Тема социального сиротства широко обсуждается в средствах массовой информации на протяжении многих лет. Несмотря на сокращение детских домов, происходит постоянное пополнение их рядов вновь поступающими детьми [5]. Среди детей, поступающих в детские дома, практически нет здоровых детей. Поскольку детей с незначительными проблемами здоровья стараются быстро оформить в замещающую семью, в детских домах остаются дети с выраженными отклонениями в здоровье [9]. Чем раньше ребенок окажется в семье, тем больше шансов имеет он адаптироваться к нормальным условиям жизни. Среди детей, воспитывающихся в детских домах, основной процент составляют дети из асоциальных семей, лишенных родительских прав, на втором месте отказные дети в связи с тяжелым заболеванием. Брошенные дети, дети-сироты и дети больных родителей занимают небольшую часть в детских домах.
В настоящее время резко повысился интерес к проблеме усыновления детей из детских домов. Однако, вместе с желанием усыновить или принять под опеку в свою семью ребенка у приемных родителей и будущих опекунов рождаются опасения: не выявится ли у ребенка какой-либо патологии, которая превратит его жизнь и жизнь приемных родителей в суровое испытание и имеются ли у него индивидуальные особенности развития, затрудняющие процесс воспитания и обучения.
Цель настоящей работы заключалась в изучении морфофункциональных, психофизиологических особенностей и состояния здоровья детей, воспитывающихся в детском доме.
Комплексное психофизиологическое обследование воспитанников детских домов г. Кемерово проводилось в октябре 2015 году. В обследовании приняли участие дети в возрасте 6-10 лет обоего пола в количестве 64 человек.
Антропометрические измерения детей осуществлялись по унифицированным методикам [6]. Измерялись показатели: длина тела в см, масса тела в кг, окружность грудной клетки в см. Индивидуальная оценка гармоничности физического развития проводилась путём сопоставления индивидуальных измерений длины, массы тела и окружности грудной клетки с возрастно-половыми региональными центильными таблицами [6].
Исследование психофизиологических показателей проводилось по средствам автоматизированного комплекса «PFK» и включало измерение скорости простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР, мс). Оценка функционального состояния сердечно-сосудистой системы и регуляторных систем организма проводилась по показателям вариабельности сердечного ритма в покое и при выполнении ортостатической пробы по методике Р. М. Баевского (1984) с использованием автоматизированной кардиоритмографической программы [2].
Оценка особенностей функциональной асимметрии мозга (ФАМ) проводилась по методике Н.Н. Брагиной, Т.А. Доброхотовой с использованием тестов по моторной (двигательной) и сенсорной асимметриям [1].
Математическая обработка результатов исследования проводилась с помощью программы «Statistica 6.0» с использованием методик описательной статистики.
Оценка социального статуса воспитанников детских домов г. Кемерово выявила высокий процент детей, чьи родители лишены родительских прав (50%). Дети – сироты и помещенные временно по заявлению одного из родителей составили 25%.
Анализ заболеваемости детей показал, что у большинства обследуемых в анамнезе отмечается наличие минимальных мозговых дисфункций (ММД) – 73,5% (II и III группы здоровья), у 25% - разная степень умственной отсталости (IV и V группы здоровья), и только 1,5% воспитанников были практически здоровы (I группа здоровья).
Особенности физического развития воспитанников детских домов заключаются в высокой частоте встречаемости детей, имеющих дисгармоничное физическое развитие - 18,3% и замедленные темпы роста - 37,3% (рис.1). Наиболее частыми отклонениями физического развития у воспитанников домов ребенка являются низкий рост, дефицит массы тела и их сочетание.
Рис. 1. Процентное распределение обследуемых детей по показателям физического развития
Анализ показателей сердечного ритма выявил достоверно высокий процент воспитанников с неудовлетворительным функциональным состоянием организма (ФСО) среди детей, имеющих разную степень слабоумия (50%), по сравнению с детьми двух других групп. Так, практически здоровые дети отличаются оптимальным ФСО - 100%, а для воспитанников, имеющих диагноз ММД, характерно процентное распределение являющееся нормальным для среднестатистической группы детей (рис.2).
Рис. 2. Процентное распределение обследуемых детей по функциональному состоянию организма с учетом основного диагноза
Примечание: 1 группа – практически здоровые дети, 2 группа – дети с диагнозом ММД, 3 группа – дети с разной степенью слабоумия.
Процентное распределение воспитанников по типу вегетативной регуляции сердечной деятельности свидетельствует о преобладании среди детей с разной степенью слабоумия представителей с симпатикотонией (рис.3).
Рис. 3. Процентное распределение обследуемых детей по типу вегетативной регуляции сердечного ритма с учетом основного диагноза
Примечание: 1 группа – практически здоровые дети, 2 группа – дети с диагнозом ММД, 3 группа – дети с разной степенью слабоумия.
Сопоставление результатов оценки ФСО и особенностей вегетативной регуляции сердечной деятельности детей с разной степенью слабоумия позволяет говорить о значительном снижении функциональных резервов организма, обусловленном дискоординацией деятельности основных регуляторных систем.
Оценка функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) по показателю ПЗМР позволила выявить высокий процент детей с низким уровнем изучаемого показателя (64%), средний уровень имели 28,6% обследуемых и высокий уровень – 7,4%. Высокий процент детей с низким и средним уровнем ПЗМР объясняется распространенностью диагноза - перинатальное поражение ЦНС (рис.4).
Рис. 4. Процентное распределение обследуемых детей по группам уровню ПЗМР с учетом основного диагноза
Примечание: 1 группа – практически здоровые дети, 2 группа – дети с диагнозом ММД, 3 группа – дети с разной степенью слабоумия.
Перинатальные поражения ЦНС – это повреждения головного мозга, возникающие с 28–ой недели беременности и до 8-ого дня жизни ребенка. В это время отмечается повышенная ранимость головного мозга и любое неблагоприятное воздействие ведет к его повреждению. В постнатальном периоде развития ребенка большое значение имеют социально-педагогические условия, которые могут усугублять или нивелировать проявления ПЭП. Поскольку период раннего развития большинства детей, попавших в детский дом из асоциальных семей, характеризуется негативными социально-педагогическими условиями, у них наблюдается проявление и усугубление перинатальных поражений ЦНС (ММД).
По мнению ряда авторов в данных учреждения оказывается, сосредоточен весьма специфический контингент детей. У детей, живущих в детских домах и интернатах, наблюдается не просто отставание в развитии, а формирование некоторых принципиально иных психических механизмов, при помощи которых ребенок приспосабливается к жизни в этих учреждениях [4,3,7,10]. Ряд исследователей считают, что самыми драматическим последствием социального сиротства - это прямой вред здоровью как физическому, так и психическому [9, 10].
Изучение особенностей функциональной асимметрии мозга показало, что у детей, имеющих диагноз умственная отсталость, отмечается доминирование левого полушария, тогда как у остальных воспитанников, имеющих ММД, ведущим является правое полушарие головного мозга. Доминирование правого полушария мозга у детей с ММД можно объяснить компенсаторным эффектом. Мозговые дисфункции возникают в результате локальных повреждений головного мозга при патологии беременности и родов. Их развитие возможно при поражениях различных мозговых зон, так как высшие психические функции обеспечиваются одновременной совместной работой многих областей головного мозга. В случае ранних очаговых поражений мозга специфические функции, благодаря высокой пластичности мозговых механизмов, могут компенсироваться.
Обследования детей в детских домах показали, что среди сирот почти нет практически здоровых детей. Нарушение их физического и психического развития часто связаны с факторами неблагоприятной наследственности, неблагополучными условиями жизни в бывшей семье [5]. Таким образом, воспитанники детских домов, прошедшие комплексное психофизиологическое обследование, характеризуются низкими показателями физического развития, снижением функциональных возможностей организма, высокой частотой перинатальных поражений ЦНС, в том числе умственной отсталостью.
Рецензенты:
Казин Э.М., д.б.н., профессор, профессор кафедры физиологии человека и безопасности жизнедеятельности КемГУ, г. Кемерово;
Игишева Л.Н., д.м.н., профессор кафедры педиатрии и неонатологии КемГМА, г. Кемерово.
Библиографическая ссылка
Свиридова И.А., Кошко Н.Н., Блинова Н.Г., Фёдоров А.И., Варич Л.А., Шагвалиева Е.А. МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24024 (дата обращения: 16.02.2025).