Системы дистанционного обучения в настоящее время активно исследуются и развиваются. Выгоды сетевого обучения ясны: аудиторная и платформенная независимости. Сетевое обучающее программное обеспечение один раз установленное и обслуживаемое в одном месте, может использоваться в любое время и по всему миру тысячами учащихся, имеющих любой компьютер, подключенный к Интернету. Тысячи программ сетевого обучения и других образовательных приложений стали доступны в сети за последние годы. Проблема состоит в том, что большинство из них являются не более чем статичными гипертекстовыми страницами.
Необходима разработка методов и программных средств, позволяющих в рамках проблемного подхода к обучению осуществлять дистанционное обучение программированию, обеспечивая индивидуальный подход в обучении и квалифицированную помощь обучаемым.
Появившиеся в последнее время адаптивные гипермедиа-системы существенно повышают возможности обучающих систем [1, 2]. Эти системы поддерживают модели своих пользователей и применяют эту модель для адаптации к их потребностям. Таким образом, каждый пользователь такой системы имеет свою собственную картину и индивидуальные навигационные возможности для работы с ней.
Выделяются следующие характеристики пользователя обучающей системы, важные для ее адаптации:
- цель (или задача) пользователя,
- уровень его знаний,
- уровень его подготовки,
- имеющийся опыт работы пользователя с данной гипермедиа-системой,
- набор (система) предпочтений пользователя,
- личностные характеристики пользователя и
- характеристики пользовательской среды.
Адаптация в адаптивной гипермедиа может состоять в настройке содержания очередной страницы (адаптация на уровне содержания) или в изменении ссылок с очередной страницы, индексных страниц и страниц карт (адаптация на уровне ссылок).
Основные цели (методы) адаптации на уровне содержания - это:
- дополнительные объяснения,
- предварительные объяснения,
- сравнительные объяснения,
- варианты объяснений и
- сортировка,
для достижения которых разработаны такие техники, как:
- условный текст,
- эластичный текст,
- варианты страниц и варианты фрагмента,
- и технология, основанная на фреймах.
Основные цели (методы) адаптации навигации - это
- глобальное руководство,
- локальное руководство,
- поддержка локальной ориентации,
- поддержка глобальной ориентации,
- управление индивидуализированными представлениями,
а основные технологии адаптивной навигационной поддержки - это:
- полное руководство,
- адаптивная сортировка (упорядочение) ссылок,
- адаптивное сокрытие ссылок,
- адаптивное аннотирование ссылок,
- адаптивное генерирование ссылок и
- адаптация карты.
Нами разработан проект среды дистанционного обучения, соединяющей возможности адаптивных гипермедиа-систем и интеллектуальных обучающих систем. Цель - поддержать сетевое обучение, в процессе которого обучаемые, решая поставленные им индивидуальные задачи, действуют вполне самостоятельно, но постоянно обеспечены возможностью получения квалифицированной помощи, начиная с этапа понимания условий задач и кончая этапом оценки правильности их решения.
Разработан курс начального обучения программированию на базе нового языка Zonnon, являющегося дальнейшей эволюцией языка Оберон, хорошо известного и широко применяемого в учебных целях на западе преемника языков Паскаль и Модула-2 [3, 4].
В поддержку курса подготовлены два гипертекстовых учебных пособия «Введение в программирование» и «Практикум по программированию», которые размещены на сайте русскоязычной библиотеки учебных курсов международной программы MSDN Academic Alliance [5].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Brusilovsky P. Adaptive hypermedia //User Modeling and User-Adapted Interaction. - 2001. - Vol 11. -P. 87-110.
2. Касьянов В.Н., Касьянова Е.В. Дистанционное обучение: методы и средства адаптивной гипермедиа //Программные средства и математические основы информатики. - Новосибирск: ИСИ СО РАН, 2004. - С. 80-141.
3. Касьянова Е.В. Язык программирования Zonnon для платформы.NET //Программные средства и математические основы информатики. - Новосибирск: ИСИ СО РАН, 2004. - С. 189 - 205.
4. Касьянова Е.В. Вводный курс программирования на базе языка Zonnon //Методы и инструменты конструирования и оптимизации программ. - Новосибирск: ИСИ СО РАН, 2005. - С. 95-116.
5. http:// www.microsoft.com /Rus/Msdnaa /Curricula/Default.mspx.
Библиографическая ссылка
Касьянова Е.В. АДАПТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=244 (дата обращения: 09.10.2024).