В современной научно-преподавательской среде все чаще говорят о нацеленности реформ, проводимых в российской системе высшего образования, на развитие творческо-инновационной образовательной среды, формирование личностно-ориентированной модели образования [1]. Одним из ведущих требований к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата заявлена организация самостоятельной работы обучающихся как важной составляющей современного образовательного процесса. Согласно новым ФГОС ВО, до 50 % от общего количества часов, отводимых на освоение каждой учебной (в частности гуманитарной) дисциплины студентами очного отделения, приходится на ее самостоятельное изучение. Еще больший процент (до 80 %) часов на самостоятельную работу отводится для студентов, обучающихся на заочном отделении и по индивидуальному плану.
Учитывая требуемый сегодня показатель качества образования выпускника вуза: не столько степень усвоения им предмета дисциплины, сколько уровень сформированности заявленной в пределах данной дисциплины компетенции, можно сделать вывод о возросшей значимости содержания и организации самостоятельной работы в системе современного высшего образования. Представляется, что в этом случае безусловно возрастает ответственность самих учащихся за уровень подготовки их к будущей профессиональной деятельности. Реализация самостоятельной работы студентов в высшей школе на основе компетентностного подхода увеличивает возможности личностного включения студента к освоению профессиональной деятельности, процессу формирования таких профессионально значимых качеств будущих специалистов, как креативность, культура мышления, ответственность, креативность, коммуникативность, способность к самообразованию. Вместе с тем за качество организации и курирования самостоятельной работы студентов несет большую ответственность преподаватель и вуз в целом.
Под самостоятельной работой в вузе разработчики новых стандартов понимают планируемую учебную, учебно-исследовательскую, научно-исследовательскую работу студентов, выполняемую в аудиторное и внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Цель самостоятельной работы, прежде всего, связывают с овладением обучающимися фундаментальных знаний, профессиональных умений и навыков и овладением опытом творческой, исследовательской деятельности [6].
В современной системе образования самостоятельная работа студентов рассматривается, с одной стороны, как вид учебного труда, а с другой – как средство вовлечения студентов в самостоятельную познавательно-творческую деятельность. При этом многие ученые-преподаватели справедливо отмечают, что эффект от самостоятельной работы студентов можно получить только тогда, когда она организуется и реализуется в учебно-воспитательном процессе в качестве целостной системы, пронизывающей все этапы обучения студентов, и, желательно, в условиях творческо-инновационной образовательной среды [1, с.23].
Отечественной системой высшего образования накоплен достаточный опыт по организации и проведению самостоятельной работы. Многие традиционные виды и формы самостоятельной работы безусловно должны быть учтены в современной образовательной практике. Вместе с тем они должны быть и откорректированы с учетом новых образовательных стандартов, требований новой личностно-ориентированной модели образования.
В этой связи считаем необходимым и продуктивным представлять организацию самостоятельной работы не только как учебной (аудиторной, внеаудиторной), но и как творческой работы студентов. Подобное понимание самостоятельной работы, на наш взгляд, будет соответствовать и традиционно-классическим и новым требованиям личностно-ориентированной модели образования.
Традиционно самостоятельная работа рассматривалась как часть учебного процесса и имела целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам. Подобные задачи сохраняются и в современном вузе. Так, основными видами самостоятельной учебной работы студентов в пределах аудиторного изучения учебной дисциплины остаются выполнение контрольных заданий, терминологический диктант, решение практических задач, конспектирование учебника и т.д. Во внеаудиторное время студенты выполняют курсовые работы, прорабатывают конспекты лекций, учебников, пишут рефераты, занимаются подготовкой к семинарским занятиям, к контрольному тестированию.
К основным формам организации самостоятельной учебной работы, за которую отвечает преподаватель, относятся: подготовка и издание учебно-методических разработок для студентов по самостоятельной работе; проведение консультаций в рамках присутственных часов ППС; участие в комплектовании основной и дополнительной учебной литературы, создание электронной библиотеки преподавателей кафедры.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что самостоятельная работа в пределах формирующейся личностно-ориентированной модели образования предназначена не столько для овладения учебной дисциплиной, сколько для формирования навыков самостоятельной работы вообще. В процессе самостоятельной работы происходит становление таких личностных качеств студента, как способность принимать на себя ответственность, самостоятельно решать проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т. д. Значимость творческой самостоятельной работы выходит далеко за рамки отдельного предмета, в связи с чем преподаватели вузов должны разрабатывать стратегию формирования системы умений и навыков самостоятельной работы, необходимых для будущих специалистов, личностей, адаптированных к социальной среде, готовых отвечать на вызовы современной культуры. Согласно результатам опроса, проведенного среди работодателей, основными ожидаемыми качествами выпускников вузов называются креативность, умение самостоятельно мыслить, умение работать в команде, умение организовывать свое образование на протяжении всей профессиональной деятельности [5, с.14]. Это обстоятельство еще больше подчеркивает значение творческой самостоятельной работы студентов, в процессе которой и происходит формирование подобных личностных качеств будущих специалистов.
Преподавателями кафедры гуманитарных наук Тверской государственной сельскохозяйственной академии накоплен достаточный опыт по организации творческой самостоятельной работы студентов-негуманитариев, будущих специалистов АПК [2]. Творческая самостоятельная работа студентов, курируемая ППС кафедры гуманитарных наук, осуществляется, прежде всего, как составляющая НИРС (научно-исследовательская деятельность студентов). В пределах аграрного вуза научное исследование гуманитарных проблем приобретает особую значимость. Будучи не специалистами в гуманитарной области, студенты, занимаясь пропедевтикой социокультурных проблем, в большей степени формируют общекультурные компетенции, связанные с личностным развитием. Являясь общеакадемической (не выпускающей), кафедра гуманитарных наук осуществляет организацию НИРС, прежде всего, в форме подготовки студентов к участию во внутри- и межвузовских научно-студенческих конференциях. Ежегодно преподавателями этой кафедры организуется работа секции гуманитарных наук, в рамках которой обсуждаются актуальные вопросы, связанные с исследованием региональной культуры, обсуждением содержания культурообразующих ценностей, реконструкцией знаковых исторических событий и памятников.
Эффективность осуществления самостоятельной работы поддерживается социокультурной средой Тверской государственной сельскохозяйственной академии [3], важным структурным компонентом которой зарекомендовал себя культурно-просветительский центр (КПЦ). Последний был создан как часть общей стратегии академии по формированию социокультурного пространства, способствующего формированию личности будущего специалиста. Основными задачами культурно-просветительского центра были заявлены: гражданско-патриотическое воспитание студенческой молодежи, погружение в историческое прошлое страны и своего края, ориентация в проблемах современной социокультурной действительности; формирование национальной идентичности, знакомство с другими национальными культурами, воспитание толерантности; духовно-эстетическое и этическое образование, развитие креативности, расширение кругозора.
Цель и задачи КПЦ определили стратегию кафедры по развитию НИРС в целом и, в частности, стратегию организации творческой самостоятельной работы. В первые годы деятельность центра заключалась в проведении отдельных мероприятий, которые позднее оформились в проекты: «Исторические юбилеи», «Мир русской усадьбы», «Святые места России», «Парад культур», «Культурное пространство малых городов России», «Семья-династия в историческом и современном пространстве российской культуры».
Известно, что в современной образовательной практике вуза метод проекта, представляющий собой организацию совместных действий студентов для решения профессионально значимой проблемы, зарекомендовал себя как наиболее эффективный и перспективный. Считаем, что метод проектной деятельности оправдывает себя, прежде всего, при организации и проведении творческой самостоятельной работы студентов. Главная сущность проектной деятельности сводится к развитию познавательных навыков студентов, творческой инициативы, умения самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, ориентироваться в информационном пространстве, умения прогнозировать и оценивать результаты собственной деятельности. Достоинством проектного метода является формирование «проективного научного мышления», способствующего как самостоятельному овладению уже существующими знаниями, так и порождению новых, развитию творческих способностей учащихся [4, с.23]. Безусловным преимуществом метода проектной деятельности является ее совместный характер: в процессе работы над проектом студенты осваивают технологии командной работы, коммуникативные и управленческие технологии, развивают умение сотрудничать в ходе группового решения проблем, принимать собственные решения и нести за них ответственность.
Осуществление каждого научно-исследовательского проекта, заявленного кафедрой гуманитарных наук, начиналось с разработки проектного задания, составления плана работы, включавшего определение средств и методов выполнения проекта. Основным средством осуществления проекта стали выездные лекции – экскурсии по Твери, Тверской области, городам России и ближнего зарубежья; исторические семинары, круглые столы (Тверской краеведческий музей, музеи Москвы и других городов России). Самостоятельная работа студентов в большей степени представлена была на этапе реализации проекта, его презентации и защиты в ходе научно-студенческих конференций.
В числе мероприятий, проведенных в рамках проекта «Исторические юбилеи», необходимо отметить экскурсию на Бородинское поле, посвященную 200-летию Отечественной войны 1812 года; круглый стол, посвященный 200-летию Царскосельского лицея; экскурсии, приуроченные 1150-летию российской государственности (Владимир-Суздаль), 400-летию династии Романовых (Кострома – Ипатьевский монастырь). Эти мероприятия, напрямую (очно) знакомившие студентов с памятниками исторического прошлого, безусловно, способствовали формированию исторического сознания, необходимого условия гражданской идентификации молодых людей.
Особой популярностью среди студентов пользуются мероприятия, проводимые в рамках проекта «Мир русской усадьбы». В период с 2013 по 2015 г. студенты посетили Кузьминки (усадьба Голицыных), Архангельское (усадьба Юсуповых), Кусково (усадьба Шереметевых), Остафьево (усадьба Вяземских). Главным итогом экскурсий стал выбор студентами научно-исследовательских тем, посвященных различным аспектам усадебной культуры.
Представляется, что в российской межконфессиональной культуре, особую актуальность приобретают проблемы, связанные религией и религиозным сознанием. Проект «Святые места России», в рамках которого студенты посетили Троице-Сергееву Лавру, Иосифо-Волоцкий монастырь, Новый Иерусалим, предоставил возможность студентам соприкоснуться с религиозной духовной культурой, ее ценностями, сориентироваться в сложных вопросах института религии, его истории становления и развития.
Для многонационального вуза, каким является ТГСХА, особое значение представляет проект «Парад культур», предполагающий знакомство с разными культурами, в частности, с культурами ближнего зарубежья. Поездки в Беларусь, Украину, Татарстан не только расширили культурный кругозор студентов, но, что особенно считаем важным, заложили основы толерантности, необходимой в условиях современного мультикультурного пространства.
Оценить уровень овладения студентами навыками самостоятельной работы позволили такие проекты, как «Культурное пространство малых городов России», «Семья-династия в историческом и современном пространстве российской культуры». В рамках этих проектов студенты обратились и изучению своей малой родины и семьи. Они самостоятельно подбирали материал, позволивший им реконструировать региональную историю, знаковые события и памятники своей малой родины, современное состояние родного города (Ржев, Кашин, Осташков, Удомля и т.д.). К изучению истории своего рода студенты также подошли творчески. Итогом их исследований стали: мини-музей семейных реликвий; фотоальбомы с комментариями, открытками, письмами и коллажами; легенды семьи и семейные традиции.
Одной из главных задач современной образовательной реформы заявлен переход от репродуктивной школы к гуманитарной, цель которой заключается в подготовке человека культуры, способного к самореализации, ориентированного на личностное самораскрытие. Совершенствование традиционных и поиск новых форм организации самостоятельной работы позволит справиться с решением этой трудной задачи.
Библиографическая ссылка
Красильникова Е.В., Кольцова А.А., Фомина О.Ю., Шевлякова С.А. О ФОРМАХ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24447 (дата обращения: 04.10.2024).