В современном обществе существуют проблемы экономического, политического, культурного, духовного кризиса, где ярко проявились недостатки воспитания, формирования морали не одного поколения людей, заключающиеся в алчности, эгоизме, склонности к злу и насилию.
Цель исследования: изучить социально-культурную анимацию как предиктор патриотического воспитания молодежи.
Для реализации цели были применены теоретические методы исследования, заданные, прежде всего, социокультурным подходом, который формирует представления о самосознании личности в его единстве с обществом и культурой. Используется личностный подход, требующий признания уникальности самосознания личности, а также системный и конструктивистский подход, теоретический анализ и синтез.
Результаты исследования. В данной работе изучен феномен социокультурной анимации как средства патриотического воспитания молодежи и основные теоретические подходы к пониманию данного термина. Предложены пути педагогической деятельности, основанные на использовании социально-культурной анимации в деле формирования гражданина и патриота, опирающиеся на управление, планирование и использование системных методов и средств в решении поставленной задачи. С помощью систематических наблюдений, проведения социологических опросов, отслеживания изменений в самооценке молодых людей, анализа творческих работ участников оценен складывающийся, формирующийся уровень гражданских и патриотических качеств участников программ.
Современный этап развития нашего общества характеризуется проблемами в экономической, политической, культурной, духовной сферах, где ярко проявились недостатки воспитания, формирования морали не одного поколения людей, заключающиеся в алчности, эгоизме, склонности к злу и насилию. В данном аспекте всеобъемлющий характер патриотического воспитания, охватывающего все стороны духовной жизни общества, предполагает целостно и гармонично воздействовать на личность, формируя для этого систему воспитания и развития. Одним из инструментов такой системы становится воспитание патриотизма и гражданственности у молодых людей, которое входит в государственную образовательную и культурную политику. Так, принятые в последнее десятилетие государственные законы, программы, документы свидетельствуют об этом. Одной из задач Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы» является «…совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей граждан...» [5]. Данное программное положение предполагает поиск новых и совершенствование существующих технологий, способствующих целенаправленному и гармоничному воспитанию чувства патриотизма у молодежи. Одним из инновационных средств воспитания патриотических качеств у молодых людей является социокультурная анимация, которая в ряде трудов некоторых учёных и практиков представлена узко и трактуется как деятельность по развлечению взрослых и детей. По нашему убеждению ее научно-практическое содержание намного шире и включает целый ряд важных характеристик в сфере воспитания патриота и гражданина.
В связи с этим мы рассматриваем социокультурную анимацию как духовное явление, направленное на самоорганизацию как общественных, так и педагогических движений в социально-культурной деятельности, имеющее цель – реализацию духовных потребностей различных категорий населения. «Анимационную деятельность» мы обозначаем как интеграцию «одухотворяющего эффекта» социально-культурной деятельности в педагогический процесс. Анимация как «оживление» в современной научной и методической литературе чаще используется авторами как «оживление» отношений в социуме, а понятие «одухотворение» – в качестве метафор, хотя имеет для анимационного процесса вполне конкретный смысл и глубокие корни. Следует согласиться с Франком С.Л., который понятие «духовный» рассматривает в аспекте, отражающем неотъемлемую часть бытия индивида, протекающую на бессознательном уровне, недоступном обыденному сознанию [9, с. 17]. Следовательно, одухотворение в анимации – это процесс, направленный на духовное развитие личности, реализацию духовно-творческого потенциала, включающего нравственные и духовные ценности общества.
Формирование духовности должно начинаться с самого раннего детства, и высокие ценности духовности будут ближе и понятнее детям, если нам удастся пробудить их неокрепшие еще души. «Сущность духовной жизни маленького гражданина должна заключаться в изумлении, восхищении, одухотворении красотой человека и красотой идей и в стремлении, в жажде стать настоящим патриотом, настоящим борцом. Тот, кто живет в мире нравственных ценностей, с малых лет чувствует себя сыном Отечества» [6, с. 123]. Таким образом, процесс одухотворения влияет на социум, являясь продолжением духовного развития личности, и тем самым способствует выздоровлению общества, привнося в общественное сознание духовные ценности. В этом процессе важную роль играет социокультурная анимация, которая опирается на уникальные духовные традиции России в деле духовного оздоровления общества. Осмысление важной роли социокультурной анимации имеет непреходящее значение для современной науки и социокультурной практики. Разработка духовно-нравственных механизмов формирования социокультурного лидерства у аниматора, а также становление на путь возрождения духовно-нравственных и культурно-творческих традиций в качестве оснований для развития анимационной деятельности в России является приоритетной задачей, без которой эта деятельность не сможет стать влиятельной и благотворной силой. Недостаточно развиты педагогические исследования в области анимационной деятельности и разработанность анимационных технологий в социокультурной практике. Сам термин «анимация», принятый в социально-культурной теории и практике, практически совпадает по значению с термином «педагогическая анимация» и заслуживает особое место в качестве одного из фундаментальных терминов российской анимации с точки зрения системного подхода.
Также ювенология рассматривает социокультурную анимацию как одно из направлений работы с молодежью, направленное на актуализацию ее духовного и художественно-творческого потенциала, активного участия в общественной деятельности. Следовательно, в современных развивающихся условиях России социокультурная анимация становится инновационной технологией воспитания патриотизма и гражданственности молодёжи. При этом, как важнейшее средство воспитательного процесса, социально-культурная анимация предполагает совершенствование путей формирования личности и обеспечивает возможность самоидентификации в той или иной социокультурной общности [8]. Именно эта составляющая позволяет признать социокультурную анимацию инновационным направлением в развитии социально-культурной деятельности. Н.Н. Ярошенко теоретически обосновал и определил социокультурную анимацию «как наиболее интенсивно развивающееся направление социально-культурной деятельности» [10, с. 97].
Философские, мировоззренческие аспекты и различные прикладные практики, от психотехнических до театральных, переплетаются в социально-культурной анимации. Результаты педагогической деятельности, основанные на использовании социально-культурной анимации в деле формирования гражданина и патриота, достигнут цели в случае опоры на управление, планирование и использование системных методов и средств в решении поставленной задачи. Среди них наиболее эффективными в воспитании молодежи являются следующие анимационные технологии: арт-терапия, сказкотерапия, музыкальная и библиотерапия, социодрама, моритотерапия, социально ориентирующие игры, театрализация и др. Эти технологии должны стать действенным инструментом учреждений культуры и образования уже сегодня. Содержание этой деятельности на основе использования методологии социально-культурной анимации необходимо направлять на национальное возрождение России. «Россия… вступает в новый этап цивилизационного развития, связанный со сменой или переосмыслением существующих ценностных парадигм. Каждый индивид, нация, государство стоит перед выбором, сложность которого заключена в необходимости выработки устойчивой системы ценностных координат, способных преодолеть цивилизационные проблемы не только экономического или социального, но и духовного характера» [3, с. 97].
Согласно сложившимся научным представлениям, педагогический инструментарий социокультурной анимации включает совокупность средств, форм, приемов и методов педагогического взаимодействия объектов и субъектов воспитательного процесса. Для формирования позитивных состояний для многих людей приемами становятся положительные эмоции и впечатления на основе организованной досуговой деятельности. «Принято рассматривать три формы досуга: организованный, неорганизованный и самоорганизованный. Организованный досуг, прежде всего, осуществляют социально-культурные учреждения: дворцы культуры, спортивные, музыкальные и художественные школы, клубы и другие досуговые учреждения» [4, с. 165]. В этом плане деятельность социально-культурных учреждений в деле развития анимации может быть обширной и очень значимой. Это, прежде всего, активизация деятельности массовой художественной самодеятельности, а также разнообразные концерты, системные встречи ветеранов Великой Отечественной войны с подрастающим поколением, передача опыта молодежи, тематические вечера, торжественные мероприятия, посвященные юбилейным датам героев, трудовые десанты около памятников воинской славы, обелисков и мемориальных комплексов), фестивали творчества молодежи, конкурсы и фестивали патриотических произведений «Песни, опаленные войной». Очень важно участие самой молодежи в разработке сценариев подобных мероприятий, самостоятельного выбора форм этих мероприятий и, конечно, их проведения. В рамках подготовки торжественных мероприятий, посвященных Дню великой победы, в учреждениях культуры и вузах города, колледжах и средних школах будут интересны такие мероприятия, как конкурс «Поэзия о любви и Отечестве», фестиваль творчества «Воинское братство» и т.д. Результаты педагогической деятельности, основанные на использовании социально-культурной анимации в деле формирования гражданина и патриота, достигнут цели в случае опоры на управление, планирование и использование системных методов и средств в решении поставленной задачи. Следует отметить, что к содержанию социально-культурной анимации относятся все средства музыкального творчества, направленные на организацию семейного досуга, они интегрированы и взаимосвязаны между собой, и выбор их для реализации той или иной формы зависит от объекта воздействия, а также от цели и тематической направленности выбранной культурно-досуговой акции.
Результаты исследований свидетельствуют о том, что семья является важнейшим социальным институтом, а при организации музыкально-досуговой деятельности создаются условия увлечения детей народной и классической музыкой и подготавливается почва для совершенствования процесса воспитания гражданина и патриота.
Эффективность организации анимационной деятельности определяется, во-первых, наличием свободного времени у членов семьи и его постоянным увеличением, во-вторых, дальнейшим развитием современной музыкальной индустрии досуга, в-третьих, умелым и продуманным выбором использования средств и форм музыкального творчества в семье.
Во время досуга деятельность человека обуславливается его объективными потребностями и интересами, развитостью сети культурно-досуговых учреждений, их материальной обеспеченностью, состоянием окружающей досуговой среды и т.д. Следовательно, эффективность организации семейного досуга во многом зависит от уровня взаимодействия учреждения культуры с семьей, а также от самого человека, от его личной культуры, интересов и т. д.
Таким образом, сущность семейного досуга средствами музыкальной творческой анимации состоит в том, что это один из видов социальной групповой деятельности людей, объединенных узами родства, создающих музыкальную среду своего общения. Эта деятельность построена на комбинированном сочетании факторов социализации, способных создать условия для свободного развития и сохранения духовного мира как основы личностного формирования гражданина, культуры его приобщения к музыкальным ценностям общества, к народным истокам, возрождающим любовь к родине, своему краю [7].
Музыкально-досуговая деятельность наиболее успешно осуществляется в учреждениях социокультурной сферы, основная задача которых заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха.
Наряду с такими понятиями, как формы и средства, большое значение имеют «методы социокультурной анимации». Их следует охарактеризовать как многообразные способы социально-психологической помощи индивиду в процессе жизнедеятельности. Методы осуществления анимационных мероприятий достаточно разнообразны и включают в различные типы программ игровые методы, обсуждение, создание проблемных ситуаций, упражнения, проигрывание, популярные ныне квесты, методы театрализации.
Важно помнить, что любая анимационная деятельность должна быть ориентирована на достижение определенного результата. С помощью систематических наблюдений, проведения социологических опросов, отслеживания изменений в самооценке молодых людей, анализа творческих работ участников можно оценить складывающийся, формирующийся уровень гражданских и патриотических качеств участников программ.
Заключение. Таким образом, социокультурная анимация составляет целостную социально-культурную систему, имеющую ресурсную базу, специфическое содержание и технологии анимационной деятельности. Решая многогранные задачи воспитания, образования, формирования оптимистического настроения, социокультурная анимация развивает и укрепляет патриотические качества молодёжи.
Библиографическая ссылка
Бикметов Ф.Ф., Понькина Е.С. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АНИМАЦИЯ КАК ПРЕДИКТОР ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24511 (дата обращения: 03.10.2024).