На современном этапе социализация индивида становится актуальной проблемой. Одной из граней становления личности в социуме является его творческое приобщение к сфере культуры, которое организует и координирует работник социально-культурной деятельности. Предполагаемое решение включает методы вовлечения в творческий процесс и их совершенствование с помощью выявления и активизации когнитивных искажений – систематических ошибок человеческого мышления. Существует необходимость по-новому взглянуть на человека и раскрыть его неизученный внутренний потенциал, который проявляется при активизации когнитивных искажений во время мыслительной и творческой деятельности.
Наша гипотеза заключается в том, что использование знаний о когнитивных искажениях в психических процессах человека может помочь работнику социально-культурной сферы в приобщении людей к творческой деятельности. Это фундаментально новый взгляд на методы вовлечения индивида в творческий процесс, основанный на взаимодействии таких гуманитарных дисциплин, как педагогика, психология, социально-культурная деятельность и когнитивистика. В соответствии с этим в данной работе была поставлена следующая цель: изучить особенности управления когнитивными искажениями в приобщении индивида к социально-культурной деятельности.
Методологические основы исследования заданы социокультурным подходом, сущность которого заключается в понимании единства и взаимообусловленности культуры и социального, системно влияющих на деятельность индивида. Необходимость глубокого изучения реакций и паттернов поведения человека в тех или иных ситуациях определили обращение авторов к методологии личностного подхода. При этом авторы используют принцип единства ценностного и когнитивного для характеристики познавательной и практической деятельности индивида, обусловленной когнитивными искажениями. Когнитивный подход к методам вовлечения индивида или группы индивидов в творческий процесс основан на взаимодействии таких дисциплин, как психология, педагогика, социально-культурная деятельность и когнитивистика.
Результаты исследования
В настоящее время остро встает вопрос о последовательном освоении культурного потенциала и активном включении всех членов общества в социально-культурную деятельность в современных условиях усложнения структуры и содержания взаимоотношений людей. Однако в современных условиях, характеризующихся экономической, политической и духовной нестабильностью, человек чаще всего оказывается не готовым к взаимно обогащающему взаимодействию с обществом, что существенно тормозит процесс его развития и делает проблему взаимодействия человека, как участника социально-культурной деятельности, и общества значимой. Чтобы обеспечить взаимно обогащающее взаимодействие, компетентному работнику социально-культурной сферы необходимо владеть социокультурными методами, в частности методами вовлечения индивида в социально-культурную деятельность. Киселева Т.Г. и Красильников Ю.Д. в своих научных трудах описали такие методы вовлечения, как:
- включение в различные формы непрерывного просвещения;
- привлечение к разным видам любительского творчества;
- упражнение;
- приучение к выполнению общественно-культурных функций;
- самоорганизация, самоуправление, самообразование, самообслуживание;
- игра [5, с. 128].
Эти методы способствует преобразованию знаний в нормы и принципы поведения, в убеждения как качество личности. Усилия работника социально-культурной сферы в этом случае направлены на то, чтобы помочь аудитории и индивиду в частности пережить собственный социокультурный опыт, мотивировать его на участие в различных мероприятиях, перейти из объекта социально-культурной деятельности в субъект. Но процесс вовлечения индивида в социально-культурную сферу требует не только внешнего воздействия, как предлагают многие исследователи данной проблемы, но и расширения форм и методов использования внутреннего резерва индивида. Когнитивное представляется на современном этапе исследования человека самым малоизученным внутренним резервом. «Сегодня, однако, стало ясно, что в исследовании структуры и динамики научного знания необходима новая теоретико-познавательная ориентация, связанная с выявлением взаимосвязи осознаваемых и неосознаваемых элементов знания, с критико-рефлексивной направленностью научного сознания на свои собственные допущения и предпосылки» [4, с. 23].
Понятие когнитивного искажения было введено Амосом Тверски и Даниэлем Канеманом и исследовано в их научных трудах. Когнитивное искажение – понятие когнитивной науки, означающее систематические ошибки в мышлении или шаблонные отклонения, которые возникают на основе дисфункциональных убеждений, внедрённых в когнитивные схемы – концептуальные структуры, использующиеся людьми для осмысления мира и окружающих людей. Когнитивные искажения легко обнаруживаются при анализе автоматических мыслей. Люди склонны создавать свою собственную «субъективную социальную реальность», зависимую от их восприятия, и эта субъективная реальность может определять их поведение в социуме [7, с. 2]. По сути, в процессе социализации человек создает свою реальность, через призму которой он воспринимает, запоминает и оценивает социальную информацию. Также на основе этой субъективной реальности индивид мыслит, принимает решения, делает выводы и формирует алгоритмы своего поведения. Когнитивные искажения представляются систематическими ошибками этой реальности, естественными ограничителями человеческого разума, присущими каждому члену общества. «В процессе оценки в сознании субъекта рефлексии может присутствовать ряд искажений "формы превращённого сознания", усложняющий истинное познавательно-оценочное осмысление жизни человеком, затрудняющий его верную бытийную ориентацию» [1, с. 153]. Результатом проявления когнитивных искажений может стать девиантное, ограниченное поведение или, наоборот, поступки в отношении себя и общества, направленные на прогрессивное изменение окружающей действительности. Работник социально-культурной сферы может добиться наиболее плодотворного взаимодействия с индивидом или группой индивидов, если будет иметь представление о когнитивных искажениях и условиях их проявления.
Когнитивные искажения могут возникать из-за разных причин. Профессор психологических исследований принятия решений Г.-Р. Пфистер связывает их проявление с:
- «сбоями» в обработке информации (эвристика);
- «ментальным шумом»;
- ограниченными возможностями мозга по обработке информации;
- эмоциональными и моральными причинами;
- социальным влиянием [8, с. 11].
Некоторые когнитивные искажения влияют на принятие решений там, где большое значение имеет желательность вариантов решения (например, заблуждение о невозвратных издержках: человек отказывается воспринимать лежащие на поверхности логические факты и доводы, руководствуясь в принятии решений лишь эмоциями и тем, что принято называть «интуиция»). Другие, такие как иллюзорная корреляция, влияют на решение о характере причинно-следственных связей (в частности, подверженные иллюзии корреляции индивиды видят связь там, где ее на самом деле нет). Особый класс когнитивных искажений связан со свойствами памяти, включая такие, как кажущееся постоянство (неправильное воспоминание чьих-либо прошлых позиций и поведения как напоминающих теперешние позиции и поведение) [9, с. 191]. Отдельные когнитивные искажения отражают мотивацию субъекта, например стремление к положительной самооценке, ведущей к эгоцентрическому искажению с целью избегания неприятного когнитивного диссонанса. Есть группа когнитивных искажений, связанных с особенностями мозга воспринимать, вспоминать и делать выводы. К примеру, криптомнезия – особенность человека неправильно устанавливать авторство того или иного события, когда он ошибочно принимает результат воображения за истину (чужие идеи и творчество воспринимаются как свои). С функцией запоминания связан эффект уровня обработки: от глубины анализа ситуации или состояния зависит, какой след останется в памяти. Поверхностное изучение ведет к нестабильному и подверженному распаду воспоминанию, а глубокий уровень обработки информации приводит к ее сохранению на долгий период времени. «Проблема тесно связана с необходимостью внедрения новых, нейропедагогических технологий в преподавание учебных дисциплин в вузе с учетом закономерностей каналов восприятия (репрезентативные системы), которые есть у каждого человека, нейролингвистического программирования (НЛП) в учебном процессе, а также с учетом асимметрии полушарий головного мозга человека» [6, с. 361].
Однако некоторые позитивные когнитивные искажения могут способствовать более эффективным действиям личности в конкретных условиях. Кроме того, они позволяют быстрее принимать решения в ситуациях, когда скорость принятия решения важнее его точности [10, с. 1129]. Таким образом, в отдельных случаях искажения восприятия, неточные суждения, нелогичные интерпретации могут приводить к принятию неэффективных в данной ситуации решений. Но во многих ситуациях эти «упрощенные» процедуры адекватны и полезны, потому что позволяют человеку быстро выбрать оптимальный способ действий. Следовательно, в случае с использованием методов вовлечения в социально-культурную деятельность педагогу-воспитателю необходимо учитывать когнитивные искажения, присущие индивиду, чтобы избежать случайных ошибок и добиться наиболее эффективного результата.
Иллюзия контроля – одно из когнитивных искажений, выражающееся в тенденции людей верить в то, что они каким-либо образом могут влиять на события, которые объективно от них не зависят или зависят в гораздо меньшей степени. Эффект проявляется, когда человек заинтересован в положительном исходе события и как-либо вовлечён в событие или ему заранее известен благоприятный исход [9, с. 188]. Наряду с эффектом сверхуверенности и отклонением, связанным с оптимизмом, иллюзия контроля является одной из позитивных иллюзий.
В ходе исследований американского психолога Эллен Лангер 1975 года был выявлен ряд факторов, которые влияют на проявление иллюзии контроля:
- личная вовлеченность (участвующий в событии индивид склонен к проявлению иллюзии контроля над ситуацией);
- привычность (в малоизвестных условиях человек действует осторожнее и не проявляет инициативу, тогда как в повторных ситуациях он чувствует уверенность в своих знаниях и силах и может поддаться иллюзии контроля);
- благоприятный исход (вероятность проявления иллюзии контроля выше в тех случаях, когда благоприятный исход известен заранее, и ниже, если индивиду или группе индивидов неизвестно, какой исход благоприятен);
- направленность на успех (на индивида действует поощрительная мотивация – например, если исход ситуации может быть позитивным (денежный приз), то это активизирует иллюзию контроля);
- настроение индивида (от психоэмоционального состояния человека зависит его уровень подверженности иллюзии контроля).
Таким образом, вовлеченный и активно участвующий в процессе социально-культурной деятельности индивид будет гораздо более склонен добиться благополучного исхода. Одним из основных методов культурного работника является вовлечение в творческий процесс; после этого ему остается только координировать деятельность – члены группы действуют сами вследствие активизированной иллюзии контроля. Однако знание факторов, которые способствуют проявлению этого когнитивного искажения, поможет социально-культурному работнику выбрать наиболее точный момент для вовлечения и разработать правильную стратегию поведения.
К когнитивным искажениям относится и хоторнский эффект. Хоторнский эффект – это условия, в которых новизна, интерес к эксперименту или повышенное внимание к данному вопросу приводят к искажённому, зачастую слишком благоприятному результату. Участники эксперимента действуют иначе, более усердно, чем обычно, только благодаря осознанию того, что они причастны к эксперименту [2, с. 232-233]. Это когнитивное искажение было обнаружено Элтоном Мэйо и его группой ученых во время «хоторнских экспериментов», проводившихся с 1924 по 1932 год. Хоторнский эффект имеет двоякую трактовку:
- позитивные изменения в поведении людей, вызванные оказанным им вниманием, которое сами люди истолковывают как благожелательное участие;
- в экспериментальной психологии – изменения в наблюдаемом явлении, происходящие вследствие самого факта наблюдения [2, с. 232-233].
Из этого следует, что сам факт вовлеченности в творческий процесс в результате управления когнитивными искажениями индивида благотворно скажется на самочувствии участников и заметно улучшит результат. Также из исследования можно сделать следующие выводы о социальной жизни индивида, которые следует учитывать в трудовых отношениях на предприятии и, в нашем случае, в учреждении культуры.
- Отношения, складывающиеся в трудовом коллективе, не препятствуют человеческому развитию индивида в обществе, то есть не относятся исключительно к концепции «отчуждения» индивида от жизни вне работы. Напротив, в условиях трудовой деятельности, то есть в профессиональной сфере индивид организует структуру своей социальной жизни и придает ей значимость существования.
- Трудовой коллектив, как известно, пытается исключать индивидуалистическое, «эгоистическое» представление об индивиде, так как подразумевает групповую деятельность, все представители которой стремятся достигнуть общей цели. Более того, те группы, в которых проходит социальная жизнь индивида, являются «неформальными», и это предоставляет всем членам группы возможность дать свою оценку, определить форму и характер деятельности – иными словами, активизировать свои когнитивные процессы.
- Из-за «хоторнского эффекта» значимость духовной и творческой составляющей в деятельности начинает преобладать над материальной. В рабочей атмосфере наблюдается, что материальный интерес не столь важен для индивида, как его место в социальной структуре организации, его общественный престиж и статус, потому что это удовлетворяет его социальную потребность в гарантированности своего существования.
- «Психофизика профессиональной деятельности» (самочувствие и самоопределение индивида в творческом процессе) необязательно является подтверждением реальной обстановки в организации. Это может являться показателем только лишь социальной ситуации на работе, и прежде всего – в группе, где действует индивид, что в свою очередь демонстрирует уровень его социальной и психической стабильности.
Заключение
Управление когнитивными искажениями в рамках социально-культурной деятельности играет важнейшую роль в воспитательно-педагогической деятельности работника культуры, в преобразовании знаний в нормы поведения и убеждения личности, в приобщении индивида к социально-культурной сфере. При выявлении вышеописанных когнитивных искажений у индивида или аудитории и воздействии через них, работник социально-культурной сферы сможет избежать некоторых ошибок в психологическом воздействии и добиться намеченных социокультурных результатов.
Библиографическая ссылка
Беляева Е.Р., Кунафина Г.А. РОЛЬ КОГНИТИВНЫХ ИСКАЖЕНИЙ В ПРИОБЩЕНИИ ИНДИВИДА К СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24502 (дата обращения: 04.10.2024).