Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Синяев С.С. 1 Рыкова Б.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет»
Предложены результаты опытно-экспериментальной проверки процесса формирования коммуникативной компетентности как значимой составляющей процесса подготовки специалиста сферы физической культуры и спорта. Авторами представлена технологическая карта, которая является ориентировочной основой построения процесса становления данной компетентности на материале учебно-тренировочных сборов как формы обучения и представлена в виде описания поэтапной последовательности действий; педагогические условия, включающие в себя создание образовательной среды в процессе учебно-тренировочных сборов как специфической формы образовательного процесса; этапы опытно-экспериментальной работы по формированию коммуникативной компетентности на примере подготовки будущих тренеров по футболу. Обоснована целесообразность сочетания теоретической и практикоориентированной направленности образовательного процесса по формированию коммуникативной компетентности в условиях курса по выбору и учебно-тренировочных сборов.
опытно-экспериментальная работа
будущий тренер по футболу
технологическая карта
коммуникативная компетентность
1. Коровин С. С. Методологические основания концепции профессиональной физической культуры // Теория и практика физической культуры. – 2012. – № 2. – С.23–27.
2. Куликова С. В. Становление инновационных воспитательных систем // Вестник ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. – 2004. – Вып. 6. – С. 28–38.
3. Курдюков Б. Ф. Теория и методология модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов физической культуры в системе высшего образования: автореферат диссертации на соискание ученой степени д.п.н.: специальность 13.00.08 / Курдюков Борис Федорович; [Адыг. гос. ун-т]. – Краснодар, 2004.
4. Синяев С. С. Особенности коммуникативной компетентности у спортсмена–футболиста и пути её формирования [Электронный ресурс] / С. С. Синяева, Б. В. Рыкова // Современные исследования социальных проблем. – 2012. – № 8. URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/ (дата обращения: 05.08.2012).
5. Хазова С. А. Конкурентные преимущества современного человека и теоретические основы их достижения в системе образования (на примере образования в области физической культуры и спорта) // Новые технологии. – 2011. – № 2. – С. 217-219.

Удовлетворение запроса российского социума на создание национальной системы профессионального спорта – долгий и трудоемкий процесс, направленный на подготовку специалистов сферы физической культуры и спорта, отвечающих современным требованиям мирового уровня, способных приводить спортсменов и спортивные команды к высоким результатам на международных соревнованиях. При детальном рассмотрении способов «реализации физической культуры в различных профессиональных сферах, нетрудно заметить, что везде это происходит в педагогическом процессе», эффективность которого зависит от гармоничного сочетания теоретической и практической направленности образования [3]. Многие ученые (Л. С. Выготский, А. К. Маркова, С. С. Коровин, Б. Ф. Курдюков, Р. Р. Магомедов, А. А. Реан, С. А. Хазова) в качестве ведущей компетенции такого специалиста предлагают готовность к работе с человеком, который является не только объектом педагогического воздействия, но и субъектом педагогического общения, т.е. коммуникации. Коммуникативная компетентность как ведущая характеристика личности специалиста сферы физической культуры и спорта является важной составляющей «подготовленности к современным видам профессиональной деятельности и решающее условие удовлетворения совокупности социальных и личностных потребностей и способностей» [1].

С. А. Хазова в связи с этим подчеркивает, что в соответствии государственными образовательными стандартами осуществляется подготовка студентов к выполнению сразу нескольких видов профессиональной деятельности (педагогической: учителя физической культуры, тренера; научно-педагогической; управленческой; рекреационной). В этой связи коммуникативный компонент имеет общие характеристики для деятельности учителя физической культуры, тренера, преподавателя (педагогическая деятельность педагога высшей школы), тренера, спортивного менеджера, организатора физкультурно-рекреационной деятельности [5].

Именно поэтому в особенности актуальными и требующими специального изучения являются вопросы, связанные с формированием у специалистов сферы физической культуры и спорта коммуникативной компетентности, востребованной в учебно-тренировочном процессе, когда требуется координированное взаимодействие игроков друг с другом, обмен профессионально значимым опытом. Создание в процессе подготовки специалистов данного профиля благоприятной психологической обстановки позволит им научиться строить отношения взаимопонимания и эмоционально-деятельностной поддержки. Командный характер многих современных видов спорта обусловливает повышенные требования к качеству взаимодействия «участников соревновательной деятельности, к эффективной коммуникации с партнерами по команде и противником, с тренерами и судьями, наконец, со зрителями (Б. В. Рыкова, С. С. Синяев) [4].

Вместе с тем анализ педагогических исследований показал, что, несмотря на многочисленные работы, касающиеся отдельных аспектов проблемы формирования коммуникативной компетентности, фундаментальных исследований по проблеме формирования данной компетентности у специалистов сферы физической культуры и спорта в условиях организации практико-ориентированной учебной деятельности по этой проблеме недостаточно.

Формирование коммуникативной компетентности специалиста сферы физической культуры и спорта будет более успешным, если данную компетентность включить в число ключевых образовательных целей его профессиональной подготовки и рассматривать ее как профессионально-личностное качество, сущность которого заключается в адекватной оценке обстоятельств, требующих продуктивного включения в коммуникативные ситуации, адекватного принятия тренерских инструкций, психологически комфортного игрового взаимодействия с партнерами и социальным окружением (болельщиками).

Для формирования данной компетентности нами разработана и апробирована технологическая карта, в которой содержательные, организационно-педагогические и процессуально-технологические средства представлены как способы моделирования коммуникативных ситуаций во время практико-ориентированного процесса профессиональной подготовки на учебно-тренировочных сборах, актуальных для будущей профессиональной и жизненной деятельности специалиста сферы физической культуры и спорта.

Технологическая карта формирования коммуникативной компетентности специалиста сферы физической культуры и спорта является ориентировочной основой построения процесса становления данной компетентности на материале учебно-тренировочных сборов как формы обучения и представлена в виде описания поэтапной последовательности действий в единстве: целевого (ожидания спортивного сообщества); методологического (идеи компетентностного, гуманистического, деятельностного, личностного, системного подходов и теоретические положения педагогики обучения взрослых, значимые для решения поставленной задачи), предметно-содержательного (интеграция содержания коммуникативного и тактико-технического направлений образовательного процесса, позволяющая использовать инвариантные и вариативные учебные планы и программы подготовки специалистов во время учебно-тренировочных сборов), деятельностного (использование интерактивных технологий образовательного процесса, предполагающих групповой просмотр и разбор удачных и неудачных моментов игры, ошибок коммуникативного характера) и оценочно-результативного (мониторинг развития коммуникативной компетентности через способность и готовность спортсменов решать эмотивные, познавательные и практические задачи) компонентов.

Система педагогических условий формирования коммуникативной компетентности специалиста сферы физической культуры и спорта включает в себя: создание образовательной среды в процессе учебно-тренировочных сборов как специфической формы образовательного процесса, обеспечивающих становление организаторов спортивной деятельности как носителей определенной профессии. К указанным условиям отнесено также постоянное усложнение содержания и расширение контекста проблемных ситуаций профессионального общения, предлагаемых специалисту (на ценностно-смысловом этапе проблемная ситуация профессионального общения направлена на выбор ценностных ориентиров общения, на коммуникативно-деятельностном этапе – освоение типовых норм общения; на этапе коммуникативной самоорганизации осуществляется рефлексия своей коммуникативной эффективности). К условиям также отнесены: расширение внутренней картины профессиональной деятельности будущего специалиста (на каждом этапе проблемная ситуация профессионального общения включает все большее количество конкретных игровых и жизненных обстоятельств, которые требуется принять во внимание); перевод будущего организатора спорта от простого исполнителя (копирования чужих образцов коммуникации) к планированию своих действий по разрешению проблемных ситуаций профессионального и межличностного общения; рефлексивно-ценностную ориентацию специалиста на проектирование разрешения проблемной коммуникативной ситуации в наиболее бесконфликтными, аттрактивными способами в учебно-тренировочной деятельности. Очень важным нам представляется такая организация педагогической деятельности, в результате которой, как пишет С. В. Куликова, происходит «создание жизнерадостной, деятельной и дружественной атмосферы, установление на почве общих интересов и совместной деятельности близости, доверия в отношениях между педагогами и воспитанниками» [2].

Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативной компетентности специалистов сферы физической культуры и спорта была организована в три этапа. На первом этапе осуществлялся первый методологический блок технологической карты, был организован констатирующий эксперимент, содержащий изучение и подбор диагностического инструментария; поиск наиболее точных и эффективных психолого-педагогических методик и обоснование их соответствия для диагностики критериев и показателей коммуникативной компетентности; обработка и анализ первичных диагностических результатов, констатирующих первичный уровень сформированности коммуникативной компетентности у специалистов сферы физической культуры и спорта, а именно – тренеров по футболу. Необходимость первого этапа обусловлена недостаточной разработанностью диагностического инструментария в профессиональной подготовке тренеров по футболу.

Задача второго этапа опытно-экспериментальной работы состояла в проведении формирующего эксперимента, который обеспечил экспериментальную проверку эффективности предметно-содержательного и деятельностного блока и педагогических условий. Студентам, интересующимся профессиональной подготовкой к работе тренером по футболу, были предложены занятия в рамках курса по выбору «Формирование коммуникативной компетентности специалистов сферы физической культуры и спорта (на примере тренера по футболу)» (72 часа), Основной целью курса по выбору является повышение уровня коммуникативной компетентности будущего специалиста сферы физической культуры и спорта, как условие построения эффективного общения в рамках профессионального и межличностного взаимодействия. В результате реализации программы спецкурса актуализировалось осознанное отношение студентов к проблеме коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности тренера по футболу, повышается уровень коммуникативных умений и навыков.

Организация деятельности по формированию коммуникативной компетентности тренера по футболу в процессе учебно-тренировочных сборов позволила выделить практико-ориентированную составляющую профессиональной подготовки, обеспечивающую результативность процесса формирования исследуемого феномена: создание образовательной среды, способствующей осуществлению коммуникативной деятельности будущих тренеров по футболу; обеспечение их рефлексивно-ценностной ориентации в учебно-тренировочной деятельности.

Реализация данных условий позволила развить у будущих тренеров по футболу представления о нормах, ценностях профессиональной деятельности, о способах поведения и собственной роли в ней. Именно это позволило придать процессу профессиональной подготовки будущих тренеров по футболу коммуникативный, деятельностный, интерактивный характер. Организацию этого процесса можно обеспечить посредством: создания на всех занятиях атмосферы включенности каждого субъекта образовательного процесса в интенсивную интерактивную деятельность; межличностного общения во время занятий в условиях диалога, доверия, уважения и способности принять другое мнение; соотнесения учебной ситуации с реальной профессиональной деятельностью будущих тренеров по футболу на игровом поле и их личным опытом игры в различных матчах разного уровня; эмоционального насыщения дидактической среды, способствующего сотрудничеству и совместной творческой деятельности игроков; построения занятий с учетом интересов всех участников игрового и учебно-тренировочного процессов.

Опытно-экспериментальная работа включала два блока (теоретический и практический) и осуществлялась в течение 2010–2014 гг. на следующих базах исследования:

  1. Теоретическая подготовка студентов в ходе изучения курса по выбору «Формирование коммуникативной компетентности специалистов сферы физической культуры и спорта (на примере тренера по футболу)» на базе Астраханского государственного университета и Астраханского государственного технического университета.
  2. Практическая подготовка проводилась в условиях организации квазипрофессиональных ситуаций коммуникативной направленности на базе учебно-тренировочного центра г. Астрахани и учебно-тренировочных сборов г. Крымска (Краснодарский край, спортивный комплекс «Гигант»).В целях выявления уровней сформированности коммуникативной компетентности у будущих тренеров по футболу в процессе учебно-тренировочных сборов экспериментальной и контрольной групп использовались специальные диагностические методики: модуль «Мое отношение» социотеста А. Я. Анцупова, «Опросник терминальных ценностей» И. Г. Сенина; «Методика мотивационных ориентаций личности в межличностных коммуникациях» И. Д. Ладанова, В. А. Уразаевой; «Тест смысложизненных ориентаций» Д. А. Леонтьева, «Карта экспертной оценки коммуникативной компетентности футболиста» авторский вариант; «Методика диагностики эмоционального интеллекта» М. А. Манойловой; «Методика оценки умений профессионального общения» И. В. Макаровской. Все методики были адаптированы под условия эксперимента.
  3. Для проверки эффективности используемых в ходе эксперимента процедур входному и выходному тестированию подвергались студенты (144 чел.), а также тренеры учебно-спортивного клуба «Астрахань» и «Волгарь – Астрахань» (всего 12 человека). Вся выборка респондентов из числа студентов условно была разделена на экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) группы по 72 чел.

На третьем аналитическом этапе опытно-экспериментальной работы проводилась проверка, систематизация и обобщение полученных результатов исследования. Приводимые в исследовании статистические результаты начальной и итоговой диагностик формирующего эксперимента отражают динамику изменения количественного состава экспериментальной группы по уровню сформированности коммуникативной компетентности у будущих тренеров по футболу в учебно-тренировочном центре. Значительный рост количества студентов среднего и высокого уровней экспериментальной группы объясняется тем, что в экспериментальной группе опытно-экспериментальная работа осуществлялась более эффективно в результате реализации модели и технологической карты изучаемого процесса, а также педагогических условий, способствующих успешному формированию коммуникативной компетентности у будущих тренеров по футболу в процессе учебно-тренировочных сборов.

Динамические изменения уровней коммуникативной компетентности будущих тренеров по футболу

Уровни коммуникативной компетентности у будущих тренеров по футболу

Контрольная группа

Экспериментальная группа

До эксперимента

 

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

Низкий

64,5 %

63,2 %

63,1 %

34,7 %

Средний

22,4 %

23,7 %

23,4 %

35,3 %

Высокий

13,1 %

13,1 %

13,5 %

30,0 %

Проверка достоверности различий между данными экспериментальной и контрольной группами проводилась с помощью параметрического метода – метода Стьюдента и выявила достоверные различия по уровню формирования коммуникативной компетентности у специалистов сферы физической культуры и спорта, ориентированных на тренерскую работу по футболу (уровень значимости р < 0,05).

Следовательно, эффективность работы со студентами была достигнута за счет ее построения на основных положениях субъектной педагогики: ориентации на личностную и профессиональную индивидуальность каждого; усилении субъектного потенциала его личности; диалогизации процесса обучения; обеспечении дифференцированного и индивидуально-творческого подхода в процессе обучения; полисубъектности педагогического процесса, предполагающей активность, инициативу и ответственность каждого. Интеграция групповой и коллективной форм работы, сочетание традиционных и интерактивных форм и методов обучения, способствовали формированию рефлексивно-оценочных способностей, более осознанных действий у студентов, полному осознанию значимости владения коммуникативными умениями, интеллектуальными качествами; осуществлению анализа профессионального поведения, более яркой выраженности потребности в постоянном совершенствовании профессиональной деятельности, что отчасти соответствует, по нашему убеждению, сформированности коммуникативной компетентности.

Подводя итоги нашего исследования, можно сказать следующее:

  • коммуникативная компетентность обогащает общую профессиональную компетентность специалиста сферы физической культуры и спорта и способствует достижению более высокого качества его коммуникативной культуры;
  • эффективность формирования профессиональной компетентности специалиста сферы физической культуры и спорта в целом и коммуникативной в частности требует специально организованной практико-ориентированной среды (активной, созидательной, творческой и др.), которую можно создать в условиях учебно-тренировочных сборов;
  • направленность студентов на конструктивное коммуникативное взаимодействие в будущей профессиональной диаде «тренер – спортсмен» является необходимой предпосылкой для наиболее полной самореализации специалиста сферы физической культуры и спорта.

Таким образом, предложенная технологическая карта формирования коммуникативной компетентности специалиста сферы физической культуры и спорта со всеми ее составляющими компонентами позволила студентам не только достичь более высоких уровней сформированности коммуникативной компетентности, но и способствовала развитию их личностной зрелости, проявившейся в открытости, ответственности, дипломатичности, гибкости, решительности, росте потребности к успешной самореализации в общении с однокурсниками, преподавателями и тренерами. Предложенные педагогические условия и средства могут способствовать не только профессиональной подготовке специалиста сферы физической культуры и спорта к эффективному коммуникативному взаимодействию, но и приведут к совершенствованию тренерской работы по футболу, что в свою очередь имеет важнейшее политическое значение в контексте развития российского футбола.


Библиографическая ссылка

Синяев С.С., Рыкова Б.В. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24147 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674