Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

АДАПТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЮ

Касьянова Е.В.

Системы дистанционного обучения в настоящее время активно исследуются и развиваются. Выгоды сетевого обучения ясны: аудиторная и платформенная независимости. Сетевое обучающее программное обеспечение один раз установленное и обслуживаемое в одном месте, может использоваться в любое время и по всему миру тысячами учащихся, имеющих любой компьютер, подключенный к Интернету. Тысячи программ сетевого обучения и других образовательных приложений стали доступны в сети за последние годы. Проблема состоит в том, что большинство из них являются не более чем статичными гипертекстовыми страницами.

Необходима разработка методов и программных средств, позволяющих в рамках проблемного подхода к обучению осуществлять дистанционное обучение программированию, обеспечивая индивидуальный подход в обучении и квалифицированную помощь обучаемым.

Появившиеся в последнее время адаптивные гипермедиа-системы существенно повышают возможности обучающих систем [1, 2]. Эти системы поддерживают модели своих пользователей и применяют эту модель для адаптации к их потребностям. Таким образом, каждый пользователь такой системы имеет свою собственную картину и индивидуальные навигационные возможности для работы с ней.

Выделяются следующие характеристики пользователя обучающей системы, важные для ее адаптации:

  • цель (или задача) пользователя,
  • уровень его знаний,
  • уровень его подготовки,
  • имеющийся опыт работы пользователя с данной гипермедиа-системой,
  • набор (система) предпочтений пользователя,
  • личностные характеристики пользователя и
  • характеристики пользовательской среды.

Адаптация в адаптивной гипермедиа может состоять в настройке содержания очередной страницы (адаптация на уровне содержания) или в изменении ссылок с очередной страницы, индексных страниц и страниц карт (адаптация на уровне ссылок).

Основные цели (методы) адаптации на уровне содержания - это:

  • дополнительные объяснения,
  • предварительные объяснения,
  • сравнительные объяснения,
  • варианты объяснений и
  • сортировка,

для достижения которых разработаны такие техники, как:

  • условный текст,
  • эластичный текст,
  • варианты страниц и варианты фрагмента,
  • и технология, основанная на фреймах.

Основные цели (методы) адаптации навигации - это

  • глобальное руководство,
  • локальное руководство,
  • поддержка локальной ориентации,
  • поддержка глобальной ориентации,
  • управление индивидуализированными представлениями,

а основные технологии адаптивной навигационной поддержки - это:

  • полное руководство,
  • адаптивная сортировка (упорядочение) ссылок,
  • адаптивное сокрытие ссылок,
  • адаптивное аннотирование ссылок,
  • адаптивное генерирование ссылок и
  • адаптация карты.

Нами разработан проект среды дистанционного обучения, соединяющей возможности адаптивных гипермедиа-систем и интеллектуальных обучающих систем. Цель - поддержать сетевое обучение, в процессе которого обучаемые, решая поставленные им индивидуальные задачи, действуют вполне самостоятельно, но постоянно обеспечены возможностью получения квалифицированной помощи, начиная с этапа понимания условий задач и кончая этапом оценки правильности их решения.

Разработан курс начального обучения программированию на базе нового языка Zonnon, являющегося дальнейшей эволюцией языка Оберон, хорошо известного и широко применяемого в учебных целях на западе преемника языков Паскаль и Модула-2 [3, 4].

В поддержку курса подготовлены два гипертекстовых учебных пособия «Введение в программирование» и «Практикум по программированию», которые размещены на сайте русскоязычной библиотеки учебных курсов международной программы MSDN Academic Alliance [5].

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Brusilovsky P. Adaptive hypermedia //User Modeling and User-Adapted Interaction. - 2001. - Vol 11. -P. 87-110.

2. Касьянов В.Н., Касьянова Е.В. Дистанционное обучение: методы и средства адаптивной гипермедиа //Программные средства и математические основы информатики. - Новосибирск: ИСИ СО РАН, 2004. - С. 80-141.

3. Касьянова Е.В. Язык программирования Zonnon для платформы.NET //Программные средства и математические основы информатики. - Новосибирск: ИСИ СО РАН, 2004. - С. 189 - 205.

4. Касьянова Е.В. Вводный курс программирования на базе языка Zonnon //Методы и инструменты конструирования и оптимизации программ. - Новосибирск: ИСИ СО РАН, 2005. - С. 95-116.

5. http:// www.microsoft.com /Rus/Msdnaa /Curricula/Default.mspx.


Библиографическая ссылка

Касьянова Е.В. АДАПТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРОГРАММИРОВАНИЮ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=244 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674