Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

К ВОПРОСУ О ТЕНДЕНЦИЯХ В СОДЕРЖАНИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Богданова В.П. 1
1 ФГБОУ ВПО «Тюменский Государственный нефтегазовый университет»
В последнее время все большее внимание в дискуссиях на тему образования уделяется как довольно жесткой критической оценке классических образовательных парадигм, концепций, моделей, институтов, так и поиску их новых путей его развития. Традиционная система образования, основным смыслом которой является обучение, понимаемое как простое усвоение учащимися некоторой суммы накопленных человечеством в различных областях и в значительной степени разрозненных знаний, тоталитарна как по форме, так и по содержанию. В ней нет установок на личностное самоопределение, не предусматривается личностное развитие. Это обусловливает смену парадигмы «образование – обучение» парадигмой «образование – становление», имея в виду становление человека, его духовности, самостности, его самосозидание, самоформирование. Подобное изменение самой сущности образования неминуемо влечет за собой и адекватное изменение применяемых форм образовательной деятельности и типов образовательных пространств.
ключевые слова: парадигма
духовность
самость
образовательная деятельность.
1. Афонина Г. М. Педагогика / Г. М. Афонина. – Ростов/н/Д: Феникс, 2002. – 512 с.
2. Бояринцева А. В. Дополнительное образование сегодня // Новые ценности образования. Принцип дополнительности, 2006. – Вып. 4 (28). – С. 105-109.
3. Булкин А. П. Генезис основных понятий отечественной педагогики: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 2002. – С. 12-14.
4. Блинов В. И. Развитие образования в России в XVIII – начале XX вв. под влиянием изменений во взглядах на цели воспитания. – М.,2001. – 223 с.
5. Ваулин А. Н. Философско-педагогический анализ формирования воспитательного идеала в российской педагогике XVIII – начала XX вв.: автореф. дис. … канд. пед. наук. – СПб., 2002. – 23 с.
6. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. – М., 2004. – 84 с.
7. Шумских М. А. Реформы гимназического образования 1848–1852 гг. // Молодые учёные – московскому образованию. Материалы IV городской научно-практической конференции молодых учёных и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. – М.: Научная книга, 2005. – С. 201-202.

В последние несколько лет в выступлениях и публикациях российских философов, социологов, психологов и педагогов, а также – ученых, писателей, политиков и других представителей отечественной интеллигенции совершенно особую актуальность обнаруживает проблема образования. При этом особое внимание в любых дискуссиях на тему образования уделяется как довольно жесткой критической оценке классических образовательных парадигм, концепций, моделей, институтов, так и поиску их новых образов, более адекватных современной культурной ситуации.

Изменения в сфере образования неразрывно связаны с процессами, происходящими в социально-политической и экономической жизни мирового сообщества. Именно с этих позиций попытаемся выделить и проанализировать основные тенденции мирового образования.

Место образования в жизни общества во многом определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности развития профессиональных и личностных качеств.

Становление информационного общества требует качественного повышения человеческого, интеллектуального потенциала развивающихся стран и тем самым выдвигает сферу образования на первый план общественного развития.

Понятие «содержание образования» первоначально относили преимущественно к дидактике и понимали под ним совокупность знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие учащихся (Ю. К. Бабанский, Б. Н. Есипов). Однако с конца 80-х – начала 90-х гг. XX века трактовка этого понятия изменилась, и под ним стали подразумевать педагогически адаптированный социальный опыт человечества, передаваемый младшему поколению в процессе обучения (И. Я. Лернер, В. М. Меньшиков, В. А. Сластенин).

В терминологическом поле категорию «содержание образования» применительно к государственным средним образовательным учреждениям в исследуемый хронологический период можно рассматривать как модель социального опыта, включающую в себя три уровня: общетеоретический (знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений); предметный (знания, умения и навыки по учебным предметам) и уровень конкретного учебного материала (контролируется официальной идеологией). Основным смыслом такого образования обычно является обучение, понимаемое как простое усвоение учащимися некоторой суммы накопленных человечеством в различных областях, и, в значительной степени – разрозненных знаний, с целью подготовки специалиста, готового включиться в существующие социально-экономические институты и комплексы.

Когда образование выполняет функции простой трансляции культуры и определенного набора профессиональных знаний, умений и навыков, тогда любой учебный предмет или дисциплина в рамках образовательного процесса уже не является его целью, равно как и какая-либо форма образовательной деятельности. Они в таких условиях однозначно должны обрести для субъекта образовательного процесса статус инструмента, с помощью которого содержание станет смыслосодержащим, способным формировать личность, специалиста и профессионала. Все это выдвигает на первый план вопрос о необходимости существенного пересмотра, переоценки некоторых привычных для традиционного образования идеалов и норм, в том числе и из ряда так называемых общечеловеческих ценностей.

Понятно, что многие из них должны быть заново интерпретированы и адаптированы к изменившимся реалиям. Но при этом надо понимать, что в области образования, как ни в одной другой области, сложилось большое количество стереотипов. Так, например, широко известен тезис о гуманистическом характере образования (как по содержанию, так и по способам реализации образовательных практик). Новое образование предполагает значительную меру индивидуализма и персонализма. Но сознание людей осталось прежним – коллективным, причем по причинам, имеющим глубокие и значительные исторические корни. Новое образование должно стать экзистенциальным по форме и содержанию, что неминуемо предполагает некоторую борьбу и противостояние.

Безусловно, нужно обратить внимание на ряд других традиционных ценностей образования, также нуждающихся в рефлексивной проблематизации и критическом переосмыслении. Сегодня все чаще к уже известным обозначенным здесь установкам добавляются требования о необходимости в планировании и организации образования исходить из запроса-заказа самих участников образовательного процесса. Требование, конечно, хорошее и справедливое, но вряд ли осуществимое. Поскольку, начиная свой жизненный путь, человек вряд ли способен выстраивать свою жизненную траекторию развития, способен четко сформулировать и спроектировать траекторию своего образовательного движения [3].

Следующая проблема, требующая безусловного разрешения в новом образовании – это его массовость, при которой весь образовательный процесс в целом ориентирован на «среднего» ученика и студента. Понимая, что человечество, как известно, всегда развивалось не в целом, а посредством лучших своих представителей, массовость в образовании, однако, неизбежна. Поскольку на протяжении уже нескольких десятилетиях вопрос переполненности классов не только обсуждался, но и принимались решения на государственном уровне, по-видимому, он так и не будет решен (в ближайшие годы).

Превращение знаний в основной общественный капитал, возрастание выгод, связанных с получением знаний, заключается в том, что выгоды от него получает человек, который потребляет этот товар, общество в целом, а конкретно – экономика страны. Отсюда вытекают основания для смешанного финансирования образования, развитие рыночных отношений в этой сфере. Развитию рыночных отношений в сфере образования способствует и обострение проблемы государственного финансирования. Сегодня общеизвестный факт: сокращение государственного финансирования вне зависимости от экономической системы страны. Безусловно, это не только сказывается на содержании образовании, но и отбрасывает его назад [5].

Перечисленные тенденции определяют основные направления в развитии новой образовательной системы. Принципиальное отличие этой новой системы от традиционной заключается в ее технологической базе. Технологические элементы крайне неразвиты в традиционном образовании, которое опирается в основном на обучение с ориентацией «на среднего ученика» и печатные материалы. Новая образовательная система ориентирована на реализацию высокого потенциала компьютерных и телекоммуникационных технологий. Именно технологический базис новых информационных технологий позволяет реализовать одно из главных преимуществ новой образовательной системы – обучение на расстоянии или, как его называют иначе, дистанционное обучение [4].

Основной тенденцией современного образования является постепенное смещение приоритетов от прямого обучения к индивидуальному контакту. Ключевые блоки материала и семинарские (для студентов и школьников), практические занятия остаются, конечно, незаменимыми, однако существенная часть учебного процесса может проходить во время индивидуальных консультаций с преподавателями по конкретным темам или проблемам.

Переход от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности. Суть этого перехода заключается не только в смене приоритетов: от государственного заказа на подготовку специалистов к удовлетворению потребностей личности. Новая концепция предусматривает индивидуализированный характер образования, который позволяет учитывать возможности каждого конкретного человека и способствовать его самореализации и развитию. Это станет осуществимым посредством разработки разных образовательных программ в соответствии с разными индивидуальными возможностями, как учащихся, так и преподавателей. Важным фактором в этом направлении развития образования является формирование у учащихся умений учиться, умений самостоятельной когнитивной деятельности с использованием современных и перспективных средств информационных технологий.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений. (Закон РФ «Об образовании». Ст. 2).

  1. Гуманизация образования – рассмотрение личности учащегося как высшей ценности общества, акцент на формирование гражданина с высокими интеллекту­альными, моральными и физическими качествами
  2. Индивидуализация. Реализация этого принципа проявляется, в первую оче­редь, в организации личностно-деятельностного подхода в образовании. Появление такого комплексного, систем­ного подхода к воспитанию и обучению детей обусловле­но не только естественным развитием педагогической на­уки, которой, как любой области человеческой деятель­ности, присуще постоянное стремление к прогрессу, но и назревшим кризисом существующей системы образования. Особенностью такого подхода является рассмотрение про­цесса обучения как специфической формы субъектно-субъектных отношений между педагогом и учеником.
  3. Демократизация – создание предпосылок для раз­вития активности, инициативы и творчества участни­ков образовательного процесса (учащихся и педаго­гов), широкое привлечение общественности к управ­лению образованием.

Одна из отличительных особенностей современной си­стемы образования – переход от государственного к госу­дарственно-общественному управлению образованием, ос­новная идея которого состоит в том, чтобы объединить уси­лия государства и общества в решении проблем образова­ния, предоставить учителям, учащимся, родителям боль­ше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, различных типов образо­вательных учреждений.

  1. Вариативность, или диверсификация (в переводе с лат. - разнообразие, разностороннее развитие) образовательных учреждений предполагает одновремен­ное развитие различных типов учебных заведений: гимназий, лицеев, колледжей, школ с углубленным изучением отдельных предметов, как государствен­ных, так и негосударственных.
  2. Психологизация современного образовательного про­цесса. Кроме задачи формирования у учащихся знаний, уме­ний и навыков (ЗУН), перед педагогом стоит задача разви­тия мыслительных способностей, которые позволят ребен­ку получать их. Если формирование поля ЗУН – это педа­гогическая задача, то формирование мыслительных свойств – это психолого-педагогическая задача.

Для решения этой задачи необходимо проведение спе­циальных исследований, результаты которых помогли бы более качественно реализовать существующую сегодня тен­денцию к практической интеграции педагогики и психоло­гии.

  1. Переход от информативных к активным методам обучения включает элементы проблемности, научно­го поиска, широкое использование резервов самостоятельной работы учащихся.
  2. Стандартизация содержания образования характерна для современной международной практики образования и вызвана необходимостью создания едино­го уровня общего образования независимо от типа образовательного учреждения. Она понимается как си­стема основных параметров, принятых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности личности достижения этого идеала.
  3. Индустриализация обучения, т. е. его компьютери­зация и сопровождающая ее технологизация, что по­зволяет создавать и использовать новые модели обу­чения и проверки результативности усвоения его со­держания (например, программированное обучение). Кроме того, компьютеризация образовательного про­цесса во многом расширяет возможности заочного обучения, особенно для лиц, которые по состоянию здоровья не способны посещать образовательные уч­реждения [7].

Один из ведущих исследователей проблем психологии высшего образования А. А. Вербицкий выделил следующие тенденции в современном образовании [6].

К первой тенденции можно отнести осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного народного образования. Эта тенденция предполагает решение проблемы преемственности не только между школой и вузом, но и, учитывая задачу повышения профессиональной подготовки студентов, – между вузом и будущей производственной деятельностью студентов. Это, в свою очередь, ставит задачу моделирования в учебной деятельности студентов производственных ситуаций, что легло в основу формирования нового типа обучения – знаково-контекстного (по А. А. Вербицкому).

Ко второй тенденции он относит индустриализацию обучения, т.е. его компьютеризацию и сопровождающую ее технологизацию, что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность современного общества.

К третьей тенденции относим переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся или, по выражению А. А. Вербицкого, тенденция перехода от «школы воспроизведения» к «школе понимания» и «школе мышления».

Четвертая тенденция связана, по А. А. Вербицкому, с поиском психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных контролирующих, алгоритмизированных способов организации учебного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, интенсифицирующим, игровым. Это предполагает стимуляцию, развитие, организацию творческой, самостоятельной деятельности обучающихся.

Пятая и шестая тенденции относятся к организации взаимодействия обучающегося и преподавателя и фиксируют необходимость организации обучения как коллективной, совместной деятельности обучающихся, где акцент переносится с обучающей деятельности преподавателя на познающую деятельность студента.

Тенденции изменения общей ситуации образования совпадают с общими принципами его реформирования в мире и в России:

- интеграция всех воспитывающих сил общества, органическое единство школы и других специальных институтов с целью воспитания подрастающих поколений;

- гуманизация – усиление внимания к личности каждого ребенка как высшей социальной ценности общества, установка на формирование гражданина с высокими интеллектуальными, моральными и физическими качествами;

- дифференциация и индивидуализация, создание условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника;

- демократизация, создание предпосылок для развития активности, инициативы и творчества учащихся и педагогов, заинтересованное взаимодействие учителей и учащихся, широкое участие общественности в управлении образованием.

Реализация этих принципов предполагает изменение самого облика образовательной системы, ее содержания и организационных форм, что нашло наиболее полное отражение в проекте развития национальной школы.


Библиографическая ссылка

Богданова В.П. К ВОПРОСУ О ТЕНДЕНЦИЯХ В СОДЕРЖАНИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24411 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674