Проблема здоровья подрастающего поколения и эффективной адаптации его к факторам среды обитания остается приоритетной в возрастной физиологии и профилактической медицине [5,6,9]. Ведущее место среди системных механизмов адаптации принадлежит вегетативной нервной системе (ВНС), в частности, исходному вегетативному тонусу (ИВТ). При этом степень адаптации детского организма во многом определяется психоэмоциональными характеристиками личности, являющимися структурной частью единых психовегетативных соотношений [3].
Цель исследования – изучить особенности функционального состояния ВНС во взаимосвязи с психоэмоциональным статусом у здоровых школьников для оценки их индивидуальной адаптации.
Материал и методы исследования
Обследовано 156 детей 7–15 лет, проживающих в г. Красноярске. Дети признаны клиническими здоровыми, имели средние показатели физического и полового развития. По возрастной периодизации сформированы 2 группы: первая 7–11 лет, вторая 12–15 лет. Для оценки функционального состояния ВНС у детей использован метод кардиоинтервалографии (КИГ) с определением ИВТ (эйтония, ваготония, симпатикотония) по показателям: Мо (мода, сек.); АМо (амплитуда моды, %); Δх (вариационный размах, сек.); ИН1 (индекс напряжения, усл. ед.) [1]. Оценку адаптационных возможностей детского организма проводили по Р. М. Баевскому [4]. Эмоциональные свойства личности ребенка исследовали с помощью детского варианта личностного опросника Г. Ю. Айзенка, состояние высших мозговых функций (ВМФ) изучали с помощью психодиагностических тестов для детского возраста по критериям: вербально-логического мышления тест «исключения понятий», объема внимания – тест «воспроизведение фигур», кратковременной памяти – тест «запоминания чисел». Оценивали количество правильных ответов и время в секундах (сек.), затраченное на выполнение задания [8]. Сенсомоторную асимметрию исследовали при помощи проб [2]: на ведущую руку – 4 пробы, ведущую ногу – 3 пробы, ведущий глаз – 3 пробы, ведущее ухо – 3 пробы. Определяли асимметрию по преобладанию правых и левых значений в каждом случае. Детей разделяли на группы по степени выраженности признаков праволатеральности: первую группу составили дети с тремя левыми показателями, вторую – с симметричными показателями, третью – с разнообразными сочетаниями левых и правых показателей, четвертую – с тремя правыми показателями.
Цифровой материал обработан стандартным пакетом программ STATISTICA, ver. 6.0 [7]. Количественные признаки оцениваются по критериям Манн – Уитни (M–W), Крускала – Уоллиса (K–W), качественные – по критерию c . Количественные параметры представлены в виде медианы (Ме) и 25 ‰ – 75 ‰; качественные – в виде абсолютных и относительных (в %) частот с указанием 95 % доверительного интервала (ДИ). Анализ зависимости признаков проводится с помощью коэффициента корреляции по Спирмену. Изменения считаются статистически значимыми при уровне значимости Р<0,05.
Результаты исследования и их обсуждение
По показателям КИГ сформированы группы детей в зависимости от ИВТ, представленные в таблице 1.
Показатели кардиоинтервалографии у здоровых детей с различным ИВТ
Показатели КИГ |
Дети с ИВТ-ваготониейn=37 [1] |
Дети с ИВТ-эйтонией n=90 [2] |
Дети с ИВТ-симпа- тикотонией n=31 [3] |
Статистическая значимость (Р) |
||
по М-W |
по K-W |
|||||
Мо, сек.
|
Ме |
0,72 |
0,72 |
0,65 |
Р1-3=0,0041 Р2-3=0,0003 |
- |
25‰- 75‰ |
0,68 - 0,78 |
0,70 – 0,76 |
0,58- 0,72 |
|||
Δх, сек.
|
Ме |
0,44 |
0,28 |
0,18 |
Р1,2-3<0,001 |
Р<0,001
|
25‰- 75‰ |
0,36- 0,52 |
0,26 – 0,32 |
0,18 – 0,20 |
|||
АМо, %
|
Ме |
15,00 |
22,00 |
30,00 |
Р1-2 <0,001 Р1,2-3<0,001
|
Р<0,001
|
25‰- 75‰ |
14,00- 17,00 |
20,00- 24,00 |
26,00- 32,00 |
|||
ИН1, усл. ед. |
Ме |
26,00 |
56,00 |
111,00 |
Р1-2 <0,001 Р1,2-3<0,001
|
Р<0,001
|
25‰- 75‰ |
22,00- 28,00 |
48,00- 61,00 |
99,00- 138,00 |
У большинства школьников (57,7 %, 90 человек) выявляется оптимальное соотношение симпатического и парасимпатического отделов ВНС и центральных механизмов управления ритмов, а величина ИН1 находится в границе значений нормы (30– 90 усл. ед.), что характерно для удовлетворительной адаптации организма ребенка [4]. Близко к вышеописанному варианту стоят дети с ИВТ-ваготонией (22,5 %, 37 человек) с невысоким показателем АМо (Р<0,001) на фоне некоторого увеличения показателя Δх (Р<0,001), что также отражает удовлетворительную адаптацию. Для детей с ИВТ-симпатотонией (19,8 %, 31 человек) свойственно в сравнении с остальными детьми увеличение показателя АМо (Р<0,001) на фоне относительно низких значений показателей Мо (Р=0,0041; Р=0,0003) и Δх (Р<0,001), что расценивается как усиление симпатических влияний на ритм сердца по нервным каналам регуляции и отражает напряженную адаптации. По данным КИГ у школьников выявляются возрастные особенности функционирования ВНС. У детей пубертатного периода в сравнении с детьми младшего школьного возраста выявляются элементы дизрегуляции ВНС [1], сопровождавшиеся нарастанием активности симпатического звена ВНС, оцениваемого по повышению показателя АМо в анализируемых возрастных группах детей (дети 12–15 лет: Ме 31,00 %; 25 ‰–75 ‰ 28,00 %–34,00 % и дети 7–11 лет: Ме 26,00 %; 25 ‰–75 ‰ 25,00 %–28,00 %; Р=0,0157).
Своеобразие психофизиологических возможностей детей, имеющих различный ИВТ, может проявляться в характере эмоциональных реакций и в поведении [6]. Изучен эмоциональный статус учащихся с различным ИВТ по шкале Г. Ю. Айзенка «интра-экстраверсии». В исследование включены школьники, имеющие по шкале лжи менее 4 баллов. Экстравертированный тип личности преобладает во всех группах детей (свыше 50 %) и достигает уровня статистической значимости в группе школьников с ИВТ-эйтонией (дети-экстраверты 64,4 %; 58 человек 95 % ДИ 54,35–73,78 в сравнении с детьми-интровертами 35,5 %; 32 человека 95 % ДИ 26,91–44,10; Р=0,0002) и с ИВТ- симпатикотонией (дети-экстраверты 83,9 %; 26 человек 95 % ДИ 68,75–93,78 в сравнении с детьми-интровертами 16,1%; 5 человек 95% ДИ 9,39–22,81; Р<0,001). Уровень экстравертированности находится в диапазоне умеренной экстраверсии (14–15 баллов). Интравертированный тип личности среди школьников чаще регистрируется у детей с ИВТ-ваготонией (43,2 %; 16 человек 95 % ДИ 34,95–51,45 как в сравнении с детьми с ИВТ-симпатикотонией: 16,1 %; 5 человек 95 % ДИ 9,39–22,81; Р=0,0159, с детьми с ИВТ-эйтонией: 35,5 %; 32 человек 95 % ДИ 26,91–44,10; Р=0,0429). Степень интраверсии лежит в диапазоне умеренной интраверсии (9–10 баллов).
Другим фактором является показатель эмоциональной нестабильности, определяемый по шкале Г. Ю. Айзенка «нейротизм-эмоциональная стабильность». Результаты исследования представлены на рисунке 1.
Примечание: cтатистическая значимость различий между детьми эмоционально стабильными и эмоционально нестабильными.
У детей независимо от ИВТ преобладает эмоциональная стабильность, а ее уровень находится в диапазоне средней эмоциональной стабильности (11–12 баллов). Установлено, что у детей по мере нарастания активности симпатического звена ВНС (АМо) фиксируется рост эмоциональной нестабильности (дети с ИВТ-симпатикотонией: 32,3 %, 10 человек 95 % ДИ 23,77–40,84 в сравнении с детьми с ИВТ-ваготонией: 13,5 %, 5 человек 95 % ДИ 7,88-19,11; Р=0,0491). Группа детей с эмоциональной нестабильностью среди школьников с ИВТ-эйтонией (18,9 %,17 человек 95 % ДИ 14,75-23,05) занимает промежуточное положение. Уровень данного показателя находится в диапазоне высокой нестабильности (16–17 баллов), достигая очень высокой нестабильности (19–22 балла) среди детей с ИВТ-симпатикотонией.
Следующим этапом явилось исследование ВМФ. Психологическое обследование выявляет у детей независимо от ИВТ довольно высокий уровень выполнения заданий. Своеобразие психической деятельности школьников с различным ИВТ проявляется замедленным темпом выполнения некоторых заданий в группе детей с ИВТ-ваготонией в сравнении с остальными группами учащихся. У школьников с ИВТ-ваготонией фиксируется статистически значимое увеличение временного показателя выполнения задания на кратковременную память (у детей с ИВТ ваготонией: Ме 30,00 сек., 25 ‰–75 ‰ 22,00 сек.–30,00 сек. как в сравнении с детьми с ИВТ-эйтонией: Ме 25,00 сек., 25 ‰–75 ‰ 18,00 сек.–30,00 сек., Р=0,0282, так и в сравнении с детьми с ИВТ-симпатикотонией: Ме 20,00 сек., 25 ‰–75 ‰ 20,00 сек.–25,00 сек., Р=0,0046) и на объем внимания (у детей с ИВТ ваготонией: Ме 50,00 сек., 25 ‰–75 ‰ 45,00 сек.–60,00 сек. как в сравнении с детьми с ИВТ-эйтонией: Ме 46,50 сек., 25 ‰–75 ‰ 40,00 сек.–50,00 сек., Р=0,0193, так и в сравнении с детьми с ИВТ-симпатикотонией: Ме 45,00 сек., 25 ‰–75 ‰ 35,00 сек.–50,00 сек., Р=0,0066).
Другим психологическим фактором является латеральный фенотип [2, 10]. Нами не установлены различия в распределении латерального фенотипа у школьников в зависимости от ИВТ. Самой многочисленной среди школьников г. Красноярска независимо от ИВТ была группа учащихся с праволатеральным профилем сенсомоторной асимметрии (4 группа, 60,2 %, 94 человека), менее многочисленной – группа учащихся со смешанными показателями латерального фенотипа (3 группа, 24,3 %; 38 человек), школьники с симметричными показателями латерального фенотипа составляли 2 группу (11,5 %, 18 человек), а самой малочисленной была 1 группа школьников с леволатеральным профилем сенсомоторной асимметрии (4,0 %; 6 человек).
Установлены корреляционные взаимосвязи между показателями ВНС и ВМФ, эмоциональным статусом. У детей с ИВТ- эйтонией обнаружена отрицательная зависимость между оптимальным уровнем активности парасимпатического звена ВНС (Δх) и низким уровнем эмоциональной нестабильности (R=-0,34, P=0,0176, для N=48), что отражает сбалансированное состояние гомеостатических систем организма в плане обеспечения устойчивой адаптации с жесткой детерминацией программы развития в данных условиях. У школьников с ИВТ-ваготонией обнаружена положительная корреляционная взаимосвязь между невысоким показателем активности симпатического звена ВНС (АМо) и типом личности (R=0,31, P=0,0434, для N=37), отрицательная – между повышенным показателем активности парасимпатического звена ВНС (Δх) и сниженным темпом выполнения задания на кратковременную память (R=-0,50, P=0,0118, для N=37). У детей с ИВТ-симпатикотонией установлены положительные корреляционные связи между повышенным показателем активности симпатического звена ВНС (АМо) и высоким количественным показателем правильных ответов на объем внимания (R=0,73, P=0,0482, для N=31) и отрицательные – с показателем типа личности (R=-0,30, P=0,0468, для N=31), высокий ИН1 положительно коррелирует с высоким уровнем показателя эмоциональной нестабильности (R=0,31, P=0,0482, для N=31), что отражает напряженный характер функционирования гомеостатических систем организма.
Заключение
Вариации психоэмоционального статуса здоровых детей в зависимости от типа ИВТ свидетельствуют о различных вариантах формирования адаптационно-приспособительных реакций на уровне целостного организма, по-видимому, обусловленных становлением их в процессе филогенеза. Для детей с ИВТ-эйтонией характерно оптимальное сочетание высокой частоты встречаемости экстравертированного типа личности с эмоциональной стабильностью, оптимальным состоянием ВМФ, адекватным количеством корреляционных связей между показателями психоэмоционального статуса и вегетативной регуляции ритма сердца, что соответствует удовлетворительному варианту адаптации. Для детей с ИВТ- ваготонией свойственны в равной степени интра-экстравертированный тип личности в сочетании с эмоциональной стабильностью, замедленным темпом мыслительных процессов и адекватным числом корреляционных связей между указанными выше показателями, что сближает их также с детьми с ИВТ-эйтонией и отражает удовлетворительный вариант адаптации. Для детей с ИВТ-симпатикотонией характерен высокий уровень частоты встречаемости экстравертированного типа в сочетании с эмоциональной нестабильностью, высоким темпом выполнения тестовых психологических заданий и становление большего числа корреляционных психовегетативных взаимосвязей, что отражает напряженный характер адаптации. Знание психологических портретов школьников с учетом ИВТ позволит обеспечить учебную деятельность в соответствии с индивидуальными особенностями вегетативной регуляции, что будет способствовать гармоничному развитию детей.
Библиографическая ссылка
Зайцева О.И., Колодяжная Т.А. СОСТОЯНИЕ И СВЯЗЬ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ С ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫМ СТАТУСОМ У ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24193 (дата обращения: 11.02.2025).