Сопровождение и развитие детской одаренности и одаренных детей, носителей «золотого» интеллектуального генофонда страны, является приоритетной задачей государства и общества в целом. Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) способствует реализации принципа индивидуализации обучения, столь необходимого одаренному школьнику. В ЭИОС присутствуют элементы открытого образования, и это можно трактовать как весьма позитивный момент.
М.А. Холодная рассматривает интеллект как особую форму организации индивидуального ментального (умственного) опыта в виде наличных ментальных структур, порождаемого ими ментального пространства отражения и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего [11, с. 106]. Систематизируя описанные в тестологии характеристики интеллекта, все множество результативных проявлений интеллектуальной активности в условиях выполнения тестовых заданий, она разработала модель интеллекта, назвав ее «вертушка». Среди типов интеллекта ученый выделила: текучий и кристаллизованный интеллекты, общий интеллект и частные интеллектуальные способности, конвергентный и дивергентный, репродуктивный и продуктивный интеллекты. Для каждого типа интеллекта, в свою очередь, она выделила критерии; функции; интеллектуальные качества лиц, демонстрирующих высокую успешность в соответствующем виде деятельности. Приведем данные параметры для общего интеллекта и частных интеллектуальных способностей (таблица).
Параметры некоторых типов интеллекта, выделенных М.А. Холодной
Тип интеллекта
|
Критерий |
Функция |
Интеллектуальные качества лиц |
Общий интеллект |
Успешность в разных видах интеллектуальной деятельности |
Научение |
Проницательность и адаптивность |
Частные интеллектуальные способности |
Успешность в одном виде интеллектуальной деятельности |
Овладение специальными навыками |
Компетентность и одаренность |
По нашему мнению, под одаренностью не следует понимать только высокий уровень развития (по сравнению с так называемой нормой) тех или иных способностей. Одаренность – это системное и динамическое качество, среди компонентов которого выделим интеллектуальную, творческую, эмоциональную, мотивационно-волевую компоненты. Детскую одаренность будем понимать как высокий творческий потенциал, то есть особо благоприятные внутренние условия психического развития, потенциальные возможности выдающихся достижений в будущем. На развитие одаренности оказывают влияние наследственность (природные задатки) и социокультурная среда.
М.А. Холодная, опираясь на подходы Дж. Равена, Р. Стернберга и онтологической теории интеллекта к определению понятия «компетентность» [12, c. 73–74], рассматривает интеллектуальную одаренность как форму развивающейся компетентности, механизмы которой предполагают обогащение интеллектуальной деятельности (усвоение разных типов знаний – декларативных, процедурных, неявных, а также процедур экспликации и преобразования знаний в виде способов продуктивного мышления), формирование метакогнитивного опыта (способности к непроизвольной и произвольной саморегуляции интеллектуальной деятельности), интеграцию интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных, духовно-ценностных ресурсов [12, c. 77].
Интеллектуальная одаренность является одним из видов одаренности в познавательной деятельности и может быть, в свою очередь, различной в зависимости от предметного содержания деятельности: одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр [2, c. 18]. Идентификация одаренности с помощью одноразовой процедуры тестирования (теста интеллекта, например) невозможна. К тому же одаренность ребенка может быть «скрытой» или «потенциальной». В своей работе мы придерживаемся основных положений концепций интеллекта и интеллектуальной одаренности М.А. Холодной.
В психолого-педагогической литературе последнего десятилетия, посвященной информатизации образования, встречаются такие термины: «информационно-образовательная среда» (ИОС), «информационно-коммуникационная образовательная среда» (ИКОС), «информационно-коммуникационная среда» (ИКС), «виртуальная образовательная среда» (ВОС), «электронная информационно-образовательная среда» (ЭИОС), определены соответствующие понятия и цели, структуры данных сред.
Физически ИОС является многоуровневой иерархической структурой: ИОС страны, региона, учреждения (школы, вуза), образовательного предмета, учебно-методического комплекса. Отметим, что согласно ФГОС ИОС – важнейшее условие и одновременно средство формирования новой системы образования, основной целью которой является формирование творческой интеллектуально и социально развитой личности. Согласно ФГОС среднего (полного) общего образования [9], ИОС школы включает: «комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы; совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное информационное оборудование, коммуникационные каналы; систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде».
Под ИОС вуза Захарова И.Г. понимает «систему, аккумулирующую не только программно-методические, организационные и технические ресурсы, но и интеллектуальный, культурный потенциал вуза, содержательный и деятельностный компоненты, самих обучаемых и педагогов; управление данной системой определяют целевые установки общества, обучаемых и педагогов» [4, с.10]. Она раскрыла и использовала потенциальные возможности ИОС для реализации развивающего обучения (диалогичность, интегративность, избыточность и многоаспектность знаниевого и деятельностного компонентов, открытость ИОС как системы), в том числе и для развития обучаемости, интеллекта, креативности обучаемых.
Под ИКС И.В. Роберт понимает «совокупность условий, обеспечивающих осуществление деятельности пользователя с информационным ресурсом (в том числе распределенным) с помощью интерактивных средств ИКТ и взаимодействующих с ним как с субъектом информационного общения и личностью» [8, c. 161]. ИКС включает: множество информационных объектов и связей между ними; средства и технологии сбора, накопления, передачи (транслирования), обработки, продуцирования и распространения информации (прежде всего, технологии «Мультимедиа», «Телекоммуникации», «Виртуальная реальность»), собственно знания и средства воспроизведения аудиовизуальной информации; организационные и юридические структуры, поддерживающие информационные процессы [8]. Автор отмечает, что в условиях использования средства обучения, реализующего дидактические возможности ИКТ (прежде всего – развитие личности обучающегося), обратная связь осуществляется между тремя компонентами учебного взаимодействия: обучающим, обучаемым и средством обучения, реализующим дидактические возможности ИКТ.
По мнению С.В. Зенкиной и А.А. Кузнецова, ИКОС представляет собой «совокупность субъектов (преподаватель, обучаемые) и объектов (содержание, средства обучения и учебные коммуникации, прежде всего на базе ИКТ и т. д.) образовательного процесса, эффективную реализацию современных образовательных технологий, ориентированных на повышение качества образовательных результатов и выступающих как средство построения личностно-ориентированной педагогической системы» [5, c. 188]. Авторы отмечают, что сущность и новизна современной образовательной среды определяется не только (и не столько) включением в ее состав новых компонентов (в основном электронных образовательных ресурсов), но прежде всего ее ориентацией на достижение новых образовательных результатов. В такой среде изменяются роли субъектов образовательного процесса. Во главу угла ставится сам обучающийся – его мотивы, познавательные потребности, психологические особенности. Деятельность преподавателя приобретает характер тьюторства, наставничества, выполнение функций координатора и партнера по образовательной деятельности. Выбор методов обучения зависит от средств обучения на основе ИКТ: демонстрационных педагогических программных средств, компьютерных тренажеров, автоматизированных обучающих систем, предметно-ориентированных обучающих сред (мультимедиа-технологий, технологий виртуальной реальности) [5].
М.Е. Вайндорф-Сысоева под ВОС предлагает понимать «информационное содержание и коммуникационные возможности локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей, формируемые и используемые для образовательных целей всеми участниками образовательного процесса» [3]. По мнению автора, в дидактическом аспекте, в рамках ВОС при использовании ресурсов и возможностей технологий информации и коммуникации, реализуются образовательные технологии открытой модели индивидуального обучения. ВОС – быстроразвивающаяся, многоуровневая и многофункциональная система, которая объединяет инновационные и традиционные технологии; информационные ресурсы (базы данных и знаний, библиотеки, электронные учебные материалы и т.п.); современные программные средства (программные оболочки, средства электронной коммуникации). К функциям виртуальной образовательной среды М.Е. Вайндорф-Сысоева относит информационно-обучающую, коммуникационную и контрольно-административную.
В Федеральном законе Российской Федерации № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивается, что ЭИОС представляет собой «интегрированную среду, включающую в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся» [10]. Таким образом, ЭИОС является важным инструментом образовательного процесса и нацелена на обеспечение качества образования с помощью электронных ресурсов.
Под ЭИОС можно рассматривать интеграцию электронной, информационной и образовательной сред. Под электронной средой будем понимать среду, функционирующую на базе средств ИКТ. Информационная среда представляет возможность человеку получить необходимую информацию, обработать ее и получить, в свою очередь, знание. В.А. Ясвин под образовательной средой понимает «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [13, с. 19].
В соответствии с данными определениями ЭИОС рассматривается нами как системно организованная субъектами образования (школьниками, педагогами, родителями) совокупность электронных информационных, электронных образовательных, методических и на базе ИКТ технических ресурсов, обеспечивающая достижение целей обучения, воспитания и развития.
Структура и содержательное наполнение ЭИОС зависят от цели, с которой она создается субъектами. В ЭИОС сопровождения и развития детской одаренности педагог выступает в роли тьютора. Тьютор организует условия для реализации индивидуального образовательного маршрута школьника, при этом нам представляется очень важным социальное партнерство педагогического вуза и общеобразовательных школ.
Вопросы разработки эффективных методов использования компьютеров в процессе обучения и развития одаренных детей поднимались в работах Ю.Д. Бабаевой, А.Е. Войскунского [1]. Они выделяют индивидуальные особенности одаренных школьников, которые необходимо учитывать при разработке и при внедрении в учебных заведениях, основанных на компьютерах и других элементах ИКТ обучающих систем. Прокомментируем данные индивидуальные особенности.
- Легкость и скорость обучения по сравнению со сверстниками. У одаренных детей неизбежно возникает скука, если предлагаемые им задания слишком просты. Углубленное и/или ускоренное обучение не всегда оказываются эффективными методами в борьбе с этим. Применение ИКТ, считают авторы, способно повысить «степень безусловно полезной для одаренных учащихся индивидуализации обучения: его темпа, уровня сложности и формы представления учебного материала» [1, c. 160]. В условиях ЭИОС методами и формами сопровождения и развития одаренности школьников могут выступать сетевые образовательные инициативы: олимпиады, проекты, викторины, конкурсы; дистанционные курсы с тьюторским сопровождением, представляющие возможности подготовки к олимпиадам, к различным интеллектуальным конкурсам по предметам; курсы внеурочной деятельности и курсы, направленные на освоение технологии проектно-исследовательской деятельности.
- Существенно меньший объем помощи одаренным детям со стороны взрослых и повышенная самостоятельность таких детей и подростков в стратегиях обучения, в поиске информации, в оценке ситуаций и необходимых знаний, в нахождении методов решения задач. С одной стороны, школьник свободен выбирать предметы познания, формы и способы осуществления познавательной деятельности. С другой стороны, в любой момент ему может быть представлена помощь со стороны обучающей системы. Это не ставит его в зависимость от взрослого и, следовательно, не лишает чувства самостоятельности и уверенности в себе.
- Специфика мотивационной сферы одаренных детей проявляется в высоком уровне познавательной мотивации, огромной любознательности, страстной увлеченности любимым делом, наличии ярко выраженной внутренней мотивации. В условиях ЭИОС при необходимости с помощью тьютора школьник может удовлетворить свою повышенную любознательность.
- Стремление к творчеству (креативность) считается отличительной характеристикой одаренных детей. Благодаря ЭИОС одаренный школьник может ознакомить со своими идеями заинтересованных людей и найти единомышленников, принять участие в сетевых образовательных инициативах, пройти обучение на дистанционных курсах.
- Стремление к достижению высокого уровня мастерства (перфекционизм). По мнению авторов, «задачи, которые ставит перед собой одаренный ребенок, часто намного превышают его или ее технические возможности на доступном ребенку этапе обучения и развития» [1, c. 167]. Компьютер представляет простор для творчества, например, можно делать коллажи и оригинальные рисунки, анимации, видеоролики и обмениваться этим с сообщниками по интересам в условиях ЭИОС.
Основным электронным компонентом ЭИОС будем считать электронный образовательный ресурс. На основе анализа научной литературы выделим следующие характеристики ЭИОС: открытость, целостность, полифункциональность, интерактивность, коммуникативность, личностная заданность, мультимедийность, адаптивность и многоаспектность.
Анализ исследований и публикаций по информатизации образования (Моторин В.В., Пейперт Сеймур и др.), по психологии и педагогики одаренности (Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Хуторской А.В. и др.) показал, что ИКТ обладают большими эвристическими возможностями в плане развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка. Между тем в настоящее время не достаточно исследованы теоретические аспекты проектирования ЭИОС сопровождения и развития детской одаренности, а также недостаточно разработаны психолого-педагогические основы такого развития. Отметим, в Омском государственном педагогическом университете действует модель информационно-образовательной среды, разработанной в целях интеграции деятельности общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования и педагогического вуза [6, 7], однако не уделяется достаточного внимания опытно-экспериментальной работе по сопровождению и развитию интеллектуальной одаренности школьников в условиях этой среды.
По нашему мнению, работу по сопровождению и развитию детской одаренности необходимо вести не только со школьниками, но и с педагогами и родителями. При этом ЭИОС представляет возможность он-лайн консультирования, информирования по вопросам развития детской одаренности и ее он-лайн диагностики.
Библиографическая ссылка
Жукова О.Н. ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА СОПРОВОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24503 (дата обращения: 04.10.2024).