Цель исследования. Целью настоящего исследования является анализ различных подходов к пониманию феномена здоровья, отношению к здоровью как ценности и профессиональной компетенции у будущих специалистов системы практического здравоохранения.
Материал и методы исследования. Теоретический анализ существующих исследований показывает, что в науке сложились различные подходы в процессе изучения рассматриваемого феномена. В исследованиях Н.С. Глуханюк, А.И. Колобовой, А.А. Печеркиной представлена наиболее полная классификация подходов к исследованию отдельных аспектов здоровья.
1. Эволюционистский подход, где подхода здоровье рассматривается как фундаментальная проблема приспособления человечества как вида к окружающей среде (К. Лоренц, В.И. Вернадский, Е.А. Спиркин и др.)
2. Социально-ориентированный подход, в котором здоровье рассматривается как социально-культурная переменная, характеристики которой детерминированы специфическими социальными условиями, культурным контекстом и национальным образом жизни (П. Бергер, Т. Лукман, З. Фрейд, К. Хорни, Э. Фромм).
3. Диспозиционный подход. В нем здоровье рассматривается как продукт определенных диспозиций, имеющих свою логику конструирования (В.М. Розин, М. Фуко).
4. Аксиологический подход - представляет здоровье как универсальную ценность, соотносящуюся с ценностными ориентациями личности и занимающую определенное положение в их иерархии (А. Маслоу, А. Кемпински).
5. Акмеологический подход. Его представители определяет здоровье как необходимое условие актуализации высших возможностей человеческой природы и достижения АКМЕ, (Ананьев Б.Г., Бодалев А.А., Деркач А.А.).
6. Комплексный (системный) подход, в котором здоровье рассматривает как многомерный феномен, сочетающий в себе гетерогенные качественно различные компоненты и отражающие фундаментальные аспекты человеческого существования (М. Мюррей, В. Эванс, Ананьев Б.Г., Амосов Н.М., Калитеевская Е.Р.).
7. Нормоцентрический подход. В его рамках здоровье представлено как совокупность среднестатистических норм восприятия, мышления, эмоционального реагирования и поведения в сочетании с нормальными показателями соматического состояния индивида (К. Ясперс, Б.С. Братусь).
8. Феноменологический подход. В этом контексте здоровье связывается с проявлением индивидуально неповторимого способа бытия в мире (В. Дильтей, Л. Бинсвангер, Р. Лэнг).
9. Холистический подход описывает здоровье с позиции обретения индивидом целостности, предполагающей личностную зрелость и синтез фундаментальных противоречий человеческого существования (Г. Олпорт, К. Роджерс, К.Г. Юнг, Э. Эриксон, С. Грофф) [4].
Именно эта классификация показывает сложность и многогранность изучаемого феномена, а также позволяет одновременно рассматривать здоровье и как общественную ценность, и как профессиональную компетенцию, что находится в сфере анализа не только медицины, но и педагогики, психологии высшей школы.
Обобщая различные подходы к пониманию здоровья, его определениям, можно сделать выводы о том, что его изучение должно осуществляться с позиции междисциплинарного подхода. А в структуре здоровья следует выделять различные составляющие, которые характеризуются как: физическое, психическое и социальное благополучие (по данным Всемирной Организации Здравоохранения); адаптация (Баевский Р.М., Дементьева И.Ф., Дильман В.М., Лищук В.А., Смирнов Г.Л., Фадеев Е.Г.); количественные и качественные резервы (Амосов Н.М., Апанасенко Г.Л., Гундарев И.А., Капица П.Л.); потребность (Андреев В.И., Казначеев В.П., Мартынова Н.М., Сараев А.Д.); целостное функциональное состояние (Киященко Л.П., Царфис В.Г., Щедрина А.Г.); показатель экопрофессиональной компетентности и экологической культуры субъекта деятельности (Гагарин А.В., Казаков Ю.Н., Кузин А.А.); ценность (Иванюшкин А.Я., Мархоцкий Я.Л., Парсонс Г., Узнадзе Д.Н.) и пр.
Последние из описанных представлений показывает, что для принятия здоровья как ценности, реализации компетентностного подхода к вопросам сохранения и укрепления собственного здоровья, важное значение имеет отношение человека к своему здоровью, особенно на этапах взрослости, т.е. на том этапе, когда человек должен нести полную ответственность за себя и свою жизнь. И здесь, в качестве подтверждения, следует привести теоретические положения, неоднократно выдвигаемые классиками отечественной педагогики и психологии: Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым А.Ф. Лазурским, в которых отношение становится значимым только тогда, когда приобретает личностный смысл и превращается в личную ценность. Анализ работ этих ученых показывает, что центральными понятиями при анализе вопросов здоровья человека становятся понятия «отношение» и «ценность».
Если обратиться к анализу категории «отношение», что можно выделить тех исследователей, которые достаточно активно использовали ее в своих работах: В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Е. Кондратенков, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др. Содержание их исследований показывают, что сами отношения определяются, в первую очередь, особенностями субъекта и объекта отношений и позволяют установить связь в системах: «человек - человек», «человек - мир», в которых раскрываются установки, взгляды, ценности и другие свойства, качества личности.
В работах Мясищева В.Н. (1960) заявлено, что именно отношения являются движущей силой развития личности в рамках которых исследователем выделены три категории в структуре отношений: отношение человека к людям; отношение его к себе; отношение к предметам внешнего мира.
Здоровье как общественная ценность находится в той составляющей, которую Мясищев В.Н. определяет как «отношение к себе» и связано оно с осознанием конкретным человеком своей принадлежности к социуму [10]. И в этом плане правомерно выделить две стороны отношения к себе и своему здоровью: одна сторона - осознание проблемы здоровья и формирование адекватного отношения к нему, другая - ответственность, способность отвечать за свои поступки перед обществом.
К этому следует добавить, что личностный контекст отношения к здоровью как общественной ценности связан с осознанием конкретным человеком своей принадлежности к социуму.
Вопросы, связанные с отношением к здоровью, стали активно изучаться в начале 80-х годов. Так в 1980 г. появилась коллективная работа «Изучение мотивов гигиенического поведения и выявление типов отношения человека к здоровью» (Лоранский Д.Н., Бастыргин СВ., Водогреева Л.В.). Позже И.В. Журавлева в своих исследованиях отмечала, что этот феномен в конце XX - го столетия претерпел значительную трансформацию, что объяснялось изменением инструментальной ценности здоровья как ресурса для достижения других жизненных благ [6]. Следствием этого стало изменение вектора исследований изучаемого феномена: от анализа атрибутов болезни и медицины к изучению здоровья здорового индивида, а также социально-культурных факторов формирования здоровья и принятие его как ценности.
Содержание феномена «ценность» в общем виде понимается как объект, имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя этноса). Это определение подтверждается позицией В.Н. Беленова, суть которой заключается в том, что формирование потребности в здоровом образе жизни происходит в процессе реализации ценностного отношения субъекта жизнедеятельности к своему здоровью [1].
Безусловно, здоровье, в первую очередь, имеет жизненно важное значение для самого человека. Но некоторые исследователи рассматривают не само здоровье как ценность, а используют понятие «ценностное отношение» относительно процесса формирования здорового образа жизни (С.А. Чайников и Л.Н. Овчинникова). В частности, в работе Л.Н. Овчинниковой здоровый образ жизни представлен и как терминальная (инициирует становление потребностей в здоровой жизни), и как инструментальная ценность (служит средством сохранения здоровья), что, по утверждению исследователя, позволяет трансформировать ценности-цели в ценности-средства и наоборот [11].
Более четкая позиция представлена в исследованиях В.Н. Беленова, который утверждал, что формирование потребности в здоровом образе жизни происходит в процессе реализации ценностного отношения к здоровью. А ведение здорового образа жизни - это проявление ценностного отношения к здоровью, инструмент достижения здоровья, следовательно, он не может рассматриваться как терминальная ценность [1]. В этом случае важно иметь полное представление о путях, способах ведения здорового образа жизни, условиях и факторах его сохранения и укрепления. Поэтому и следует говорить о развитии ценностного отношения к здоровью, основой которого должен стать компетентностный подход.
Теоретические исследования и практика показывают, что в вопросах укрепления, сохранения здоровья кроме проблемы отношения человека к собственному здоровью, осознанию его как личностно значимой ценности, сегодня следует говорить и о роли общественного мнения. В исследованиях Чернова И.А. общественное мнение рассматривается как социально-психологический фактор здорового образа жизни [13]. И это не случайно, т.к. здоровье каждого отдельного человека - это вклад в здоровье общества, формирование его имиджа, показатель благосостояния самого общества и таких сфер общественного развития как медицина, образование, культура. При этом речь должна идти и о культуре здоровья, которая сегодня также является предметом научного анализа [9].
Поэтому так важно на государственном уровне решать вопросы, связанные с компетентностным подходом в постановке и решении задач, связанных с формированием ценностного и ответственного отношения к здоровью, формированием навыков здорового образа жизни населения, созданием условий, обеспечивающих сохранность и укрепление здоровья субъекта деятельности. Приоритетными эти задачи должны стать, прежде всего, для тех, кто призван заботиться о здоровье населения, т.е. для представителей системы практического здравоохранения. Особенности личности и деятельности врача, где важное, среди достаточного количества специфических функций, ведущее место занимает функция сохранения и укрепления здоровья, подробно представлены в работе Ясько Б.А. [15].
Установки на развитие потребности и готовности к этой специфической деятельности необходимо начинать формировать уже на этапе обучения в медицинских образовательных учреждениях [3]. Тогда этот вопрос получит свое адекватное поставленным задачам развитие в профессиональной деятельности.
На этапе подготовки к будущей профессиональной деятельности у студентов медицинских образовательных учреждений должен сформироваться тот необходимый уровень знаний и компетенций, который обеспечит им возможность не только воспринимать собственное здоровье как ценность, но и аналогичным образом относиться к здоровью своих пациентов. Это позволяет на первое место поставить когнитивный компонент в структуре оценки здоровья, который, по мнению Г.С.Никифорова, характеризует знания человека о своем здоровье, осознание его роли в жизни человека как субъекта деятельности, знание основных факторов, оказывающих, как негативное, так и позитивное влияние на здоровье. Исследователь также анализирует и другие, имеющие не меньшую значимость компоненты: эмоциональный (переживания и чувства человека, связанные с состоянием его здоровья, особенности эмоционального состояния, обусловленные ухудшением физического и психического самочувствия) и мотивационно-поведенческий (определяет место здоровья в индивидуальной иерархии ценностей человека, особенности мотивации в области здорового образа жизни, особенности поведения в сфере здоровья, особенности поведения в случае ухудшения здоровья) [14].
Все эти компоненты должны найти свое достойное место в общей подготовке будущего представителя медицинской сферы деятельности. Так в исследованиях Н.В. Замятиной отмечается, что одной из главных целей профессиональной подготовки будущих специалистов системы практического здравоохранения является формирование у них культуры здоровьесбережения, т.е. реализация в индивидуальной и профессиональной деятельности ценностных установок на профилактику болезней и здоровый образ жизни [11].
В случае безоговорочного принятия этой цели, постановки адекватных заявленной цели задач, можно говорить о возможности формирования ответственного отношения к здоровью у студентов - медиков, принятия его как одной из высших ценностей. И тогда феномен здоровья следует рассматривать в качестве: ведущей детерминанты, обеспечивающей эффективность личностно-профессионального развития; условия формирования высокого уровня академических знаний; показателя уровня профессиональной культуры будущего специалиста; предпосылки проектирования эффективной стратегии личностно-профессионального развития и т.д.
Практика показывает, что формирование профессиональной ответственности, профессионально-субъектной позиции студентов медиков, в целом, и относительно здоровья, в частности, обеспечивается профессионализмом личности и деятельности преподавателя.
Об этом говорится и в исследованиях Алексеева Н.С., Бондаренко Е.В., Бойченко А.Е., Дроботя Н.В. и др. По мнению Бондаренко Е.В., роль преподавателя в этом процессе заключается в мотивации студентов к саморазвитию, самореализации и самоутверждению; в психолого-педагогической поддержке студентов и сопровождении учебного процесса; в создании условий для профессионального и личностного развития студентов в образовательной среде и пр. [2].
Но, приоритетное значение в образовательном процессе, все же, имеют задачи, связанные с формированием у студентов - будущих врачей профессиональных компетенций, которые в контексте проблемы формирования ответственного отношения к здоровью направлены на усвоение профессиональных знаний, умений и навыков в области укрепления и сохранения здоровья, ведения здорового образа жизни [5].
При этом не стоит забывать и о том, насколько важно в процессе обучения не просто сформировать у студентов потребность и готовность к обучению в вузе, усвоению необходимых умений, навыков, знаний в области сохранения и укрепления здоровья, но и помочь им на основе приобретенных, необходимых для практической деятельности компетенций, выстраивать позитивную стратегию личностно-профессиональную развития, обеспечивающую достижение вершин в будущей профессии.
Безусловно, это длительный процесс, требующий, с одной стороны, потребности и готовности студентов учиться, с другой стороны, готовности и способности преподавателей определять эффективные пути, методы, механизмы, условия актуализации ответственного отношения личности к различным аспектам здоровья. В исследовании Н.В. Заводевкиной выделяются несколько основных механизмов актуализации ответственного отношения личности к здоровью: осознание и принятие общепринятой системой нравственных ценностей, интересов своих собственных и других людей, и совершение на основе этого нравственного выбора; актуализация собственной самодостаточности, автономности, подкрепленной позитивным самоотношением; осознание собственной компетентности в обозначенных вопросах, необходимой для решения актуальной задачи [7].
Выводы. Проведенный анализ показал, что проблемы, связанные с ответственным отношением личности к здоровью, никогда не теряли своей актуальности. Если использовать все возможные механизмы актуализации ответственного отношения личности к здоровью, принятию его как к ценности, то можно разработать алгоритм деятельности по присвоению полномочий, связанных с принятием решения о выполнении необходимых функций в деятельности субъекта и их последующей реализации.
Возможно, в данной работе описаны не все пути и способы, механизмы формирования ответственного отношения к здоровью у будущих специалистов системы практического здравоохранения. Здесь многое зависит от ресурса образовательного учреждения, тех установок, которые доминируют в образовательной среде вуза, от качества подготовки профессорско-преподавательского состава и т.д. И, как показало проведенное исследование, важен компетентностный подход в решении всех задач, которые сегодня стоят перед медицинскими образовательными учреждениями в связи с подготовкой высококвалифицированных специалистов, призванных по завершению обучения в вузах заниматься вопросами сохранения, укрепления и восстановления здоровья населения.
Рецензенты:
Соловьева О.В., д.псх.н., профессор, Северо-Кавказский Федеральный университет, г. Ставрополь;
Плугина М.И., д.псх.н., профессор, ГБОУ ВПО «Ставропольский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Ставрополь.
Библиографическая ссылка
Романова Л.В., Кремнева Г.М., Литвиненко И.Л., Килинкарова Н.Н., Оверченко В.В. ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОТВЕТСТВЕННОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ КАК ОБЩЕСТВЕННОЙ ЦЕННОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23952 (дата обращения: 19.04.2025).