В условиях модернизации образования моделирование профессиональной компетентности в процессе преподавания педагогических дисциплин представляется значимым и необходимым не только в связи с задачами повышения профессиональной подготовки специалистов, но и с созданием в вузе условий для развития, саморазвития и самореализации личности. Глобальные изменения, происходящие во всех сферах жизнедеятельности российского общества, актуализировали проблему модернизации и реформирования системы профессионального образования, признающей в качестве приоритета человека и его способность целостно воспринимать действительность, создавать картину мира в единстве со многими развивающимися явлениями и процессами, позволяющей его субъектам охватывать проблемы комплексно, понимая их связи и взаимодействия. Наиболее значимым концептуальным основанием обновления содержания профессионального образования и, более того, его стратегией в настоящее время является компетентностный подход.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) нового поколения выражают новую компетентностную парадигму, в которой требования к результатам освоения образовательных программ заданы в компетенциях как ожидаемых достижениях выпускников. Это, в свою очередь, акцентирует внимание не только на понимании сути возникающих профессиональных проблем, но и практическом их решении будущим педагогом. Особое место отводится внедрению в образовательный процесс технологий, способствующих становлению у будущего педагога опыта целостного видения профессиональной деятельности и действия в ней.
В центре внимания оказались не задачи учебной деятельности, а сама личность с ее профессиональными и личными проблемами. В своей деятельности личность выделяет два связанных между собой направления: актуальное – ориентированное на решение проблем, связанных с имеющимися трудностями в обучении и общении; перспективное – ориентированное на развитие и становление личности и индивидуальности каждого (субъекта), на формирование его психолого-педагогической готовности к самоопределению, созидательной жизни в обществе [1, c. 29].
Преподавание педагогических дисциплин является необходимым компонентом системы высшего педагогического образования, обеспечивающим развитие личностного, интеллектуального и профессионально-творческого потенциала личности и формирования профессионально компетентного специалиста, активизации в самопознании и самосовершенствовании личности благодаря созданию индивидуально-благоприятного образа и стиля его жизнедеятельности.
В процессе преподавания педагогических дисциплин есть возможность осуществления первичной и последующей поэтапной психодиагностики студентов, проведения адаптационных тренингов, тренингов развития коммуникативных навыков, профессиональной идентичности, индивидуального консультирования (по запросу) и т.п. В основе проводимой нами работы лежат модели выпускников вуза, отражающие важные качества профессионально-компетентного специалиста, на основе проведенного мониторинга личностно-профессионального развития и педагогическое сопровождение студентов на протяжении всего периода обучения в вузе (с момента поступления и до выпуска).
Цель преподавания педагогических дисциплин не может сводиться только к использованию педагогических дисциплин для решения теоретических и практических задач или к педагогической поддержке личности в ее развитии. Моделирование профессиональной компетентности в процессе преподавания педагогических дисциплин оказывает содействие и поддержку личностного и профессионального развития будущего специалиста.
Научным основанием моделирования профессиональной компетентности будущего педагога в процессе преподавания педагогических дисциплин являются положения о развитии и социальной природе человека, такие теории и концепции, как культурологическая теория личностно-ориентированного образования, психолого-дидактическая модель личностного развития субъекта и его деятельности, динамический подход к психолого-педагогическому анализу деятельности и смысловых образований личности, системно-деятельностный, индивидуальный и личностный подходы. А также особое внимание уделяется персонализации личности в социогенезе, развитию жизненного пути субъекта, периодизации индивидуального развития личности в обучении, воспитании и содержании учебной деятельности [2, c.73].
Это позволяет сформулировать основную цель моделирования профессиональной компетентности будущего педагога в процессе преподавания педагогических дисциплин – это повышение эффективности деятельности учреждений образования путем содействия полноценному развитию (как личностному, так и профессиональному). Характер такой деятельности связан с реализацией гуманистической парадигмы в образовательном процессе, созданием условий для реализации принципов личностно-развивающего обучения и стратегических направлений гуманизации.
Гуманизация всей системы образования в значительной степени повлияла на подготовку новой философии образования и содействует переходу от традиционной «знаниевой» парадигмы образования к парадигме развивающего обучения, переориентации образования на реальное развитие личности. Моделирование профессиональной компетентности в процессе преподавания педагогических дисциплин может быть эффективно в решении многих проблем:
- гармонизация социально-психологического климата в образовательных учреждениях;
- развитие профессионально значимых психолого-педагогических личностных качеств;
- обеспечение педагогической поддержки при выборе жизненного пути и профессиональной карьеры;
- становление психолого-педагогического портрета индивидуальности, а также при выявлении причин отклонений в развитии личности, профилактики и коррекции выявленных отклонений.
В процессе преподавания педагогических дисциплин можно выделить основные возможные модели развития профессиональной компетентности [3, c. 256].
Модель научно-методического руководства представлена следующей схемой:
- определение задач развития профессиональной компетентности студента;
- экспертиза программ, методов и условий преподавания педагогических дисциплин на соответствие задачам развития профессиональной компетентности;
- изучение возможностей студентов, сопоставление с задачами развития профессиональной компетентности и оказание необходимой помощи;
- внедрение корректив в программы, методы и условия преподавания педагогических дисциплин с учетом задач и возможностей студента; отслеживание эффективности используемых программ на основе анализа выполнения задач.
Модель «скорой помощи»:
- оказание помощи студентам, испытывающим различные трудности в познавательной деятельности, общении, поведении, выявление и профилактика этих проблем в ходе запроса; анализа существа запроса; оказания помощи.
Модель «сопровождения»:
- движение вместе со студентом по данному отрезку жизненного пути, изучение его особенностей, помощь в принятии и понимании себя, осмыслении достижений и трудностей, т.е. создание условий для продуктивного движения студента по тем путям, которые он выбрал сам в соответствии с требованиями вуза для осознанных личных выборов, формирования конструктивного поведения в трудных ситуациях и профессиональной компетентности;
- определению требований учебно-воспитательного процесса к студенческому статусу;
- выявление возможностей конкретных студентов;
- анализ противоречий между требований учебного процесса и реальными возможностями студентов;
- построение системы работы всех участников по согласованию требований учебного процесса и возможностей студентов.
Модель «развития личности»:
- при преподавании педагогических дисциплин идет оптимизации личностного развития с опорой на возможности студенческого возраста, организации оптимальной деятельности студента, в которой формируется его профессиональная компетентность;
- на актуальном уровне это оказание помощи при трудностях;
- на перспективном уровне – предоставление возможностей увидеть пути самореализации и самоутверждения;
- осуществление анализа образовательной среды с точки зрения возможностей развития профессиональной компетентности;
- реализация средств работы, создающих условия развития личности и способствующих самопознанию.
Диагностическая работа является основой для разработки модели развития профессиональной компетентности личности или коррекции ее развития. В процессе преподавания педагогических дисциплин есть возможность комплексного анализа личностных проявлений, на основе которых возможно составление психолого-педагогического портрета, создание рекомендаций по применению определенных стратегий и тактик, коррекции нежелательных качеств или поведения и поддержка положительных новообразований в личности и в характере.
В рамках исследования профессионального самоопределения личности в процессе преподавания педагогических дисциплин диагностируются характерологические особенности личности, их влияние на динамику профессионального самоопределения на стадиях формирования профессиональных намерений и профессионального обучения, что позволит осуществлять психолого-педагогическое руководство развитием профессиональной компетентности.
В процессе педагогической практики студенты опираются на рекомендации о необходимости обращать внимание на определенные психолого-педагогические феномены, описание которых было дано в процессе преподавания психолого-педагогических дисциплин. С учетом этого подбираются учебные задания, литература для внеаудиторной работы.
Педагогическая деятельность по оказанию помощи в проблемных ситуациях в процессе преподавания педагогических дисциплин может состоять из специальной организации процесса общения, помогающей человеку актуализировать его резервные и ресурсные возможности, обеспечивающие успешный поиск путей выхода из проблемной ситуации. Отличительная особенность состоит в концентрации на ситуации и личностных ресурсах; в отличие от обучения и советов – не на информации и рекомендации, а на помощи в самостоятельном принятии ответственного решения и развитии своей профессиональной компетентности [4, c. 98].
Прогнозирующая работа в процессе преподавания педагогических дисциплин позволяет прогнозировать развитие и поведение личности в зависимости от условий жизни (прежде всего от воспитания и обучения) и помогает понять то, что стержнем личности является ее мотивационная сфера. Характерной системой современного образования по-прежнему остается передача человеку знаний преимущественно о внешнем мире. Знания о своих индивидуально-психологических особенностях, как правило, фрагментарные и неглубокие, но именно они дают возможность оказать помощь в реализации потенциальных возможностей личности, предупредить возможные нарушения в становлении личности и интеллекта, способствуют успешному профессиональному становлению личности как компетентного специалиста.
Поддержка педагогического процесса и саморазвития включает:
- реализацию принципов личностно-развивающего образования: создание благоприятного для развития личности образа и стиля жизни; развитие познавательной и созидательной творческой мотивации; осознание и саморазвитие профессионально важных качеств и свойств личности, интеллектуального и творческого потенциала, индивидуальных способностей и склонностей; стремление к овладению фундаментальными знаниями как основной и будущей профессиональной мобильности;
- помощь в повышении психолого-педагогической культуры и мастерства, развитии психолого-педагогических качеств, в саморазвитии профессионально важных свойств личности;
- определение психолого-педагогической готовности студентов к требованиям на разных этапах обучения в вузе;
- рекомендации студентам по адаптации к особенностям обучения в вузе и условиям жизнедеятельности в нем с позиции развития умений и навыков самоуправления (индивидуального планирования, самоорганизации, самоконтроля, анализа самооценки, самокоррекции), а также преподавательскому составу по методам оказания помощи студентам в адаптационный период;
- помощь студентам в самопознании личности и интеллектуальных процессов, в овладении методами компьютерной самодиагностики и самокоррекции.
Интересным методом является метод учебных задач, который является тем механизмом, который позволяет предвидеть учебные действия, выполняя различные функции: активизации и мотивации учащихся, побуждение к учебной деятельности, являются инструментом для результатов учения. Посредством учебных задач объективные данные, содержащиеся в изложении преподавателя, в учебниках, самостоятельно выведенные при решении проблемных ситуаций, преобразуются в субъективные знания студентов. От учебных задач зависит и качество знаний, их постоянность, уровень обобщенности, практическая применимость и т. д.
Благодаря многофункциональности, учебные задачи объединяют различные составляющие психолого-педагогической технологии: цели с конкретными условиями, со способами и средствами достижения цели, диагностикой результатов.
При создании системы учебно-познавательных заданий надо учитывать типологии, разработанные исследователями при решении проблемы формирования творческого мышления. С целью развития креативного мышления создана система проблемно-познавательных задач, отвечающая пяти показателям. Такая система охватывает все типы аспектных проблем; развивает умение решать задачу всеми типами методов познания; обучаться всем процедурам творческой деятельности; удовлетворять принципу постепенного возрастания сложности; учитывать методические условия и необходимость индивидуализации включения в решение проблемных задач. В соответствии с выделенными показателями в систему включены следующие типы задач [5, с. 96].
- аспектные задачи, обучающие решению основных типов проблем, характерных для изучения и осмысления определенного материала;
- задачи, обучающие различным типам методов познания и способам решения проблемных задач;
- задачи, направленные на формирование процедур творческой деятельности (как отдельных, так и их сочетания).
В концепции знаково-контекстного обучения разработано положение о трех обучающих моделях: семиотической, имитационной и социальной. В моделях меняется не только содержание, но и характер деятельности студентов – от репродуктивного до творческодеятельностного. Данный подход позволяет реализовать активное обучение студентов. Основные типы заданий, характерные для каждой обучающей модели:
- задания по изучаемым проблемам, предполагающие работу с текстом;
- задание на соотнесение полученной информации с ситуациями будущей профессиональной деятельности;
- задания по актуальным проблемам образования, направленные на углубление предметных знаний, формирование умений, навыков и социальной компетентности студентов.
С целью формирования методологической культуры у студентов предлагается система заданий для каждого этапа подготовки: теоретического, практического и профессиональной практики. С целью контроля знаний и оценки их качества (полнота, глубина, оперативность, гибкость, обобщенность, системность, осознанность, прочность) необходимо разрабатывать такие задания, выполнение которых обнаруживает зафиксированные качества.
Важнейшим способом развития творческого мышления является проблемный метод обучения, сущность которого состоит в создании проблемных ситуаций посредством педагогических задач. Он выделяет следующие отличительные признаки таких задач [6, с. 29]:
- Не нацелено на получение объективно нового результата; не преследует цели создания нового метода и способа взаимодействия.
- Психолого-педагогическая задача, не всегда предполагает включение в процесс их решения сложных диагностик, расчетов, анализов из-за недостаточности знаний, опыта и т.д.; главное – нахождение самой идеи разрешения ситуации.
- Задачи предъявляют такие требования к решающему, которые диктуют не только нахождение идеи ситуации, но и необходимость ее практической реализации в ходе урока или тренинга.
- Решение психолого-педагогической задачи наряду со своими основными целями может иметь ряд дополнительных – овладение студентами некоторыми психолого-педагогическими умениями и навыками.
Обновленные содержание и форма организации педагогического образования направлены на развитие личности через формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих будущему педагогу умение самостоятельно строить свою учебную и учебно-профессиональную деятельность, принимать решения в нестандартных ситуациях. При этом содержание образования рассматривается как динамический конструкт, который находится в состоянии постоянного усовершенствования в совместной деятельности студентов и преподавателей с учетом заданных целей, сформулированных на языке компетенций, дидактического потенциала будущих учителей, контекстов реальной практики. Структурирование содержания педагогического образования на основе учета положений теории фундаментализации и профессионализации, концепции содержательного обобщения, деятельностная организация образовательного процесса позволяют представить действительность как целое и определить педагогическую технологию, моделирующую условия, приближенные к реальным ситуациям выполнения студентами учебных и профессиональных действий по усвоению педагогических явлений и конструированию новых педагогических объектов.
Основой для нахождения необходимых изменений содержания профессиональной подготовки будущих учителей, соответствующих требованиям новых стандартов профессионального образования, послужили результаты анализа современной профессиональной деятельности педагога. В работах исследователей Е.В. Бондаревской, Э.Ф. Зеера, И.А. Колесниковой, В.А. Сластенина, Е.Н. Шиянова профессиональная деятельность педагога рассматривается по-разному. Мы исходим из понимания педагогической деятельности как метадеятельности по управлению учебно-познавательным процессом, в котором проявляются и формируются профессиональные компетенции будущего учителя. Поэтому качество педагогического образования, направленного на формирование профессиональной компетентности будущих педагогов, может быть оценено по тому, насколько успешно в образовательном процессе обеспечивается развитие личности студента как субъекта педагогической деятельности.
Таким образом, моделирование профессиональной компетентности будущего педагога в процессе преподавания педагогических дисциплин может рассматриваться как программа педагогического сопровождения в ходе поддержки всех компонентов профессионального развития, что позволит студентам получить представление о себе как будущем профессионале, обучиться навыкам эффективного общения, научиться выполнять конкретные виды профессиональной деятельности, сформировать способности к саморазвитию в профессиональной деятельности и повышению свой профессиональной компетентности.
Библиографическая ссылка
Оганнисян Л.А., Акопян М.А., Еровенко В.Н. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24466 (дата обращения: 06.10.2024).