Учебному процессу свойственно применение творчества при доведении учебных материалов преподавателем. Появление технических средств обучения позволило активизировать познавательную деятельность студентов за счет виртуального представления графических построений, информации и т.д. Методика преподавания при этом претерпела небольшие изменения, поскольку от преподавателя требовалась разработка слайдов с красочным представлением информации, а затем их представление (проектирование) в ходе изложения материала.
Развитие компьютерных технологий позволило автоматизировать решение задач за счет применения различных табличных процессоров, показ принципов функционирования различных пакетов прикладных программ с помощью демоверсий и иллюстрацию учебных материалов с помощью пакетов презентационной графики типа PowегРоint. Презентационная графика позволяет более эффективно воспринимать информацию студентами, поскольку эффективнее задействуется зрение, а создание различных эффектов (появление информации на экране различными способами, шумовые эффекты) в сочетании с качественным изложением материала преподавателем позволяет повышать качество обучения. Однако при этом преподаватель опирается на классические формы проведения занятий.
Дальнейшее развитие информационных технологий, и в частности web-технологий, позволяет в корне изменить не только представление информации, но и методику преподавания дисциплин, и принципы самостоятельной работы студентов. То есть информационные технологии позволяют создавать программные оболочки, наполненные методическими материалами, дающими возможность студентам в значительной степени самостоятельно изучать материал, контролировать свои знания и в конечном итоге самостоятельно строить модели обучения. Такой подход в корне изменяет методику работы преподавателя и требует от него хороших знаний не только в предметной области дисциплин, но и в области информационных технологий. Меняется также методика преподавания, поскольку преподаватель в значительной степени становится консультантом, ведущим общение со студентами с помощью коммуникационных систем.
Разрабoтка и внедрение активных метoдoв [3; 5; 7] oбучения при oрганизации самoстoятельнoй рабoты студентoв представлена в разных oбластях научнoгo знания и исследoвана мнoгими педагoгами и психoлoгами, нo недoстатoчнo изученo испoльзoвание активных метoдoв oбучения в услoвиях испoльзoвания дистанциoннoй системы Moodle, чтo предoпределилo актуальнoсть даннoй темы. В ННГУ им. Н.И. Лобачевского широко внедрены IT-технологии в учебный процесс, и авторы данной публикации высказывают свое мнение по проблемам создания электронной среды обучения на основе системы Moodle. Ключевая идея заключается в необходимости и возможности разработки и внедрения в учебный процесс модели организации самостоятельной работы студентов с применением учебной платформы Moodle, позволяющей создать целостную систему самостоятельной работы студентов. Решение профессионально значимой задачи требует привлечения интегрированного знания.
Реализация данной модели осуществляется посредством информационно-проектного метода [1; 2].
Инфoрмациoннo-прoектный метoд oбучения это сoвместная учебнo-пoзнавательная, твoрческая или прoфессиoнальнo oриентирoванная деятельнoсть студентoв, oрганизoванная на oснoве системы дистанциoннoгo oбучения Moodle. Задания носят интегрированный и разноуровневый характер. Решение прoблемы, залoженнoй в любoм такoм прoекте, всегда требует привлечения междисциплинарного взаимодействия, средств технического обучения и высокого уровня подготовки преподавателей.
Краткий анализ уровней внедрения средств технического обучения и информационных технологий позволил создать схему зависимости технологий применения IT-средств от уровня подготовки преподавателей, представленную на рисунке 1.
Как видно из анализа схемы, наиболее сложным является овладений методиками создания учебно-методических комплексов. Поэтому остановимся на III уровне. Здесь следует установить соотношение терминов «электронный учебник» и «электронный учебно-методический комплекс». В настоящее время широкое распространение получил термин «электронный учебник», в структуре которого закладываются все методические материалы и модели их представления. При этом под термином «Электронный учебник» зачастую понимается компьютерная программа, с помощью которой можно учиться по дисциплине.
Рис. 1. Схема зависимости технологий внедрения IT-средств от уровня подготовки преподавателей
Традиционно под учебником понимаются дидактические материалы, изложенные в логической последовательности. При работе с учебником студент самостоятельно изучает предлагаемые материалы и зачастую не в состоянии самостоятельно оценить уровень готовности к сдаче итоговых испытаний.
Исходя из анализа названных функций электронных программных средств, целесообразно ставить вопрос о разработке «Электронного учебно-методического комплекса» (ЭУМК), т.е. ввести для единообразного понимания данный термин.
Основными компонентами (системами) ЭУМК предлагается считать:
1) механизм регулирования, управления и координации всех подсистем;
2) методические указания по самостоятельной работе с ЭУМК;
3) базу знаний в форме текстовых файлов с учебными материалами и анимационные лекции;
4) базу методов оказания помощи студенту в изучении наиболее сложных вопросов;
5) систему связи методических материалов с ресурсами Internet, позволяющими расширить кругозор студента по изучаемым вопросам;
6) систему входного и текущего самоконтроля знаний;
7) компоненты контрольных (курсовых) работ;
8) систему формирования учебных модулей, по результатам самотестирования, по учебным вопросам, наиболее слабо усвоенным студентами, и т.д.
Разработка ЭУМК и его размещение в системе Moodle связана с выполнением большого объема работ преподавателя - разработчика дисциплины. Целесообразно процесс работ формализовать, выделив ряд этапов выполнения основных работ, таких как:
o подготовительный этап;
o основной этап;
o этап тестирования;
o этап внедрения;
o этап сопровождения.
На подготовительном этапе проводится разработка:
- методических материалов (учебных программ, курсов лекций, практических занятий, тестов и глоссария и т.д.);
- эскизов интерфейса и сценария обучающей программы;
- сценариев отдельных блоков анимационных фрагментов, видеофрагментов;
- программ, реализующих компьютерное моделирование блоков проверки знаний и т.п.;
- подбор иллюстративного и справочного материала.
На этом же этапе разрабатываются различные варианты представления учебного материала (как по форме, так и по содержанию) в зависимости от психологического типа обучаемого. Данный этап является основным для преподавателя – разработчика ЭУМК. При создании ЭУМК автору необходимо рассматривать внутренние и внешние источники формирования учебно-методического обеспечения. На рисунке 2 представлена схема формирования учебно-методических материалов.
Рис. 2. Источники формирования ЭУМК
На основном этапе выполняются работы по непосредственному созданию ЭУМК, т.е. программная оболочка системы Moodle наполняется методическими материалами. При анализе методических разработок, рекомендаций и исследований в области построения курса [4; 6; 7], а также на основании собственного опыта организации электронного курса были выделены следующие основные модули.
1. Организационно-методический модуль содержит:
· введение с характеристикой курса и сведениями об авторах курса;
· учебную программу;
· учебно-методическое обеспечение дисциплины;
· справочные материалы с информацией технического характера, содержащие подсказки по пользованию навигационной системой курса и его модулей.
2. Информационно-обучающий модуль содержит:
· цели, задачи и структуру внеаудиторной самостоятельной работы;
· электронные аналоги печатного издания, самостоятельные электронные издания;
· отобранные и особым способом организованные текстовые ресурсы с гиперссылками, дающими возможность получить на экране дополнительную или поясняющую информацию;
· программные продукты, например компьютерные обучающие программы, программное обеспечение для моделирования условий будущей профессиональной деятельности и т.д.;
· график самостоятельной работы студента;
· учебное пособие по курсу, подготовленное для электронного обучения;
· практикум по дисциплине или практическое пособие.
3. Коммуникативный модуль представляет собой пространство межличностного взаимодействия в непосредственной или предметно-опосредованной форме и способов взаимодействия учащегося с данной образовательной средой и другими ее субъектами.
На этапе тестирования готовый продукт (ЭУМК) проверяется на функционирование в соответствии с замыслом преподавателя-разработчика. Выявленные недостатки, несоответствия и т.д. дорабатываются и устраняются. Целесообразно для тестирования привлекать преподавателей, не участвовавших в разработке данного ЭУМК.
На этапе внедрения рассматриваются варианты представления ЭУМК в сетевом исполнении и на носителях. При сетевом исполнении ЭУМК организуются доступы пользователям в соответствии с их специальностью через сетевого администратора.
В качестве носителей в настоящее время применяется СD-R и DWD. В этом случае необходимо решение ряда задач применения программной оболочки (то, что выше названо электронным учебником) для размещения ЭУМК и ее последующего тиражирования.
При разработке ЭУМК необходимо провести выбор инструментальных средств, позволяющих отработать все элементы ЭУМК. Это связано с тем, что в систему Moodle необходимо вводить информацию в формате html. По данному вопросу существует достаточно много мнений, но главное, что необходимо учитывать:
o простота пользования программными средствами;
o обученность персонала, задействованного в разработке ЭУМК, для доступа в систему Moodle;
o наличие программных средств у разработчика и т.д.
На этапе сопровождения проводится выявление недостатков эксплуатации ЭУМК, случаев сбоев в работе, неточностей методических материалов (или случаев старения материалов) и т.д., и проводится оперативное реагирование на устранение ошибок программных средств, уточнение методических материалов и доведение их до студентов.
Внедрение ЭУМК приводит к появлению ряда новых проблем, таких как:
- изменение психологии студента, который вынужден в большей степени общаться с системой Moodle, чем с преподавателем;
- приобретение студентам навыков в самостоятельности планирования изучения дисциплины;
- появление новых форм общения студентов и преподавателей с помощью коммуникационных технологий системы Moodle;
- изменение методики работы преподавателей по консультированию студентов с помощью коммуникационных технологий системы Moodle;
- проведение дистанционного контроля знаний студентов;
- проведение тестирования по изученным учебным модулям;
- предоставление дополнительных информационных ресурсов студентам в виде электронных библиотек, Internet-библиотек и т.д.
В ходе эксплуатации системы Moodle выявлены следующие недостатки.
1. Сервисные средства не в полной мере обеспечивают проведение модульного построения ЭУМК. Теоретический курс представляется как обычная лекция.
2. Технология обращения к тестам представляет определенную сложность, поскольку навигация доступа не связана с теоретическим курсом.
3. Система тестирования не в полной мере позволяет проверку остаточных знаний и возможность тренировочного тестирования без фиксации результатов.
4. Система Moodle не обеспечивает индивидуальный подход к каждому обучаемому.
Таким образом, можно заключить, что при наличии целого ряда проблем, связанных с внедрением ЭУМК в системе Moodle, создается совершенно новая образовательная среда, позволяющая в корне изменить традиционные формы обучения и дающая большие возможности по повышению качества обучения студентов.
Библиографическая ссылка
Сидоренко А.М., Винник В.К., Сочнева Н.В. ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ УЧЕБНОЙ ПЛАТФОРМЫ MOODLE // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24538 (дата обращения: 16.10.2024).