Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Фалунин В.Ф. 1 Фалунина Е.В. 1
1 ФГБОУ ВО «БрГУ»
В статье представлены данные, полученные на основе анализа научной литературы и существующего опыта образовательной практики. В результате опытно-экспериментальной работы нами были собраны и структурированы содержательные характеристики психологического портрета личности руководителя современной общеобразовательной школы. В качестве предпосылок такого анализа были выделены перспективы максимальной реализации самого руководителя как личности и профессионала, а также его способности и возможности раскрывать и актуализировать развитие личности каждого Другого, относящегося к его организационной системе. В научной работе были использованы психодиагностические и интерпретационные методы исследования.
характеристика личности руководителя
психологический портрет личности руководителя
руководитель современного общеобразовательной школы
профессионально важные качества личности руководителя современного общеобразовательной школы
1. Фалунина Е.В. Психолого-педагогическая модель системы подготовки будущих учителей к работе в пространстве современного образования : Автореф. дис. …д-ра психол. наук. – М., 2012. – 68 с.
2. Фалунина Е.В. Обоснование модели подготовки педагогов к работе в поликультурном образовании России. – Российский научный журнал. – 2010. – №19. С. 190-193.
3. Фалунина Е.В. Некоторые условия личностной и профессиональной готовности студентов-педагогов к профессионально-педагогической деятельности. – Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2007. Т.1. С. 82-85.
4. Фалунин В.Ф., Фалунина Е.В. Актуализация проблемы развития личности полисубъектного руководителя. – Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2014. – №3 (14). С. 76-78.
5. Фалунин В.Ф., Фалунина Е.В. Теоретические обоснования психологических механизмов развития толерантности личности в психологии. – Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 3 (12). Декабрь 2014 (http://ce.if-mstuca.ru/).
6. Фалунин В.Ф. Компоненты структуры личности руководителя в психологической науке. / Российский научный журнал. – 2015. – 2 (45). – С. 105-108.
7. Фалунина Е.В., Фалунин В.Ф. Модификация методики исследования стратегий межкультурного взаимодействия в поликультурной образовательной среде. / Российский научный журнал. – 2015. 2 (45). – С. 109-113.
8. Фалунина Е.В., Фалунин В.Ф., Ташкенова Л.В. К вопросу гуманизации современного образования – консультация для руководителей среднего звена общеобразовательной школы. / Гуманитарные и социальные проблемы развития регионов Сибири: материалы XIV Межвузовской научной конференции 23 апреля 2015 года. – Братск: Изд-во БрГУ, 2015.
9. Фалунина Е.В., Фалунин В.Ф., Ташкенова Л.В. Научный взгляд на ценностные ориентиры и базовые принципы работы учителя в рамках ФГОС нового поколения. / Проблемы социально-экономического развития Сибири. – 2014. – № 4 (18). С. 95-102.
10. Фалунина Е.В., Фалунин В.Ф. Теоретические обоснования психологических механизмов развития толерантности личности в психологии. / Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 3 (12). Декабрь 2014 (http://ce.if-mstuca.ru/).
11. Фалунина Е.В.. Мирошниченко Е.В. Актуализация проблемы развития культуры межнационального общения будущих педагогов на основе компетентного подхода. / Российский научный журнал. – 2014. – 1 (39). – С. 111-116.
12. Фалунина Е.В. Особенности психолого-педагогического сопровождения подготовки будущих учителей к работе в пространстве современного образования. / Гуманитарные и социальные проблемы развития регионов Сибири: материалы XIII Межвузовской научной конференции 21 апреля 2014 года. – Братск: Изд-во БрГУ, 2014. – С. 194-199.
13. Фалунина Е.В. Особенности психолого-педагогического сопровождения подготовки будущих учителей к работе в пространстве современного образования. / Гуманитарные и социальные проблемы развития регионов Сибири: материалы XIII Межвузовской научной конференции 18 апреля 2014 года. – Братск : Изд-во БрГУ, 2015. С. 31-33.
14. Фалунина Е.В. Актуализация проблемы профессиональной подготовки будущих учителей к работе в пространстве современного образования. / «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык» — международный информационно-аналитический журнал № 2 (09). Сентябрь 2014 (http://ce.if-mstuca.ru/).
15. Фалунина Е.В., Фалунин В.Ф. Проблема развития личности руководителя как субъекта профессиональной деятельности. / Проблема социально-экономического развития Сибири. – 2014. - № 4 (18). С.95-102.

Глобальные изменения в социально-экономическом и государственно-политическом устройстве России обусловили необходимость реформирования образовательной системы на всех ее уровнях: иными становятся приоритеты развития самой системы, изменяется ее инфраструктура, возникают новые типы образовательных учреждений, разрабатываются инновационные содержательные составляющие, определяются новейшие педагогические технологии, меняются стили управления образовательными учреждениями и т.п. Но не смотря на то, что все изменения происходят на фоне резкого снижения государственного финансирования, обострения воспитательных проблем, недостаточной мотивированности и слабой профессиональной подготовленности педагогических кадров, - требования, предъявляемые к качеству образования, постоянно растут.

На законодательном уровне утверждаются приоритеты, регулирующие отношение общества к образованию как к первостепенному фактору экономического и социального прогресса. Большое внимание обращено к личностно-ориентированному подходу, обеспечивающему своевременный выход личности на самоопределение (личностное, этническое, профессиональное  -  жизненное) и создание условий для ее самореализации.

Одним из важнейших направлений фундаментальной психологической науки является проблема становления и развития личности и возможности ее успешной реализации как в личной жизни, так и в профессиональной деятельности. Одна из гипотез нашего исследования заключается в предположении о том, что деятельность руководителей образовательных учреждений имеет свою особую специфику и в силу этого оказывает особое формирующее и селективное воздействие на их личностные социально-значимые и профессионально важные качества и характеристики, а так же имеет непосредственное влияние на личностные характеристики подчиненных.

Характер и содержание отличий деятельности руководителя от деятельности педагога еще требует четкого определения, но на уровне общей оценки эти отличия признаются радом исследователей. В данной работе стояла задача на основе анализа научной литературы составить возможный психологический портрет такого руководителя, личностные характеристики которого, наряду с его профессиональными способностями и возможностями, способствовали бы максимальному раскрытию его личности и личности каждого Иного, относящегося к его организационной системе.

Для этих целей нами был подобран классический инструментарий для изучения личностных профилей, включающий: 16-факторный личностный опросник Р.Кэттэлла, 14-шкальный самоактуализационный тест В.Шострома, личностный опросник Р.Айзенка, тест на определение доминирующего стиля руководства И.Егорычевой, опросник на выявление ведущей стратегии поведения в конфликтной ситуации Р.Томаса, опросник на изучение уровня развития толерантности-принятия Е.Клещевой и ассертивного поведения В.Шадрикова, тест на эмоциональную устойчивость Ч.Спилберга и аккультурацию личности Дж.Берри.

Подходя к моделированию психологического портрета успешного руководителя современной общеобразовательной школы, нами были проанализированы интерпретационные данные выше перечисленных методик. В результате такого анализа мы пришли к выводу о том, что директор образовательного учреждения, чтобы соответствовать времени и требованиям к нему предъявляемым, как личность и профессионал должен:

- понимать экзистенциальную (бытийную) ценность жизни «здесь и теперь», иметь  способность наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми достижениями, и не обесценивая его предвкушениями грядущих успехов или ожиданий;

- занимать гуманистическую позицию как ценностный приоритет взаимодействия, что придает действиям, поведению и отношениям руководителя четкость, устойчивость, выверенность, уравновешенность, уверенность и справедливость. Ему свойственно стремление к равноправным, паритетным отношениям как с коллегами, подчиненными, так и с вышестоящим руководством; его отличает положительное отношение к реальности; польза для Других является центральным мотивом и приоритетом его деятельности в целом;

- разделять ценности самоактуализирующейся личности - истину, добро, красоту, эстетичность, простоту, честность, культуру, нравственность, целостность, конгруэнтность, жизненность, уникальность, совершенство, свершение, справедливость, порядок, легкость без усилия, игру, самодостаточность, позитивизм, сотрудничество, жизнетворчество, активную жизненную позицию, гражданственность и т.п. - те ценности, которые указывают на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далеким от желания манипулировать социальными отношениями в собственных интересах;

- верить в людей и могущество человеческих возможностей, что может стать устойчивым основанием для построения истинных (искренних и гармоничных) межличностных отношений и привести к естественной симпатии и доверию в социальном взаимодействии - к честности, непредвзятости, доброжелательности - всему тому, без чего невозможна развивающая социальная среда;

- быть открытым к новым впечатлениям и готовым к постоянно меняющейся реальности современного мира - т.е. иметь: способность к бытийному познанию; бескорыстную жажду и стремление к новому; интерес к объектам, не связанным напрямую с удовлетворением потребностей низшего порядка. Такое познание, по мнению А.Маслоу, более точно и эффективно, поскольку его процесс не искажается желаниями, влечениями и мимолетным реагированием на обстоятельства; руководитель при этом не склонен судить, оценивать и сравнивать - он воспринимает реальность как данность, умеет ценить то, что имеет, работает на развитие сложившейся ситуации в интересах всех субъектов, включенных в реальное взаимодействие, создает развивающую среду, усиливает эффект успешности в деятельности и общении, обогащает, а при необходимости и корректирует процесс социализации;

- стремиться к самоактуализации - ощущению и осознанию своей нужности, востребованности и ценности в современном мире. Самоактуализация (А.Маслоу) - есть непременный атрибут творческого самовыражения личности, который называют «творческим отношением к жизни» и определяют как «выживаемость» (С.К.Бондырева),  «жизнеспособность» (Д.В.Колесов), «жизнетворчество» (Е.В.Фалунина). Все это позволяет руководителю осознавать свою значимость и сопричастность в жизненных свершениях. Самоактуализирующаяся личность руководителя автономна, независима, ассертивна и свободна. Под автономностью Э.Фромм предлагает понимать «позитивную свободу для ...» за которой кроется не только истинное счастье, но и ответственность за свершения. Такую свободу важно отличать от психологической зависимости, которая актуализирует потребность человека в «свободе, направленной от ...», которая символизирует бегство, уход и приводит, в конечном счете, человека к отчужденности и одиночеству;

- быть психически здоровой личностью, целостной, полной, гармоничной. Ф.Перлз подходил к пониманию вышеперечисленного через определение «жизнестойкости» и «способности к самоподдержке»; Д.Рисмен описывал эту способность как «направляемость изнутри»; К.Роджерс характеризовал ее понятием «зрелость» или «зрелая личность»;

- иметь стойкое чувство уверенности в своих способностях и возможностях при гармоничном сочетании с искренним доверием к окружающему миру, другим людям;

- наряду с четким планированием и бытийной логикой, быть готовым к спонтанным действиям. Спонтанность, как личностная характеристика, свидетельствует о том, что процесс самоактуализации для руководителя становится образом жизни, а не просто является мечтой или недостижимым стремлением. Способность к спонтанному поведению с возрастом фрустрируется (травмируется) культурными нормами и социальными установками, и в естественном виде ее можно наблюдать исключительно в детских возрастах, отмечает А.Маслоу. В то же время, обращает внимание К.Роджерс, именно способность взрослой личности сохранить в себе «чистое дитя» - как открытость и спонтанность, как чувственность и чувствительность, позволяет говорить и соотносить такую личность с ценностями самоактуализированной личности - естественностью, свободой, игрой, легкостью, успешностью, адаптированностью, социализированностью и т.п.;

- иметь высокий уровень аутосимпатии, что является основой психического здоровья и целостности личности; самопонимания, что свидетельствует о чувствительности и сензитивности к своим желаниям и потребностям. Такой руководитель свободен от психологических защит, не склонен подменять собственные вкусы и оценки внешними социальными стандартами, имеет интернальный локус контроля, который соответствует поиску причин поведения и оценивание собственных удач и неудач внутри себя; он последователен и настойчив в достижении цели, склонен к самоанализу, уравновешен, общителен, доброжелателен и независим;

- иметь способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими - быть контактным, что не понимается как сумма коммуникативных способностей и навыков эффективного общения, а определяется как общая предрасположенность к взаимно полезным и приятным контактам с другими людьми, что является необходимой основой синергической установки личности;

- быть гибким в общении, адекватным в самовыражении, свободным от социальных стереотипов, склонным к самораскрытию, готовым к аутосимпатии и ориентированным на эмпатийное слушание. Такой руководитель направлен на межличностное субъект-субъектное или полисубъектное взаимодействие, склонен быть искренним и честным как в отношении с другими людьми, так и в отношении с самим собой, далек от манипуляций и смешивания самораскрытия личности с самопредъявлением - стратегией и тактикой управления производимыми впечатлениями;

- иметь развитую эмпатийность, что соотносится с высокой способностью человека чувствовать проблемы окружающих. Такой руководитель отличается великодушием и склонен к снисхождению, прощению и принятию ошибок Других с готовностью осуществить дозированную помощь и поддержку последним; он с неподдельным интересом относятся к людям, умеет видеть их реальные нужды, раскрывать их способности и возможности, имеет задатки прогнозирования будущего. Эмоционально отзывчив, общителен, контактен, искренен, добродушен. Дети первыми чувствуют его открытость и истинность, и тянутся к нему. Взрослые ценят его за душевную притягательность и излучаемую энергию силы; их привлекает его стремление не допускать конфликты и способность к конструктивному разрешению проблемных ситуаций. Он адекватен к критике в свой адрес, и в меру самокритичен. В оценке событий доверяет собственным чувствам и интуиции в гармоничном сочетании с объективной оценкой существующей реальности и аналитическими выводами. Предпочитает работать с людьми, нежели в одиночку, умеет грамотно делегировать полномочия;

- отличаться жизненным благополучием - он успешен и привлекателен не только в профессиональной сфере, но и в личностном пространстве; он характеризуется эмоциональной устойчивостью (Ч.Спилберг); его трудно вывести из равновесия вне зависимости от особенностей типа его темперамента. Это самодостаточная личность, способная не просто «держать себя в руках», а умеющая «не реагировать на незначимое». Такой руководитель как личность имеет четко выраженные ценностные ориентиры, личностные смыслы, мотивационные приоритеты; он обладает высоким уровнем рефлексивных способностей: умеет выделить себя из ситуации, «подняться над проблемой» и принимать такие решения, которые выводят всех участников взаимодействия на новый более высокий уровень развития, вне зависимости от собственных эго-притязаний;

- иметь выраженный уровень развития ассертивности, что согласно теории В.Д.Шадрикова, характеризует его как человека, способного поступать и действовать согласно соблюдению прав и свобод других людей, при этом не ущемляя собственных прав и личных свобод. Желаемой цели он достигает, не причиняя вреда окружающим. Он добивается своего, не манипулируя оппонентами посредством чувства вины или каким-либо иным способом из разряда приемов эмоционального шантажа. Он умеет убедить других в необходимости или возможности оказания помощи или любезности; он не замыкается в себе, получая отказ в том, на что он, собственно, и не имел права рассчитывать; при столкновении интересов - способен договориться и найти как компромиссное решение, так и механизмы выхода на сотрудничество, удовлетворяющие все стороны взаимодействия;

- иметь высокий уровень развития толерантности как способности к признанию и принятию личностной, этнической и профессиональной субъектности Другого с пониманием его прав на иной образ жизни, свободное выражение своих взглядов и ценностей, положительному отношению к этно-, социо- и субкультурным разностям; быть восприимчивым к любым проявлениям дискриминации; иметь способность находить в иной культуре нечто полезное и ценное как лично для себя, так и для своей культуры в целом; избегать культурных предрассудков и стереотипов, стремиться к рассмотрению особенностей иных культур сквозь призму ценностей и стереотипов самих этих культур; иметь способность воспринимать альтернативные взгляды на проблемы, возникающие в поликультурном обществе; способность к интеграции и консолидации при поддержании собственной культурной идентичности и идентичности культуры Иной; умение и желание жить в условиях сотрудничества в поликультурном образовательном пространстве сохраняя при этом свою личностную, этническую, национальную и культурную самобытность, уважать свои и иные традиции и менталитет, устанавливать связи между различными культурными системами, сохраняя при этом целостность своей культурной идентичности, становясь при этом поликультурной личностью, способной к приумножению общекультурных ценностей посредством единения межкультурных разностей;

- сочетать собственные интересы с государственными ориентирами и общечеловеческими ценностями; быть нацеленным на будущее, способным к полной самоотдаче, вплоть до сознательного отказа от личной выгоды ради высших целей, ценностей и идей, заявленных мировым сообществом - идей глобализации - общемирового сотрудничества ради развития цивилизации и сохранения мира на Земле;

- уважать прошлое, ставшее историей, и быть ориентированным на будущее, неся при этом полную ответственность за настоящее как на уровне личностном, социокультурном, так и на общечеловеческом. Полисубъектность личности руководителя определяется гармоничным сочетанием и высоким уровнем взаимосвязи личностной, этнической и профессиональной субъектности.

В качестве выводов по проведенной опытно-экспериментальной работе, считаем возможным отметить следующие личностно-профессиональные качества и характеристики личности руководителя современной школы, которые требует сегодня система образования, современное общество и ФГОС нового поколения: понимание экзистенциадьной ценности жизни «здесь и теперь»; принятие гуманистической позиции как ценностного приоритета межличностного взаимодействия и ценностей самоактуализирующейся личности; веру в людей и в могущество человеческих возможностей; открытость к новым впечатлениям и готовность к изменениям постоянно меняющегося мира; стремление к самореализации и самоактуализации; готовность к спонтанным действиям наряду с четким планированием и бытийной логикой; высокий уровень аутосимпатии и доброжелательных отношений с окружающими; гибкость и толерантность в общении; адекватность в самовыражении, свободном от социальных стереотипов; развитая эмпатийность и ассертивность; жизненное благополучие; сочетание собственных интересов с государственными ориентирами и общечеловеческими ценностями; уважение к прошлому, адекватное отношение к настоящему и позитивные взгляды на перспективы будущего.

Личность руководителя такого типа мы предлагаем характеризовать как «полисубъектная личность» и ориентируем выше названные личностно-профессиональные характеристики в качестве компонентов структуры личности при моделировании образовательных программ в процессе подготовки и переподготовки руководителей современной школы в системе вузовской и послевузовской подготовки.


Библиографическая ссылка

Фалунин В.Ф., Фалунина Е.В. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОРТРЕТА ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-3. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23970 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674