Студенческий возраст – период онтогенеза, когда заканчивается биологическое созревание человека. Все морфофункциональные показатели достигают своих дефинитивных размеров, уровень развития здоровья в этот период может служить контролем эффективности всей системы гигиенических мероприятий, проводимых на предшествующих этапах онтогенеза при сложившемся образе жизни, и регламентировать дальнейшую деятельность по оздоровлению подрастающего поколения, вносить необходимую коррекцию [1,3,6].
В исследовании Е. В. Головневой содержание общечеловеческих духовно-нравственных ценностей определяется одним из важнейших источников формирования и развития потребности в самосовершенствовании у студентов вуза. Автор подчеркивает, что «среди предпочитаемых населением нашей планеты высших продуктов развития духовной культуры цивилизации вполне естественно фигурируют только позитивные ценности: сосуществование граждан в состоянии мира; признание человеческой жизни как высшей ценности на Земле; высокая гуманность; проявление заботы о юном поколении; здоровый образ жизни; стремление к всестороннему самосовершенствованию» [2, с. 36]. Задача педагогов в этой связи определяется умением трансформировать нравственный потенциал каждой социально одобряемой ценности в педагогическое средство, которое реально вызывает у студентов ответную положительную реакцию в виде потребности преломлять суть и содержание соответствующих ценностных установок в собственных личностных проявлениях, образе жизни и поведении [2, с. 44].
За последние десятилетия произошли значительные изменения в здоровье населения, не осталась в стороне и студенческая молодежь, характеризующаяся ростом функциональных расстройств и хронических заболеваний. Поэтому оценка и изучение уровня здоровья студенческой молодежи является одним из актуальных вопросов нашего государства. Определенная часть студенческой молодежи имеет низкий уровень физического развития и физической подготовленности. Студенты первокурсники имеют недостаточное развитие адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы. Основные причины болезненного состояния связаны с понижением двигательной активности в режиме дня, неблагоприятным воздействием внешней среды, неправильного питания, с увеличением объема информации, в сопровождении со значительными психофизическими нагрузками. Все это предопределяет высокую актуальность поиска и научного обоснования эффективных средств и методов, способствующих повышению эффективности процесса физического воспитания.
В данном разделе представлены результаты функционального тестирования, впервые проведенного в 2013 году. Из общего количества студентов первокурсников, поступивших в Стерлитамакский филиал Башкирского университета, были сформированы группы по количественному составу, всего 109 студентов первого курса Стерлитамакского филиала Баш ГУ, различающиеся по половому признаку и группе здоровья, позволяющие посещать занятия физической культуры.
Из них сформировали группы юношей и девушек по количественному составу юношей n=43, а девушек n=66. За основу характеристики функциональной подготовленности и физической работоспособности взяты рекомендации ведущих отечественных спортивных врачей и физиологов – профессоров И. В. Аулика (1984), В. Н. Волкова (1967–2002), Н. Д. Граевской (2004; 2007), А. Г. Дембо (1988), Н. А. Фомина (1974–2003) и Ю. Н. Вавилова (2001) [3,4]. При математико-статистической обработке результатов антропометрического и функционального обследования использовались параметрические методы Стьюдента с определением средней арифметической (М), ошибки средней арифметической (m), переменной Стьюдента t с оценкой достоверности по критерию значимости р. Различия между группами признаков считались достоверными при р<0,05 (Шевченко И. Т. и др., 1970; Гельман В. Д., 2001).
Основной целью явилось, не меняя структуры учебного процесса, изучить и оценить состояние сердечно-сосудистой системы студентов первокурсников СФ Баш ГУ в динамике одного года.
Результаты и их обсуждение
Как следует из представленной таблицы 1 показателей состояния сердечно-сосудистой системы в покое у студентов КГ в 2013 году, САД в покое достоверно меньше на 5 % при р<0,05, чем в ЭГ. А в течение года в КГ САД достоверно увеличился на 4,7 %, но при этом по отношению ЭГ, где данный показатель явно уменьшился до 126,94±3,39 на 4 % от своего исходного прошлогоднего результата, стал выглядеть на 4,6 % выше.
Таблица 1
Сравнительная характеристика сердечно-сосудистой системы
студентов 18–19 лет СФ БашГУ в динамике одного года исследований
показатель |
2013 год |
2014 год |
2013 год |
2014 год |
КГ юноши n=25 |
КГ юноши n=25 |
ЭГ юноши n=18 |
ЭГ юноши n=18 |
|
САД мм рт. ст. |
124,20±4,23*** |
132,41±3,17** |
130,31±10,17*** |
126,94±3,39** |
ДАД мм рт. ст. |
71,60±2,09** |
77,51±7,45 |
76,71±2,45** |
75,61±7,36 |
ПАД мм рт. ст. |
52,60±4,00 |
57,29±4,82 |
53,29±4,82 |
52,94±9,42 |
ВИК усл. ед |
3,52±3,22
|
18,59±19,36 |
1,00±4,00* |
21,19±13,05* |
МОК,л/мин |
5,65±0,50 |
5,45±6,4 |
5,67±0,20 |
5,28±5,4 |
Примечание: * – **статистически значимые различия результатов между группами студентов и внутри групп при р<0,05.
ДАД в КГ на начало исследования достоверно меньше на 7 %, чем в ЭГ. Через год данный показатель увеличился, хотя при этом достоверных различий не наблюдается по отношению к своему исходному показателю, так и к показателю в ЭГ юношей.
Пульсовое артериальное давление на протяжении всего периода исследований без особых изменений, хотя тенденция подъема проглядывается в КГ, но достоверных различий не наблюдается. Небольшой спад в показателях в ЭГ за весь период исследования.
Вегетативный индекс Кердо в КГ на начало исследований сопровождается активностью парасимпатического звена у юношей и составил -3,52±3,22 усл. ед. и за годовой период исследования увеличился до уровня парасимпатикотонии -18,59±19,36 усл. ед., превысив нормативные показатели, при этом без достоверных различий.
В ЭГ юношей первокурсников ВИК ситуация на начало исследования показатель близок к вегетативному балансу -1,00±4,00 усл. ед., при этом меньше с достоверным различием при р<0,05 по отношению к КГ данным 2014 года. ВИК в течение периода исследования в ЭГ первокурсников увеличился до высокой активности парасимпотикатония и достиг уровня -21,19±13,05 усл. ед., превысив нормативные требования (И. В. Аулик 1990; А. Г. Дембо 1988).
Показатель МОК в КГ и ЭГ на начало исследования фактически одинаков и в течение периода исследования незначительно понизился в обеих группах.
Из рисунка 1 данных показателей частота сердечных сокращений на начало исследования в КГ на 7 % больше, чем в ЭГ. В КГ ЧСС за годовой период незначительно уменьшился. В ЭГ ЧСС у юношей за весь период уменьшился на 5 % без достоверных различий, как внутри группы, так и по отношению к КГ.
Данные СОК в КГ и ЭГ без изменений по отношению к начальным показателям, так и изменения не произошли в динамике одного года.
Рис. 1. Сравнительный анализ ЧСС и СОК у юношей
первокурсников КГ и ЭГ в динамике одного года исследований
Как следует из представленной таблицы 2 показателей состояния сердечно-сосудистой системы у девушек КГ в 2013 году показатель САД 109,23±4,64 мм рт. ст. в годовой динамике увеличился и при этом составил 112,1±2,93 мм рт. ст., без достоверных различий, лишь имеются различия с данными САД по отношению к ЭГ 2014 года. В ЭГ девушек на начальный период исследования составил 114,82±1,06 мм рт. ст. и достоверно увеличился до 117,09±1,08 мм рт. ст.
Таблица 2
Сравнительная характеристика сердечно-сосудистой системы
студенток 18–19 лет СФ Баш ГУ в динамике одного года исследований
показатели |
2013 год |
2014 год |
2013 год |
2014 год |
КГ девушки n=44 |
КГ девушки n=44 |
ЭГ девушки n=22 |
ЭГ девушки n=22 |
|
САД мм рт. ст. |
109,23±4,64 |
112,1±2,93** |
114,82±1,06* |
117,09±1,08*** |
ДАД мм рт. ст. |
72,68±3,53 |
73,46±3,65 |
76,68±2,68 |
78,36±2,40 |
ПАД мм рт. ст. |
37,00±3,16 |
39,12±3,55 |
39,05±3,70 |
38,73±3,96 |
ВИК усл. ед |
6,32±4,63
|
1,0±10,6 |
5,38±4,88 |
10,97±11,22 |
МОК, л/мин. |
5,95±0,77 |
5,28±5,4 |
6,31±0,69* |
5,12±3,1* |
Примечание: * – **статистически значимые различия результатов между группами студентов и внутри групп при р<0,05.
Показатель ДАД в КГ девушек фактически не изменился в течение года, но по отношению к ЭГ изначально находился на 6 % ниже и за весь период остался на том же уровне.
Данные ПАД в обеих группах без достоверных различий, как на начальном этапе, так и в динамике годового исследования. Лишь небольшие изменения в сторону увеличения произошли в КГ, а в ЭГ тенденция на уменьшения в течение периода наблюдения.
ВИК в КГ девушек на начало исследования сопровождался высокой активностью парасимпатического звена 6,32±4,63 усл. ед. вегетативной системы и в динамике одного года постепенно стал уменьшаться, приблизившись к показателю абсолютного баланса 1,0±10,6 усл. ед., при этом без достоверных различий.
В ЭГ девушек данные ВИК также на начало исследований демонстрируют активность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы 5,38±4,88 усл. ед., а затем данный показатель продемонстрировал высокую активность симпатического звена, превысив при этом нормативные показатели -10,97±11,22 усл. ед.
Показатель МОК в обеих группах без достоверных различий на начальном этапе и на протяжении всего периода исследований не изменился в КГ девушек. В ЭГ девушек понизился на 19 % с достоверным отличием при р<0,05.
Из рисунка 2 данных у девушек КГ ЧСС на начальный период исследования без достоверных по отношению к ЭГ, различия при р<0,05 произошли по отношению к ЭГ в течении периода исследования. Внутри группы экспериментальной ЧСС уменьшился на 21 % и по отношению к КГ 2014 году на 17 %.
Рис. 2. Сравнительный анализ ЧСС и СОК у девушек
первокурсниц КГ и ЭГ в динамике одного года исследований
Показатель СОК в КГ увеличился на 6 %, без достоверных различий, в ЭГ увеличение произошло не значительно в течение периода исследования. Различий между группами не наблюдается, хотя в КГ показатель незначительно превышает данные ЭГ.
Таким образом, в качестве заключения можно сделать следующие выводы.
Сердечно-сосудистая система. Исходный показатель САД в КГ и ЭГ юношей 124,20±4,23 мм рт. ст. и 132,41±10,17 мм рт. ст. соответственно, а средний показатель составил 128,3±7,2 мм рт. ст при этом достоверных различий не наблюдается, хотя в ЭГ показатель на 6,3% больше, чем в КГ. Артериальная гипертензия выявлена у юношей ЭГ, систолическое давление выше 135 мм рт. ст. составило 6 %. В течение года в КГ САД достоверно увеличился 132,41±3,17 мм рт. ст. на 4,7 %, но при этом по отношению ЭГ, где данный показатель явно уменьшился до 126,94±3,39 на 4 % от своего исходного прошлогоднего результата.
В КГ девушек исходный показатель САД 109,23±6,64 мм рт. ст., а ЭГ- 114,82±9,06 мм рт. ст. средний результат 112±7,85 мм рт. ст. соответствует возрастным нормативам. В КГ за годовой период увеличился САД и составил 112,1±2,93 мм рт. ст., а в ЭГ 117,09±1,08 мм рт. ст. ДАД в КГ на исходных позициях равен 71,60±2,09 мм рт. ст. в течение года увеличился до 77,51±7,45 мм рт. ст., при этом ВИК на начало исследования сопровождается активностью парасимпатического звена у юношей и составил -3,52±3,22 усл. ед. и за годовой период исследования увеличился до уровня парасимпатикотонии -18,59±19,36 усл. ед. В ЭГ данный показатель без особых изменений, но ВИК на начало исследований был близок к вегетативному балансу -1,00±4,00 в течение года поднялся до высокой активности парасимпотикатония и достиг уровня -21,19±13,05 усл. ед., превысив нормативные требования (И. В. Аулик 1990; А. Г. Дембо 1988), при этом студенты себя чувствуют в прекрасной форме, хотя и создают определенную тревожность.
У девушек КГ ДАД на исходных позициях 72,68±3,53 мм рт. ст. и в течение года – без особых изменений, при этом ВИК 6,32±4,63 усл. ед. на начальном этапе, через год 1,0±10,6 усл. ед. В ЭГ ДАД на конец исследования 78,36±2,40 мм рт. ст. ВИК -10,97±11,22 усл.ед. сопровождается активностью парасимпатического звена. При этом во всех группах девушек ПАД находится в норме около 40 мм рт. ст. А вот у юношей показатель более 50 мм рт. ст. Мы предполагаем: происходит этап перестройки, то есть адаптации к большому объему информации.
В настоящее время в системе образования произошли глобальные перемены, связанные с увеличением учебных нагрузок, объемов информации, что неблагоприятно влияет на двигательную активность в режиме дня. Физическая культура является одним из приоритетных предметов в системе образования, в связи с тем, что на уроке физической культуры при правильном подходе можно достичь не только положительных результатов в физической подготовленности, но и изменить в положительную сторону морфофункциональное состояние организма человека в целом.
Библиографическая ссылка
Салеев Э.Р., Крылов В.М. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ В ДИНАМИКЕ ОДНОГО ГОДА СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ СФ БАШ ГУ. // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24391 (дата обращения: 14.12.2024).