Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ, ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ

Лобанов А.Н. 1 Сосновских Т.Б. 2
1 Ханты-Мансийская МБОУ СОШ 2
2 Ханты-Мансийская МБОУ СОШ 2
В статье проанализированы теоретические подходы и положения реализации концепции образования для устойчивого развития, представлена в историческом аспекте нормативная база и опыт воплощения в мировой практике. Иллюстрацией отечественного опыта является конкретная деятельность образовательной организации (школы) Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по интеграции в учебный процесс идеи образования для устойчивого развития. Авторы анализируют ситуацию в области экологического образования учащейся молодёжи, в том числе и готовность конкретного педагогического коллектива школы к участию в опытно-экспериментальной работе, взаимодействию с детским сообществом и родительской общественностью на текущем этапе деятельности и перспективах дальнейшей работы. В статье представлен конкретный материал практики реализации экологических проектов, их роли в развитии ключевых компетенций школьников.
образование для устойчивого развития
экологическое образование
экологическая культура
качество жизни
экспериментальная площадка.
1. Будущее, которого мы хотим. Итоговый документ конференции ООН. Рио-де-Жанейро. 20-22 июня 2012 года. http://www.uncsd2012.org/
2. Выступление Д. А. Медведева на конференции «РИО+20», 22.06.12 г. http://www.priroda.ru/news/detail.php?ID=10646
3. Голиков Н. А. Качество жизни детей: социальные технологии оптимизации // Образование и общество. – 2011. – № 2. – С. 65–70.
4. Голиков Н. А. Социально-психологическое сопровождение деятельности педагога: условия, способы, технологии реализации // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2004. – № 2. – С. 210– 219.
5. Голиков Н. А. Проблемы социализации личности в условиях инновационных образовательных учреждений // Философия образования. – 2011. – Т.36, № 3. – С. 38–45.
6. Захлебный А. Н. Перспективы развития экологического образования в России во втором десятилетии XXI века // Экологическое образование. – 2014. – № 4. – С.3-7.
7. Информационное письмо № 1. XXI Международная научно-практическая конференция «Экологическое образование для устойчивого развития: теория, педагогические инновации и действительность» 25.03.2015 г. http://www.vernadsky.ru/news/news/?ELEMENT_ID=442
8. Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию. Принята в г. Йоханнесбурге, Южная Африка, на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию 26.08-04.09 2002 года. http://www.un.org/ru/documents/dec1_cjnv/declarations/dec1_wssd.shtml
9. Материалы Международной конференции по образованию в интересах устойчивого развития (22–25 мая 2013 г., г. Ханты-Мансийск, Россия) // Вестник Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО. – 2013. – № 18. – 423 с.
10. Моложавенко В. Л. Технология компетентностного подхода в системе высшего образования // Наука и школа. – 2006. – № 4. – С. 6–9.
11. Повестка дня на 21-й век. – М.: СоЭС, 1999. – 218 с.

Основы экологической культуры, являясь неотъемлемым компонентом общей культуры каждого человека, во многом определяются толерантным взаимодействием в системе «человек – природа – общество», осознанием личной сопричастности к разрешению экологических проблем и стремлением к духовно-нравственному саморазвитию личности на основе принятия базовых жизненных ценностей, заботясь о будущих поколениях.

Воспитание экологической культуры, природосообразного уклада жизнедеятельности человека – приоритетные задачи современного образования. Если проследить эволюционный путь понятия «экологическое образование», то можно отметить, что изначально появились термины «природоохранительное просвещение» (60–70-е годы), природоохранительное образование (конец 70-х годов), «экологическое образование» (80-е – 90-е годы). И наконец, современная дефиниция «экологическое образование для устойчивого развития» впервые появилась в документах ООН во второй половине ХХ века. В 1992 г. на второй Конференции ООН по окружающей среде и развитию представителями большинства стран была одобрена и утверждена «Повестка 21» – программа устойчивого развития мирового сообщества [11]. В этом стратегически важном документе был поставлен акцент на образовании как на важнейшем инструменте устойчивого развития, причём вопросы устойчивого развития должны стать неотъемлемым элементом всех дисциплин и включаться во все учебные программы [11, с. 199–204].

В 2002 году в Йоханнесбурге (ЮАР) на Саммите ООН по устойчивому развитию было принято решение о проведении период с 2005 по 2014 год специальной Декады образования для устойчивого развития (ДОУР) [8]. Это было продиктовано необходимостью ответов на осознание мировым сообществом факта – традиционное содержание, известные формы и методы образования не способны обеспечить подготовку людей, думающих о будущих поколениях, проявляющих заботу об условиях их жизни и существования. Еще до завершения ДОУР на Конференции ООН по устойчивому развитию (Рио+20), проходившей в июне 2012 года в Рио-де-Жанейро [1], было предложено развернуть масштабное содействие дальнейшему развитию образования в интересах устойчивого развития и включению этой проблематики в различные структуры образования как императива современности. Образование (а для России более типично – «экологическое образование для устойчивого развития») призвано формировать у обучающихся многостороннее мышление и обеспечивать навыки поведения, способствующие решению экологических и социально-экономических задач.

Непрерывность разработки проблемных зон образования для устойчивого развития убедительно доказывает сопричастность учёных, политиков, общественных и государственных деятелей мира к решению этого цивилизационно важного вопроса на протяжении последних лет. Итогом многолетней работы экспертной группы ЮНЕСКО в этом направлении стала разработка Глобальной программы преобразования ДОУР в институциональный процесс после 2014 года, одобренной в ноябре 2014 года в Айчи-Нагойя (Япония) после всесторонних обсуждений на Всемирной конференции по образованию для устойчивого развития. В этом масштабном стратегически важном программном документе чётко обозначено условие устойчивого развития – необходимость изменений в мышлении и в способах действия человечества. Ключевую роль в обеспечении таких изменений играет образование. Оно должно измениться таким образом, чтобы каждому человеку были доступны знания, навыки, ценности, расширяющие его права и возможности для внесения вклада в устойчивое развитие и осуществление действий во имя обеспечения сохранности природной среды, экологизации экономики и формирования справедливого общества [7].

Как показывают компаративно-педагогические исследования, в области практической реализации и научно-методического обеспечения образования для устойчивого развития Россия занимает средние позиции (наряду со странами СНГ – Азербайджан, Украина, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан), в то время как в ряде европейских государств (Австрия, Латвия, Литва, Эстония при лидировании Нидерландов и Швеции) прогресс существенно выше. В целом образование на международном уровне, как и в России, находится в стадии становления, что вызывает сходные научные и организационные проблемы [9].

В нашей стране необходимость преобразований в области интеграции интересов развития и экологии вполне осознается. Это подчеркнул в своём выступлении представлявший Россию на Конференции «Рио+20» Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев: «Общество, экономика и природа – неразделимы. Именно поэтому нам нужна и новая парадигма развития, которая способна обеспечить благосостояние общества без избыточного давления на природу» [2]. А через три года в сентябре 2015 года Президент России В. В. Путин, выступая на 70-й сессии Генассамблеи ООН, среди основных проблем человечества назвал проблему глобального изменения климата, отмечая необходимость внедрения новых, природоподобных технологий, которые не наносят урон окружающему миру. Он предлагает объединить усилия, и прежде всего тех государств, которые располагают мощной исследовательской базой, заделами фундаментальной науки, созвать под эгидой ООН специальный форум, на котором комплексно рассмотреть проблемы, связанные с исчерпанием природных ресурсов, разрушением среды обитания, изменением климата [3].

Концептуальные подходы реализации философии образования для устойчивого развития нашли отражение в стратегических направлениях развития отрасли. По мнению А. Н. Захлебного, одним из важнейших средств решения образовательных задач, вытекающих из «Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», является федеральный государственный образовательный стандарт. Cогласно ФГОС среднего общего образования, у выпускников школы должно быть сформировано экологическое мышление, навыки здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни, понимание рисков и угроз современного мира; знание правил и владение навыками поведения в опасных ситуациях природного и техногенного характера [6]. Как решаются эти вопросы в практической деятельности?

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» г. Ханты-Мансийска – одна из многих образовательных организаций города, реализующих инновационные проекты в образовании. За плечами школы большой опыт работы в области создания здоровьесберегающей среды. Результаты опытно-экспериментальной деятельности педагогического коллектива, уникальные образовательные технологии известны не только в ХМАО, Тюменской области, в образовательном пространстве России, но и за рубежом. Опыт многократно представлялся профессиональному сообществу [3, 4]. Образовательная организация становилась Победителем Всероссийского конкурса «Школа – территория здоровья», обладателем Гранта Губернатора ХМАО-Югры «Лучшие образовательные учреждения ХМАО-Югры» в номинации «Сохранение и укрепление здоровья учащихся», обладателем премии Главы г. Ханты-Мансийска в номинации «Лучшие образовательные учреждения г. Ханты-Мансийска, внедряющие инновационные программы».

Более восьми лет коллектив школы работал над решением актуальной проблемы оптимизации качества жизни школьников под патронатом научного консультанта, профессора Н. А. Голикова. Достижения коллектива представлены в более полутора сотни публикаций наших коллег в сборниках, рецензируемых журналах, монографиях. Для вовлечения учителей в инновационную деятельность были созданы условия для самореализации в поле их персональных профессиональных интересов, связанных с концепцией развития школы. Реализация, как основного школьного проекта, так и малых инновационных программ объединила не только прогрессивно мыслящих педагогов – инноваторов, но и вовлекло в практическую реализацию основных идей весь коллектив. Одним из важнейших направлений реализации программы развития стала и идея воспитания экологической культуры, которая становится важнейшим механизмом оптимизации качества жизни.

Под качеством жизни воспитанников Н. А. Голиков понимает комплексный социально-психологический феномен, сущность которого заключается в особом отношении субъекта деятельности и общения к окружающему миру, месту своей личности в нём, выражающемся в стремлении (или отсутствии такового) взаимодействовать, преобразовывать, совершенствовать, функционировать в различных сферах жизнедеятельности, удовлетворять персональные потребности [5, с. 41]. Внутри этого понятия заложена и идея природосообразного поведения человека, и идея самореализации без ущерба для окружающей среды.

Учителя-предметники химии, биологии, географии, педагоги начальных классов разработали инновационные мини-проекты экологической направленности, которые успешно реализованы на основе системно-деятельностного подхода. Многие годы в качестве эффективных педагогических инструментов выступает проблемно-исследовательский метод обучения, метод проектов, технология проблемно-диалогического обучения и др. Это позволяет приобрести качественный опыт реализации ключевых принципов, заложенных в новых федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).

Практикоориентированность образования реализуется и посредством внеклассных проектов. Например, созданное экологическое сообщество детей «Экос» объединяет несколько десятков активистов. Разработана и используется экологическая тропа «Самаровская тропинка» (в микрорайоне Ханты-Мансийска «Самарово», где располагается школа). Проведено озеленение пришкольной территории. Создана руками детей и педагогов дендрологическая площадка. Отмечается нарастание интереса школьников к участию в массовых природоохранных акциях: За чистоту «Острова древних кедров», «Живи родник», «Чистый город», «Весна и птицы», «Посади свое дерево». Силами учащихся был очищен и восстановлен один из родников города. Эти факты являются подтверждением правильного выбора пути формирования экологического самосознания, экологической культуры и педагогически грамотного, психологически выверенного управления деятельностью учителей. Это гражданский проект, объединивших взрослых и детей, важная точка пересечения интересов. «Контрольной точкой» этого масштабного экологического проекта стало общественное признание результатов со-деятельности, со-творчества детей и взрослых – школа награждена знаком «Кедровая ветвь – 2014» престижного муниципального экологического конкурса предприятий и учреждений г. Ханты-Мансийска, дипломом «Самый благоустроенный двор».

Практикоориентированность образования в комплексе с развитием исследовательской культуры обучающихся засвидетельствовано результатами участия школьников в научных конференциях, конкурсах исследовательских проектов экологической направленности. Только за последние три года получено 14 дипломов призеров и победителей муниципального, регионального, в том числе 5 дипломов Всероссийских, 2 международного конкурсов. «Юные исследователи, представляя свои проекты, готовы к научной дискуссии, конструктивному диалогу, корректной защите результатов своих исследований. Это именно те компетенции, которые сегодня востребованы обществом, заказаны образовательной организации государством» [5].

Учащиеся школы, занимающиеся проектно-исследовательской деятельностью, ежегодно становятся участниками международных и всероссийских экологических форумов, где представляют свои проекты, демонстрируют творческий подход в организации выставок, участвуют в интеллектуальных турнирах, круглых столах, получая самые высокие оценки. С 2009 по 2015 г. школьники приняли участие в таких международных экологических форумах, как: «Чистая вода – живая планета», «Одна планета – одно будущее», «Культура и природа – наследие народов» и «Планете Земля – зеленый наряд» (Ханты-Мансийск), «Партнерство во имя лесов» (Анкоридж, США), «Живая идея» (Алматы, Казахстан).

В современных условиях школа была и остается основным источниками получения знаний для детей, в том числе и экологических, а учителя являются носителями этих знаний и наставниками. При этом необходимо учитывать, что преподавание экологических предметов – это крайне сложная задача, процесс внедрения элементов, рекомендованных указанными выше экологическими форумами, может быть достаточно длительным. Сегодня продолжается научно-методический поиск наиболее оптимальных путей реализации идей образования для устойчивого развития в рамках содержания общего образования. Как вариант – встраивание в образовательные системы интегрированных образовательных структур (курсов, модулей).

В 2014/2015 учебном году МБОУ «СОШ № 2» г. Ханты-Мансийска стала экспериментальной площадкой, где проводилась апробация учебно-методического комплекса «Экология и безопасность жизнедеятельности» (Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н.). В 10 классе по программе работала команда педагогов: учителя биологии, ОБЖ при непосредственном участии и патронаже педагога-психолога.

Планирования занятий по годам обучения: в 10 классе 35 часов (в течение учебного года – 1 час в неделю); 11 классе – 17 часов (первое полугодие – 1 час в неделю).

Данный УМК отличается практической направленностью. Он позволят развивать сформированные на уроках универсальные учебные действия, необходимые для выполнения проектов в рамках исследовательской деятельности. Из 28 обучающихся десятого класса 22 (78,6 %) участвовали в исследовательской и проектной деятельности: «Влияние климата на здоровье человека» (Е. Беляева, Р. Осинцева), «Изучение распространенных видов инфекционных видов заболеваний» (А. Ибрагимова, В. Набиева), «Умей сказать нет» (А. Пономарев, Р. Мухаметченов), «Здоровый образ жизни подростка» (В. Горлова, А. Кисель) и др.

На уроках применяются информационно-коммуникационные, тренинговые, проектные, игровые, диалоговые технологии, проблемное обучение. Решение практических задач мотивирует подростка на «полезность» овладения ими для школы, лично для себя, например, приготовление экологически чистой пищи. Учителями на уроках используется деятельностный подход в обучении, показывается связь с реальной жизнью, практическая значимость предмета и применение его в деятельности человека, а также роль предмета в понимании и объяснении явлений природы. Например, представление учащимися правил поведения в разных опасных бытовых ситуациях (пожар, наводнение), а по хрестоматии изучается «Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям». Для создания мотивации, взвешенному отношению к своему организму в модуле «Здоровый и безопасный образ жизни» была проведена практическая работа «Познай себя».

Одной из важнейших тем исследования является изучение здорового образа жизни. При подготовке проекта школьники получают задание, с которыми успешно справляются:

  1. Разработайте анкету «Как я укрепляю свое здоровье».
  2. Проведите социологическое исследование среди учащихся школы.
  3. Проведите статистическую обработку полученных данных.
  4. С результатами ознакомьте одноклассников, учителей и родителей.
  5. Разработайте мероприятия, способствующие мотивации у детей ведения здорового образа жизни.

Результаты апробации новых УМК планируется отследить по следующим параметрам (планируемые результаты):

  1. Изучение мотивации к обучению и отношение к изученной дисциплине;
  2. Уровень развития ключевых компетентностей школьников:

- умение самостоятельно решать возникающие проблемы в ходе учебной деятельности;

- умение работать с различной информацией;

- владение информационными технологиями;

- умение работать в группах;

- владение навыками исследовательской и проектной деятельности.

  1. Успешность обучающихся в проектной и исследовательской деятельности;
  2. Уровень сформированности профессиональной компетентности учителя.

В ходе апробации УМК «Экология и безопасность жизнедеятельности» получен ценный педагогический опыт, который в дальнейшем можно использовать при преподавании других предметов (биологии, литературе) в старших классах. Использовать полученный в ходе детских исследований материал для работы с обучающимися 5–9 классов при проведении развивающих классных часов.

В 2015–2016 учебном году школа вступила в еще один эксперимент. В рамках реализации идей устойчивого развития во вторых классах началась апробация регионального УМК «Югра – моё наследие». Содержание регионального УМК опирается на требования федерального государственного образовательного стандарта нового поколения, согласно которому цель образования – интеллектуальное, личностное и общекультурное развитие обучающегося. Комплексность курса обеспечивается системно-деятельностным и культурно-историческим подходами. Содержание раскрывает смысл главного условия выживания человечества – сохранение природного и культурного наследия.


Библиографическая ссылка

Лобанов А.Н., Сосновских Т.Б. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ, СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ, ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24189 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674