Экстремальные климатогеографические условия, характерные для Арктического региона (специфический фотопериодизм, низкая температура, сильные ветры и т.д.), определяют развитие ряда физиолого-биохимических и конституционально-морфологических особенностей функционирования организма [1; 6-8; 11]. При этом уровень здоровья человека зависит от адаптационных возможностей организма, которые определяют устойчивость к действию повреждающих факторов различной природы. Способность организма к адаптации может зависеть от гено- и фенотипических свойств организма, приобретенных в результате наследования эволюционно закрепленных механизмов адаптации [6; 8; 13]. У коренных малочисленных народов Севера, постоянно проживающих в экстремальных условиях Арктики, в процессе эволюции сформировались определенные механизмы адаптации, определяющие качественное приспособление и оптимальное функционирование организма в данных условиях [2; 3; 8]. Изучение механизмов адаптации тесно связано с представлениями о неспецифических адаптационных реакциях организма. Являясь филогенетически запрограммированными стереотипными реакциями, НАРО влияют на неспецифическую резистентность организма и являются неспецифической основой состояния здоровья, предболезни и болезни [4; 5]. В связи с этим изучение состояния неспецифических адаптационных реакций организма является необходимым для понимания особенностей механизмов адаптации коренных жителей к экстремальным условиям Арктики.
Цель исследования: выявление гендерных и возрастных особенностей формирования неспецифических адаптивных реакций организма коренных малочисленных народов Севера, постоянно проживающих в условиях Арктики.
Материал и методы исследования
В исследовании участвовали представители малочисленных народов Севера – эвенки, мужчины (М) и женщины (Ж) добровольцы (n=740), постоянно проживающие на территории Оленёкского эвенкийского национального района, условно здоровые, не болевшие в течение последних 2-3 месяцев. Исследование проведено в 2013-2015 гг. Исследуемые были разделены на несколько возрастных групп: Г1 – подростковый период (девочки 12-15 лет, мальчики 13-16 лет), Г2 – юношеский период (юноши 17-20 лет, девушки 16-20 лет), Г3 – 1 период зрелого возраста (21-35 лет), Г4 – 2 период зрелого возраста (от 36 - 60 лет у мужчин и 36 - 55 лет у женщин), Г5 – пожилой возраст (56/61-74 лет) и Г6 – старческий период (от 75 и выше). Неспецифические адаптивные реакции организма (НАРО) определяли по стандартной методике Л.Х. Гаркави с соавт. [4]. В рамках теории о неспецифических адаптационных реакциях реакции «устойчивая активация» (УА) и «устойчивая тренировка» (УТ) рассматриваются как позитивные НАРО, соответствующие высокому адаптивному потенциалу организма и состоянию «здоровье». Реакции «неустойчивая активация» (НА) и «неустойчивая тренировка» (НТ) объединены в переходные НАРО и характеризуются вероятностью перехода при благоприятных условиях в реакцию устойчивой активации и тренировки, при неблагоприятных условиях – в состояние «стресс». Реакция «стресс» и «переактивация» (ПА) объединены в «негативные» НАРО и соответствуют состоянию «предболезнь» [4].
Проведенное исследование основано на простой случайной выборке. Были рассчитаны следующие характеристики выборки: выборочное среднее значение (M), стандартная ошибка среднего (m). Проверка законов нормального распределения сделана с помощью критерия Колмогорова-Смирнова. Центральные тенденции и рассеяния количественных признаков, имеющих нормальное распределение, описаны средним значением и стандартным отклонением в формате М±SD; не имеющих нормального распределения - описаны медианой (Ме). Сравнение двух независимых групп по количественным признакам с нормальным распределением значений проведено с использованием модифицированного критерия Стьюдента, с ненормальным распределением - с помощью критерия Манна-Уитни. Статистически значимыми признаны результаты при р<0,05. Для обработки данных исследования использовались пакет статистической обработки экспериментальных данных на MS Excel и статистическая программа StatSoft STATISTICA Automated Neural Networks 10 for Windows Ru. Исследование проводилось в полном соответствии с этическими рекомендациями Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации и «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан» (1993) на базе Лаборатории нейропсихофизиологических исследований Клиники медицинского института СВФУ.
Результаты исследования и их обсуждение
Полученные результаты исследования состояния НАРО независимо от возраста свидетельствуют о том, что среди женщин по сравнению с мужчинами чаще наблюдается реакция «стресс» (12% и 9% соответственно), характеризующаяся истощением адаптационных резервов организма и являющаяся состоянием предболезни (рис. 1).
Рис. 1. Гендерная структура неспецифических адаптивных реакций организма коренных малочисленных народов Арктики (%)
Лица с неустойчивыми адаптивными реакциями чаще встречаются у мужчин (22%), что на 3% больше, чем у женщин. При этом среди мужчин больше лиц с НТ, а у женщин - с НА. Организм 62% мужчин и 64% женщин находится в состоянии относительно благоприятных адаптивных реакций, что свидетельствует об адекватности функционирования организма в экстремальных климатических условиях.
Более подробное изучение структуры неспецифических адаптивных реакций (рис. 2) и уровня реактивности организма (рис. 3) в разных возрастных группах показало следующее. Среди подростков в группе Г1 у девочек в 2 раза чаще, чем у мальчиков, выявляются неблагоприятные реакции «стресс» (у 13% девочек и 7% мальчиков) и в 3,25 раз чаще – реакция ПА (6,5% и 2%) (р<0,05).
Рис. 2. Структура неспецифических адаптивных реакций организма мужчин (А) и женщин (Б) в разные возрастные периоды: Г1 (подростковый), Г2 (юношеский), Г3 (1 период зрелости), Г4 (2 период зрелости), Г5 (пожилой возраст), Г6 (старческий возраст), %
У большинства подростков (более 60%) независимо от пола отмечаются благоприятные адаптивные реакции УА и УТ. При этом у большинства мальчиков НАРО протекают на фоне высокой реактивности организма, тода как у меньшего количества девочек выявляются реакции на высоком уровне реактивности организма (55%).
Рис. 3. Уровень реактивности организма мужчин (А) и женщин (Б) в разные возрастные периоды: Г1 (подростковый), Г2 (юношеский), Г3 (1 период зрелости), Г4 (2 период зрелости), Г5 (пожилой возраст), Г6 (старческий возраст), %
В юношеском возрасте в группе Г2 среди девушек количество лиц, находящихся в состоянии крайне неблагоприятных реакций «стресс» и ПА, увеличивается до 25%, а благоприятные реакции УА и УТ отмечаются только у 55,5% девушек (рис. 2). Среди юношей адаптивные реакции организма характеризуются более благоприятным течением (у 72% благоприятные реакции УА и УТ). Подростковый и юношеский периоды характеризуются наибольшим количеством перестроек в организме, таких как гормональные и социальные изменения. Параллельно с половым созреванием на этот возраст приходится окончание обучения в школе, сдача основного и единого государственного экзамена, поступление в ссузы и вузы и т.д. На фоне воздействия экстремальных климатогеографических факторов эти эндокринные и социальные изменения для многих девушек становятся чрезмерно стрессирующими.
Возраст от 21 до 35 лет (Г3) является социально активным: в этот период происходит создание семьи, рождение детей, характерна активная трудовая деятельность и т.д. В этот период у мужчин наблюдается резкое (до 40%) увеличение количества лиц в состоянии неустойчивых реакций (при этом в 5 раз больше мужчин с НА); снижение реакций активации и тренировки с 72% до 40%, выявление у 15% реакции ПА (рис. 2). Такое неблагоприятное течение НАРО характеризует снижение реактивности организма, преобладание катаболических процессов, напряжение функционального состояния организма юношей и, следовательно, создает предпосылки к формированию предболезненных состояний. В отличие от мужчин у женщин данный возраст характеризуется более благоприятным течением НАРО, по сравнению с Г2 (рис. 2).
Во втором периоде зрелости (Г4) у большинства мужчин неустойчивые реакции переходят в состояние устойчивых, что свидетельствует о благоприятной перестройке организма к изменяющимся условиям среды и о повышении адаптационного потенциала (рис. 2). Однако организм мужчин, уже находившихся в состоянии напряжения, не может перейти на новый уровень нормального функционирования. В этом возрасте в 2,3 раза чаще выявляется реакция «стресс», реакция ПА встречается в 2 раза реже (р < 0,05), что свидетельствует об истощении энергетических, функциональных и защитных резервов организма, рассогласованности гуморальных и нервных механизмов регуляции и переходе реакции ПА в реакцию «стресс», формировании предболезненных состояний и болезней.
У мужчин реакция «стресс» во всех возрастных периодах протекает на низком уровне реактивности, что свидетельствует о значительной десинхронизации функций (рис. 3). В этих условиях выраженное неблагоприятное течение адаптивных процессов протекает с быстрым истощением пластических и энергетических ресурсов организма, с преобладанием процессов катаболизма и подавлением восстановительных функций, происходит значительное снижение неспецифической резистентности организма. Вероятно, критическим периодом, когда происходит снижение и истощение адаптационных резервов и активация патологических состояний, в том числе имеющих необратимые последствия, является возрастной период Г5. Учитывая то, что средняя продолжительность жизни мужчин в районах Севера составляет менее 60 лет [12], можно сделать вывод, что к данному возрасту у мужчин-эвенков резервные функциональные, энергетические и защитные возможности организма истощаются, организм не может адекватно реагировать на действие раздражителей, поскольку снижен мобилизующий и восстановительный потенциал. Это приводит к необратимым десинхронизационным разрушительным процессам.
У женщин неблагоприятные реакции ПА и «стресс» выявляются во всех возрастных периодах (рис. 2). Но в отличие от мужчин эти реакции протекают при более благоприятном уровне реактивности (рис. 3). В среднем возрасте реакция «стресс» протекает на средних и высоких уровнях реактивности, что смягчает течение негативного процесса, способствуя быстрому переходу в более благоприятные фазы НАРО.
Реакция ПА, которая чаще всего у женщин встречается в Г4, у большинства протекает на низких уровнях реактивности организма (рис. 3), что приводит к чрезмерной генерализации возбудительных процессов в ЦНС, в результате чего значительно повышается скорость расходования энергетических субстратов, обусловливающая возникновение запредельного торможения. Реакция ПА может стать в данном возрасте у женщин неспецифической основой патологических состояний.
В пожилом и старческом возрасте НАРО у мужчин и женщин также выявляются достоверные отличия (р < 0,05). В пожилом возрасте (Г5) у мужчин отмечается постепенное уменьшение количества лиц, находящихся в состоянии «стресс», и увеличение количества мужчин с УА и УТ (рис. 2). У женщин Г5 происходит снижение реактивности организма (рис. 3), являющееся причиной того, что реакция «стресс» становится более жесткой, сопровождающейся быстрым истощением резервных возможностей организма, значительным снижением резистентности организма. Период Г5 у женщин является критическим по деструктивному проявлению неблагоприятных НАРО.
В старческом возрасте (Г6) у мужчин не выявляются неблагоприятные и неустойчивые НАРО (рис. 2). Наблюдается преобладание реакции УТ. У 67% мужчин данного возраста отмечается низкая реактивность (рис. 3). Учитывая, что на низких уровнях реактивности чувствительность организма низкая, реакции развиваются в ответ на большие по абсолютной величине действующие факторы. Из-за низкой чувствительности организма на фоне серьезно сниженных адаптационных резервов в ответ на большие по величине действующие факторы в организме развиваются очень напряженные, десинхронизирующие реакции гомеостаза. Одним из условий удлинения продолжительности жизни мужчин в этом случае является отсутствии резких социально-бытовых и климатогеографических изменений, наличие стандартных, привычных условий жизнедеятельности. Старческий возраст и долгожительство - это время перехода организма на более экономный режим функционирования.
У женщин Г6, в отличие от мужчин данной возрастной группы, у 9% выявляется реакция «стресс» (рис. 2). В данной возрастной группе 73% женщин имеют высокий и средний уровень реактивности организма (рис. 3), который обусловливает возможность адекватных ответных реакций организма за счет сохранения чувствительности к раздражителям низкой и средней силы, что определяет большую, чем у мужчин, надежность защитных систем организма.
Заключение
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод о наличии гендерных особенностей формирования неспецифических адаптивных реакций организма в разные возрастные периоды у представителей коренных малочисленных народов Севера (эвенков), постоянно проживающих в условиях Арктического региона. По результатам исследования установлено, что у женщин в двух возрастных группах (Г2, Г4) и у мужчин в трех возрастных группах (Г3, Г4 и Г6) выявляется наиболее высокий уровень напряженности протекания адаптивных процессов, обусловленный низким восстановительным и мобилизующим потенциалом, десинхронизацией деятельности функциональных и стрессреализующих систем организма, преобладанием процессов катаболизма на фоне запредельного возбуждения (приводящего к запредельному торможению) ЦНС. В старческом возрасте Г6 женский организм более устойчив к внешним воздействиям, чем мужской, вероятно, по причине своей повышенной биологической надежности. Но вместе с тем организм женщин отчетливее реагирует на психотравмирующие ситуации, обладая сниженной стрессоустойчивостью.
Библиографическая ссылка
Бельчусова Е.А., Николаева Е.Н., Колосова О.Н. НЕСПЕЦИФИЧЕСКИЕ АДАПТИВНЫЕ РЕАКЦИИ ОРГАНИЗМА КОРЕННЫХ ЖИТЕЛЕЙ АРКТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24479 (дата обращения: 12.09.2024).