Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

Ягафарова Г.А. 1 Григорьев Е.С. 1 Самков Ю.О. 1 Акдавлетов В.Р. 1 Тукаев В.Р. 1
1 Филиал ФГБОУ ВПО УГНТУ
Темпы изменений, происходящих на рынке труда и в сфере образовательных услуг, очень сильно различаются. Образовательная система не может изменяться теми же темпами, что и рынок труда: ежегодно, по оценкам западных специалистов, исчезает более 500 профессий и возникает более 600. В связи с информатизацией и возрастающей специализацией профессиональная деятельность усложняется. На современном рынке широко практикуется многофункциональность сотрудников, что требует не только профессионализма, но и психологической и социальной готовности к универсальности», к постоянному самообразованию и развитию, поведенческой и социальной мобильности. Главной цепью образования становится формирование не только специалиста-исполнителя, но и формирование личности специалиста-инициатора, творца, что делает проблему активности предельно актуальной. Вовлечение студентов в социальное проектирование – один из способов, формирующих социально активную личность, исследовательское поведение, устойчивую мотивацию к поисковой активности, необходимых для любой последующей исследовательской и профессиональной деятельности. Широкая интеграция студентов технических вузов в процесс социального проектирования с использованием ИКТ позволяет совершенствовать профессиональные навыки и формировать гуманитарную культуру.
социальное проектирование
внеучебная воспитательная деятельность
икт во внеучебной работе
социальная активность
метапрофессиональные качества
1. Головнева Е.В. Оптимизация процесса формирования личности студента в системе подготовки учителя: Монография. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия им. Зайнаб Биишевой, 2010. – 244 с.
2. Фатыхова А.Л. Теоретические и методические основы формирования социально-перцептивной компетентности педагогов. – М.: Высшая школа, 2005. – 132 с.
3. Фатыхова А.Л., Кохановская И.И. Компетентностный подход в современном образовании // Подготовка профессиональных управленческих кадров: опыт, проблемы, инновационные образовательные технологии: Материалы третьей Международной научно-практической конференции (Челябинск, 2012). – Челябинск: Челябинский филиал РАНХиГС, РЕКПОЛ, 2012. – С.138-142.
4. Ягафарова Г.А., Григорьев Е.С., Самков Ю.О., Иванов А.Н. Толерантность и межкультурная коммуникация как факторы развития патриотизма в студенческой среде // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5; URL: www.science-education.ru/128-22684.
5. Ягафарова Г.А., Мунасыпов А.М. Проблема человеческой сущности: культурологический подход: Монография. – Наука и эпоха: монография / под общей ред. проф. О.И. Кирикова. – Кн. 1. – Воронеж: ВГПУ, 2010. – С.120-130.
6. Ягафарова Г.А. Педагогическое моделирование социально-нравственного развития студентов в вузе: автореф. … канд. пед. наук / Волжская инженерно-педагогическая академия. – Н.Новгород, 2005. – 24 с.
7. Ягафарова Г.А. Проблема общекультурной подготовки студентов в техническом вузе / Г.А. Ягафарова, Г.Б. Аскарова, Г.И. Нуруллина // Актуальные проблемы химической технологии и подготовки кадров: материалы всероссийской научно-практической конференции. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2006. – С. 101-103.

Компетентностный подход, направленный на формирование у студентов не суммы знаний, а компетенций, актуализирующихся в определённом контексте, даёт возможность решения этой проблемы. Согласно мнению Фатыховой А.Л., «компетентностный подход усиливает собственно практико-ориентированность образования, его прагматический, предметно-профессиональный аспект» [2, 30-31]. Логика обучения в контексте компетентностного подхода состоит из двух взаимодополняющих логик: логика обучения предмету и логика развития обучающихся посредством предмета. Наиболее адекватными данному подходу являются следующие образовательные стратегии: модульное обучение; обучение keis-study, посредством пакета ситуаций для принятия решений; проектное обучение. В связи с этим можно определить следующий список образовательных технологий, представленных в статье А.Л. Фатыховой, И.И. Кохановской: модульного подхода, развития критического мышления, рефлексивного обучения, проектного обучения, педагогического сопровождения [3]. Личностное развитие студентов направлено прежде всего на формирование метапрофессиональных качеств (универсальных, ключевых компетенций – способностей и свойств, определяющих продуктивность деятельности в различных сферах как профессиональных, так и социальных), связанных с мышлением, коммуникацией и деятельностью, для получения на выходе самостоятельного, активного, социально-ориентированного человека.

К основным характеристикам выпускника, востребованным на рынке труда, относятся следующие:

- мыслительные качества – системность, способность охвата больших объемов информации, быстрое переключение, видение новых идей, возможностей, общих знаний в других областях, способность быстро осваивать новые знания и т.д.;

- коммуникативные навыки – умение взаимодействовать, вести переговоры, увлечь и аргументировать, ярко представить идеи, умение составлять отчеты, доклады и др.;

- организаторские способности – планировать, проектировать, ставить задачу брать на себя ответственность, контролировать, ориентироваться в экстремальных ситуациях, умение мотивировал. других и т.д.;

- личностные качества, к которым относятся прежде всего активность, инициативность, ответственность, исполнительность, мобильность, умение работать под давлением, в ситуации стресса, тайм-менеджмент, творческий подход.

Все эти качества необходимы в различных комбинациях в зависимости от трансформации задач профессиональной деятельности и востребованы на протяжении всей активной жизни субъекта, определяя в конечном счете способ его взаимосвязи с внешним миром и умение существовать и работать в нестабильных современных условиях бытия.

Перечисленные характеристики отвечают типу личности, который доминирует на современном этапе развития общества. Ее универсальным признаком является активность, которой требуют постоянно изменяющиеся условия существования. Новое мироотношение основано на творческой, созидательной, инновационной активности, направленной как на изменение себя, так и окружающего мира, и реализующейся в различных видах общественно значимой деятельности. Формирование активного типа личности, развитие разных видов активности (социальной, инновационной, профессиoнальнo-трудовой, политической, информационной и др.), имманентная готовность вносят в жизнь и деятельность изменения без внешнего давления, есть одно из условий проявления профессиональной и социальной мобильности будущего молодого специалиста, быстрой адаптации к условиям, готовности к переменам, гибкости, а значит, успешности [2-4].

Социальная активность – сложное интегрированное качество личности, которое проявляется в различных видах социально значимой деятельности и способствует социализации индивида. Развитие устойчивой внутренней и внешней мотивации к активности приводит к интересу и вовлеченности в социальные процессы, превращаясь в способ жизни человека в обществе. Именно такой человек способен самостоятельно выбирать свой жизненный маршрут, актуализируя свою свободу в возможность выстраивать траекторию своего развития и образования. Воспитание и развитие активности как личностного качества может эффективно проходить в сфере социальной практики. Участие в общественной работе предполагает осознание личностной значимости, воспитание инициативности, исполнительности, организаторских качеств, нарабатывается жизненный опыт, необходимый в дальнейшем для достижения личных целей [6].

Студенчество по природе является активной социальной группой, готовой к любым начинаниям, но из-за разности субъективного опыта каждого индивида эта активность может быть как конструктивной, так и разрушительной. Вектор активности во многом задается социокультурной средой вуза, которая должна не только создавать условия для конструктивной самореализации и саморазвития потенциала индивидов, но и корректировать девиантное поведение формированием социально приемлемых ценностных установок, морально-нравственных качеств, ориентацией на привлекательность социально-конструктивной адаптации [5].

Проявлению социальной активности препятствует нестабильность социально-экономической ситуации, недоверие к органам власти, неверие в общественные идеалы, в свои силы, в возможность перемен и в возможность справедливого устройства общества. Как следствие, развивается индифферентность самой молодежи и синдром усталости. Низкий уровень социальных проектов, выполняемых общественными организациями, усугубляет ситуацию: проекты либо утопичны, либо становятся социальными манифестами, политическими заказами, не имеющими ничего общего с реальными проблемами конкретной аудитории.

Социальная деятельность в вузе, осуществление локальных проектов, изменяющих условия жизни конкретных студентов, может возродить веру в возможность перемены, значимость вклада отдельной личности в общее дело, раскрыть личностно значимые перспективы. Внеучебная деятельность, направленная на развитие социальной активности, способна упорядочить процесс развития сознания, ориентировать на позитивное саморазвитие, создать единое поле ценностного взаимодействия посредством интеграции развивающих элементов образовательной среды, формируя культуру самореализации через удовлетворение когнитивных, креативных, коммуникативных и праксиологических потребностей личности. В работе Е.В. Головневой подчеркивается, что внутренние мотивы и стимулы человека в значительной степени зависят от собственно образовательной среды, искусственно созданной в учебно-воспитательных учреждениях того или иного типа. Векторы, отражающие внутренние образовательные потребности личности, а также и педагогически обоснованные способы удовлетворения этих потребностей, должны совпадать по своему направлению». В этом случае «стремление человека к образованию, к самосовершенствованию принимает характер высшей общечеловеческой ценности, создающей ключевые условия для его самореализации в динамично изменяющемся социуме» [1, с. 6].

Одной из технологий развития активности является вовлечение студентов вуза в социально-проектную деятельность. Это личностно-ориентированная технология, организующая самостоятельную работу студентов, вырабатывающая навыки управленческой деятельности и формирующая потребность к самоопределению в личностной, социокультурной, профессиональной областях. Она интегрирует в себе совокупность самых современных методов педагогики – проблемный подход, групповые, рефлексивные, интерактивные, исследовательские, поисковые и другие методики, творческие по своей сути. Вне зависимости от масштаба проекта его структура сохраняет все основные элементы этого процесса, и в ходе эффективной организации работы над социальным проектом студент получает ценнейший опыт социальной деятельности, целесообразного преобразования действительности, социального эксперимента, развивая творческие, коммуникативные, технологические, личностные способности [7-8].

В процессе подготовки и реализации выполняются следующие задачи:

  • теоретическое осмысление проектируемого явления и практической направленности действий;
  • самостоятельное определение своей роли (лидера, разработчика, организатора, исполнителя т.д.);
  • самостоятельное овладение методами, средствами и алгоритмом конкретной деятельности;
  • актуализация собственной социальной активности, направленной в конкретное русло и выраженное в позитивных действиях по преобразованию действительности;
  • рефлективное осмысление собственных и групповых действий.

Социальное проектирование построено по схеме, по которой идет всякая профессиональная деятельность: анализ ситуации, постановка проблемы, ее решение, доказательство правильности избранного пути. Освоение технологии социального проектирования способствует личностному развитию и социализации индивида, что соответствует требованиям подготовки современного специалиста.

На начальном этапе определения и корректировки аксиологической направленности будущего проекта особенно важна личность руководителя, совмещающего в себе функции организатора (вдохновителя), координатора, эксперта, консультанта. Направление вектора мыслительной деятельности, выявление социально значимых проблем, отбор их в качестве направления, объекта социального проектирования, раскрытие вариативных путей, форм и средств, содержательного наполнения, соответствие фактических данных, разработка диагностических процедур, соотношение инноваций и традиций не могут оставаться без внимания более старшего и опытного соавтора проекта, так как набора априорных представлений, запаса образов, ассоциативных культурных связей у студентов в начале обучения еще не существует. Происходит осознанная фокусировка сознания студентов на социальных проблемах и способах их решения, анализе социальных явлений, включается социальная мотивация. Они получают навыки концептуального обоснования, определения и формулировки смыслов и целей деятельности, формируется когнитивная компонента структуры личности.

Разные типы проектов вырабатывают разные комплексы навыков: социальные проекты – управленческие; творческие – способности к визуализации нематериальной сферы мысли; научные – способности к анализу, интеграции теоретических знаний и прикладных умений; профессионально-направленные – совершенствование профессиональных навыков. В процессе реализации проекта происходит взаимодействие с разными подразделениями университета, появляются представления о документообороте, алгоритме согласований. Проектирование позволяет в «игровой» форме быстро усвоить нормы взрослого общества и найти вектор личной социальной интеграции.

Интенсивность социальных инноваций, главенствующая роль системы коммуникаций в управлении информационными потоками, необходимость совершенствования и обновления форм внеучебной деятельности предполагают использование в проектировании инфокоммуникационных технологий, являющихся инновационной составляющей этой деятельности и неотъемлемой частью нашего бытия. Использование компьютерных технологий и проектного метода открывает огромное количество форм, приемов и методов организации внеучебной деятельности. Поиск новизны форм может происходить ха основе интеграции различных факторов. Сами студенты могут выступить инициаторами нововведений, критиками отжившего и не соответствующего современным тенденциям, авторами нетрадиционных и прогрессивных подходов в изменении социальных процессов. Для студентов технических вузов сфера ИКТ является более понятной, а гуманитарная составляющая находится в учебном процессе на второй плане. Вовлечение студентов в процесс социального проектирования позволяет совершенствовать профессиональные навыки и формировать их гуманитарную культуру.

Каждый социальный проект имеет своей целью влияние на социальные процессы, в идеале он задает эти изменения, для которых его реализация служит стимулом, активизирующим или запускающим социальный процесс. В этом социальное проектирование идентично деятельности по проектированию технических систем, является разновидностью социально-инженерной деятельности. На начальном этапе обучения студент еще не имеет базовых профессиональных знаний и не может серьезно заниматься научной деятельностью, техническим моделированием. Социальная активность формирует исследовательское поведение, устойчивую мотивацию к поисковой активности, поиску в условиях ситуации неопределенности, что необходимо для любой последующей исследовательской и профессиональной деятельности.

С помощью профессионально ориентированных проектов эффективно и качественно развивается профессиональная компетентность, происходит личностное саморазвитие будущего специалиста. Проектирование выступает и в виде средства обучения, и как способ обобщения знаний, умений и навыков. При этом проектная деятельность развивает системное мышление, умение видеть как общую картину процесса или объекта, так и частные структурные элементы системы. Через моделирование в различных сферах внеучебной деятельности происходит всестороннее раскрытие предметного и социального контекста будущей социальнo-профессиональной деятельности, выполняется основная цель любого профессионального образования – формирование целостной модели будущей профессиональной деятельности студента

Кроме использования ИКТ в качестве вспомогательных средств в информационном обеспечении процесса проектирования, организации входящих и исходящих потоков, коммуникации, процессов согласования действий и так далее, новейшие технологии могут стать основой информационных проектов (разработка компонентов информационной среды вуза, техническая основа мероприятий (создание игр, художественных номеров на основе технических средств и т.д.). Интернет-среда требует постоянного расширения и обновления, никакой ресурс не может существовать статично. Привлечение студентов к поддержанию ресурсов, приобщение их тем самым к развитию и учебного, и внеучебного процессов существенно повышают уровень мотивации и активности, дают дополнительные навыки, практику в использовании новейших технологий, а также формируют понятие системности.

В качестве элементов внеучебной среды может осуществляться техническая поддержка проектов различных структурных подразделений университета и сонаправленных научных организаций, создание веб-ориентированных программных комплексов, разработка и эксплуатация мобильного концертно-презентационного комплекса для концертных программ, разработка медиаориентированной части концепции и выпуск технических решений для проведения мероприятий, разработка маркетинговых программ для привлечения абитуриентов, техническая поддержка и разработка концепции развития студенческих СМИ, создание конкурсных проектов для ежегодных мероприятий.

Образование и воспитание необходимым образом переплетаются и взаимодополняют друг друга. Так, в тестовые задания включаются вопросы нравственного характера, любая работа должна соответствовать эстетическим м этическим нормам, а само создание виртуальной среды, осуществляясь силами студентов, заставляет их углубляться в техническую сферу, совершенствуя умения и навыки. Включение студентов в самостоятельную разработку необходимых учебных ресурсов, которые потом адаптируются преподавателями в существующие системы (тесты, информатизация библиотеки, виртуальные лабораторные работы, поддержка работоспособности точек доступа, локальных сетей, интернет-конференций и т.д.), на практике реализует принцип единства и взаимосвязи обучения и контроля, используя обучающий потенциал таких заданий.

Подобные виды дополнений к образовательному процессу вырабатывают внутреннюю потребность в инновациях, в повышении профессионального уровня, уверенность в своих деловых возможностях. Наиболее энергичные студенты не только составляют студенческий актив, но и продолжают свою деятельность в научных объединениях, привлекаются для работы на кафедрах, в НИЧе, что является формой трудовой занятости студентов, основой курсовых и дипломных работ.

Развитие проектной деятельности становится залогом мобильности и многофункциональности подготавливаемых кадров. В проектной деятельности реализуется социальная обучающая модель, где задания выполняются в совместных, коллективных формах работы участников процесса. Появляется опыт такой работы, преодолевается социальное, возрастное и статусное неравенство, что необходимо для формирования активного члена общества, который осознает, с одной стороны, опытность более старших (преподавателей), но и не пасует перед авторитетами. Через конкретные поступки осваивается профессия как часть культуры, осмысляется собственное отношение к труду, обществу, происходит оценка себя. Социальный подтекст этой технической работы формирует ценностное отношение личности к себе и миру. Сформированное проектное мышление влияет на формирование индивидуальной основы и стиля деятельности и становится профессиональным качеством личности.


Библиографическая ссылка

Ягафарова Г.А., Григорьев Е.С., Самков Ю.О., Акдавлетов В.Р., Тукаев В.Р. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОЦИАЛЬНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24495 (дата обращения: 23.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674