. - Лань, 1999. - 528 с.

Формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности и других  общественно значимых качеств личности, является одной из важнейших задач общества и государства, которые приобретают всё большее значение на современном этапе развития общества.

Интеграция подрастающего поколения в национальную и мировую культуру, воспитание культуры межнациональных отношений - это социально значимые задачи, которые определены правительством в основополагающих документах в области российского образования: Законе РФ «Об образовании» (2009), в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (2010), Указе Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы»,  Государственной программе  Российской Федерации  «Развитие образования на 2013—2020 годы»,   федеральной целевой программе «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020 годы)»,  Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года. Решение поставленных перед образовательными учреждениями задач требует создания таких условий, которые позволяли бы школьникам и студентам постигать культурные ценности, традиции, нормы, обычаи и образцы поведения своего и других народов, а также получить позитивный опыт межкультурного общения и взаимодействия. Создание эффективной социальной среды для развития у детей и подростков интернациональных чувств и навыков поведения  является задачей семьи, школы, общества и государства.

Важным является стимулирование внутреннего, духовного роста школьников и студентов, воспитание уважения к старшему поколению, формирование ценностных ориентиров детей и подростков. Ценностные ориентиры определяются многими учёными как моральные, эстетические, идеологические, гражданские, религиозные и другие основания, на которые ориентируется человек в поведении, оценке своей и чужой деятельности [9].

 Качественное образование – одна из важнейших жизненных ценностей. Хорошее образование является не только гарантом успешного трудоустройства и достижения материального  благосостояния,  но и, самое главное, дает молодому человеку направление и стимул для дальнейшего саморазвития, самосовершенствования не только в профессиональном плане, но и  для формирования себя как высоконравственной, толерантной личности, умеющей отстаивать свои взгляды и убеждения, уважая и учитывая в то же время взгляды и убеждения других людей, представителей разных национальностей и разного вероисповедания.   

Образование — это та область социокультурной жизнедеятельности человека, где совершается становление духовно зрелой, высоконравственной личности, способной отстаивать общечеловеческие, общекультурные ценности. Образование немыслимо без воспитания. И воспитание должно быть целенаправленным.

Воспитание в широком смысле – система специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и принципов социального формирования человека; в узком смысле – целенаправленная деятельность по формированию у детей нравственно-волевых качеств личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений, определенных привычек и правил поведения. В практическом плане воспитание предполагает включение индивида в деловое и межличностное общение, игру, учебную и профессиональную деятельность и другие виды социальных отношений. Воспитание выступает как этическое регулирование основных отношений индивида и общества; способствует самореализации человека, достижению общественного идеала [9].

В настоящее время все большую необходимость приобретает формирование новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их успешную социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности и толерантности.

Н.А. Каргапольцева считает, что логика развития общества, связанная с обогащением сферы социальных связей в условиях расширения доминирующих тенденций ценностно-смыслового единства человеческого сообщества, неизбежно повышает значимость социально организованного, планового компонента социализации, ее собственно воспитательной части. Рассматривая интегрирующие основания единства социализации и воспитания, автор отмечает тот факт, что совпадение интересов отдельных личностей с интересами общества ведет к постепенному подчинению, естественно, в каких-то основных своих сторонах, стихийных, неуправляемых сил социализации педагогической воле и разуму человека [6].

В течение многих веков наша страна формировалась и развивалась как многонациональное и многоконфессиональное государство. Конечно, большое значение для сближения разных  народов и национальностей, населяющих нашу страну, имела проводимая Советским государством национальная политика, и особенно в период после Второй мировой войны. И хотя можно много спорить о роли, достоинствах и недостатках политики, проводимой Советским государством во второй половине ХХ века, но всегда следует помнить и о достижениях как в области науки, экономики, так и в сфере общественных отношений. В результате постоянного и целенаправленного взаимодействия государства, партии (в то время единственной в стране), системы образования,  учреждений культуры и общественных организаций развивались дружеские, братские отношения между республиками, между представителями разных  народов и национальностей, малых и больших. Эти дружеские, братские отношения были одним из приоритетов национальной политики внутри страны и по отношению к развивающимся странам Азии, Африки, Латинской Америки и, конечно, по отношению к странам Восточной Европы. Практически во всех школах и во многих вузах создавались клубы интернациональной дружбы, проводились фестивали, самыми значимыми из которых были фестивали молодёжи и студентов. Словосочетание «дружба народов» было привычным, естественным, оно звучало повсюду: в названиях улиц и площадей, дворцов культуры и спорта. Президиумом Верховного Совета СССР в 1972 году был учреждён орден Дружбы народов, которым награждали  отдельных граждан, предприятия, учреждения культуры,  общественные организации и даже города за большие заслуги в развитии братской дружбы и сотрудничества между народами социалистических стран,  укреплении мира, дружественных отношений между народами.  Интернациональное воспитание школьников и студентов всегда шло рядом с патриотическим и трудовым воспитанием.

В современной литературе интернациональное воспитание определяется как:

 - воспитание учащихся в духе дружбы народов, уважения к культурным ценностям других народов и национальностей, терпимости (толерантности) к национальным особенностям людей, стремления к национальной консолидации. Основой интернационального воспитания является воспитание национальное, с глубоким знанием своей собственной национальной культуры [1];

- формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России; культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинизма. Ведущее место в процессе становления интернационального сознания учащихся занимает содержание образования (изучение истории, литературы, правовых основ и др.) [4];

- целенаправленное и систематическое формирование у людей верности идеям интернационализма, солидарности с людьми всех стран, глубокого уважения к правам и национальной независимости народов, чувств дружбы, равенства и взаимопомощи народов [8];

- воспитание у человека высокой культуры межнационального общения, выработка гуманных, высоконравственных, справедливых отношений между людьми независимо от цвета кожи, языка, обычаев и места проживания [10].   

На основании этих определений можно сделать вывод, что основными принципами интернационального воспитания учёные считают воспитание культуры межнационального общения, терпимости (толерантности) к национальным особенностям других людей, уважения к культурным ценностям разных народов и национальностей.

Проблема интернационального воспитания не только не потеряла своего значения в начале ХХI века, но и становится всё более актуальной в связи с усилением процессов глобализации в экономике, интеграции во всех областях общественной жизни, миграции больших групп населения. Педагоги и  психологи придают большое значение анализу опыта советской педагогики в плане организации  интернационального воспитания школьников и студентов (Ф.Н. Алипханова,  Ш.А. Амонашвили,  В.И. Андреев,  В.А. Караковский,  Ю.А. Карташов,  Л.Г. Куц,  А.А. Магомедов, В.Н. Никитенко, Л.А. Степашко, С.А. Шевченко, Е.А. Ямбург и другие).

В середине и в конце прошлого века в нашей стране интернациональное воспитание являлось наравне с гражданским,  трудовым, патриотическим, нравственным обязательным компонентом всех воспитательных программ. В 80-е годы вследствие усиливающихся процессов глобализации и интеграции во всём мире педагоги заговорили уже о поликультурном воспитании детей и подростков, а затем о поликультурном образовании.

Определение «поликультурное воспитание» появилось в педагогике во второй половине ХХ века (1977). В нашей стране в настоящее время проблеме поликультурного воспитания подрастающего поколения посвящают свои работы Г.В. Безюлёва, И.С. Бессарабова, В.С. Библер, М.Б. Богус,  В.П. Бондаревская, А.Н. Джуринский, Г.Д. Дмитриев, И.И. Зарецкая,  Л.Н. Колобова,  В.Г. Крысько,  М.Н. Кузьмин, В.В. Макаев, З.А. Малькова,  А.А. Омарова, Л.Л. Супрунова, О.Г. Ултургащева,  Е.В. Фалунина, С.А. Шевченко,  Г.М Шеламова, С.Н. Юдакина и другие.

Поликультурное воспитание предполагает учёт культурных и воспитательных интересов разных национальностей и этнических меньшинств и предусматривает:

- адаптацию человека к различным ценностям в ситуации существования множества разнородных культур; взаимодействие между людьми  с разными  традициями;

- ориентацию на диалог культур;

- отказ на культурно-образовательную монополию в отношении других наций и народов [3].   

Бессарабова И.С. даёт подробное обобщённое определение и подчёркивает, что поликультурное образование – это особый образ мышления, основанный на идеях свободы, справедливости, равенства; образовательная реформа, нацеленная на преобразование традиционных образовательных систем таким образом, чтобы они соответствовали интересам, образовательным потребностям и возможностям учащихся независимо от расовой, этнической, языковой, социальной, гендерной, религиозной, культурной принадлежности; междисциплинарный процесс, пронизывающий содержание всех дисциплин учебной программы, а не отдельные курсы, методы и стратегии обучения, взаимоотношения между всеми участниками учебно-воспитательной среды; процесс приобщения учащихся к богатству мировой культуры через последовательное усвоение знаний о родной и общенациональной культурах,  вооружения учащихся умением критически анализировать любую информацию во избежание ложных выводов, а также формирования толерантного отношения к  культурным различиям – качеств, необходимых для жизни в поликультурном обществе [2].   

Поликультурный компонент в воспитательной системе любого образовательного учреждения в настоящее время жизненно необходим, и особенно в нашей многонациональной стране. Нарастание немотивированной агрессии в обществе, особенно среди молодёжи и подростков, вызывает обеспокоенность педагогов,  психологов, социологов, политологов.

Особое место в воспитании детей и подростков занимают гуманитарные науки, и в частности изучение детьми иностранных языков. Этот предмет непосредственно направлен на развитие личности ребёнка, на знакомство с другими культурами, на формирование умений межкультурной коммуникации.

Учёные, занимающиеся методикой обучения иностранным языкам, отмечают, что именно личность признаётся в современной лингводидактике как ценность, и при этом особую значимость приобретают такие категории, как личностный опыт, эмоции, мнения, чувства. Гальскова Н.Д. делает вывод, что это даёт основание увязывать иноязычное образование не только с «присвоением» обучающимся определённой совокупности  иноязычных знаний, умений и навыков, но и с изменением его мотивов, отношений, личностных позиций, системы ценностей и смыслов. В этом и состоит, как считает Н.Д. Гальскова, основная цель иноязычного образования  на современном этапе его развития [5].   

Образовательные учреждения не только дают необходимые общие и профессиональные знания, но и  транслируют социокультурные ценности, формируют стереотипы поведения, умения и навыки межкультурной коммуникации, способствуют формированию интернационального, поликультурного самосознания личности. В связи с этим особое внимание следует уделять содержанию учебных программ по каждому предмету, и по иностранным языкам особенно. Здесь важно не только знакомить школьников и студентов с географическим положением, культурой, политикой и особенностями страны изучаемого языка, но и формировать толерантное отношение ко всем людям независимо от их национальности, вероисповедания и цвета кожи. Учебный предмет «Иностранный язык», изучаемый в школе и вузе и  направленный на формирование межкультурной компетенции, обладает способностью создавать и изменять стереотипы и ценностные ориентации. В силу своих возрастных и психологических особенностей дети и подростки достаточно легко усваивают внушаемые им стереотипы поведения и общения, особенно если внушением занимаются профессионалы. 

В нашем многонациональном вузе обучаются представители практически всех наций и народностей, проживающих на территории Российской Федерации, а также студенты из ближнего (Казахстан, Узбекистан, Киргизия и т.д.) и дальнего зарубежья (Индия, Гана). В университете, и особенно на кафедре иностранных языков, сложилась определённая система работы по интернациональному и поликультурному воспитанию студентов. Большое внимание уделяется лингвострановедческому аспекту при изучении иностранных языков. Ежегодно проводятся викторины о странах изучаемого языка, лингвострановедческие конференции, студенты работают над проектами по изучению особенностей той или иной страны. Изучение культуры и традиций других стран, знакомство с достижениями в области медицины не только мотивируют студентов к более глубокому изучению социокультурных реалий своей страны  с целью выявления сходств и различий, но и развивает способность личности к межкультурной коммуникации и формирует  готовность и умение понимать и принимать ценности других культур.

С целью определения ценностных ориентиров молодых людей мы провели анонимное анкетирование студентов первого курса нашего университета, не только проживающих в России, но и иностранных  студентов, приехавших из Индии и стран ближнего зарубежья (Казахстан, Таджикистан, Узбекистан). На вопросы анкет отвечали 78 студентов первого курса.  67% опрошенных на первое место поставили получение высшего образования и перспективную работу, самореализацию в профессии; 17% - упорную работу, помощь старшим, бедным и  благодарное отношение к Богу (в основном это студенты из Индии, что наводит на размышления о цели и задачах воспитательной работы у нас в России и результатах такой работы);  16% - вопросы досуга (игры, фильмы, чтение книг, общение с друзьями). Помимо названных тем, 5 студентов (российских) также интересует (беспокоит) отношение к ним родителей и сверстников, наличие гаджетов и других атрибутов достатка.

Анализ анкет позволяет сделать вывод, что основные  ценностные ориентиры студентов первого курса нашего университета (молодые люди в возрасте  18-23 года) направлены на   получение высшего образования и самореализацию в профессии. Разумеется, ценностные ориентиры будут иметь  некоторые отличия в зависимости от возраста, уровня образования, но главное, на них они оказывает самое большое влияние семья, родители и другие близкие люди.

Цель образования в современных условиях, как считает Л.Н. Колобова, можно бы сформулировать как социальный феномен уникального сочетания мировых образцов знания и культуры собственной, участие в развитии мировой культуры, в диалоге с ней, развитие поликультурного образования, обеспечивающего равноправие и содружество всех наций и народов [7].   

На современном этапе развития общества эта цель может быть достигнута только во взаимодействии семьи, образовательных учреждений, общества и государства. Необходимо также в большей степени использовать средства массовой информации для освещения культурно-исторических достижений разных народов с целью воспитания уважения к культурным ценностям, традициям разных народов и национальностей. Обращение к культурно-историческим достижениям разных народов способствует более глубокому пониманию истории, культуры, самобытности своего народа, способствует формированию интернационального самосознания, развивает способность личности к межкультурной коммуникации и формирует  готовность и умение понимать и принимать ценности других культур и народов.


Библиографическая ссылка

Кодякова Н.В. ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ И ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ФОРМИРОВАНИИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24562 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674