Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ВУЗА К СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

Мальковец Н.В. 1 Михальцова Л.Ф. 2
1 Новокузнецкий институт (филиал) ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»
2 ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный индустриальный университет»
Обоснована реализация комплексного и межпредметного подходов при подготовке студентов разного профиля обучения и разного возраста в процессе преподавания общественных дисциплин в условиях образовательного пространства вуза для формирования общекультурных и гражданских компетенций при подготовке к социализации в обществе как субъекта и объекта, предотвращение развития личности как жертвы социализации. Представлена технология включения студентов в интегрированную образовательную деятельность, выявлен комплекс педагогических условий, способствующих успешной социализации студентов в обществе. Объединение бакалавров, будущих психологов и бакалавров, будущих управленцев, в опытную группу позволило создать условия для овладения знаниями и умениями, необходимыми для самоопределения в многообразии образовательных теорий и практик, сделать общие выводы о путях и средствах дальнейшей социализации, саморазвития.
человек
личность
социализация
компетенции
гражданское образование
объект
субъект
жертва
комплексный и межпредметный подходы.
1. Андреев В.И. Концепция, законы и идеология гарантированного качества образования на основе творческого саморазвития человека (акмеоквалитология образования) /
В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2013. – 296 с.
2. Мальковец Н.В. Гражданское образование студентов вуза [Текст] / Н. В. Мальковец; под общ. ред. Н. Э. Касаткиной. – Кемерово; М.: Кузбассвузиздат – АСШТ, 2006. – 227 с.
3. Мальковец Н. В. Практические занятия по изучению основ местного самоуправления: метод. указ. для преподавателей и студентов / Н. В. 5. Мальковец. – Новокузнецк. ин-т (фил.) Кемеров. гос. ун-та. – Новокузнецк: НФИ Кем-ГУ, 2015. – 67 с.
4. Мальковец Н.В. Гражданское образование студентов: компетентностный подход // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2013. – № 4 (56). – Т.1. – С. 52-56.
5. Михальцова Л.Ф. INNOVATIVE STRATEGY OF EDUCATIONAL SPACE FOR CREATIVE SELF-DEVELOPMENT AND COMPETITIVENESS OF FUTURE SPECIALISTS Mikhaltsova L.F., Milinis O.A., Danichkina N.A., Loshchilova M.A. Italian Science Review. 2014. № 10. С. 31.
6. Михальцова Л.Ф. Формирование ценностных ориентаций будущих педагогов на творческое саморазвитие в условиях непрерывного образования (монография). – Казань: Центр инновационных технологий, 2011. – 360 с.
7. Михальцова Л.Ф. Социальная педагогика: учебно-методическое пособие для студентов педагогического вуза, профиль: «Психология образования», направление подготовки: 050400.62 «Психолого-педагогическое образование» /Л.Ф. Михальцова. – Новокузнецк: РИО КузГПА, 2014. – 100 с. – 6,25 п.л.
8. Этика и культура управления: метод. указ. / Сиб. гос. индустр. ун-т; сост.
Л.Ф. Михальцова. – Новокузнецк: Изд. центр СибГИУ, 2016. – 24 с.

Процесс социализации является базовым в жизни каждого человека, моделирующего свое общение, реализующего жизненный опыт в различных социальных институтах, усваивающего систему социокультурных норм. Общественная сущность человека проявляется в его отношениях и связях с другими людьми, и без его приобщения к обществу не возможен процесс формирования личности, который ученые называют социализацией. Одним из основных этапов в социализации человека является период получения им высшего образования. В это время формируются ценностные ориентации, компетенции, взгляды на проблемы и процессы, происходящие в обществе. Вчерашние школьники вынуждены приспосабливаться к новым условиям вуза, специфичной среде факультета, где становление личности происходит комплексно в познании окружающей среды, добра и зла. Важное значение в этом имеют процессы воспитания и образования.

Изучение основ социализации в российских и зарубежных исследованиях (А.Г. Асмолов, Е.М. Бабосов, М.А. Галагузова, Ф. Гиддингс, Э. Дюркгейм, А.В. Мудрик, Т. Парсонс, Н. Смелзер и др.) позволило моделировать феномен «социализации» как двусторонний процесс и результат усвоения и активной передачи опыта поведения личности в общении с окружающими, формирование системы значимых отношений в собственном опыте.

Социализация личности в нашем понимании – это важнейший процесс и результат социального воспитания и социального обучения, которые дополняют друг друга, с целью овладения личностью разными функциями жизнедеятельности для успешной самореализации в социуме. Процесс социализации детерминирован многими внешними факторами (демографические проблемы, степень развитости государства, уровень его экономического и социального развития, объем мер, предпринимаемых властью для создания условий гражданам, повышающих качество их жизни и т.д.) и внутренними (готовность самого человека к социализации, формированию гражданской позиции, личностных качеств и компетенций). Среди факторов всегда существуют положительные и негативные, например, излишнее увлечение молодежным сленгом, нарушение связи поколений, мода на суицид, большое количество молодежных субкультур и др., что препятствует эффективной социализации и приводит к асоциальности [2, 7, 8].

Можно констатировать, что человек творит мир, общество, предъявляя к нему определенные требования, а с другой стороны, каждый может сам изменяться, творить себя с помощью своих потребностей, интересов и творческих способностей. Многочисленные примеры теории и практики подтверждают, что человек зависит от общества, но при этом может демонстрировать активную включенность в него, желание самореализовываться в новых жизненных ситуациях социума [3, с. 42].

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание человека, граждан демократического, правового государства, гражданское образование. В условиях меняющегося общества, модернизации современного образования актуальным остается поиск ответов на ряд вопросов: «Что развивать в человеке?», «В каком направлении его развивать?» и «Как это делать?». Приоритетными подходами в исследовании определены комплексный и межпредметный подходы, позволяющие комплексно изучать подготовку студентов вуза к успешной социализации, посредством объединения знаний разных дисциплин в аудиторной и во внеаудиторной деятельности [3, с. 51].

Целевая направленность исследования – создание в условиях вуза образовательного пространства студентами разного профиля обучения и возраста в формировании общекультурных и гражданских компетенций при объединении знаний общественных дисциплин для успешной их социализации.

Фундаментом реализации идеи было включение студентов 1, 3 курсов соответственно профиля «Психология образования», направление подготовки «Психолого-педагогическое образование», и «Муниципальное управление», направление подготовки «Государственное и муниципальное управление», в интегрированную образовательную деятельность. Процесс реализации педагогической идеи осуществлялся в совокупности интегрированных учебных занятий, технологии проблемного обучения и интерактивных технологий. Это способствовало подготовке студентов к социализации, формированию предметной компетентности, аналитическому мышлению, взглядов и убеждений будущих бакалавров для подготовки и раскрытия возможности успешного разрешения глобальных проблем обновленного общества, к пониманию других и признанию окружающего разнообразия.

Многолетний опыт работы в данном направлении был представлен преподавателями вуза на открытых занятиях со студентами, на научно-практических конференциях, всероссийских и региональных конкурсах педагогических работников высшей школы, в печатных изданиях [2, 3, 4, 7].

Объективно появилась необходимость выявить на учебных занятиях по общественным дисциплинам комплекс педагогических условий, способствующих успешной социализации студентов в обществе (2013–2015 гг.). Это положение составило основу исследования. Научная новизна исследования заключалась в опоре на комплексный и межпредметный подходы; в изучении бакалавров разного профиля обучения и возраста в условиях образовательного пространства вуза для формирования общекультурных и гражданских компетенций; в гибком сочетании традиционных форм и методов обучения на объединенных занятиях по общественным дисциплинам; в применении современных образовательных технологий подготовки студентов к успешной социализации в обществе.

На первом этапе мы выявили возможность взаимообогащения студентов-бакалавров в процессе учебных дисциплин, которые, казалось, не связаны между собой содержательно, однако имели общую направленность: «Социальная педагогика» и «Государственная и муниципальная служба» и изучались студентами различных направлений на разных курсах. Интеграция этих учебных дисциплин обусловлена тем, что они направлены на формирование предметной компетентности; аналитического мышления; взглядов и убеждений будущих бакалавров; компетенции публичного выступления.

Содержание курсов реализовывалось с учетом таких современных тенденций в образовании, как гуманизация, демократизация и связь с жизнью. Изучая эти учебные дисциплины, студенты опытной группы овладевали знаниями и умениями, необходимыми для самоопределения в многообразии образовательных теорий и практических наработок, для выбора собственного индивидуального пути саморазвития и использования личного опыта в конкретном виде деятельности для успешной социализации. Одни студенты реализовывали себя в качестве педагога-психолога, другие – управленца государственных и муниципальных органов.

На следующем этапе было принято решение об эксперименте, заключавшемся в объединении групп в единую опытную группу студентов. На этом этапе посредством комплексного и междисциплинарного подходов изучалось формирование компетенций, направленных на успешную социализацию студентов.

Главными целевыми установками в реализации ФГОС ВПО третьего поколения были компетенции, формируемые студентами разных направлений в ходе обучения. Изучаемые бакалаврами дисциплины способствовали формированию таких компетенций, как умение самостоятельно и творчески мыслить, быть готовыми к решению реальных жизненных ситуаций, и, следовательно, позволяли готовить студентов к успешной социализации. На одном из первых вводных занятий студенты дискутировали по высказыванию А.Г. Асмолова: «Человеком мы рождаемся, личностью становимся, а индивидуальность нам приходится отстаивать…». Они приводили аргументы и доказывали, что человек, гражданин может быть подчинен чему или кому-либо или может самостоятельно принимать решения в своем становлении [1, 3, 5, 6].

Концепция эксперимента представляла феномен «социализация» как социально-педагогическое явление, студенты опытной группы получали общие понятия о сущности социализации, ее этапах, агентах, факторах, средствах, механизмах и структуре процесса социализации. Важным в этом перечне был акцент на актуальности оценочного состояния человека, гражданина в процессе социализации. Этот подход позволил констатировать, что студенты являются не только объектом и субъектом социализации, но и ее жертвой.

Реализуя разные интерактивные формы лекций и семинаров, студенты проектировали возможности предостережения себя от негативных последствий, обеспечения себе эффективной социализации, выявляли для этого необходимость формирования соответствующих компетенций.

Предварительная диагностика знаний студентов позволила выявить, что обучение в школе и изучение общепрофессиональных дисциплин в вузе дают четкое представление о том, что даже ребенок является объектом и субъектом образовательного процесса, самостоятельным субъектом права, полноправным человеком наряду со взрослыми, а в процессе социализации становится гражданином общества.

Предложенный для самостоятельного изучения перечень литературы способствовал более продуктивной подготовке молодежи в ходе дискуссии. Студенты изучали основы знаний о социализации, ее видах (стихийная, относительно направляемая, относительно социально контролируемая); осмысливали, что более или менее сознательное самоизменение человека возможно посредством процессов самости – самовоспитания, самообучения, саморазвития, самоуправления, самореализации [1, с. 180]. Важное значение имел тип характера при становлении субъектной позиции студента, психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Изучение теоретических и практических основ социализации позволило утверждать, что каждый человек, особенно в детстве, отрочестве и юности, является объектом социализации, так как общество заинтересовано в том, чтобы он успешно овладел ролями мужчины или женщины (полоролевая социализация); создал прочную семью (семейная социализация); участвовал в социальной и экономической жизни (профессиональная социализация); был законопослушным гражданином (политическая социализация) и т.д.

В ходе дискуссии студенты пришли к общему выводу о том, что требования к человеку в том или ином аспекте социализации предъявляют не только общество в целом, но и конкретные группы и организации. Уровень этих требований зависит от возраста и социального статуса человека, к которому они предъявляются (возрастная и общественная социализация). Бакалавры моделировали понятия «самосознание личности», целостной Я-концепции. При этом бакалавры-психологи аргументировали, что самоопределение личности предполагает нахождение ею определенной позиции в различных сферах актуальной жизнедеятельности, проектирование Я-концепции на различные этапы жизнедеятельности. Бакалавры-управленцы доказывали, что самореализация предполагает реализацию человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и взаимоотношений, причем необходимо, чтобы успешность этой реализации признавалась и одобрялась значимыми для человека лицами.

Проведенная работа позволила сделать вывод о том, что человек как объект социализации обязан освоить роли и ожидаемое поведение в отношении семьи, общества, а также развить, установить позитивные взаимоотношения с другими людьми, что способствует подготовке к успешной социализации. Человек становится полноценным членом общества, только проявляя активность, саморазвиваясь и самореализуясь в обществе, т.е. будучи субъектом социализации. Социализация становится для него успешной, если личность получает развитие.

Субъектом социализации человек становится объективно, ибо на каждом возрастном этапе перед ним встают задачи, для решения которых он осознанно или неосознанно ставит перед собой соответствующие цели, т.е. проявляет субъектность и субъективность.

Бакалавры пришли к выводу, что человек является не только объектом и субъектом социализации, но он может стать ее жертвой. По их мнению, это связано с тем, что процесс и результат социализации заключают в себе внутреннее противоречие. Успешная социализация предполагает, с одной стороны, эффективную адаптацию человека в обществе, а с другой, способность в определенной мере противостоять обществу. В процессе социализации заложен внутренний, до конца неразрешимый конфликт между степенью адаптации человека в обществе и степенью обособления его в нем. Эффективная социализация предполагает определенный баланс между адаптацией в обществе и обособлением в нем. Люди, не способные сохранить баланс между адаптацией и обособлением, могут стать жертвами социализации, доказывали студенты. К ним, прежде всего, относятся конформисты и диссиденты. Студенты, обучающиеся по направлению «государственное и муниципальное управление», аргументировали, что в авторитарном государстве человек, стоящий на позициях демократии и равноправия, также может стать жертвой социализации, будучи не согласным с политикой власти и поддерживающего ее «большинства».

Наше исследование студентов различных направлений и курсов обучения с опорой на комплексный и междисциплинарный подходы позволило констатировать, что социализация бакалавров протекает в различных условиях, для которых характерно наличие опасностей, оказывающих влияние на развитие человека. На каждом возрастном этапе социализации можно выделить наиболее типичные опасности, столкновение с которыми человека наиболее вероятно. К ним относятся нездоровье родителей, пьянство, плохое питание, гиперопека, негативное отношение, девиантное поведение и т.д. Предварительное изучение возможных проблем предостережет студентов от столкновения с этими опасностями.

Проведенное исследование показало эффективность подходов, позволяющих студентам, развивающим в себе самодостаточность, критический и рациональный подход к процессу социализации, адекватно оценивать свое место в обществе, отношение к социуму, понимающих, что каждый человек выступает в трех ипостасях – объекта, субъекта и жертвы социализации. Содержание процесса социализации определяется культурой и общественной психологией общества, с одной стороны, и социальным опытом, с другой.

Проведенное исследование имеет большое значение для вузовской педагогики, так как вносит вклад в изучение взаимосвязи сторон социализации, выявление и обоснование уровня их значимости для студента (и преподавателя), как члена определенной группы, включенного в конкретный социум, позволяет обозначить результат социализации – социализированность, как сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом.

Результатом эксперимента явилась также сформированность позиции студентов, их уверенность в том, что человек не остается пассивным в процессе социализации (стихийной, относительно направляемой, относительно социально контролируемой). Он проявляет определенную активность не только в качестве субъекта социализации, но и будучи ее объектом и даже жертвой.

Студенты на заключительном этапе эксперимента проявили готовность к тому, чтобы направить усилия на изменение своих внешности и физических качеств; личностных свойств; интеллектуальной, волевой, потребностной, экспрессивной, духовной, социальной сфер (знаний, умений, ценностей, установок и пр.); поведенческих сценариев; образа и (или) стиля жизни; отношения к себе (самооценок), отношения с собой (самоуважения, самопринятия), отношения к миру (мировосприятия, мировидения – картины мира), отношения с миром (аспектов и способов самореализации и самоутверждения).

Итоговые анкетирования, беседы, дискуссии со студентами, с одной стороны, показали, что их самоизменение имеет направленность на самосовершенствование, развитие и преобразование себя и своего «Я», а с другой стороны, мы выявили, что они понимают необходимость предостережения от саморазрушения физических, духовных, личностных и социальных свойств. Ведь результатом этого могут стать негативные последствия (алкоголизм, наркомания; коррупция, физическая, духовная, социальная деградация и др.).

Таким образом, педагогическое исследование позволило выявить эффективность комплексного, межпредметного подходов в изучении создания в условиях вуза образовательного пространства студентам разного профиля обучения и возраста в формировании общекультурных и гражданских компетенций в процессе освоения общественных дисциплин для успешной их социализации.

Выявлен комплекс педагогических условий, способствующих формированию у студентов ценностных ориентаций и компетенций на учебных занятиях по общественным дисциплинам. Подготовлены учебно-методические пособия, разработки апробированных интегрированных учебных занятий. Оформлены творческие (групповые) работы студентов, которые могут быть интересны как преподавателям, так и студентам для подготовки к семинарским занятиям, в работе над курсовыми и дипломными работами. Интерес представляют презентации образовательных продуктов студентов как результата участия в урочной, внеурочной и социально-значимой деятельности по общественным дисциплинам при подготовке к успешной социализации [2, 3, 6, 7, 8].

Таким образом, идея исследования успешной социализации студентов позволяет комплексно посредством межпредметной интеграции представить изучаемый феномен социализация как процесс и результат усвоения, активного воспроизведения социального опыта, системы социальных связей, отношений в собственном опыте и представляет возможности проведения дальнейших научных изысканий по данной проблематике.


Библиографическая ссылка

Мальковец Н.В., Михальцова Л.Ф. ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ВУЗА К СОЦИАЛИЗАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ ДИСЦИПЛИНАМ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24482 (дата обращения: 22.10.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074