Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

Леонова Е.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО «Тюменский государственный нефтегазовый университет»
В статье рассматриваются подходы к дефинициям «ресоциализация»; «ресоциализация осужденных» в теоретико-методологическом аспекте; описывается опыт апробации экспериментальной модели получения высшего профессионального образования лицами, находящимися в исправительных учреждениях, как фактор их ресоциализации. Статья посвящена освящению вопросов, связанных с использованием социально-образовательных технологий в процессе ресоциализации лиц, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. На основе непосредственного практического опыта работы по реализации программы высшего профессионального образования на базе учреждений исполнения наказания в статье представлено авторское видение системы высшего профессионального образования осуждённых. На основе педагогического анализа выявлены особенности влияния образования на объективные и субъективные факторы процесса ресоциализации личности осужденного. Автор обосновывает тезис, что образование осужденных должно быть направлено не только на формирование определенных навыков, умений и знаний в рамках профессионального уровня, но и на позитивное изменение ценностно-нормативных установок, мотивирующих личность стать полноценным гражданином государства и членом общества.
ресоциализация; ресоциализация осужденных; пенитенциарное учреждение; высшее образование
образовательное пространство
1. Леонова, Е.Ю. Специфика реализации высшего профессионального образования в системе исполнения наказания / Е. Ю. Леонова, Л. Л. Мехришвили. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. — 160 с.
2. Скок Н.И. Ресоциализация осуждённых средствами образовательного пространства : монография / Н.И. Скок, Л.Л. Мехришвили, Е.Ю. Екимова. - Тюмень : ТюмГНГУ, 2011. - 236 с.
3. Состояние преступности в России за январь-октябрь 2015г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД РФ. - Режим доступа: https://mvd.ru/Deljatelnost/statistics (Дата обращения - 1.11.2015г.)
4. Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru. - (Дата обращения- 1.11.2015г.).
5. Федеральный закон №273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: принят Гос. Думой 21 дек.2012г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт компании «Консультант Плюс» - Режим доступа: http://base.consultant.ru. - (Дата обращения-1.11.2015).

Актуальность изучения различных аспектов современной пенитенциарной системы обусловлена тем, что в России достаточно высоки показатели рецидивной преступности. По данным МВД РФ в октябре 2015г. зарегистрировано 570022 различных преступлений, совершенными рецидивистами, что 7,6% больше, чем зарегистрировано за аналогичный период прошлого года [3].

Рост криминализации общества всегда наблюдается при кризисных состояниях общества. Современная нестабильная экономическая ситуация, несомненно, повлияла на общее состояние преступности в наше стране. Так, в январе - октябре 2015 года зарегистрировано 1977,9 тыс. преступлений, что на 7,8% больше, чем в 2014г. Министерство внутренних дел отмечает рост регистрируемых преступлений в 72 субъектах Российской Федерации, в том числе и Тюменской области (без автономных округов) [3].

Взаимоотношения общества и осужденных в истории России всегда было проблемным и носило дуалистичный характер: с одной стороны - количество преступивших закон велико, что не может не вызывать чувство тревоги у граждан, с другой - только в России сложилось особое восприятие заключенных, обусловленное национальными и религиозными традициями милосердия. Приоритет справедливости над законом (которые зачастую в России выступают как оппозиции) сложились в ментальную особенность русского человека. Глубокое проникновение арестантской субкультуры в культуру народа (любовь к шансону, татуажу, заимствование воровского жаргона) символизирует некую сакрализацию мест заключения, как места страданий и искупления.

Осужденный, впервые попадая в места заключения на длительные сроки, становится участником специфичной микросреды - пенитенциарной субкультуры, которая коренным образом изменяет систему ценностей индивида. В связи с этим особое значение для исправления осужденных имеет их ресоциализация, характеризуемая положительными элементами в динамике поведения, в период отбывания наказания, позволяющая индивиду легче адаптироваться к изменяющимся социальным условиям после освобождения.

Попытки утвердить в общественном сознании идеи правового государства еще более актуализируют проблему восстановления утраченных ценностных ориентиров бывшими заключенными. В тоже время осужденные в местах лишения свободы проходят процесс десоциализации, который ведет к разрушению нравственных основ личности и нередко носит необратимый характер, затрудняя в дальнейшем восстановление утраченных ценностей, норм и социальных ролей. Неспособность современного уголовного наказания подготовить осужденных к жизни после освобождения,  преодолеть высокий уровень рецидивной преступности вызывает объективную потребность поиска наиболее эффективных направлений, форм, средств и методов работы с ними в местах лишения свободы. Эти проблемы автор предлагает разрешать по средством образовательных технологий, создаваемого в пенитенциарной среде.

Необходимость предоставления услуг высшего образования осужденным признается не только в зарубежных странах, но и России. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (статья 80 п.9) гарантирует осужденным к принудительным работам или к лишению свободы получение высшего образования в заочной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования с учетом требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации к отбыванию соответствующего вида наказания [5]. Указом Президента РФ от 20.01.2015 №27 внесены изменения в п.7 пп.4 Положения  о Федеральной службе исполнения наказаний. Данные изменения обязывают пенитенциарные учреждения по организации обучения осужденных в заочной форме, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования [4].

С нашей точки зрения, мероприятия по ресоциализации, включенные в уровень высшего образования, который в современном обществе играет важную роль и может, как содействовать ресоциализации (через просвещение, информирование осужденных), так и препятствовать ей, закрепляя негативную «стигму» осужденного. Систематизация современных научных парадигм позволила прийти к выводу, что сегодня в методологических концептах имеют место три ведущих теоретических интерпретации дефиниции «ресоциализация осужденных»: исправление, адаптация, реабилитация. В логике данного подхода ресоциализация осужденных - это специфический социальный процесс, состоящий из взаимозависимых и взаимодействующих элементов, функционирование которых приводит к позитивной трансформации личности и преодолению социальной эксклюзии осужденного посредством включения в субъект-субъектные отношения.

Одна из главных целей реализации высшего образования в пенитенциарном учреждении состоит в позитивной реконструкции личности осужденного, а не просто освоение профессиональных знаний, умений и навыков. Формирование определенных социальных компетенций осужденного-студента формирует новую систему ценностей, идеалов и стандартов, отличную от тюремной субкультуры, мотивирующих личность стать полноценным гражданином государства и членом общества.

Тюменский государственный нефтегазовый университет  в 2006-2007 гг. стал инновационной площадкой и провел первый экспериментальный набор по обучению осужденных, находящихся в Исправительной колонии города Тюмени, по специальности «Социальная работа». Высшее образование получили 72 студента на базе самого исправительного учреждения [2].

Модель ресоциализации, предлагаемая автором, была разработана в процессе реализации социального эксперимента, организованного и проводимого кафедрой «Социологии и социального сервиса» ТюмГНГУ на базе Исправительной колонии №2 УФСИН Тюменской области, в основу которой был положен инновационный механизм минимизации процесса десоциализации личности осужденного, связанной с негативными социальными факторами и последствиями влияния пенитенциарной системы.

Инновационно-экспериментальная модель ресоциализации осужденного в пенитенциарном учреждении разработана на основе авторской идеи, базирующейся на традиционных и инновационных образовательных технологиях, методах преодоления негативных социальных последствий условий пенитенциарной жизнедеятельности.

Она включает: цель и задачи реализации, функции, принципы, механизмы, этапы  и критерии успешности. В основу модели положена гипотеза, согласно которой, система высшего образования способна оказывать позитивное влияние на процесс ресоциализации и социальной трансформации личности осужденного в условия пенитенциарного учреждения.

Сущность разработанной и апробированной модели состоит одновременно в комплексе специальной организации и спонтанном воздействии на личность осужденного посредством образовательного процесса, учитывающего специфику условий жизнедеятельности и возможностей функционирования в исправительном учреждении, что и обусловило использование не дистанционных, а именно традиционных образовательных технологий. 

На основе анализа социально-педагогического эксперимента реализации высшего образования для осужденных выявлены следующие положительные аспекты: участие студентов-осужденных в научно-практических конференциях позволяет максимально раскрыть их индивидуально-личностный потенциал; после освобождения из мест лишения свободы продолжают обучение по данной специальности 97% осужденных, что говорит об устойчивом позитивном характере ценностно-нормативных характеристик студентов. Возможность обучения в университете, общения с профессорско-преподавательским составом приводит к изменению социальной роли осужденного, микросоциальной среды в условиях исправительного учреждения. Согласно результатам проведенного исследования после освобождения из мест лишения свободы студенты демонстрируют положительное социальное поведение, факторами которого являются: создание семьи, наличие постоянного места работы.

Критерием результативности процесса ресоциализации осужденных является уровень сформированности индивидуальной и социальной субъектности.  Как подтвердили выводы эмпирической части, образовательное пространство в аспекте ресоциализации способствует формированию и развитию социальной субъектности - способности индивида к воспроизводству и совершенствованию жизни социально-организационными, институциональными средствами. Данные исследования подтверждают так же и валидность критериев разработанной модели в преодолении последствий пенитенциарных влияний [1].

При анализе данного вопроса можно сказать, что достаточно редко реализуются комплексные государственные программы в области высшего образования с данной категорией лиц.

Современными вузами создана система, позволяющая реализовать на практике полный цикл обучения осужденных лиц по программам высшей школы непосредственно в местах заключения. Вопрос предоставления осужденным образовательных услуг решается исходя из возможностей высшей школы и самого исправительного учреждения.

Классификация образовательных проектов высшей школы в системе исполнения наказания на территории РФ (см. табл. 1.1.) [1].

Таблица 1.1.

Высшие учебные заведения, реализующие образовательные проекты

для осужденных в системе исполнения наказания

Наименование высшего

учебного заведения,

реализующего программы ВО

Начало реализации проекта

Количество обучающихся осужденных

Направления

образования

Технология

обучения

Условия

предоставления

высшего образования

Северо-Западный заочный технический университет (с 2011 входит в состав Национального минерально-сырьевого университета «Горный»)

С 1993 г.

67

Радиоэлектроника, Энергетика,

Информатика и системы управления

Традиционные технологии

Бюджетное обучение

Современная гуманитарная

академия

С 1995 г.

1500

Маркетинг,

Финансы и кредит, Бухгалтерский учет и аудит, Социология

Спутниковые телекоммуникационные технологии

Договорное обучение

Московский государственный индустриальный университет

С 1995 г.

100

Юриспруденция, Менеджмент организации

Кейсовая

технология

В условиях пенитенциарного учреждения бесплатное, после освобождения договорное

обучение

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики и Российский государственный университет дружбы народов

С 1995 г.

100

Экономика,

Менеджмент

Интернет-

технологии

Договорное обучение

Российский государственный

социальный университет

С 2000 г.

75

Гуманитарные

направления

Интернет-

технологии

Бюджетное обучение

Тюменский государственный нефтегазовый университет

С 2006 г.

70

Социальная работа

Традиционные технологии

Бюджетное на конкурсной основе/ договорное обучение

 

Обзор отечественной образовательной пенитенциарной системы показал, что обучение осужденных, получающих высшее образование в исправительном учреждении, реализуется по различным формам и технологиям, не имеет общей структуры,  и  нуждается в детальной проработке. Те единичные вузы России, которые ведут сегодня экспериментальную подготовку уровня высшего образования исследуемой социальной группы, работают, в основном, в формате интернет-технологий и дистанционного образования.

В основном это обусловлено двумя факторами: высокой стоимостью организации высшего образования и спецификой организации образовательных услуг в пенитенциарных учреждениях, сопряженного с труднодоступностью посещения преподавателями осужденных, организацией учебного процесса в стенах исправительного учреждения. К наиболее значимым проблемам традиционно относят:

  • отсутствие проработанной нормативно-законодательной базы реализации высшего профессионального образования на территории пенитенциарных учреждений;
  • отсутствие общефедеральных стандартов организации высшего образования, что детерминирует разрозненный характер и установление локальных норм и требований в рамках каждого образовательного учреждения, учитывающих специфику психологических и бытовых условий жизнедеятельности осужденных;
  • отсутствие системы повышения квалификации и переподготовки преподавателей высшей школы в рамках пенитенциарного образования, а так же учебно-методических комплексов,  учитывающих особенности контингента студентов-осужденных;
  • отсутствие  организованного процесса профессиональной ориентации осужденных-абитуриентов, ориентированной на поступление в высшие учебные заведения; отрицательное влияние на образовательный процесс переход контингента осужденных из одной колонии в другую (или другие места заключения), как внутри отдельного субъекта РФ, так и вне его, что либо снижает эффективность образования, либо ведет к прекращению такового;
  • отсутствие системы социального партнерства в триаде «вуз - пенитенциарное учреждение - федеральная служба исполнения наказания субъекта РФ».

Поэтому дистанционное обучение в учреждениях уголовно-исполнительной системы дает осужденным возможность получить высшее образование без посещения вуза и непосредственного контакта с преподавателями.

Перспективность реализации именно дистанционного высшего образования в пенитенциарном учреждении обусловлена следующими факторами. Во-первых, передача знаний и опыта проходит, минуя социально-психологический барьер общения, как со стороны осужденного, так и со стороны преподавателя. Во-вторых, границы образовательного пространства достаточно обширны, не деформированы криминальной субкультурой. В-третьих, происходит активное формирование информационных компетенций студентов-осужденных. В-четвертых, благодаря дистанционному образованию осужденный приобретает навыки самоорганизации и самоактуализации. В современной экономической ситуации данная форма образования является и наименее затратной.

 Исследования процесса ресоциализации осужденных через призму включения их в систему высшего образования имеет и научное, и практическое значение. Этот факт представляется крайне важным для разработки практикоориентированных рекомендаций по внедрению технологий высшего образования в общую систему ресоциализации осужденных.


Библиографическая ссылка

Леонова Е.Ю. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23926 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674