«Необходимо создание системы мониторинга достиже ний школьников, документирующей результаты, полученные ими за рамками обычной классной работы, и позволяющей отследить индивидуальную траекторию развития каждого ученика, как-либо проявившего себя».
Заседание Рос сийского Общественного Совета Развития Образова ния (РОСРО) 18.06.2004 г.
Традиционный портфолио представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой являет ся демонстрация образовательных достижений учащегося. Являясь, по сути, альтернативным спо собом оценивания по отношению к традиционным формам (тест, экзамен). Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать следующие важные педагогические задачи:
- поддерживать и стимулировать учебную моти вацию школьников;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и самооценочной деятельности учащихся;
- формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учеб ную деятельность;
- содействовать индивидуализации образования;
- создавать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
- портфолио в качестве накопительной оценки отражает устойчивые и долговременные образова тельные результаты, компенсируя эффект случайного успеха или неуспеха в ситуации экзамена, тестирования.
- портфолио, представляющий наряду с резуль татами олимпиад результаты проектно-исследовательской деятельности, социальных практик, творческие работы, свидетельствует не только о способностях абитуриента, но и умении их реали зовать, о его самоорганизации и коммуникатив ных навыках.
Основные типы портфолио.
Портфолио документов - портфель сер тифицированных (документированных) индивидуаль ных образовательных достижений: дипломы, грамоты, свидетельства и другие документы, подтверждающие достижения учащегося.
Портфолио работ представляет собой со брание различных творческих, проектных, исследо вательских работ ученика документов, подтверждающих его участие в научных конференциях, кон курсах, прохождение элективных курсов, различного рода практик.
Портфолио отзывов включает оценку школьником своих достижений, проделанный им анализ различных видов учебной и внеучебной дея тельности и её результатов, резюме, планирование будущих образовательных этапов, а также отзывы, представленные учителями, родителями.
Комплексный портфолио
a) Портфолио, состоящий из трех разделов: «раздел докумен тов» + «раздел работ» + «раздел отзывов».
b) Портфолио, состоящий из двух разделов: «раз дел документов» + «раздел работ»; либо «раздел документов» + «раздел отзывов»; либо «раздел работ» + «раздел отзывов».
Итоговая форма портфолио выпускника учебного заведения, который может включать широкий набор сертификатов индивидуальных образовательных достижений, проектных и исследовательских работ, публикаций и других свидетельств учебной и твор ческой активности ученика.
Из практики: Комплексный портфелио по дисциплине информатика.
В рамках проектной деятельности предложенной студентам было создание портфелио знаний по дисциплине, который оценивался как итоговая зачетная работа. Такой вид итоговой работы был выбран только сильными студентами.
Одной из наиболее удачных электронный портфолио, который представлен в виде web-узла, на главной странице которого отражена структура курса в виде пяти гиперссылок на соответствующие страницы узла:
1. Содержание курса-содержит полный перечень уроков курса, сопровождающиеся гиперссылками на опорные конспекты по темам, на лабораторные работы, представленые web-страницами с ответами на контрольные вопросы, на зачетные занятия по темам, представленые web-страницами с методическими указаниями по подготовке к зачетам.
2. Раздел лабораторные работы содержит инструкции ко всем лабораторным работам, которые можно просмотреть по порядку или через гиперссылку раздела «Содержание курса».
3. Информационные листы представляют собой теоретический материал по всем темам.
4. Самостоятельная работа представлена рефератами, компьютерными программами, проектами, выполненными студентом.
5. Раздел «Достижения» - грамота Отдела молодежи за работу над студенческой газетой, сертификат об окончании курсов по локальным сетям, диплом победителя конкурса компьютерной графики.
Таким образом электронный кейс знаний по дисциплине информатика может быть использован для формирования итогового портфолио студента.
Сегодня растет понимание того, что стан дартная процедура экзамена, не позволяет отразить многие умения и навыки, которые необходимо фор мировать у учащихся для обеспечения их успешных жизненных и профессиональных стратегий. Тестирование не может оценить как «продвинутые навыки» учащихся, так и их умения выполнять задания в реальной жизненной ситуации. И, конечно, менее всего тесты ори ентированы на выявление индивидуальных воз можностей и склонностей учащихся.
Анализ показывает, что важным инструментом реше ния подобных образовательных задач является портфель индивидуальных образовательных дости жений («портфолио») учащегося.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, Е. С. Полат,Москва АCADEMA, 2003г.
2. Журналы «Методист», «Специалист» 2005г.
Библиографическая ссылка
Грабовенко Н.В. МЕТОД КЕЙС ТЕХНОЛОГИЙ(ПОРТФОЛИО) В ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА» // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=239 (дата обращения: 04.10.2024).