Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Горюнова Л.В. 1
1 ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет»
Рассматривается проблема организации процесса профессиональной подготовки обучающихся по магистерским программам с учетом особенностей заочной формы обучения. Обосновывается необходимость использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в процессе реализации магистерской программы «Инклюзивное образование» по направлению 44.04.01 – педагогическое образование. Охарактеризованы основные элементы разработки и внедрения дистанционных курсов дисциплин в состав учебного плана подготовки магистров, обучающихся по заочной форме обучения. Проектирование процесса подготовки магистров, обучающихся по заочной форме обучения, с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, позволит устранить выключение обучающихся из процесса профессиональной подготовки на длительное время, сформировать у обучающихся компетенции в сфере самостоятельной когнитивной деятельности и повысить доступность образовательной программы.
электронное обучение
дистанционные образовательные технологии
образовательная программа
профессиональная подготовка магистров
1. Приказ Министерства образования и науки РФ РФ от 9.01.2014 № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_161601.
2. Оборудование, необходимое для реализации процесса обучения в дистанционном режиме. [Электронный ресурс] URL: http://ido.tsu.ru/distance_schools/schools/fiz_nat/oborud.pdf.
3. Стэнфордский проект. Концепция организации дистанционных магистерских программ и отдельных курсов ГУ-ВШЭ на основе модели дистанционного образования Стэнфордского университета. [Электронный ресурс] URL:http://rushkolnik.ru/docs/151/index-218677.html.
4. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 №2765-р «О Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы. [Электронный ресурс] URL: http://www.lexed.ru/search/detail.php?ELEMENT_ID=4264.
5. Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974.
6. Приказ Минтруда России от 10.10.2013№544н «Об утверждении Профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/129.

В России и зарубежном популярность электронного обучения растет, растет и интенсивность использования дистанционных образовательных технологий в профессиональном образовании. Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, в нашей стране возможна реализация в образовательных организациях образовательных программ с применением электронного обучения, а также дистанционных образовательных технологий [5]. Использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ходе реализации образовательных программ позволит повысить их доступность и обеспечить качество. Приказом Минобрнауки РФ от 9 января 2014 г. № 2 был утвержден «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», допускающий при применении электронного обучения составление индивидуальных планов освоения обучающимися образовательных программ [1].

Следует отметить, что ряд образовательных организаций достаточно активно используют электронное обучение и дистанционные образовательные технологии в системе дополнительного профессионального образования (формального и неформального): Онлайн обучение, курсы бизнес-образования (МИМ ЛИНК) – Open Learning; Высшая коммерческая школа Минэкономразвития и торговли РФ имеет Центр Интернет обучения; Портал по оценочной деятельности; Дистанционные программы Проекта Seminars; Сервер дистанционного образования "Anri education systems"; Европейский университет в Санкт-Петербурге; Украинский институт информационных технологий в образовании; Американский институт международного доступного образования и т.д. В крупных университетах, в том числе в федеральных и национально-исследовательских, внедрение электронного обучения является приоритетным направлением развития. Активно работают центры, факультеты и институты дистанционного образования при вузах. Перспективным направлением развития электронного обучения является реализация сетевых программ профессиональной подготовки: Международный институт менеджмента «ЛИНК» совместно с Открытым университетом (Open University Business School, OUBS, Великобритания; Международная академия бизнеса реализует программы зарубежных учебных заведений Global MBA National University (Сан-Диего, Калифорния) используется специальная компьютерная программа NationalUniversity; Институт экономики и финансов «Синергия» и бизнес-школа Даремского университета (University of Durham, Великобритания; Классическая бизнес-школа в Королеве с иностранным партнером American University of Business Administration (Сан-Франциско, США); на базе Авторизованного учебного центра «Лидер» ФКТБ ГУ-ВШЭ при Правительстве РФ в Москве и Эдинбургской бизнес-школы (Edinburgh Business School at Heriot-Watt University) реализуется несколько дистанционных программ MBA и т.д. [3]. Однако следует отметить, что все вышеперечисленные образовательные организации достаточно далеко продвинулись в использовании дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в подготовке специалистов по таким направлениям, как менеджмент, экономика, информационная и вычислительная техника, особенно в дополнительном образовании. Анализ показал, что системное использование дистанционных курсов в магистерских программах подготовки педагогов, особенно при заочной форме обучения, практически отсутствуют.

Существующая в нашей стране система заочного обучения, к сожалению, не в полной мере отвечает потребностям обучающихся в системе высшего образования. Этот факт нашел свое подтверждение и в утвержденной Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы (N 2765-р от 29 декабря 2014 г.), в тексте которой одним из значимых направлений модернизации системы высшего образования является разработка и реализация в системе высшего образования новых моделей и технологий очно-заочного и заочного обучения [4]. В связи с этим необходима новая архитектура построения заочного обучения работающих магистрантов, позволяющая им в интерактивном режиме иметь постоянный доступ к образовательным ресурсам, необходимым для реализации ими своего индивидуального вектора профессионального развития. Поэтому построение новой модели заочного магистерского обучения педагогов для системы инклюзивного образования с включением в нее дистанционных курсов, форм учебной работы on-lain, интерактивных форм обучения с использованием открытых образовательных ресурсов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" является весьма актуальной проблемой и востребованной на практике.

В Южном федеральном университете с 2014 года реализуется магистерская программа «Инклюзивное образование» по направлению 44.04.01 – педагогическое образование, по заочной форме обучения. Необходимость подготовки педагогических кадров для системы инклюзивного образования подтверждается требованиями ФГОС к организации образовательной деятельности лиц с ограниченными возможностями здоровья и отражается в Законе «Об образовании в РФ» [5], что детерминирует. Итак, открытие такой программы обусловлено необходимостью подготовки высококвалифицированных кадров для реализации в образовательных организациях инклюзивной практики. В 2014 году на данную программу было зачислено 12 обучающихся, в 2015 году 24 обучающихся из Ставропольского края, Ростовской области и Краснодарского края. На данный момент в университет поступила официальная заявка на прием в 2016 году на основе договоров о целевом обучении педагогов Ростовской области, подписанная Министром общего и профессионального образования Ростовской области Л. В. Балиной. Проведенный мониторинг востребованности данной магистерской программы в Ростовской области и Южном федеральном округе показал, что более 70 % опрошенных преподавателей системы общего и профессионального образования осознают необходимость повышения уровня своего профессионализма в сфере организации обучения лиц с инвалидностью и с ОВЗ в условиях инклюзивной образовательной организации. Исследования показали высокую заинтересованность руководителей образовательных организаций, муниципалитетов (около 85 % опрошенных) в повышении степени готовности педагогов к работе в инклюзивном образовании. Таким образом, востребованность выпускников данной программы на рынке труда подтверждается цифрами приема и связана с планомерным развитием системы инклюзивного образования детей и молодежи с инвалидностью и ОВЗ на Юге России.

Особенность организации такой магистерской программы заключается в том, что магистранты – это в основном работающие педагоги, поэтому наиболее приемлемой формой обучения для них является заочная форма обучения. Степень мотивации к формированию инклюзивных компетенций у таких магистрантов очень высокая, в соответствие с этим у них сформированы и требования к качеству своей подготовки. Создание условий для эффективного обучения работающих профессионалов образовательной сферы с использованием всех возможностей электронного обучения, дистанционных образовательных технологий и виртуальной обучающей среды, позволит устранить выключение студентов-заочников из процесса профессиональной подготовки на длительное время и обеспечит им доступность вне зависимости от их местоположения.

Методология разработки курсов дисциплин данной магистерской программы с использованием электронного обучения основана на концепции развития личности, которая предусматривает индивидуализированный характер профессиональной подготовки обучающихся на уровне магистратуры, что обеспечивает высокий уровень учета возможностей каждого, способствует его саморазвитию в профессии и профессиональной самореализации. Ключевым фактором данного направления развития образования является создание условий для формирования у обучающихся компетенций в сфере самостоятельной когнитивной деятельности с использованием технологий электронного обучения. Данная методология обеспечивает построение образовательного пространства профессиональной подготовки магистров по направлению 44.00.00 Образование и педагогические науки, на основе следующих принципов: интеграции, открытости, мобильности, интерактивности. Идеология и архитектура большинства предлагаемых платформ, обеспечивающих реализацию дистанционных курсов, направлена на преподавателя как активной автономной единицы, т.е. именно преподаватель должен выполнять основную работу по настраиванию пространства дистанционного курса. Этот факт и позволил определить в качестве методологической основы положения онлайновой педагогики, которые позволяют активизировать магистранта через использование в обучении творческих заданий, которые невозможно автоматизировать, как например тестовые задания, и при выполнении которых обучающимся требуется проявление определенного знания и навыков более высокого порядка. Именно это и позволяет активно использовать дистанционные образовательные технологии и электронное обучение в магистерские подготовки педагогических кадров, способных к реализации инклюзии. Анализ интенсивности использования дистанционных технологий в профессиональном высшем образовании показал, что данные технологии активно используются в обучении экономистов, менеджеров и практически не присутствуют в процессе профессиональной подготовки педагогов, в связи с этим новизной предложенной архитектоники программы подготовки магистров по направлению педагогическое образование является тот факт, что в ходе разработки дистанционных курсов магистерской программы «Инклюзивное образование» будет выстроена смешанная (blender) модель профессиональной подготовки магистров заочной формы обучения по направлению педагогическое образование, включающая очные краткосрочные учебные занятия и занятия в дистанционной форме. Именно такая форма позволит устранить выключение студента из процесса профессиональной подготовки на длительное время (от сессии к сессии) и обеспечит им проведение обучения вне зависимости от их местоположения. Такая форма построения процесса стирает границу между очной и заочной формой обучения за счет комплексного использования дистанционных образовательных технологий и построения виртуальной образовательной среды педагогического образования.

Основная задача, которую необходимо решить – это разработать дистанционные курсы дисциплин, входящих в состав учебного плана подготовки магистров, обучающихся по заочной форме обучения. К основным элементам разработки дистанционных курсов можно отнести: 1. Подготовка информации о программе, курсах, особенностях организации образовательного процесса, построение индивидуального учебного плана, организации практик, НИР для студенческого Web-портала, как основного коммуникационного канала, связующего магистранта с университетом. 2. Использование в ходе организации образовательного процесса в магистратуре сетевых средств записи, редактирования и просмотра лекций (lecture capture). Использование таких программных средств позволит в реальном режиме времени записать лекцию, объединив видео с PowerPoint слайдами, с пояснениями лектора, дополнительными материалами, а также сделать эти материалы доступными для магистрантов на сервере университета в режиме онлайн (streamingvideo). Использование средств мобильной связи как средств обучения в данном случае позволит магистрантам быстро «пролистать» лекцию, вернуться к наиболее сложным вопросам, загрузить и посмотреть нужные фрагменты лекции на iPhone, прослушать аудиозапись лекции. 3. Разработка электронных учебно-методических комплексов (online learning centers) дисциплин, доступных в электронной форме или в режиме онлайн: примерные учебные планы и программы дисциплин, планы лекций; Power point слайды презентаций для лекций, с комментариями в звуковых файлах; кейсы, проектные задания, педагогические задачи и другие виды заданий для самостоятельной работы, а также методические рекомендации к их выполнению, оформлению; перечень учебной, научной литературы и тематических Web-сайтов; сквозной проект и методические рекомендации по его выполнению; тестовые задания и методические рекомендации к самостоятельному прохождению онлайн тестирования. 4. Подготовка полнотекстовых материалов по учебным дисциплинам для размещения на Портале электронных ресурсов ЮФУ. 5. Подготовка методических материалов использования средства синхронных коммуникаций (Wimba, Elluminate, WebEx, Flashmeeting, Acrobat, NetMeeting, Skype и проч.) в ходе освоения курсов в дистанционном режиме: проведение тьюториалов, конференций, онлайн-презентаций результатов проектной деятельности, проведение тренингов, проектных и модельных семинаров. 6. Разработка методических материалов для организации обучения с использованием средств асинхронной коммуникации: блоги будут использоваться для организации саморефлексии, дискуссии – для обсуждения кейсов, для организации групповых проектов – wiki, электронная почта, электронное портфолио (e-portfolio).

Реализация магистерской программы, учебный план которой включает в себя дистанционные курсы дисциплин и элементы электронного обучения помимо компетенций, указанных в ФГОС высшего образования по направлению подготовки 44.04.01, у магистрантов будут сформированы компетенции, обеспечивающие выполнение ими трудовых функций, зафиксированных в Профессиональном стандарте «Педагог» [6]. К таким компетенциям мы можем отнести, во-первых, академические компетенции, включающие поиск и оценку информации, работу с первоисточниками, составление аннотированных библиографий, выполнение исследовательских проектов, академическое письмо. Во-вторых, так называемые бизнес-компетенции или компетенции владения средствами синхронной коммуникации, включающие умение проводить электронные совещания, тьюториал, коллоквиум, семинар, навыки совместного использования экрана для демонстрации, проведение онлайн презентаций. В-третьих, компетенции, связанные с демонстрацией и презентацией результатов своей работы в электронном пространстве, в частности, навык составления электронного портфолио.

В Южном федеральном университете процесс профессиональной подготовки обучающихся выстраивается на основе принципов: модульности, активизации проектной деятельности, реализации внутриуниверситетской академической мобильности. Предложенное проектирование процесса подготовки магистров полностью соотносится с образовательными стандартами вуза, и его реализация позволит предложить новые формы развития существующих программ. Например, дисциплина «Инновационные процессы в образования» изучается всеми магистрами первого года обучения во всех учебных подразделениях университета, где идет подготовка по укрупненной группе специальностей и направлений 44.00.00 «Образования и педагогических наук». В связи с этим преобразование данного курса в дистанционный позволит создать на его базе пространство, способствующее реализации междисциплинарной проектной деятельности всех магистрантов различных образовательных программ, а дисциплина «Проектирование процесса обучения в образовательной организации, реализующей инклюзивную практику» (объем 5 зачетных единиц) включена в учебный план магистерской программы «Инклюзивное образование». Его разработка как дистанционного курса с формами работы в on-lain позволит включать данный курс как новый элемент в модуль внутриуниверситетской академической мобильности обучающихся всех направлений и специальностей в университете по их желанию, что даст системный эффект в подготовке студенческой молодежи к построению инклюзивного общества и инклюзивного образования в стране.

В Южном федеральном университете, практически как и во всех вузах, используются дистанционные образовательные технологии и присутствуют элементы электронного обучения при реализации основных образовательных программ: электронное обучение в ЮФУ e-learning; конструкторы сайтов wiki,uCoz, сайты Google; социальные сети VK, Facebook, Twitter; облачные технологии yandex, googl; специализированные ресурсы сети Интернет; открытая система электронного образования; Skaype и Skayeng; подсистема контроля успеваемости, Личный кабинет студентов ЮФУ с портфолио и возможностью тестирования, участия в конкурсах, выбором вариативных курсов и спортивных секций; Портал электронных ресурсов ЮФУ. Однако для реализации новой модели заочного обучения магистрантов образовательной организации будет необходимо закупить программные средства, позволяющие в реальном режиме времени записать лекцию преподавателя, объединив видео с PowerPoint слайдами, с пояснениями лектора, дополнительными материалами, а также сделать эти материалы доступными для магистрантов на сервере университета в режиме онлайн (streamingvideo) [2].

К критериям оценки эффективности включения в учебный план дистанционных курсов дисциплин и элементов электронного обучения можно отнести: качество подготовки магистра к выполнению профессиональной деятельности; степень совместимости разработанных дистанционных курсов с другими образовательными программами подготовки магистров в ЮФУ и университетах региона; соответствие разработанных курсов ожиданиям обучающихся, администрации университета и работодателей; степень соответствия проекта, стратегии развития университета и региональной системы образования; время разработки, апробации и реализации проекта; масштабность использования разработанных дистанционных курсов; возможность использования результаты проекта при разработке других дистанционных курсов; количество обучающихся, удовлетворенных разработанным продуктом; количество обучающихся, желавших принять участие в апробации дистанционных курсов и дальнейшем их совершенствовании; количество обучающихся, продолжающих использовать предложенную форму обучения в системе постдипломного неформального образования; количество обучающихся других магистерских программ, выбравших разработанные дистанционные курсы и включивших их в свою образовательную программу; количество обучающихся, выбравших разработанные дистанционные курсы для включения в индивидуальный учебный план повышения квалификации. В процессе апробации и внедрения проекта планируется использовать опросы, анкетирование, самохарактеристики, критические замечания и пожелания участников проекта, диагностический инструментарий оценки уровня сформированности специальных компетенций.


Библиографическая ссылка

Горюнова Л.В. СПЕЦИФИКА РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24367 (дата обращения: 14.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674