Произошедшие за последнее время в российском обществе социально-экономические изменения ведут, с одной стороны, к повышению роли личности в социуме, с другой, к увеличению индивидуальной ответственности личности за результаты деятельности. Соответственно, меняется национальная политика в области образования. В России государство постепенно отходит от жесткого администрирования образовательного процесса, что обусловливает новое содержание российских нормативных документов в области образования, в которых в качестве важнейших приоритетов сегодня обозначены рост институциональной автономии вузов, а также обеспечение академических свобод субъектов образовательной среды вуза (обучающихся и преподавателей).
Такая трансформация, в свою очередь, определяет новые требования к субъектам образовательной среды вуза, которые должны обладать автономностью – готовностью действовать и развиваться на основе самоопределения, критической рефлексии и высокой социальной ответственности, как в образовательной среде вуза, так и вне этой среды. Учебная (у студентов) и профессиональная (у преподавателей) автономность позволит субъектам образовательной среды вуза рационально использовать предоставленные им академические свободы, принимая ответственные решения и осуществляя самостоятельный выбор в области своей учебной и профессиональной деятельности [4]. Выступая одной из ключевых компетенций современного специалиста, автономность способна обеспечить успешность не только формального, но и неформального образования на протяжении всей жизни. Таким образом, современные тенденции развития общества и высшего образования требуют повышения уровня автономности субъектов образовательного процесса.
Необходимость поиска эффективных путей решения этой задачи на уровне образовательной среды вузов определила цель данного исследования, заключающуюся в разработке концептуальных основ построения автономно ориентированной образовательной среды вуза. Для достижения поставленной цели были изучены и проанализированы данные современной зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературы, позволяющие провести конкретизацию идей автономности применительно к образовательной среде современного вуза и ее субъектам.
Теоретические основания построения автономно ориентированной образовательной среды вуза
В широком смысле образовательная среда в современной психолого-педагогической литературе рассматривается как «диалектическое единство пространственно-предметных и социальных компонентов, тесно связанных между собой и взаимообусловленных» [7]. В научной литературе подчеркивается высокий потенциал образовательной среды вуза, взаимодействие и интеграция компонентов которой обусловливают «наличие у образовательного учреждения выраженной способности создавать условия и возможности для целенаправленного и эффективного использования педагогического потенциала среды в интересах развития личности всех ее субъектов» [2]. При этом использованная в данном определении категория возможности, с одной стороны, уменьшает категоричность термина «условия» и, с другой, подчеркивает ключевую роль личности во взаимодействии с образовательной средой. Примечательно, что данная идея нашла отражение в ряде научных работ, где отмечается, что образовательная среда лишь определяет тенденцию формирования личности субъектов, возможность развития у них тех или иных характеристик [5, 8]. Необходимым условием реализации потенциала образовательной среды вуза выступает активная позиция ее субъектов, их взаимодействие с различными компонентами образовательной среды. Как справедливо отмечает М. Полани, «не все то, что окружает человека, является действительно средой его развития. Влияют на этот процесс только те условия, с которыми он вступает в ту или иную действенную связь. Среда воздействует на индивида через его деятельность» [6].
Между тем учет выявленной в психолого-педагогической литературе сущности автономности, предполагающей самодетерминацию на основе внутренней мотивации [10], позволяет утверждать, что включенность субъектов в деятельность и взаимодействие сами по себе не гарантируют развития у них автономности. Дело в том, что субъекты образовательной среды вуза вполне могут самостоятельно выполнять те или иные действия и не будучи внутренне мотивированными (например, исходя из мотивации избегания неудачи). Чтобы вызвать внутреннюю мотивацию, важно стимулировать «включение» личностных характеристик субъекта (его интересов, целей, мотивов, отношений) [3].
Особым потенциалом для активизации личностных характеристик обладает автономная деятельность. Ее структура позволяет актуализировать способность субъекта среды самостоятельно ставить цели, исходя из внутренней мотивации достижения успеха и личностно-профессионального саморазвития, принимать ответственные решения на основе рационального использования ресурсов образовательной среды и предоставляемого ею поля возможностей выбора, осуществлять рефлексию собственной деятельности и на ее основе совершенствовать свою деятельность, тем самым становясь более компетентным и обеспечивая собственную личностную самореализацию. В связи с этим, возможность развития автономности субъекта образовательной среды определяется характером (автономным или нет) деятельности, в которую он включен. Данная идея находит свое отражение в принципе деятельностного опосредования, обозначенном в работах В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, А. П. Петровского.
Важной характеристикой автономной деятельности является ее творческий характер, который позволяет обеспечить свободное, активное саморазвитие личности, при котором «человек одновременно становится продуктом и творцом своей среды» [8]. Автономная деятельность позволяет создать ситуацию, при которой субъекты оказывают влияние на образовательную среду, изменяют ее. Это, в свою очередь, запускает механизм восприятия данной среды как «своей» [1], лежащий в основе внутренней (или автономной) мотивации учебной / профессиональной деятельности.
Таким образом, с одной стороны, автономно ориентированная образовательная среда должна предоставлять ее субъектам возможности автономной деятельности (в том числе по развитию образовательной среды вуза), личностно-профессионального саморазвития и самореализации. С другой стороны, от нее зависит, насколько ее субъекты реализуют свои возможности.
Основные характеристики автономно ориентированной образовательной среды вуза
Рассмотренные теоретические положения, касающиеся теории образовательной среды, автономности и автономной деятельности личности в образовании обусловливают основные характеристики автономно ориентированной образовательной среды вуза (далее – АООСВ). Прежде всего, данная среда не является изолированной. Она активно взаимодействует с несколькими уровнями образовательной среды, выделяемыми в современной науке (А. В. Мудрик, А. Л. Вишнякова-Вишневецкая и др.). Данная характеристика АООСВ вытекает из философского понимания сути автономности не как свободы «от», предполагающей дистанцирование личности, ее нежелание нести ответственность, выход из ограничений или протест, а как свободы «для», основанной на способности личности действовать свободно и творчески, но одновременно ответственно, с учетом принятых в обществе морально-этических норм (А. С. Арсеньев, Д. А. Леонтьев, Э. Фромм и др.). Таким образом, по характеру взаимодействия с внешней средой АООСВ является открытой. При этом открытость АООСВ проявляется не только в ее открытости новым идеям, технологиям, опыту, но и в ее взаимодействии с другими уровнями образовательной среды.
На практике взаимосвязь АООСВ с другими уровнями образовательной среды выглядит следующим образом. Как среда локального уровня, АООСВ активно взаимодействует с другими образовательными (и не только) средами локального, регионального уровня, а также глобального уровня. В результате в образовательной среде вуза, с одной стороны, появляются новые стимулы и вызовы для субъектов данной среды. С другой стороны, предоставляется больше возможностей для включения этих субъектов в автономную деятельность и их самореализации, что приводит к росту автономности у субъектов АООСВ. Таким образом, более глобальные уровни образовательной среды влияют на более частные, и, в конечном итоге, все уровни среды (прямо или опосредованно) взаимодействуют с ее субъектами. Анализ и обобщение положений личностно-деятельностного (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. В. Сериков и др.), средового (А. И. Бондаревская, С. Д. Дерябо, В. И. Слободчиков, В. А. Ясвин и др.), синергетического (В. Г. Афанасьев, С. П. Курдюмов, В. П. Казначеев, Е. Н. Князева и др.), компетентностного и контекстно-компетентностного (А. А. Вербицкий, И. А. Зимняя, В. Д. Нечаев и др.) подходов в контексте теории автономности личности в образовании (Н. Ф. Коряковцева, Е. А. Носачева, Е. А. Цывкунова, N. Aoki, P. Benson, D.Little, R.C. Smith и др.) позволяют нам рассмотреть взаимодействие АООСВ и ее субъектов как процесс взаимодействия и коэволюции различных сред. Как видно из представленной ниже на рисунке модели взаимодействия различных типов сред в образовании, неизбежными являются пересечения различных сред.
Модель взаимодействия различных типов сред в образовании
Эти пересечения могут быть обозначены как «зоны развития» в связи с тем, что пересечение различных сред обеспечивает возникновение в данных средах противоречий, вызовов, стимулов к саморазвитию. Чем больше сред пересекается, тем больше вызовов возникает. Вызовы могут быть расценены как стрессоры для неавтономных субъектов АООСВ, тогда как обладающие автономностью ее субъекты воспринимают их как возможности для саморазвития. Соответственно, можно вести речь о том, что в АОСВ «зона развития» будет обладать большим потенциалом там, где пересекается максимальное количество сред (в данной схеме эта зона обозначена как «зона максимального личностного развития» – ЗМЛР).
Таким образом, предоставляя широкие возможности для развития и взаимодействия индивидуальной образовательной среды обучающегося и индивидуальной профессионально-образовательной среды преподавателя в условиях открытости глобальной образовательной среде, по своему содержанию АООСВ становится интенсивной, инновационной, насыщенной культурно значимыми объектами и непрерывно развивающейся.
По стилю взаимодействия внутри среды она может быть охарактеризована как гуманистическая. По степени творческой активности данная среда является творческой (или идейной). При этом в основу данной характеристики АООСВ может быть положена выделенная В. А. Ясвиным творческая модальность (как противоположная догматической, карьерной, безмятежной модальностям) [8]. Это придает образовательной среде вуза развивающий, личностно ориентированный характер.
Событийная и корпоративная общность, деятельность по развитию среды, которые обеспечивают восприятие данной среды как «своей», сокращают разрыв между индивидуальными и коллективными целями, позволяя субъектам АООСВ реализовать свои возможности на основе внутренней детерминации деятельности. Таким образом, приоритетом в АООСВ являются личностно-значимые ценности субъектов образовательного процесса и детерминированная этими ценностями их автономная деятельность.
В идеале, чем больше указанных выше характеристик свойственны образовательной среде вуза, тем больше она содержит возможностей для совершенствования, и, следовательно, тем выше ее развивающий личность потенциал. Обладающая данными характеристиками образовательная среда вуза способна воспитать личность с высокой самооценкой, активно осваивающую и преобразующую окружающий мир, открытую и свободную. Делая этот вывод, важно понимать, что иногда сочетание разных, иногда весьма противоречивых характеристик среды в том или ином вузе может послужить вызовом для развития автономности ее субъектов. Тем не менее учет данных характеристик при проектировании образовательной среды вуза будет способствовать реализации потенциала автономности в образовании.
Принципы построения автономно ориентированной образовательной среды вуза
В целом, экстраполяция идей автономности в контекст современной теории и практики высшего образования позволяет выделить следующие принципы построения АООСВ, позволяющие обеспечить акцент на особой роли личности в среде как активного, взаимодействующего со средой ее субъекта:
1. Принцип демократизации и гуманизации, который предполагает стимулирование активного взаимодействия и сотрудничества субъектов АООСВ, а также предоставление им академических свобод, обеспечивающих реальные возможности для самостоятельного выбора форм и видов деятельности, взаимодействия, творческой активности, личностно-профессионального саморазвития, проявления ответственности и реализации собственной социально-нравственной позиции.
2. Принцип творческой организации деятельности. В основу данного принципа построения АООСВ может быть положена выделенная В. А. Ясвиным творческая модальность (как противоположная догматической, карьерной, безмятежной модальностям) [7].
3. Принцип насыщенности, означающий, что АООСВ по своему содержанию должна быть насыщена доступной для ее субъектов учебной, научной, профессиональной и культурно значимой информацией и непрерывно развивающейся.
4. Принцип открытости, подразумевающий открытость новым идеям, технологиям, опыту, активное взаимодействие с различными уровнями образовательной среды, открытость и прозрачность АООСВ для ее субъектов.
5. Принцип внутренней детерминации деятельности субъектов АООСВ, обеспечивающийся построением образовательного процесса с учетом интересов, целей, мотивов, отношений, ценностей субъектов образовательной среды, а также на основе стимулирования их постоянной деятельности в зоне актуального и ближайшего развития, ответственности за образовательные результаты, мотивации достижения успеха, жизненного самоопределения и самореализации.
6. Принцип осознания образовательного контекста и личной ответственности. Значимость данного принципа в системе построения АООСВ обусловлена его превентивной ролью, ограничивающей действие принципа внутренней детерминации и позволяющей снизить риски для учебно-воспитательного процесса. Эти риски могут быть снижены за счет понимания «миссии» автономности, которая призвана обеспечить не свободу «от» как уход от контроля и ответственности, а свободу «для» творчества и непрерывного личностно-профессионального саморазвития. Стимулированию осознания субъектами образовательной среды образовательного контекста способствует открытость образовательной среды вуза, а также вовлечение, как обучающихся, так и педагогов, в процессы формирования целей, содержания и оценки результатов образования (например, на основе рейтинговой системы оценки деятельности и Портфолио).
7. Принцип непрерывности, взаимосвязанности и взаимообусловленности процессов развития АООСВ и субъектов образовательного процесса, вытекающий из положения средового подхода о «взаимообусловленности изменений личности и среды» [1].
8. Принцип гибкости и вариативности (изменение среды в соответствии с новыми потребностями в образовательных услугах).
9. Принцип смысловой упорядоченности предполагает наличие в вузе системы делегирования полномочий и распределения ответственности, а также системы менеджмента качества. При этом последняя, следуя классическому подходу к менеджменту качества (Э. Деминг, Дж. Джуран и др.), должна подразумевать не внешний контроль, не проверку достижения требуемых результатов или стандарта, а создание условий и возможностей для совершенствования образовательной среды вуза.
10. Эмоциональная комфортность, которая предполагает наличие условий для поддержания психологического благополучия субъектов образовательной среды. Данный принцип означает не отсутствие вызовов в образовательной среде вуза, а наличие условий для трансформации этих вызовов из потенциальных стрессоров в возможности для самоактуализации и саморазвития за счет развития автономности путем перехода с внешнего на внутренний локус контроля, с операциональных компонентов деятельности – на ее ценностно-смысловые основания. При этом автономность позволит субъектам АООСВ преодолеть возможные зачатки эмоционального выгорания и обеспечить их психологическое благополучие [9].
Выводы
На основе изучения данных психолого-педагогической литературы, в статье выделены основные характеристики автономно ориентированной образовательной среды вуза. Являясь интенсивной, инновационной, насыщенной культурно значимыми объектами и непрерывно развивающейся, такая образовательная среда должна предоставлять широкие возможности для развития и взаимодействия индивидуальной образовательной среды обучающегося и индивидуальной профессионально-образовательной среды преподавателя в условиях открытости глобальной образовательной среде. Комплексная реализация представленных в данной статье принципов построения АООСВ позволит придать образовательной среде вуза автономно ориентированный характер, трансформировав ее в целостную динамическую систему взаимосвязанных и взаимообусловленных пространственно-предметных и социальных компонентов, стимулирующих взаимодействие субъектов данной системы в целях их личностно-профессионального саморазвития и самореализации.
Библиографическая ссылка
Гаврилюк О.А., Константинова Е.С., Платонова Н.В., Лебедева Т.П. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ АВТОНОМНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24319 (дата обращения: 12.12.2024).