Сложность современной ситуации состоит в том, что человек встал перед необходимостью разрешения социально-нравственного кризиса, который затрагивает не только общество в целом, но и каждого отдельного человека. Современное общество справедливо обеспокоено состоянием нравственной сферы личности, определяющей ее отношения, поступки, потребности и, в конечном итоге, социальные последствия ее деятельности. При этом закономерно, что особое внимание обращается на образовательные институты как пространство социально-нравственного становления подрастающего поколения. В связи с этим возрастает роль образовательных институтов в социально-нравственном становлении личности и особенно - образовательного пространства вузов, что обусловлено социально-психологическими особенностями личности студента: период студенчества характеризуется стремлением молодого человека к самоактуализации, самоопределению в межличностных и социальных отношениях, самоутверждению в будущей профессии, студенческой среде и жизни в целом. В то же время, переходя от общего (школьного) к профессиональному высшему (вузовскому) образованию, молодой человек одновременно попадает в ситуацию, где ему предъявляются новые, более сложные социально-нравственные требования, актуализирующие такие качества его личности, как гражданская ответственность, социальная активность, способность к нравственному выбору и т.п. В образовательном пространстве вуза происходит освоение социальных отношений, включение молодого человека в различные виды социально-культурной деятельности (познавательную, коммуникативную, трудовую, досуговую, социально-гражданского значения и др.), в которых реализуются, корректируются и развиваются его индивидуальные нравственные установки.
Таким образом, образовательное пространство вуза располагает потенциалом позитивного влияния на социально-нравственное развитие личности молодого человека. В то же время, проделанный в процессе изучения проблемы анализ научных источников показал, что социально-нравственное развитие студентов в условиях целенаправленного педагогического моделирования этого процесса в вузе не являлось предметом специального педагогического исследования. А научно обоснованное педагогическое моделирование социально-нравственного развития личности студентов в вузе до настоящего времени не получило широкого распространения.
Для научной разработки вопроса о педагогическом моделировании социально-нравственного становления личности студентов сложился теоретический базис, изучение которого свидетельствует, что данная проблема сложна и многоаспектна, а ее изучение имеет свою историю и традиции в отечественной и зарубежной педагогической мысли и практике образования.
Изучение философского и социологического аспектов позволяет констатировать, что проблема социально-нравственного становления личности рассматривается в контексте аксиологического подхода. В результате теоретической и практической разработки гуманистической концепции образования получила педагогическое осмысление сущность общечеловеческих ценностей и возможности их реализации в педагогическом процессе воспитания личности. Среди философов и социологов Башкортостана проблема ценностей разрабатывалась в трудах Н.А. Аитова, М.М. Утяшева, Ф.Б. Садыкова, Д.Ж. Валеева, М.М. Орешникова.
Названный подход нашел применение и в социально-педагогических исследованиях, связанных с изучением ценностных ориентаций молодежи, в том числе - формирующихся в процессе профессионального образования. Изучение научных источников и образовательной практики вуза позволяет констатировать наличие противоречий, главными из которых являются противоречия между:
- потребностью современной системы высшего образования в целостной институциональной модели социально-нравственного развития личности современного молодого человека и недостаточной разработанностью адекватных новому времени научно-педагогических основ ее построения;
- наличием в образовательном пространстве вуза потенциала позитивного влияния на социально-нравственное развитие личности студентов и недостаточной разработанностью механизмов педагогического моделирования этого процесса.
Необходимость разрешения названных противоречий позволяет констатировать актуальность проблемы педагогического моделирования социально-нравственного становления личности студентов.
Указанные противоречия обусловили определение проблемы исследования: какова модель образовательного пространства вуза, эффективно способствующего социально-нравственному развитию личности студентов.
Цель исследования: разработать научно обоснованную педагогическую модель, способствующую социально-нравственному развитию студентов в вузе.
Объект исследования: высшее учебное заведение как пространство социально-нравственного развития личности студентов.
Предмет исследования: социально-нравственное развитие личности студентов в условиях целенаправленного педагогического моделирования этого процесса в вузе.
В соответствии с целью исследования определены его задачи: выявить сущность социально-нравственного развития личности и описать его структурные компоненты; проанализировать теоретические основы педагогического моделирования с целью содействия социально-нравственному развитию студентов; выявить педагогические закономерности социально-нравственного развития личности студентов в вузе; разработать педагогическое обеспечение модели социально-нравственного развития студентов в вузе; опытно-экспериментальным путем апробировать разработанную педагогическую модель в целостной учебно-воспитательной системе вуза.
Методологические основы исследования составили: положения системного подхода к анализу педагогических явлений и разработке педагогических объектов; философские концепции образования и культуры (аксиологическая, антропологическая, культурологическая); теоретические и практические аспекты педагогического проектирования и моделирования; гуманитарная и смысловая парадигмы образования; совокупность диалектических методов (целостности, всеобщей связи и взаимозависимости и т.д.); философское учение об интегральной природе человека и деятельности как основе его социального развития, гуманистическая парадигма образования.
Для реализации поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс методов теоретического, эмпирического и опытно - экспериментального исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, комплексная диагностика с использованием анкетирования, интервьюирования, тестирования, ранжирования; педагогический естественный эксперимент. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что сформулированы принципы педагогического моделирования социально-нравственного развития студентов в вузе; уточнены базовые понятия и основные категории социально-нравственного развития студентов: «ценность» и «уровни усвоения ценностей», «социально-нравственная установка», «моральный выбор», «направленность» и основные типы направленности личности, «черты» (как социально-нравственные качества личности), «духовно-нравственный потенциал личности».
Практическая значимость исследования заключается в том, что реализована разработанная и внедренная автором исследования система внеаудиторной работы вуза по социально-нравственному развитию студентов, функционирующая в настоящее время в филиале Уфимского государственного нефтяного технического университета в г. Стерлитамаке. Разработан диагностический комплекс по изучению уровней развития социально-нравственной ориентации студентов вуза и методика исследования направленности личности при помощи тестовых заданий. Внедрено в практику разработанное в процессе исследования педагогическое обеспечение социально-нравственного развития студентов в высшем учебном заведении; представлено описание опыта социально-нравственного развития студентов во внеаудиторной работе вуза.
Составлены и внедрены в практику широко адресованные методические рекомендации «Программа внеаудиторной деятельности со студентами технических вузов», доказавшие свою результативность в практике работы вуза.
Достоверность и обоснованность основных положений и результатов исследования обеспечивается опорой на фундаментальные теоретические положения философии, психологии, педагогики; положения и выводы ведущих исследователей в области проблем социально-нравственного развития человека; совокупностью методов, адекватных задачам исследования; опытно - экспериментальной проверкой гипотезы.
В настоящее время целью воспитания должно стать формирование человека нового типа: способного свободно ориентироваться в новых социально - экономических условиях, умеющего жить и действовать в соответствии с нормами общечеловеческой морали - трудолюбивого, отзывчивого, предприимчивого, порядочного, честного, эрудированного и мн. др. Реализации этой цели способствует во многом социально- нравственная ориентация, одним из обязательных условий ее успешного осуществления является своевременная и регулярная педагогическая диагностика ориентаций студентов. Это позволит выявить пробелы в воспитании и обеспечить осуществление внутренней и внешней коррекции социальных и нравственных ориентиров студентов [6].
Следует отметить тот факт, что в социальной педагогике и психологии проблема ценностных ориентаций традиционно рассматривается в двух смысловых значениях:
1. Как совокупность оценок индивидом окружающей его действительности с последующей ориентацией в ней;
2. Как способ дифференциации объектов индивидом по степени их значимости.
Формирование ценностных ориентаций осуществляется в процессе социализации человека и закономерно проявляется в мировоззрении личности через её цели, идеалы, убеждения и интересы. Соответственно, система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности, выражая сущностное основание её отношений к действительности [2, с.22].
Обращаясь к анализу сущности ценностных ориентаций, заметим, что категориальное ядро данного феномена составляет понятие "ценность".
В силу родственности (но не идентичности) явлений «социально- нравственная ориентация» и «ценностные ориентации», всё вышеприведённое во многом характеризует и сущность интересующего нас явления. Однако мы рассматриваем вопрос ориентации в более узком разрезе - в аспекте социальных и нравственных ориентаций студентов, где под социальными понимаются ориентации, непосредственно вызванные к жизни развитием социальной действительности и определяющие формирование таких личностных качеств, которые бы способствовали адаптации личности в современном обществе. Под нравственными же ориентирами понимается установка на конкретные моральные качества общечеловеческого характера типа милосердия, доброты, верности, порядочности и др. В то время как ценностные ориентации представляют собой сложное единство идеологических, политических, моральных, эстетических, правовых, научных, философских и прочих установок и устремлений личности.
Принципы гуманизации и демократизации образования тесно связаны между собой. Гуманизм как в социальной политике, так и в образовании следует понимать, как признание самоценности каждого отдельно взятого человека через обеспечение его свободы. Важнейшей чертой свободы является креативность, право на творчество. Наиболее точное выражение свободы в образовании достигается в свободе выбора и возможности творческой деятельности. Суть человеческой деятельности состоит в преобразовании действительности, в активном воздействии человека на предметный мир. Деятельность - это основная форма проявления активности человека, его социального назначения. Важно отметить, что в деятельности происходит не только освоение предметного мира человеком, но и вырабатывается отношение к нему, к своему месту в этом мире, к обществу, к людям, что содействует социальному и нравственному становлению его самого.
Гуманитаризация современного технического образования требует высокого уровня развития у современного преподавателя таких профессионально- личностных качеств, как справедливость; способность к эмпатийному общению; гуманистическая направленность; общительность, потребность в общении с воспитанниками; умение влиять своими личностными качествами на личность других людей [3]. Таковы, на наш взгляд, основные профессионально-личностные качества педагога, которыми он должен обладать сегодня, в период преобразования и обновления всех сторон общественной жизни. Обязательным условием успешности этого процесса становится непосредственное участие каждого субъекта образовательного процесса в воспитательной работе [4]. Мы считаем, что важным условием гуманитаризации образования в высшей школе и способом формирования социально - нравственной ориентации, является внеаудиторная работа со студентами. При этом мы ориентируемся на методические приемы оптимизации процесса формирования личности студента в системе высшего профессионального образования, предложенные Е.В. Головневой, одним из которых является «целевое обращение к общечеловеческим и национальным духовно-нравственным ценностям на учебных и внеаудиторных занятиях» [1, с. 30].
В ходе исследования отмечены особенности, характеризующие студентов технического вуза, а также присущие им характерные черты юношеского возраста. Дана характеристика внеаудиторной деятельности, определены ее виды и формы, выделены особенности внеаудиторной деятельности. Мы определили внеаудиторную деятельность как организационные и целенаправленные разнообразные виды и формы работы образовательного и воспитательного характера, проводимые со студентами после занятий. Основная задача при активном включении студентов в разнообразные виды внеаудиторной работы состояла в приобретении новых качеств личности, как ответственность, самодисциплина, креативность и т.п, и в совершенствовании уже имеющихся, в формировании высоких духовных интересов и увлечений студентов, которые в конечном итоге способствовали формированию социально - нравственной ориентации; в вооружении их знаниями, а также в приобретении соответствующих умений и навыков, и перенос знаний, умений, навыков в практическую деятельность.
Разработанные и внедренные модель социально-нравственного развития студентов вуза и система организации внеаудиторной деятельности вуза, во-первых, наполнили новым содержанием внеаудиторную работу вуза, во-вторых, активизировали деятельность центров студенческого самоуправления, в-третьих, позволили создать систему внеаудиторной работы, основные направления которой обеспечивают процесс формирования положительных социально-нравственных ориентаций личности.
Результаты опытно-экспериментальной работы в целом подтвердили необходимость и эффективность педагогического моделирования социально-нравственного развития студентов, так как посредством реализации разработанных моделей была достигнута существенная коррекция социально-нравственных ориентаций студентов.
Таким образом, в современном отечественном образовании отражаются противоречивые тенденции социокультурной ситуации в России. С одной стороны, культивирование экономического индивидуализма, нестабильность разделяет людей, подрывает нравственные основы их взаимоотношений, ведет к эгоистичному служению личному интересу. С другой стороны, серьезные прогрессивные изменения всей государственной жизни требуют переосмысления концептуальных оснований жизни человека и самого общества, признания самоценности человека, его свободы, способности к творчеству, новых смыслов и ценностей. В связи с этим возрастает роль образовательных институтов в социально-нравственном развитии личности и особенно образовательного пространства вузов.
Рецензенты:
Головнева Е.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики начального образования, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак;
Фатыхова А.Л., д.п.н., доцент, профессор кафедры теории и методики начального образования, Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Стерлитамак.
Библиографическая ссылка
Ягафарова Г.А., Иванов А.Н., Шагарова Г.М., Уткина И.Ю., Хамзин И.Р. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23956 (дата обращения: 20.02.2025).