Актуальность анализа проблемы ресоциализации осужденных обусловлено тем, что сегодня по данным Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) в местах лишения свободы содержится 650 тыс. человек [4]. В то же время Министерством внутренних дел РФ в январе – феврале 2016 года зарегистрировано 370,3 тыс. преступлений, или на 7,3 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рост регистрируемых преступлений отмечен в 62 субъектах Российской Федерации, в том числе и Тюменской области (без автономных округов) на 7,4 %, при этом зарегистрировано 91,9 тыс. преступлений, совершенных рецидивистами, то есть каждое второе преступление в стране (47 % от общего количества преступлений) совершается ранее судимым лицом [3]. Высокий показатель рецидивной преступности ставит под сомнение эффективность сложившейся системы исполнения уголовных наказаний и результативность ресоциализационной деятельности общественных институтов, призванных способствовать интеграции бывших осужденных в социум.
В октябре 2010 года была утверждена «Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года», определяющая приоритетные направления в области организации жизнедеятельности осужденных, нацеленная на поэтапное решение наиболее острых пенитенциарных проблем, в том числе и ресоциализацию осужденных [2]. Ориентируясь на опыт передовых зарубежных стран, российская пенитенциарная система меняет принципы работы с осужденными: наблюдается переход от традиционных подходов исправления осужденного к приоритетным задачам развития его личности. В данном контексте современные пенитенциарные парадигмы ориентированы на минимизацию изоляции осужденных и максимизацию создания оптимальных условий для их ресоциализации.
Учитывая данные обстоятельства, особую актуальность приобретает разработка современных механизмов и средств ресоциализации осужденных, обеспечивающих не только процесс развития личности осужденного, но и способствующих формированию модели поведения, необходимой для его успешной последующей социальной интеграции в общество.
Ресоциализация осужденного протекает под воздействием определенных субъектов. К ним относят: систему исполнения наказания, семью, работу, средства массовой информации, культуру, религию, образование, институты социальной защиты и гражданского общества. Особого внимания заслуживает аспект образования осужденных в дискурсе изучения позитивного влияния высшего образования на личность осужденного. Это детерминировано тем, что, несмотря на все многообразие мер исправления осужденных, они малоэффективны и не отвечают требованиям современного российского общества. Вместе с тем большинство современных исследователей акцентируют внимание на образовательных технологиях ресоциализации несовершеннолетних осужденных, игнорируя образовательный контент взрослых заключенных [1].
Образование осужденных в исправительном учреждении можно структурно классифицировать на образование несовершеннолетних и взрослых осужденных.
Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012) устанавливаются следующие уровни образования (гл.2, ст.10, п.4): дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование; среднее профессиональное образование; высшее образование – бакалавриат; высшее образование – специалитет, магистратура; высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации [5].
Федеральным законом, вступившим в силу с 1 сентября 2013 года, регламентировано получение различных уровней образования осужденными лицами, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Так, статья 80 п. 9 данного закона гласит, что лицам, осужденным к принудительным работам или к лишению свободы, разрешается получение среднего профессионального и высшего образования в заочной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования с учетом требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации к отбыванию соответствующего вида наказания [5].
Отсюда, автором рассматривается система ресоциализации осужденного, одним из субъектов которой выступает образовательное пространство как детерминанта влияния на субъективные (личностные особенности, самооценка, самовоспитание), и объективные (сеть социальных контактов, пространство пенитенциарного учреждения, возможности самореализации) факторы трансформации личности осужденного.
Данная теоретико-прикладная парадигма требует всесторонней научной разработки, эмпирического исследования и практической апробации, что свидетельствует об актуальности темы исследования.
Проблема правонарушений и преступности, методы ресоциализации осужденных всегда вызывали научный интерес. В разные годы в русле своих научных направлений ее разрабатывали зарубежные исследователи: И. Анденес, М. Ансель, Д. Гарланд, Т. Колинд, Н. Кристи, Э. Ферри, М. Фуко, П. Франс и другие. К отечественным исследованиям данной проблематики можно отнести труды: Ю. А. Алферова, Ю. М. Антоняна, Ю. В. Баранова, Т. Н. Волковой, И. И. Евтушенко, Ю. В. Жулевой, В. В. Зритнева, В. Н. Кудрявцева, В. Е. Южанина. В настоящее время влияние образовательного пространства на ресоциализацию совершеннолетних осужденных исследуется в немногочисленных работах C. О. Аквазбы, В. Т. Волова, Н. Ю. Воловой, Л. Л. Мехришвили, Н. И. Скок. Данный факт обусловлен тем, что практика реализации высшего образования в пенитенциарных учреждениях сегодня относительно нова [1].
Таким образом, в современной науке явно ощутим недостаток работ, посвященных образовательной ресоциализации осужденных, а также специфике и условиям, способствующим успешности данного процесса. Разработка данной проблемы требует системных исследований и глубокого теоретико-эмпирического анализа. Автором отмечается отсутствие и научно обоснованных критериев для оценки эффективности и анализа феномена ресоциализации осужденных. Мало исследованным остается вопрос о роли высших образовательных учреждений в системе ресоциализации осужденных, а также факторов успешности реализации образовательного процесса непосредственно в пенитенциарной среде. Все перечисленное обуславливает актуальность научно-практической проблематики данного исследования.
Эмпирическая база работы представлена результатами анализа официальных документов и нормативно-правовой базы, данных статистики и материалов периодической печати. Собственную эмпирическую базу составили результаты авторских исследований, выполненных за период 2006–2014 гг.:
- Анализ документов. Основную базу составили нормативные правовые акты, федеральные и региональные целевые программы в соответствующей сфере, ведомственные данные (планы и отчеты) по работе с осужденными исправительного учреждения, научная литература (статьи, монографии, диссертации).
- Данные формализованного интервью, проведенного в исправительной колонии № 2 (г. Тюмень), 2006–2009 гг. В формировании выборочной совокупности применялась методика сплошного отбора (N=70). Респондентами выступили студенты-осужденные 1 и 2 курса обучения.
- Результаты качественного исследования (метод фокус-групп) «Высшее образование как средство ресоциализации осужденных», проведенного в 2010–2012 гг. в г. Тюмени. Респондентами выступили студенты-осужденные 4 и 5 курсов, получающие высшее профессиональное образование в местах лишения свободы (N=30).
- Данные нарративного интервью, проведенного в ТюмГНГУ в 2012–2014 гг. В качестве респондентов выступили выпускники ТюмГНГУ, бывшие осужденные (N=15).
- Анализ результатов неформализованного интервью экспертов, проведенного в 2014 г. в г. Тюмени. Экспертами выступили преподаватели вуза, осуществляющие обучение студентов в местах лишения свободы, и сотрудники исправительного учреждения (N=15).
Результаты экспериментального наблюдения за реализацией процесса предоставления высшего образования в местах лишения свободы (метод включенного наблюдения). Социальный эксперимент проходил на базе исправительной колонии № 2, г. Тюмени в период с 2006 по 2014 г.
Обобщение и анализ данных эксперт-опроса позволил, в том числе, выявить критерии результативности позитивных изменений личности осужденного в результате апробации экспериментальной авторской модели (таблица).
Таблица результативности позитивных изменений личности осужденного
Этапы ресоциализации |
Содержание этапа ресоциализации |
Направления работы в рамках образовательного процесса студента-осужденного |
||
Воспитание |
Образование |
Ресоциализация |
||
Диагностический |
изучение индивидуально-психологических особенностей личности студента-осужденного |
диагностика ценностных ориентаций проводилась с помощью неформализованного интервью с осужденными |
осуществление анализа личных дел студентов-осужденных с целью выявления их уровня образования |
индивидуальная работа с родственниками и близкими осужденных |
Прогностический |
формирование индивидуальной и социальной субъектности |
расширение культурного пространства, вовлечение в совместную деятельность; участие в мероприятиях в рамках образовательного эксперимента |
смена ценностной парадигмы, обогащение навыками законопослушного поведения в процессе коммуникационного взаимодействия преподаватель-студент |
формирование навыка самостоятельного овладения знаниями, подготовка к жизни на свободе |
Практический |
разработка критериев оценки результатов работы, методы, организационные формы работы и использование современных технологий |
развитость самосознания; принятие общественных норм поведения; развитие и утверждение правового сознания |
конкурентоспособность на рынке труда, соответствие высокому уровню профессионализма (высокий уровень знаний, умений, гибкость в получении информации, мобильность ее использования); усвоение содержания образования |
готовность к воздействию с социальной средой; развитие коммуникативного потенциала, конструктивного мышления, ответственности за помыслы и поступки; позитивное отношение к миру; потребность в самоактуализации; свобода выбора в принятии решений |
Апробация экспериментальной модели проходила с 2006 по 2014 г. в Тюменском государственном нефтегазовом университете (ТюмГНГУ) и осуществлялась кафедрой «Социологии» по специальности «Социальная работа» (заочной форме). Особенность эксперимента состояла в том, что в процессе его реализации использовалась не дистанционная, а традиционная форма обучения осужденных. Важной задачей в организации учебного процесса и профессиональной подготовки являлся отбор и применение таких технологий и методов обучения, которые бы способствовали быстрому и рациональному освоению знаний студентами-осужденными. Применение современных образовательных технологий позволил максимально раскрыть индивидуально-личностный потенциал студентов-осужденных. Было выявлено, что образовательное пространство влияет на формирование и развитие позитивных аспектов ресоциализации как на уровне личности (обновление системы знаний, подготовка к будущей жизни в обществе, принятие социальных норм; восстановление или расширение социальных связей; конкуренция на рынке труда), так и на уровне социума (целостность общества; снижение рецидива преступлений; борьба с криминализацией общества; реализация гуманистических принципов).
Интервьюирование проводилось среди выпускников ТюмГНГУ (бывших осужденных, после завершения их процесса обучения). Собранные данные отражают, что все обучающиеся, вышедшие на свободу, социально интегрировались в общество, наблюдалась успешная их ресоциализация: практически все выпускники создали семью, некоторые сделали успешную карьеру, имеют перспективные планы на будущее. Никто из осужденных до настоящего момента не совершил повторного преступления.
В результате социального эксперимента в оценках освободившихся заключенных было выявлено:
1. Обобщая высказывания обучающихся и экспертов, можно отметить, что знания умения и навыки, полученные во время обучения в исправительном учреждении, в дальнейшем позволили респондентам легче ориентироваться в условиях «свободной жизни», необходимых в профессиональной и социальной деятельности. Были инициированы самоорганизационные процессы социальной субъектности.
Респонденты высказывают положительную реакцию относительно объективности изменения речи. Это проявляется в следующих высказываниях: «изменилась речь, язык»; «увеличился словарный запас»; «стремлюсь избегать в речи тюремного жаргона»; «стал использовать при общении специальные термины».
2. В результате получения образования среди ценностей осужденных-выпускников безусловным жизненным приоритетом стали «семья и дети», «получение образования и профессии», «здоровье». Перспективы дальнейшей жизни респонденты ассоциируют с дальнейшим получением образования, которое для бывших осужденных стало не столько временным событием, сколько серьезным фактором дальнейшего благополучия. Респонденты также отметили изменения в интересах и предпочтении круга общения в местах лишения свободы: «стал больше читать»; «изменились интересы от таких, как поесть и поспать, к поиску информации и знаний»; «стал заниматься оригами, даже не знал, что так интересно».
Особенно студенты отмечают заинтересованность в непосредственном контакте с профессорско-преподавательским составом, в получении знаний, умений и навыков, в тренинговых формах работы, в формировании готовности к освобождению, что исключает страх неизвестности: «отношения, которые царят в учебной группе, значительно отличаются от тех, которые преобладают в отряде»; «студент студента выделяет из общей массы осужденных, потому что есть что обсудить»; «приятно общаться с образованными людьми, преподаватели для меня – другое общество»; «получение новых знаний, умений и навыков позволяет почувствовать себя в других условиях».
Респонденты также отметили изменения в интересах и предпочтении круга общения в местах лишения свободы: «стал больше читать»; «изменились интересы от таких, как поесть и поспать, к поиску информации и знаний»; «стал заниматься оригами, даже не знал, что так интересно».
3. Высшее образование выступает как механизм компенсации дисбаланса социальной эксклюзии и образовательной коммуникации за счет создания образовательного контакта, инициированного организованным образовательным пространством.
Приведем отдельные высказывания, отражающие мнение участников фокус-групп относительно данного вопроса: «когда приходишь на занятие, ты забываешь, что находишься в тюрьме»; «по сути, занятие для меня – это часть свободы; преподаватели относятся к нам как к обычным студентам, а не как к “зэкам”».
При ответе на вопрос: «Возможно ли совершение Вами повторного преступления?» абсолютно все обучающиеся отреагировали негативно на дальнейшую причастность к криминальной деятельности в целом, что связано как с переоценкой прежних ценностей, так и с новыми перспективами в жизни. Свои успехи в личной и трудовой деятельности большинство интервьюеров связывают, прежде всего, с полученным в исправительном учреждении высшего образования.
Многие из респондентов отмечают изменения в общении и интересах. Об этом свидетельствуют такие высказывания, как: «сейчас мои друзья – это те люди, с которыми я работаю, они не имеют ничего общего с теми людьми, с которыми общался ранее»; «образование изменило самооценку и отношения с окружающими»; «сейчас у меня есть семья и ребенок, есть работа, я даже занимаюсь общественной работой, оказываю постпенитенциарную помощь осужденным»; «высшее образование изменило отношение к жизни».
4. Рецидив преступления (уголовно-правовой, пенитенциарный), являясь одновременно объективным индикатором ресоциализации осужденных, представляет собой критерий эффективности проводимых практических действий в сфере исполнения наказаний по вопросам ресоциализации осужденных.
С целью повышения эффективности реализации высшего профессионального образования, осуществляемого на базе исправительных учреждений, автором разработан и предложен к реализации ряд мероприятий.
Предлагаемый комплекс мероприятий позволит обеспечить законодательно-нормативную основу, ресурсное и информационное обеспечение для сопровождения реализации высшего профессионального образования в исправительных учреждениях. Эксперимент имеет основания для дальнейшего тиражирования и апробации данного опыта в исправительных учреждениях региона и других субъектов Российской Федерации.
Таким образом, полученные результаты апробированной экспериментальной модели ресоциализации осужденных в условиях образовательного пространства высшей школы на базе пенитенциарного учреждения полностью подтвердили авторскую гипотезу, согласно которой студенты, обучающиеся в условиях социальной эксклюзии, социально-психологического прессинга и ограничений, в процессе образовательной деятельности сформировали навыки самовоспитания, самоорганизации как на личностном, так и поведенческом уровнях. Результативность данного эксперимента нашла отражение в условно-досрочном освобождении обучающихся и более успешной (по оценкам самих осужденных) их ресоциализации в обществе.
Библиографическая ссылка
Леонова Е.Ю. РОЛЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННОГО // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24281 (дата обращения: 14.12.2024).