Целью исследованияявилось изучение особенностей развития личностной рефлексии детей подросткового возраста под влиянием метода арт-терапии.
Исследованиеи апробация программы проводилась в 2014 году на базе МБОУ СОШ № 91 г. Нижнего Новгорода. В исследовании принимали участие ученики 7 класса в количестве 15 человек.Возраст испытуемых от 13 до 14 лет.
Для изучения особенностей развития личной рефлексии подростков нами были использованы методика диагностики уровня рефлексивностиА.В.Карпова[1], методика «Кто Я?» М.Куна, Т.Мак-Партланда (в модификации Т.В.Румянцевой)[4].
Результаты исследования и их обсуждения
По результатам проведенного исследования у 60% испытуемых обнаружен низкий уровень развития рефлексии. Он характеризуется низким уровнем осознания своих потребностей, неспособностью к выражению своих чувств, неспособностью формулировать свои мысли. Это означает, что подавляющее большинство подростков слабо анализируют содержание своего внутреннего мира и внешнего опыта.40% продемонстрировали средний уровень развития рефлексии. Высокие показатели выявлены не были.
Рис.1. Уровень развития рефлексии подростков до участия в программе (по методике А.В.Карпова)
Таким образом, для дальнейшего анализамы выделили две группы подростков по уровню развития рефлексии: с низким и средним уровнем.
Таблица 1
Сводная таблица данных подростковдо участия в программе
(по результатам методик А.В.Карпова и М.Куна-Т.Мак-Партланда)
Уровень развития рефлексии (по Карпову) Иные показатели (по Куну, Мак-Партланду) |
Для группы подростков, показавших низкий уровень развития рефлексии |
Для группы подростков, показавших средний уровень развития рефлексии |
Самооценка |
Завышенная – 66,7% Адекватная – 22,2% Заниженная – 11,1% |
Завышенная - 50% Адекватная - 50% |
Эмоциональная устойчивость |
Эмоциональная уравновешенность – 55,6% Эмоциональная поляризованность – 44,4%. |
Эмоциональная уравновешенность – 66,7% Эмоциональная нестабильность – 16,7% Эмоциональная поляризованность – 16,6% |
Способность переживать ситуации внутренней неопределенности |
Отсутствие способности – 88,9% Наличие способности – 11,1% |
Отсутствие способности - 50% Наличие способности - 50%
|
Компоненты идентичности |
Рефлексивный, социальный, деятельностный, физический, материальный |
Рефлексивный, социальный, деятельностный |
У подростков с низким уровнем развития рефлексии преобладает завышенная самооценка. Подростки с завышенной самооценкой демонстрируют неспособность принимать на себя ответственность за свои неудачи, отличаются высокомерным отношением к людям, конфликтностью, постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, эгоцентризмом, самоуверенностью. Их характеризует эмоциональная поляризованность, неустойчивость. Они показывают низкий уровень развития способности справляться с ситуациями внутренней неопределенности, напряжения. То есть при возникающих трудностях в ситуациях выбора, они склонны принимать сторону большинства или лидера, характеризуются неготовностью к переменам, неспособностью отстаивать собственную точку зрения. Также необходимо отметить широкий разброс в наличии компонентов идентичности. Наиболее часто встречаются компоненты рефлексивного «Я» и социального «Я», в том числе присутствуют компоненты физического, деятельностного и материального «Я».
Подростки со средним уровнем развития рефлексии показывают как завышенную самооценку, так и адекватную. Адекватная самооценка характеризуется способностью реалистично осознавать и оценивать как свои достоинства, так и недостатки, позитивное отношение к себе, самоуважение, принятие себя, ощущение собственной полноценности. Эмоциональная уравновешенность преобладает над эмоциональной неустойчивостью. Это говорит о том, что испытуемые способны конструктивно и стойко воспринимать влияние деструктивных процессов внутренней и внешней среды, они показывают высокую гибкость психики и эффективность собственной деятельности. Также испытуемые показывают наличие способности справляться с ситуациями внутренней неопределенности и выносить данное напряжение. Это значит, что подростки данной группы способны конструктивно разрешать ситуации выбора, нестабильные жизненные ситуации, отстаивать собственную точку зрения и идти на конструктивное противодействие. Наиболее развитыми оказались компоненты рефлексивного и социального «Я», присутствовал компонент деятельностное «Я». Такие подростки быстрее и легче находят ответы, касающиеся собственных индивидуальных особенностей, личностных качеств и индивидуального стиля поведения.
Далее испытуемые приняли участие в программе развития личностной рефлексии методами арт-терапии. Для изучения динамики уровня развития рефлексии подростков вторично использовалась методика «Диагностика уровня развития рефлексии» А.В.Карпова.Полученные данные приведены в Таблице 2.
Таблица 2
Уровень развития рефлексии подростков (по методике А.В.Карпова)
№ п.п. |
До участия в программе |
После участия в программе |
||||
Баллы |
Стены |
Уровень |
Баллы |
Стены |
Уровень |
|
1 |
86 |
1 |
низкий |
108 |
4 |
средний |
2 |
98 |
1 |
низкий |
106 |
3 |
низкий |
3 |
116 |
4 |
средний |
117 |
4 |
средний |
4 |
100 |
1 |
низкий |
107 |
4 |
средний |
5 |
129 |
4 |
средний |
119 |
5 |
средний |
6 |
116 |
4 |
средний |
145 |
7 |
высокий |
7 |
98 |
1 |
низкий |
111 |
4 |
средний |
8 |
123 |
3 |
низкий |
125 |
5 |
средний |
9 |
69 |
0 |
низкий |
81 |
3 |
низкий |
10 |
88 |
1 |
низкий |
101 |
4 |
средний |
11 |
118 |
4 |
средний |
120 |
5 |
средний |
12 |
126 |
5 |
средний |
109 |
3 |
низкий |
13 |
101 |
1 |
низкий |
108 |
3 |
низкий |
14 |
99 |
1 |
низкий |
116 |
4 |
средний |
15 |
135 |
4 |
средний |
124 |
6 |
средний |
Рис.2. Уровень развития рефлексии подростков после участия в программе (по методике А.В.Карпова)
Сравнение результатов по t-критерию Стьюдента показало, что после участия в программе средний уровень развития рефлексии у подростков повысился: tЭмп = 3,8 (при tКр = 2,11 (p≤0,05) и tКр = 2,92 (p≤0,01)), а количество испытуемых, имеющих низкий уровень развития, снизилось: tЭмп = 4,2 (при tКр = 2,16 (p≤0,05) и tКр = 3,01 (p≤0,01)).
Далее сравним результатытрех групп подростков, выделенных по уровню развития рефлексии (Таблица 3).
Таблица 3
Сводная таблица данных подростковпосле участия в программе
(по результатам методик А.В.Карпова и М.Куна-Т.Мак-Партланда)
Уровень развития рефлексии (по Карпову) Иные показатели (по Куну, Мак-Партланду) |
Для группы подростков, показавших низкий уровень развития рефлексии |
Для группы подростков, показавших средний уровень развития рефлексии |
Для группы подростков, показавших высокий уровень развития рефлексии |
Самооценка |
Завышенная – 25% Адекватная – 75% |
Завышенная – 60% Адекватная – 40% |
Адекватная – 100% |
Эмоциональная устойчивость |
Эмоциональная уравновешенность – 100% |
Эмоциональная уравновешенность – 100% |
Эмоциональная уравновешенность – 100% |
Способность переживать ситуации внутренней неопределенности |
Наличие способности – 75% Отсутствие способности – 25% |
Наличие способности – 80% Отсутствие способности – 20% |
Наличие способности – 100% |
Компоненты идентичности |
Рефлексивный, деятельностный, социальный |
Рефлексивный, социальный, деятельностный |
Рефлексивный, социальный, деятельностный, перспективный |
Итак, мы видим, что уподростков с низким уровнем развития рефлексии появилась адекватная самооценка. То есть подростки показывают наличие более полной информации о себе, учитывают свои достоинства и недостатки, стали способны предъявлять к себе адекватные требования. Наличие эмоциональной стабильности говорит о способности психики выдерживать влияние деструктивных факторов окружающей среды и умение справляться с ними. Способность справляться с ситуациями внутреннего напряжения также была проявлена подростками данной группы, что свидетельствует о формировании способности отстаивать свою точку зрения, определении собственных позиций, возможности правильно делать выбор.Заметим, что нестабильность самооценки в подростковом возрасте может определяться пока несформировавшейся окончательноЯ-концепцией и представлениями о себе.
Подросткисо среднимуровнем развития рефлексии показывают устойчивую эмоциональную уравновешенность и способность справляться с ситуациями внутреннего напряжения. Основными компонентами идентичности, развитыми у детей со средним уровнем развития рефлексии являются: рефлексивное, социальное, деятельностное «Я».
Высокий уровень развития рефлексии по результатам проведения программы показал один подросток. Он также характеризуется наличием таких характеристик, как эмоциональная уравновешенность, способность справляться с ситуациями внутреннего напряжения, адекватной самооценкой. Основными компонентами идентичности являются:рефлексивное «Я», деятельностное «Я», социальное «Я», перспективное «Я».Важным фактором является появление компонента перспективное «Я». Он показывает, что человек способен строить планы на дальнейшую жизнь, давать им оценку, не стесняться говорить о них, что может косвенно являться началом развития способности к целеполаганию.
По результатам проведенного исследования нами были выделены три группы детей, на основании наличия положительной или отрицательной динамики в развитии рефлексивных навыков (Рис.3.): с положительной динамикой в развитии рефлексивных способностей;с отрицательной динамикой развития рефлексии;с отсутствием динамики.
Рис.3. Различия в динамике развития рефлексивных навыков у подростков
В подгруппе подростков, показавших положительную динамику в развитии рефлексии, 57% имеют завышенную самооценку. Эти испытуемые часто относились снисходительно и пренебрежительно к рефлексивной деятельности группы. Они могли разговаривать в процессе обсуждения, показывая тем самым свою значимость и обесценивая говорящего. В начале работы к предложенным заданиям относились слегка пренебрежительно, однако в дальнейшем процесс работы увлекал их, они «отсоединялись» от своей микрогруппы, погружаясь в творческую деятельность. В обсуждении подростки из данной подгруппы часто старались высказываться первыми, подчеркивая свою значимость перед группой. Высказывания их были довольно полными, на дополнительные вопросы они отвечали с энтузиазмом, однако прервать их рассказ было сложнее.
43% подростков данной подгруппы показали нормальную самооценку. В процессе групповой работы они достаточно уважительно относились к своим партнерам, им было свойственно глубоко задумываться в процессе рефлексии собственной деятельности, нередко они давали довольно глубокие интерпретации своей работе.
Возвращаясь к характеристике группы в целом, стоит сказать и о том, что все испытуемые по результатам проведения программы показали эмоциональную уравновешенность. Эмоциональная устойчивость характеризуется неподверженностью эмоциональных состояний внешним деструктивным влияниям. Эмоционально устойчивый подросток высокоэффективен как в учебной, так и бытовой деятельности, также ему свойственна гибкость при работе в изменяющихся условиях.
Подростки с отсутствием динамики развития рефлексии проявили заинтересованность в работе, с энтузиазмом принимали новые задания. К участникам группы они относились довольно бережно, старались наиболее полно и открыто охарактеризовать свою работу. Однако в этой группе наиболее явно были проявлены защитные механизмы, такие, как например, проекция. Отметим, что пятеро подростков из данной подгруппы воспитываются в неполных семьях. По ранее полученным данным можно сделать вывод, что «…склонность к использованию различных видов психологической защиты в целом гораздо ярче проявляется у подростков из неполной семьи»[3]. В данном случае отсутствие динамики в развитии рефлексивных способностей можно обуславливать внутриличностными конфликтами.
В группе оказался всего один подросток, показавшийотрицательную динамику. Эта девушка характеризуется завышенной самооценкой, эмоциональной уравновешенностью, отсутствием способности справляться с ситуациями внутреннего напряжения. Компонентами идентичности являются социальное «Я», рефлексивное «Я». В индивидуальной работе она проявила среднюю степень заинтересованность и критичность.Это проявлялось в прояснении целей задания, степени его влияния. При групповой работе она проявила себя как лидер, планировала деятельность группы и распределяла роли. При рефлексии деятельности она занимала более отстраненную позицию, не вдаваясь в глубокий анализ продуктов своей деятельности. Также с ее стороны не редкими были попытки обесценивания других участников группы и ведущего, что свидетельствует о работе защитных механизмов. Наличие таких детей в группе является стимулом как для работы самой группы, так и для ведущего, так как наличие определенной степени критичности позволяет расширить границы восприятия заданий, вносить новшества.
Заключение
Итак, по итогам участия в программе развития личностной рефлексии методами арт-терапии было выявлено наличие следующих закономерностей.
У подростков с низким уровнем развития рефлексии преобладает завышенная самооценка; они характеризуются большей эмоциональной поляризованностью, неустойчивостью, чем их сверстники со средним уровнем рефлексии; они показывают низкий уровень развития способностей справляться с ситуациями внутренней неопределенности, напряжения.
Подростки со средним уровнем развития рефлексии показывают как завышенную самооценку, так и адекватную; эмоциональная уравновешенность у них преобладает над эмоциональной неустойчивостью; способность справляться с ситуациями внутренней неопределенности и выносить данное напряжение у них выше.
Важным фактором, отмеченным для подростков с высоким уровнем развития рефлексии, является выявление компонента перспективное «Я».
Рецензенты:Сорокоумова С.Н., д.псх.н., доцент, профессор кафедры педагогики и психологии Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, г.Нижний Новгород;
Сорокина Т.М., д.псх.н., профессор кафедрыпсихологии и педагогики дошкольного и начального образования Нижегородскогогосударственного педагогического университета им. КМинина, г.Нижний Новгород.
Библиографическая ссылка
Чевачина А.В., Шутова Н.В., Доронина О.Ю. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОЙ РЕФЛЕКСИИ У ПОДРОСТКОВ МЕТОДАМИ АРТ-ТЕРАПИИ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23955 (дата обращения: 19.04.2025).