Актуальность изучения различных аспектов современной пенитенциарной системы обусловлена тем, что в России достаточно высоки показатели рецидивной преступности. По данным МВД РФ в октябре 2015г. зарегистрировано 570022 различных преступлений, совершенными рецидивистами, что 7,6% больше, чем зарегистрировано за аналогичный период прошлого года [3].
Рост криминализации общества всегда наблюдается при кризисных состояниях общества. Современная нестабильная экономическая ситуация, несомненно, повлияла на общее состояние преступности в наше стране. Так, в январе - октябре 2015 года зарегистрировано 1977,9 тыс. преступлений, что на 7,8% больше, чем в 2014г. Министерство внутренних дел отмечает рост регистрируемых преступлений в 72 субъектах Российской Федерации, в том числе и Тюменской области (без автономных округов) [3].
Взаимоотношения общества и осужденных в истории России всегда было проблемным и носило дуалистичный характер: с одной стороны - количество преступивших закон велико, что не может не вызывать чувство тревоги у граждан, с другой - только в России сложилось особое восприятие заключенных, обусловленное национальными и религиозными традициями милосердия. Приоритет справедливости над законом (которые зачастую в России выступают как оппозиции) сложились в ментальную особенность русского человека. Глубокое проникновение арестантской субкультуры в культуру народа (любовь к шансону, татуажу, заимствование воровского жаргона) символизирует некую сакрализацию мест заключения, как места страданий и искупления.
Осужденный, впервые попадая в места заключения на длительные сроки, становится участником специфичной микросреды - пенитенциарной субкультуры, которая коренным образом изменяет систему ценностей индивида. В связи с этим особое значение для исправления осужденных имеет их ресоциализация, характеризуемая положительными элементами в динамике поведения, в период отбывания наказания, позволяющая индивиду легче адаптироваться к изменяющимся социальным условиям после освобождения.
Попытки утвердить в общественном сознании идеи правового государства еще более актуализируют проблему восстановления утраченных ценностных ориентиров бывшими заключенными. В тоже время осужденные в местах лишения свободы проходят процесс десоциализации, который ведет к разрушению нравственных основ личности и нередко носит необратимый характер, затрудняя в дальнейшем восстановление утраченных ценностей, норм и социальных ролей. Неспособность современного уголовного наказания подготовить осужденных к жизни после освобождения, преодолеть высокий уровень рецидивной преступности вызывает объективную потребность поиска наиболее эффективных направлений, форм, средств и методов работы с ними в местах лишения свободы. Эти проблемы автор предлагает разрешать по средством образовательных технологий, создаваемого в пенитенциарной среде.
Необходимость предоставления услуг высшего образования осужденным признается не только в зарубежных странах, но и России. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (статья 80 п.9) гарантирует осужденным к принудительным работам или к лишению свободы получение высшего образования в заочной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования с учетом требований уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации к отбыванию соответствующего вида наказания [5]. Указом Президента РФ от 20.01.2015 №27 внесены изменения в п.7 пп.4 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний. Данные изменения обязывают пенитенциарные учреждения по организации обучения осужденных в заочной форме, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования [4].
С нашей точки зрения, мероприятия по ресоциализации, включенные в уровень высшего образования, который в современном обществе играет важную роль и может, как содействовать ресоциализации (через просвещение, информирование осужденных), так и препятствовать ей, закрепляя негативную «стигму» осужденного. Систематизация современных научных парадигм позволила прийти к выводу, что сегодня в методологических концептах имеют место три ведущих теоретических интерпретации дефиниции «ресоциализация осужденных»: исправление, адаптация, реабилитация. В логике данного подхода ресоциализация осужденных - это специфический социальный процесс, состоящий из взаимозависимых и взаимодействующих элементов, функционирование которых приводит к позитивной трансформации личности и преодолению социальной эксклюзии осужденного посредством включения в субъект-субъектные отношения.
Одна из главных целей реализации высшего образования в пенитенциарном учреждении состоит в позитивной реконструкции личности осужденного, а не просто освоение профессиональных знаний, умений и навыков. Формирование определенных социальных компетенций осужденного-студента формирует новую систему ценностей, идеалов и стандартов, отличную от тюремной субкультуры, мотивирующих личность стать полноценным гражданином государства и членом общества.
Тюменский государственный нефтегазовый университет в 2006-2007 гг. стал инновационной площадкой и провел первый экспериментальный набор по обучению осужденных, находящихся в Исправительной колонии города Тюмени, по специальности «Социальная работа». Высшее образование получили 72 студента на базе самого исправительного учреждения [2].
Модель ресоциализации, предлагаемая автором, была разработана в процессе реализации социального эксперимента, организованного и проводимого кафедрой «Социологии и социального сервиса» ТюмГНГУ на базе Исправительной колонии №2 УФСИН Тюменской области, в основу которой был положен инновационный механизм минимизации процесса десоциализации личности осужденного, связанной с негативными социальными факторами и последствиями влияния пенитенциарной системы.
Инновационно-экспериментальная модель ресоциализации осужденного в пенитенциарном учреждении разработана на основе авторской идеи, базирующейся на традиционных и инновационных образовательных технологиях, методах преодоления негативных социальных последствий условий пенитенциарной жизнедеятельности.
Она включает: цель и задачи реализации, функции, принципы, механизмы, этапы и критерии успешности. В основу модели положена гипотеза, согласно которой, система высшего образования способна оказывать позитивное влияние на процесс ресоциализации и социальной трансформации личности осужденного в условия пенитенциарного учреждения.
Сущность разработанной и апробированной модели состоит одновременно в комплексе специальной организации и спонтанном воздействии на личность осужденного посредством образовательного процесса, учитывающего специфику условий жизнедеятельности и возможностей функционирования в исправительном учреждении, что и обусловило использование не дистанционных, а именно традиционных образовательных технологий.
На основе анализа социально-педагогического эксперимента реализации высшего образования для осужденных выявлены следующие положительные аспекты: участие студентов-осужденных в научно-практических конференциях позволяет максимально раскрыть их индивидуально-личностный потенциал; после освобождения из мест лишения свободы продолжают обучение по данной специальности 97% осужденных, что говорит об устойчивом позитивном характере ценностно-нормативных характеристик студентов. Возможность обучения в университете, общения с профессорско-преподавательским составом приводит к изменению социальной роли осужденного, микросоциальной среды в условиях исправительного учреждения. Согласно результатам проведенного исследования после освобождения из мест лишения свободы студенты демонстрируют положительное социальное поведение, факторами которого являются: создание семьи, наличие постоянного места работы.
Критерием результативности процесса ресоциализации осужденных является уровень сформированности индивидуальной и социальной субъектности. Как подтвердили выводы эмпирической части, образовательное пространство в аспекте ресоциализации способствует формированию и развитию социальной субъектности - способности индивида к воспроизводству и совершенствованию жизни социально-организационными, институциональными средствами. Данные исследования подтверждают так же и валидность критериев разработанной модели в преодолении последствий пенитенциарных влияний [1].
При анализе данного вопроса можно сказать, что достаточно редко реализуются комплексные государственные программы в области высшего образования с данной категорией лиц.
Современными вузами создана система, позволяющая реализовать на практике полный цикл обучения осужденных лиц по программам высшей школы непосредственно в местах заключения. Вопрос предоставления осужденным образовательных услуг решается исходя из возможностей высшей школы и самого исправительного учреждения.
Классификация образовательных проектов высшей школы в системе исполнения наказания на территории РФ (см. табл. 1.1.) [1].
Таблица 1.1.
Высшие учебные заведения, реализующие образовательные проекты
для осужденных в системе исполнения наказания
Наименование высшего учебного заведения, реализующего программы ВО |
Начало реализации проекта |
Количество обучающихся осужденных |
Направления образования |
Технология обучения |
Условия предоставления высшего образования |
Северо-Западный заочный технический университет (с 2011 входит в состав Национального минерально-сырьевого университета «Горный») |
С 1993 г. |
67 |
Радиоэлектроника, Энергетика, Информатика и системы управления |
Традиционные технологии |
Бюджетное обучение |
Современная гуманитарная академия |
С 1995 г. |
1500 |
Маркетинг, Финансы и кредит, Бухгалтерский учет и аудит, Социология |
Спутниковые телекоммуникационные технологии |
Договорное обучение |
Московский государственный индустриальный университет |
С 1995 г. |
100 |
Юриспруденция, Менеджмент организации |
Кейсовая технология |
В условиях пенитенциарного учреждения бесплатное, после освобождения договорное обучение |
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики и Российский государственный университет дружбы народов |
С 1995 г. |
100 |
Экономика, Менеджмент |
Интернет- технологии |
Договорное обучение |
Российский государственный социальный университет |
С 2000 г. |
75 |
Гуманитарные направления |
Интернет- технологии |
Бюджетное обучение |
Тюменский государственный нефтегазовый университет |
С 2006 г. |
70 |
Социальная работа |
Традиционные технологии |
Бюджетное на конкурсной основе/ договорное обучение |
Обзор отечественной образовательной пенитенциарной системы показал, что обучение осужденных, получающих высшее образование в исправительном учреждении, реализуется по различным формам и технологиям, не имеет общей структуры, и нуждается в детальной проработке. Те единичные вузы России, которые ведут сегодня экспериментальную подготовку уровня высшего образования исследуемой социальной группы, работают, в основном, в формате интернет-технологий и дистанционного образования.
В основном это обусловлено двумя факторами: высокой стоимостью организации высшего образования и спецификой организации образовательных услуг в пенитенциарных учреждениях, сопряженного с труднодоступностью посещения преподавателями осужденных, организацией учебного процесса в стенах исправительного учреждения. К наиболее значимым проблемам традиционно относят:
- отсутствие проработанной нормативно-законодательной базы реализации высшего профессионального образования на территории пенитенциарных учреждений;
- отсутствие общефедеральных стандартов организации высшего образования, что детерминирует разрозненный характер и установление локальных норм и требований в рамках каждого образовательного учреждения, учитывающих специфику психологических и бытовых условий жизнедеятельности осужденных;
- отсутствие системы повышения квалификации и переподготовки преподавателей высшей школы в рамках пенитенциарного образования, а так же учебно-методических комплексов, учитывающих особенности контингента студентов-осужденных;
- отсутствие организованного процесса профессиональной ориентации осужденных-абитуриентов, ориентированной на поступление в высшие учебные заведения; отрицательное влияние на образовательный процесс переход контингента осужденных из одной колонии в другую (или другие места заключения), как внутри отдельного субъекта РФ, так и вне его, что либо снижает эффективность образования, либо ведет к прекращению такового;
- отсутствие системы социального партнерства в триаде «вуз - пенитенциарное учреждение - федеральная служба исполнения наказания субъекта РФ».
Поэтому дистанционное обучение в учреждениях уголовно-исполнительной системы дает осужденным возможность получить высшее образование без посещения вуза и непосредственного контакта с преподавателями.
Перспективность реализации именно дистанционного высшего образования в пенитенциарном учреждении обусловлена следующими факторами. Во-первых, передача знаний и опыта проходит, минуя социально-психологический барьер общения, как со стороны осужденного, так и со стороны преподавателя. Во-вторых, границы образовательного пространства достаточно обширны, не деформированы криминальной субкультурой. В-третьих, происходит активное формирование информационных компетенций студентов-осужденных. В-четвертых, благодаря дистанционному образованию осужденный приобретает навыки самоорганизации и самоактуализации. В современной экономической ситуации данная форма образования является и наименее затратной.
Исследования процесса ресоциализации осужденных через призму включения их в систему высшего образования имеет и научное, и практическое значение. Этот факт представляется крайне важным для разработки практикоориентированных рекомендаций по внедрению технологий высшего образования в общую систему ресоциализации осужденных.
Библиографическая ссылка
Леонова Е.Ю. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23926 (дата обращения: 09.05.2025).