Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОСОЗНАННОСТЬ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РЕПРОДУКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ

Братухин А.Г. 1 Магазева Е.А. 1
1 ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
В статье рассматривается репродуктивная стратегия как обобщенный план действий субъекта по достижению цели, состоящей в рождении и воспитании детей, что выражается в способах изменения условий, жизненных ситуаций в соответствии с репродуктивными ценностями, установками и мотивами. Выделены операциональные характеристики, с помощью которых можно зафиксировать особенности индивидуальной репродуктивной стратегии личности в контексте жизненного пути. Осознанность выделена как важная характеристика репродуктивной стратегии, которая позволяет не просто запланировать будущие действия, но и реализовать их в обстоятельствах жизни. Определяется как представление и планирование последовательности действий по достижению цели, способов, средств преодоления препятствий в различных жизненных обстоятельствах, прогнозирование последствий достижения цели, степени ее доступности, преимуществ достижения. Целью исследования являлось выделение мотивационных компонентов, определяющих степень осознанности конструирования индивидуальной репродуктивной стратегии в контексте жизненного пути. Выявлено существенное рассогласование между поставленными жизненными целями респондентов и мотивами, определяющими их репродуктивную стратегию. Индивидуальные мотивы не задаются в жизненных задачах, что свидетельствует о низкой степени осознанности репродуктивных стратегий респондентов и объясняется противоречием ценностно-смысловой и установочно-смысловой регуляции поведения.
жизненный путь
репродуктивная стратегия
характеристики репродуктивной стратегии
осознанность
мотивационные объекты
жизненные цели
1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. – Мысль, 1991. – 299 с.
2. Беляева М. А. Кто поможет молодежи в построении личной репродуктивной стратегии? / М. А. Беляева // Мир образования – образование в мире. – 2009. – № 1 (33). – С.236-243.
3. Братухин А. Г., Магазева Е. А. Мотивационные объекты и способы достижения цели в репродуктивном поведении молодежи // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. – С. 94.
4. Братухин А. Г., Магазева Е. А. Визуальное конструирование здоровьесберегающего репродуктивного поведения. Совершенствование системы гигиенического воспитания. Методические рекомендации. – Омск: ОмГМА, 2014. – 40 c.
5. Братухин А. Г., Магазева Е. А. Временная перспектива как субъективное отражение репродуктивного поведения // Психологическое, физическое, информационное насилие и пути его преодоления в современном обществе: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2015. – 226 с.
6. Евстифеева Е. А., Рассадин С. В., Филиппченкова С. И. Репродуктивное здоровье молодежи: риски поведения, атрибуция ответственности и качество жизни // Перспективы науки. – 2010. – № 8(10). – С. 17-21.
7. Ильясов Ф. Н. Потребность в детях и репродуктивное поведение // Мониторинг общественного мнения: эконом. и социал. перемены. – 2013. – № 1. – С. 168-177.
8. Магазева Е. А. Стратегии и детерминанты личностного выбора: на примере выбора профессии: автореф. дис. … канд. психол. наук /Е. А. Магазева. – Омск, 2010. – 25 с.
9. Маленова А. Ю., Потапова Ю. В. Типы эмоционального отношения юношей с разным уровнем личностной зрелости к ситуации сепарации от родителей // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2015. – № 2. – С. 108–118.
10. Нюттен Ж. Мотивация, действия и перспектива будущего. – М.: Смысл, 2004. – 607 с.

Проблема репродуктивного поведения моло­дежи и снижения рождаемости чрезвычайно актуальна в последние десятилетия, так как является одним из факторов, суще­ственно влияющих на качество жизни, поэтому очень важ­ным является выработка и принятие эффектив­ных мер, направленных на сохранение и улуч­шение физического и психологического потенциала нации.

Цели современной социальной политики призывают к интеграции научных и образовательных усилий по разработке и пропаганде методик и технологий формирования ценностей и установок молодежи в сфере репродуктивного поведения [4].

В рамках изучения репродуктивного поведения рассматриваются различные его компоненты: потребность в детях, репродуктивные установки и мотивы, ценности, факторы риска и мера ответственности за реализацию репродуктивного поведения [6, 7]. Но в данных исследованиях практически не рассматривается проблема репродуктивной стратегии человека в контексте целостного жизненного планирования.

Стратегия жизни человека состоит в разработке определенных жизненных решений [1]. Намерение иметь детей можно отнести к важному жизненному решению, требующему усилий личности по его воплощению. Репродуктивная стратегия, возникая сначала как жизненный замысел, затем реализуется в выборе основного для человека направления, способа жизни, определения главных целей, этапов их достижения и соподчинения этих этапов в краткосрочной и в долгосрочной перспективе [5].

К основным структурным элементам, определяющим личную репродуктивную стратегию, относятся: потребности, мотивы, установки, ценности, способствующие или препятствующие рождению детей, механизмы, способствующие достижению репродуктивных целей [2].

Репродуктивную стратегию мы понимаем как обобщенный план действий субъекта по достижению цели, состоящей в рождении и воспитании детей, что выражается в способах изменения условий, жизненных ситуаций в соответствии с репродуктивными ценностями, установками и мотивами.

Необходимо отметить, что репродуктивные потребности и установки, выражающиеся в желании иметь детей, являются начальными условиями возникновения активности личности, направленной на достижение репродуктивных целей и реализацию репродуктивной стратегии. Репродуктивные мотивы активизируют и направляют внутренний когнитивный потенциал субъекта, и в результате осуществляется разработка целей (конкретизация), построение мыслительной модели по их достижению, прогноз и планирование действий.

Таким образом, важной характеристикой репродуктивной стратегии является то, насколько осознанно и самостоятельно планируются действия, связанные с рождением детей в контексте жизненного пути личности.

Осознание всех аспектов ситуации позволяет сделать жизненные решения оптимальными. Для того чтобы осмысление жизненных ситуаций было полным, необходимо выяснение того, что хорошо, а что плохо для личности в данной ситуации, определение способа действия, ведущего к цели, возможностей ситуации, последствий возможных решений [3]. Тем самым подчеркивается важная роль осмысления личностью значимых жизненных ситуаций и осознания возможностей по их преобразованию.

Осознанность репродуктивной стратегии является характеристикой, которая позволит не просто запланировать будущие действия, но и реализовать их в обстоятельствах жизни.

На уровне жизненного замысла руководство действием принимает на себя ментальная репрезентация принятия цели, что ведет к конструированию репродуктивной стратегии. На уровне мысленного планирования субъект представляет последовательность действий, ведущих к достижению цели, определяет структуры «средство – цель», посредством которых можно реализовать задачи, прогнозирует последствия, препятствия, преимущества своих действий и их доступность в ближайшей и долгосрочной перспективе [8].

На основании теоретического анализа мы выделили операциональные характеристики, с помощью которых можно зафиксировать особенности индивидуальной репродуктивной стратегии личности в контексте жизненного пути:

1. Представление и планирование последовательности действий по достижению цели, способов, средств преодоления препятствий в различных жизненных обстоятельствах.

2. Прогнозирование последствий достижения цели, степени ее доступности, преимуществ достижения.

3. Ожидание поддержки других людей, либо самостоятельность при принятии и реализации решения.

4. Количество задач, поставленных в ближайшей и долгосрочной перспективе.

5. Осознание своих возможностей, указание на наличие или отсутствие способностей.

Таким образом, одной из важных характеристик репродуктивной стратегии является то, насколько осознанно субъект подходит к ее выстраиванию в контексте целостной жизни и соответствует ли она критериям зрелой личностной стратегии: принимается ответственность за ее реализацию, планируются осознанные, самостоятельные, своевременные действия для ее осуществления [9].

Поэтому в настоящее время значимым в исследовании проблемы репродуктивного поведения является выявление индивидуально-психологических компонентов, определяющих конструирование репродуктивной стратегии.

Цель исследования: выявить мотивационные компоненты, определяющие степень осознанности конструирования индивидуальной репродуктивной стратегии в контексте жизненного пути.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 60 испытуемых в возрасте от 19 до 27 лет. Для исследования особенностей постановки целей и выявления мотивационных объектов испытуемым предлагалась для заполнения методика мотивационной индукции Ж. Нюттена – русскоязычный перевод и адаптация Д. А. Леонтьева [10].

Методика предназначена для анализа содержания мотивационных устремлений испытуемых, описаний будущего и для изучения временной перспективы в различных экспериментальных условиях и предполагает двухэтапную процедуру измерения: на первом этапе выявляется набор объектов, интересующих или мотивирующих субъекта, затем выявленные объекты располагаются по темпоральной шкале, чтобы измерить особенности временной перспективы субъекта.

Этот ме­тод принадлежит к типу методик на завершение предло­жений, которые называются мотивационными индук­торами,сформулированы в первом лице единственного числа. Они стимулируют испытуемого к перечислению (обычно в письменной форме) конкретных объектов, которые для него желательны, к которым он стремит­ся.

Фиксация мотивационных объектов на основании методики мотивационной индукции (МИМ) проводилась на основе контент-анализа, с помощью которого высказывания испытуемых относились к различным категориям (таблица).

Особенности фиксации операционализированных характеристик репродуктивной стратегии на основании контент-анализа ответов испытуемых

(методика мотивационной индукции Ж. Нюттена)

Фиксируемые показатели

Выявляемые диагностические показатели с помощью метода мотивационной индукции (МИМ);

Представление действий по достижению цели

направленность на планирование; выражение текущей активности или длящихся усилий;

Указание на наличие возможностей

направленность на развитие черт и характера;

направленность на развитие способностей;

Описание способов достижения цели

наличие структур «средство-цель»;

Описание способов преодоления препятствий

намек на возможные препятствия и способы их преодоления;

Ожидание поддержки других людей

личностная автономия; ожидание эмоционального отношения; ожидание поддержки и указаний от других;

Оценка доступности цели

стремления, считаемые менее реальными; отрицательные индукторы.

Позитивные и негативные мотивационные объекты, перечисляемые испытуемыми, расположены в психологическом времени. Временное кодирование в данной методике основывается на «нормальной», «средней» темпоральной локализации данного объекта в той социальной группе, к которой принадлежит испытуемый.

Таким образом, мотивационные объекты, перечисляемые испытуемыми, располагались как в зоне задач, которые планировались для достижения в ближайшем будущем, так и в области долгосрочного прогнозирования.

Надежность результатов контент-анализа обеспечивалась тем, что в оценке ответов испытуемых по методу мотивационной индукции Ж. Нюттена принимали участие два эксперта. Кодировка ответов экспертами проводилась независимо друг от друга. Надежность кодирования измерялась путем вычисления относительного числа кодировок, совпадающих в обоих анализах.

В исследовании также использовался вопросник мотивационных объектов Ж. Нюттена, который направлен на измерение субъективной интенсивности мотивов разных типов. В данном вопроснике наряду с утверждениями, касающимися различных сфер жизни, 12 вопросов обозначали мотивы, направленные на семью и детей.

Результаты исследования

В результате контент анализа были определены категории мотивационных объектов, по которым классифицировались ответы испытуемых (рис. 1).

Рис.1. Структура и удельный вес мотивационных объектов респондентов по методике MMI Ж. Нюттена

Среди основных категорий, которые обозначались испытуемыми, выделены объекты, связанные со сферами жизни: семья, профессия, учебная деятельность. Частота встречаемости ответов, связанных с рождением детей и семейной жизнью, ниже по сравнению с мотивационными объектами, указанными в сфере учебной и профессиональной видах деятельности. В анкетах 14 респондентов вообще не обозначено мотивационных объектов, связанных с реализацией репродуктивной стратегии.

В структуре жизненных планов остальных респондентов число ближайших и долгосрочных задач, связанных с желанием иметь детей, ставится немного. Это свидетельствует о том, что данная цель для большинства респондентов не является актуальной, поэтому не осознаются необходимые действия, направленные на ее достижение, способы реализации и преодоления препятствий.

Для уточнения полученных результатов анализировались данные, полученные по вопроснику мотивационных объектов Ж. Нюттена, в котором различные мотивы, в том числе связанные с семейной жизнью и рождением детей, уже были обозначены (рис. 2).

Рис. 2. Средний удельный вес интенсивности индивидуальных мотивов респондентов, %

Выявлено, что, отвечая уже на поставленные вопросы, касающиеся репродуктивного поведения, 88,4 % респондентов показывают высокую интенсивность проявления мотивов, связанных с его реализацией. Выявлено статистически значимое различие (t=3,88; P<0,01) по интенсивности мотивов, связанных с семейной жизнью и рождением детей при сравнении с интенсивностью мотивов по всем вопросам опросника.

Обсуждение результатов и выводы

Выявлено существенное рассогласование между поставленными жизненными целями респондентов и мотивами, определяющими их репродуктивную стратегию. Данный факт может быть связан с противоречием ценностно-смысловой и установочно-смысловой регуляции поведения и может свидетельствовать о том, что мотивы, заданные извне, не соответствуют целям, определенным в жизненной перспективе. Индивидуальные стремления и мотивы не задаются в жизненных задачах, что говорит о низкой степени осознанности репродуктивных стратегий респондентов.

Репродуктивная стратегия, таким образом, проявляется только на уровне установок и мотивов, которые не формулируются в контексте жизненных целей и задач, соответственно практически не осуществляется представление и планирование последовательности действий по достижению цели, способов, средств преодоления препятствий в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

Низкая осмысленность возможностей реализации репродуктивного поведения в условиях и ситуациях жизни может являться препятствием и возможным риском и свидетельствовать также о недостаточном уровне ответственности, проявляемом при принятии важного жизненного решения, связанного с рождением детей.

Выводы:

1. Систематизированы подходы по проблеме конструирования репродуктивной стратегии и обозначено, что она определяется как обобщенный план действий субъекта по достижению цели, состоящий в рождении и воспитании детей, что выражается в способах изменения условий, жизненных ситуаций в соответствии с репродуктивными ценностями, установками и мотивами.

2. В качестве значимой характеристики репродуктивной стратегии выделена осознанность, которая рассматривается как представление и планирование последовательности действий по достижению цели, способов преодоления препятствий в различных жизненных обстоятельствах, прогнозирование последствий достижения цели, степени ее доступности, преимуществ достижения.

3. Выявлено существенное рассогласование между поставленными жизненными целями испытуемых и мотивами, определяющими их репродуктивную стратегию.

4. Индивидуальные стремления и мотивы не задаются в жизненных задачах, что говорит о низкой степени осознанности репродуктивных стратегий респондентов.

Полученные в исследовании результаты свидетельствуют о необходимости разработки социально-психологических программ, мероприятий и рекомендаций, имеющих просветительский, разъяснительный и образовательный характер, направленный на формирование репродуктивной стратегии и ответственного отношения к своему репродуктивному здоровью и поведению у молодежи.


Библиографическая ссылка

Братухин А.Г., Магазева Е.А. ОСОЗНАННОСТЬ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РЕПРОДУКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24177 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674