Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ВАЖНОСТЬ ТРАДИЦИОННЫХ ЗНАНИЙ В ОПИСАНИИ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЗНАКОВ И НАЗВАНИЙ РАСТЕНИЙ

Долонова Г.М. 1
1 Ошский гуманитарно-педагогический институт им. А.Ж. Мырсабекова
В статье приводятся некоторые проблемные вопросы о важности традиционных знаний в описании морфопризнаков и названий растений, полезность для медицины и ботаники. Такие исследования как этноботанического направления могут помочь в восстановлении цепочки передачи накопленных тысячелетиями традиционных знаний, их интеграции с современными методами ведения хозяйства и управления ресурсами, питания и лечения и сохранения самобытных культур. Главная причина современного экологического кризиса-разрушение биоразнообразия и нарушение его основных функций. В связи с этим утверждением можно сказать благополучие людей на Земле напрямую зависит от биоразнообразия являющиеся бесценным мировым достоянием нынешних и будущих поколений. В настоящее время этноботанические исследования динамично развиваются и привлекают все больший интерес представителей научных кругов в мире. Это связано с тем, что такие исследования позволяют ученым и исследователям совместно со знатоками из народа документировать традиционные знания и практики местных жителей о природе.
биокультурное разнообразия
растения
предки
традиционные знания
1. Введение и фитохимические исследования и выявление биологической активности веществ растений: /Под ред. Л.К.Мамонова и Р.А.Музычкиной.- Алматы: «Школа ХХ1 века», 2008.-216с.
2. Виноградова Т.А., Гажев Б.Н., Виноградова В.М. Практическая фитотерапия.-М.-2001.640с.
3. Loroya X. Two decades of Mexican ethnobotany and research in plant drags //Ciba Found Symp.1994,v.185.-Pp.130-140.
4. The Convention on Biologycal Diversity Traditional Knowledge information Portal www.cbd.int/tk.
5. Pretty,J., Adams,W.,et. 2010. The intersections of biological diversity and cultural diversity: towards integration. Cjnservation and Society, 7(2): 100-112.
С недавних пор понимание вопросов сохранения биоразнообразия переплетается с важностью сохранения уникальных коренных (аборигенных), сохраняющих и передающих знания о природном разнообразии, характерном для их мест проживания. Не секрет, что в прошлом много научных открытий в области биологии, включая производство медицинских препаратов, были основаны на информации, предоставленной знатоками из аборигенных, традиционных сообществ, живущих в отдаленных уголках мира, особенно в зонах тропических лесов[2].

В самом широком смысле традиционные знания- это накопленные знания, умения и навыки, воплощенные в традиционном образе жизни, присущие конкретному народу или территории его проживания, и передаваемые исторически сложившимися сообществами от поколения к поколению[4].

Этноботаника, начавшись как область получения ценных знаний о растительном мире от хранителей традиционных знаний, в настоящее время во многих европейских странах и континентах Америки уже признана как научное направление [3]. Поэтому перед нами поставлена задача не просто изучить традиционные знания и практики, но и также способствовать процессу признания прав интеллектуальной собственности носителей и хранителей этих знаний, которые сегодня уже не просто «объект» изучения или источник информации , но они признаются равными участниками научно-исследовательского процесса.

Тысячелетиями растения использовались нашими предками не только в качестве пищи, но и как лечебные средства для защиты от разного рода вредителей, в парфюмерии, в качестве красителей и для многих других практических целей. Поэтому многовековые традиции использования растений для лечения различных заболеваний и для других целей, обширная информация о различных свойствах растений и другие практические сведения являются важным источником для выделения видов, перспективных для исследования [1]. В Кыргызстане традиционная медицина, основанная, в значительной мере, на использовании многочисленных представителей местной флоры, до сих пор не утратила своего значения. Подтверждением данного положения может служить сравнительная характеристика случайно выбранных растений и растений, отобранных на основе этноботанических сведений, на выявление антибактериальной, антигрибковой и других биологических активностей. Поиск на основе этноботанической информации выявил больше видов растений, которые обладали антимикробной активностью, чем поиск подобной активности у случайно взятых видов [5].

Полезная информация может быть заключена и в народных названиях растений. Местное население традиционно придавало значение органолептическим признакам: запаху, вкусу.цвету; наличию определенных внешних особенностей, условиям произрастания, характеру воздействия и др. Так названия вздутоплодник, вороний глаз, змееголовник, кошачья лапка, облепиха, черника, отражают внешние признаки растений. Названия болиголов, дурман, дурнишник указывают на очевидную ядовитость, душица- на приятный запах, кислица, чесночник- на определенные вкусовые свойства, чистотел - на протекторные свойства при кожных заболеваниях, клоповник - на вероятность инсектицидных свойств и т.д.

Важным является сравнение данных простой медицины разных народов потому, что оно вычленяет важные и достоверные сведения и позволяет наметить наиболее перспективные направления для поисков новых лекарственных растений.

С сожалением следует отметить, что этноботаническая информация по используемым в народной практике растениям Кыргызстана была собрана в ничтожно малых объемах. Поэтому сбор еще сохранившихся в народе сведений о свойствах растений и их систематизация представляют крайне актуальную и неотложную задачу. Поскольку огромный массив информации по этой проблеме, являясь составной частью этнокультуры Кыргызстана, постепенно вытесняется современной медициной.

Местные жители, сохранившие традиционные знания и передающие их из поколения в поколение, знают особенности и объем местных ресурсов агроценоза и дикой природы, поскольку они ежедневно сталкиваются с ними в местах их обитания или произрастания. Поэтому вовлечение фермеров, членов местных сообществ и хранителей традиционных знаний в процесс сохранения биоразнообразия через проведение совместных исследований поможет установлению продуктивного партнерства всех сторон в системе триады: фермер, ученый и хранитель традиционных знаний.

Знания местных жителей характеризуются уникальными признаками, которые включают и то, каким образом местные знания распределены внутри данного региона или сообщества, каким образом они изменяются с течением времени. Знания местных сообществ могут быть очень разнообразными, характеризуются неравномерным распределением среди жителей, динамичностью и непрочностью, а также могут быть малодоступны для лиц, пришедших извне.

Перед проведением этноботанических исследований с совместным участием хранителей традиционных знаний и местных жителей, следует определить приоритетные темы или направления, имеющие значение для местных знатоков и жителей. При этом важно, чтобы эти направления исследования соответствовали одному или более критериям из ниже перечисленных:

- важность исследования для местных жителей;

- значение для селекционных работ;

- полезность для медицины и ботаники;

- редкий вид или находящийся под угрозой исчезновения;

- отличительные особенности вида в зависимости от места произрастания или распространения.

При сборе данных в этноботаническом исследовании необходимо провести анализ вторичных данных, таких как опубликованная научная и специальная литература, коллекции гербариев, статьи малоизвестных изданий или неопубликованные записи, аудиозаписи, личные знания о местных жителях и хранителях традиционных знаний. Для обеспечения более точного сбора данных во время проведения опросов, вопросы можно структурировать. При выборе местности и сообщества для проведения исследования, следует обратить внимание на следующие факторы:

- принадлежность жителей к этнической группе или группам;

- наличие старожилов;

- отдаленность от районного центра или города;

- наличие разнообразных экологических ниш и другие географические факторы.

Местные жители и знатоки традиционных знаний используют и различают множество фенотипических признаков растений для их определения. Они используются ими для того, чтобы различать растения, которые служат основанием для их сбора и использования. Названия, которые местные жители дают растениям, являются уникальными, т.к. многие виды растений могут встречаться только в этой местности, и только местные жители могут знать время их сбора и способы использования.

Название растения может быть связано с его свойствами, с целями его использования (вкус плода, листьев, использование разных частей растений, применение в религиозных обрядах и др).

Местные жители или хранители традиционных знаний различают вышеуказанные признаки на различных фазах развития растений, от всходов до цветения и плодоношения. Таким образом, признаки, которые они используют для характеристики растений, могут сложными, но очень важными и взаимосвязанными. При сборе информации от местных хранителей традиционных знаний важно произвести запись точного названия каждого вида растений, в том виде, в котором они даны ими, без изменений, на местном языке или диалекте. На примере:

1.Морфология - цвет стебля, листьев и семян, форма плодов, высота растения;

2.Показатели - время цветения, особенности роста и развития;

3.Жизненный цикл - однолетний, двухлетний, многолетний;

4.Жизненная форма - травянистая, кустарниковая, древесная;

5.Популярность - в какой степени местные жители используют или не используют это растение?

6.Отличительные признаки - чем отличаются, особые приметы;

7.Народные названия - почему так называют.

При получении данных, особенно важно уделить внимание способу использования растений, определению морфологических характеристик и других критериев которые даны местными знатоками и жителями. Можно сравнить, совпадают ли названные морфологические признаки растений внутри одного региона, села или общины, или они различаются. Анализ этих вопросов должен быть построен на рассмотрении нескольких конкретных наборов видов растений и их сопоставлении согласно заданным критериям. Изучение этих вопросов поможет исследователю понять связь между общепризнанными характеристиками растений и теми, которые используют местные хранители традиционных знаний.

Характеристики, которые ценят в своих растениях местные жители, могут быть связаны с морфологическими показателями, такими, как, например, урожайность, качества плода, кулинарная ценность, лечебные свойства, корм для животных, строительный материал или домашняя утварь.

Местные жители-знатоки традиционных знаний, вероятно, являются наиболее полезными советчиками при исследовании и сборе данных по оценке используемых частей разных видов растений. При опросе следует уделить внимание определению признаков растений на нескольких этапах их развития: молодое растение, фаза цветения, фаза спелости плода-колоса, сбор урожая и используемые их части. Эту работу можно проводить в виде опроса, визуальных исследований совместно со знатоками и местными жителями обоих полов, заполняя данные в таблицу. Это даст возможность исследователю получить более полную картину, определить ценность используемой части растений и оценив наиболее важных признаков определенного вида растений следующим образом: 1.Урожайность. 2.Размер и форма плода. 3. Сбор урожая (какая часть), 4. Используемая часть, 5. Вкусовые качества, 6.Устойчивость к поеданию дикими животными, птицами и болезням, 7.Экономически выгодно для продажи, 8. Требует много времени и труда при сборе, 9. Труднодоступность, 10. Способы или методы приготовления средства, 11. Время сбора, 12. Другие признаки, которые используют местные жители. Обмен информацией с местными знатоками несомненно облегчат работу исследователей и позволят сохранить богатую флору республики. Логично начать с систематических исследований тех растений, которые были изучены нашими великими предками, а также тех растений, которые используются в различных регионах республики, как средства народной медицины. Этноботанические исследования помогают собрать и сохранить традиционные знания, проливающие свет на важность и питательную ценность органически выращенных продуктов, традиционного приготовления пищи и лечения, забытых технологий и ремесел, использование традиционных методов выращивания культур. Сохранение традиционных экологических знаний особенно важно в сегодняшнем быстро меняющемся мире, в котором исчезновение традиционных знаний о природе в частности о растительном мире является реальной проблемой и невосполнимой потерей.

Таким образом, по степени изученности флору Кыргызстана можно рассматривать как недостаточно изученную в фитохимическом аспекте и в отношении биологических активностей. Поскольку принято считать, что особо эффективными являются поиски новых, хозяйственно ценных растений во флоре слабоизученных регионов, в центрах происхождения семейств и родов, в местах видового разнообразия, а также эндемичных родов и видов, изучение флоры Кыргызстана в этом направлении весьма перспективно. Этноботанические исследования могут помочь в восстановлении цепочки передачи накопленных тысячелетиями традиционных знаний, их интеграции с современными методами ведения хозяйства и управления ресурсами, питания и лечения, и сохранения самобытных культур. Такие исследования привлекают внимание и вовлекают широкие слои населения к проблемам сохранения биокультурного разнообразия и здоровья экосистем, к поиску путей более устойчивого жизнеобеспечения, находящегося в гармонии человека и природы.

Рецензенты:

Содомбеков И., д.б.н., профессор, зав.кафедрой лесоводства и плодоводства Кыргызского Национального Аграрного Университета им. К.И.Скрябина, г. Бишкек;

Шалпыков К.Т., д.б.н., директор Инновационного центра фитотехнологий НАН Кыргызской Республики, г.Бишкек.


Библиографическая ссылка

Долонова Г.М. ВАЖНОСТЬ ТРАДИЦИОННЫХ ЗНАНИЙ В ОПИСАНИИ РАЗЛИЧНЫХ ПРИЗНАКОВ И НАЗВАНИЙ РАСТЕНИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24005 (дата обращения: 06.08.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074