В основные задачи высшего профессионального образования «Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года» включены не только подготовка компетентного работника, способного выдержать конкуренцию на рынке труда, но и формирование высоконравственной личности, обладающей «чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание» [5]. Требования к формированию ответственности у выпускников вузов обосновано тем, что в современных исторических условиях проблема ответственности и ее антипода - безответственного поведения - приобретает особую актуальность.
Прежде всего, следует иметь в виду нравственную ответственность ученых перед современниками и будущими поколениями людей. Ведь ученые всего мира, в том числе и русские исследователи, постоянно внедряют свои научные открытия в современное военное производство, разрабатывают экологически опасные технологии и создают новые продукты, требующие тщательного исследования последствий их применения. Но подчас времени необходимого на это нет. Поэтому от нравственной позиции ученых зависит будущее планеты. Безответственное поведение политиков и идеологов приводит к господству ценностей общества потребления, происходит подмена общечеловеческих ценностей совокупностью ценностных установок, присущих массовому сознанию, во многом деструктивных с точки зрения развития личности, семьи, государства. В области культуры безответственность ее деятелей приводит к снижению уровня базовой культуры многих молодых людей и проявлению форм девиантного поведения (преступность, терроризм, межнациональные конфликты, алкоголизм, наркомания и т. д.).
Все вышеперечисленные явления позволяют сделать вывод о том, что концепт нравственной ответственности должен занять центральное место в жизни общества, он должен быть значим для членов общества, обладать для них некой ценностью. Особенно, если речь идёт о руководителях производства, воспитываемых в технических вузах, ведь ответственность согласно Г. Ленку, есть функция власти, знания и влияния [7].
С точки зрения социологии управления, ответственность - это, во-первых, обязательство исполнения особых задач, которыми наделяются подчинённые; во-вторых, необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчёт в своих действиях и поступках. Ответственность должностного лица - это необходимость отвечать за свои действия, неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, задержку и слабую работу в направлении поставленных целей, неполное использование предоставленных прав в рамках установленных должностной инструкцией [6].
В общественном сознании правовая и нравственная ответственность оказываются связанными с необходимостью выбора способов действия, его реализации, реакции на осуществлённое действие через анализ последствий. При этом в рамках законодательства гражданин несёт ответственность при наступлении юридически установленных отрицательных последствий действий после прохождения установленной законом процедуры, а в рамках нравственности ответственность наступает как через общественную реакцию, так и через внутренние регуляторы поведения человека, связанные с его системой личностных ценностей.
Профессор И.К. Джерелиевская в монографии «Человек в социокультурной реальности» определяет личностные ценности как осознанные общие смысловые образования, определяющие нравственную позицию человека, и помогающие ему совершить поступок, который в отличие от бесконечного числа действий, производимых им, есть акт нравственного самоопределения. Именно личностные ценности закрепляют единство и само- тождество личности в значительных отрезках времени, надолго определяя ее стержень, ее нравственность [3].
Классифицируя все многообразие представленных исследователями ценностей, М. Рокич выделяет терминальные и инструментальные ценности личности. Согласно его классификации ответственность можно отнести к инструментальной ценности [2].
В целях изучения отношения студентов первых курсов лесотехнического университета к терминальным и инструментальным ценностям (в том числе, к ответственности) в 2014/2015 уч. году нами были проведены анонимные анкетирования в одной и той же группе студентов, обучающихся по направлению подготовки 250400.62 Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств. Опросы первокурсников проходили в три этапа. Первый этап - в сентябре 2014 г. В нем приняли участие 144 человека, из них 92 юноши и 52 девушки. Второй этап анкетирования состоялся в январе 2015 г. (132 чел., из них 87 юношей и 45 девушек) после сдачи первой в жизни обучающихся зимней зачетно-экзаменационной сессии. Третий этап опроса проходил в мае 2015 г. перед летней экзаменационной сессией. Анкетированием были охвачены 137 студентов, из них 102 юноши и 35 девушек. Респондентам задавались вопросы об их отношении к гуманистическим (терминальным и инструментальным) ценностям. Согласно модифицированной методике М. Рокича, студентам было предложено проранжировать следующие ценности:
- активная, деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни), жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемый жизненным опытом), здоровье (физическое и психическое), интересная работа, красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве), любовь, материальное благополучие (отсутствие материальных затруднений), дружба (наличие хороших и верных друзей), общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе), познание (возможность расширения своего образования, кругозора, интеллектуальное развитие), продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей), развлечения, свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках), cчастливая семейная жизнь, счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа и человечества в целом), творчество (возможность творческой деятельности), признание законов природы во взаимоотношениях в системе «человек-природа».
Результаты анкетирования, касающиеся формирования терминальных ценностей у студентов Уральского государственного лесотехнического университета, приведены в табл.1.
Таблица 1
Место терминальных ценностей в выборе студентов
(по модифицированной методике «Ценностные ориентации» М. Рокича)
Место |
Терминальные (эколого-гуманистические) ценности |
% респондентов, поставивших ценность на первые пять мест |
||
1 этап |
2 этап |
3 этап |
||
Здоровье |
66,5 |
64,4 |
66,5 |
|
Любовь |
65,6 |
66,5 |
68,6 |
|
Дружба |
65,6 |
66,5 |
68,6 |
|
Счастливая семейная жизнь |
64,5 |
62,2 |
68,6 |
|
Свобода |
55,2 |
48,3 |
40,2 |
|
Материальное благополучие |
48,3 |
45,3 |
40,2 |
|
Жизненная мудрость |
20,7 |
40,2 |
55,2 |
|
Активная, деятельная жизнь |
20,7 |
36,8 |
36,8 |
|
Развлечение |
13,8 |
20,7 |
33,3 |
|
Познание |
13,8 |
9,5 |
6,9 |
|
Интересная работа |
5,7 |
13,8 |
19,5 |
|
Признание законов природы во взаимоотношениях в системе «человек-природа» |
2,3 |
13,8 |
20,7 |
|
Продуктивная жизнь |
0,0 |
23,6 |
37,9 |
|
Общественное признание |
0,0 |
19,5 |
33,3 |
|
Творчество |
0,0 |
5,7 |
13,8 |
|
Счастье других |
0,0 |
5,7 |
6,9 |
|
Красота природы и искусства |
0,0 |
3,4 |
5,7 |
Анализируя данные анкетирования, мы убедились, что для студентов на протяжении всего учебного года высока ценность здоровья (66,5/64,4/66,5 %), любви (65,6/66,5/68,6 % ), дружбы (65,6/66,5/68,6 %), счастливой семейной жизни (64,5/62,2/68,6 %), жизненной мудрости (20,7/40,2/55,2 %). Считаем очень позитивным изменение отношения к таким ценностям как, продуктивная жизнь (0,0/23,6/37,9%), жизненной мудрости (20,7/40,2/55,2%). Очевидно, что осознание значимости данных ценностей может свидетельствовать о повышении уровня осмысленности студентами жизни. С другой стороны, значимость ценности активной, деятельной жизни (20,7/36,8/36,8%) говорит о высоком уровне самоуважения, аутосимпатии, ожидании положительного отношения от других и самоуверенности.
Особо стоит отметить положительную динамику в отношении ценности «Признание законов природы во взаимоотношениях в системе «человек-природа» 2,3/13,8/20,7%, а также ранг таких ценностей, как красота природы и искусства (0,0/3,4/5,7%), счастье других (0,0/5,7/6,9%). Нам кажется, невысокие показатели этих эколого-гуманистических ценностей свидетельствуют о недостаточном понимании непреходящей важности нашего окружения, природы и ее охраны, а также искусства. Об этом нужно задуматься и помочь студентам осознать тот факт, что их будущее после окончания университета будет связано с работой в природоохранных структурах, возможно, им придется руководить трудовыми коллективами в сложных условиях рыночной экономики, поэтому от правильно принятого решения будет зависеть не только судьба предприятия, но благополучие общества в целом.
У наших респондентов выделяется противоречие между высокой ценностью здоровья и довольно низкими ценностями активной, деятельной и продуктивной жизни, предполагающей максимально полное раскрытие и использование своих возможностей, реализации своего творческого потенциала.
Высокой ценностью для опрошенных обладают отношения с ближайшим окружением - любовь, дружба, семья. Однако выделяется противоречие между высокими ценностями отношений с ближайшим окружением и низким уровнем такой ценности как счастье других, что заставляет сомневаться в способностях респондентов создавать гармоничные отношения с другими людьми.
Ценность свободы отмечена студентами довольно высоко и занимает пятое место в иерархии терминальных ценностей наших респондентов. В работе «Путь к очевидности» И.A. Ильин писал о том, что все душевные способности даются человеку «для благого и ответственного служения» [4, с.69]. Свобода же есть его искусство определять свою жизнь в заданных обстоятельствах в соответствии со своим признанием и ответственностью перед людьми и миром: «..многое в настоящем и будущем даётся мне как готовое и неизменимое, но мой личный образ действий зависит от моего призвания и от моей ответственности» [4, с.72]. Исполнение этого положения определяется степенью духовной зрелости человека.
Вызывает обеспокоенность отношение респондентов к ценности красоты природы и искусства, то есть переживания прекрасного, эстетического в природе и искусстве, занявших последние места в иерархии ценностей первокурсников. Между тем широко известно o роли эстетического в создании гармонии внутреннего мира. Так, Гегель считал, что лишь эстетическое может обеспечить единство и внутреннюю целостность духовности, a такие понятия, как истина и добро без красоты не вполне совершенны: «...высший акт разума, охватывающий все идеи, есть акт эстетический и что истина и благо соединяются родственными узами лишь в красоте... Ни в одной области нельзя быть духовно развитым ... не обладая эстетическим чувством» [1, с.212].
Изучая инструментальные ценности, нами было предложено студентам проранжировать их по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича: образованность, воспитанность, твёрдая воля, жизнерадостность, независимость, ответственность, честность, терпимость, эффективность в делах (трудолюбие), рационализм, смелость, непримиримость к недостаткам, широта взглядов, исполнительность, дисциплинированность, аккуратность, чуткость, высокие запросы, самоконтроль.
Результаты первого, второго и третьего этапов исследования сформированности отношения студентов лесотехнического вуза к инструментальным ценностям приведены в табл. 2.
Таблица 2
Место инструментальных ценностей (по М. Рокичу)
в выборах первокурсников УГЛТУ
Место |
Инструментальная ценность |
% респондентов от их общего числа, поставивших ценность на первые 5 мест |
||
1 этап |
2 этап |
3 этап |
||
1 |
Образованность |
52,3 |
56,1 |
57,9 |
2 |
Воспитанность |
43,2 |
45,4 |
46,3 |
3 |
Твёрдая воля |
38,7 |
39,2 |
38,7 |
4 |
Жизнерадостность |
38,7 |
47,4 |
53,8 |
5 |
Независимость, самостоятельность |
37,8 |
45,6 |
54,7 |
6 |
Ответственность |
35,1 |
54, 7 |
59,2 |
7 |
Честность |
31,5 |
36,8 |
42,0 |
8 |
Терпимость |
27,0 |
26,3 |
0,0 |
9 |
Эффективность в делах, трудолюбие |
26,1 |
14,0 |
10,0 |
10 |
Рационализм |
26,1 |
19,3 |
0,0 |
11 |
Смелость |
19,8 |
28,0 |
33,0 |
12 |
Самоконтроль |
18,9 |
24,6 |
0,0 |
13 |
Широта взглядов |
18,0 |
12,3 |
16,0 |
14 |
Исполнительность, дисциплинированность |
14,4 |
22,8 |
32,0 |
15 |
Аккуратность |
10,8 |
17,5 |
18,9 |
16 |
Чуткость |
9,00 |
0,0 |
0,0 |
17 |
Высокие запросы |
7,2 |
5,3 |
5,7 |
18 |
Непримиримость к недостаткам |
2,7 |
0,0 |
0,0 |
Проанализировав данные можно сделать вывод о том, что отношение первокурсников к большинству инструментальных ценностей в процессе обучения в вузе терпит определённые колебания, однако, некоторые ценности, такие как ответственность, образованность, воспитанность, жизнерадостность, независимость, честность, смелость в отстаивании своего мнения, исполнительность (дисциплинированность), аккуратность характеризуется стабильным повышением значимости.
Из общих результатов анкетирования вытекают выводы о том, что некоторые ценности у первокурсников в процессе обучения в вузе мало поддаются корригированию и отношение к ним терпит определённые колебания, однако, ответственность характеризуется стабильным повышением значимости. Интересно отношение респондентов к самостоятельности, которая в обыденном сознании молодых людей связана с независимостью и свободой. Если в начале обучения в вузе ответственность для первокурсников имела несколько меньшую значимость, чем самостоятельность, то в дальнейшем это соотношение претерпевает кардинальные изменения в сторону повышения ценности ответственности, что свидетельствует о возрастании духовной зрелости опрошенных первокурсников. О последнем явлении можно судить и по pocтy числа респондентов позитивно относящихся к воспитанности, связанной с общей культyрой человека. В лучшую сторону меняется и отношение учащихся к такому востребованному работодателями деловому качеству личности как честность.
Таким образом, в ходе опытно-поисковой работы выявлено, что такая инструментальная ценность как ответственность, по мнению студентов, в процессе обучения претерпевает позитивные изменения. Так как ответственность - это не элементарная, a интегральная ценность, то полученные результаты можно объяснить целым комплексом организационно-педагогических и психолого-педагогических условий, существующих в вузах.
K организационно-педагогическим условиям можно отнести, во-первых, повышенную по сравнению со средней школой роль самостоятельной работы c индивидуальной ответственностью за её результаты; во-вторых, необходимость обустраивать свой быт и организовывать свой досуг и самому отвечать за собственные просчёты. Таким образом, обретаемая молодым человеком в высшей школе свобода от мелочной опеки со стороны взрослых способствует пониманию инструментальной ценности ответственного поведения для создания, как собственного благополучия, так и благополучия своего малого круга общения.
B качестве психолого-педагогических условий формирования ответственности в техническом вузе можно выделить, во-первых, постепенно складывающиеся отношения социального партнёрства со всеми участниками образовательного процесса - другими студентами, преподавателями, представителями администрации, работодателей и общественных организаций: во-вторых, элективность обучения с предоставлением обучающимся определённой свободы в выборе форм, методов, источников, средств, сроков, места обучения, оценивания результатов обучения; в-третьих, изучение дисциплин Учебного плана. К ним, на наш взгляд, в первую очередь следует отнести изучение предметов гуманитарного блока, прежде всего культурологических, с их ярко выраженной аксиологической направленностью.
Результаты наших исследований доказывают, что освоение художественных ценностей в процессе изучения дисциплин культурологического цикла могут существенно изменить отношение молодежи, как к терминальным, так и к инструментальным ценностям, в том числе к ответственности [8]. Естественнонаучные же дисциплины формируют у обучающихся научное мышление с анализом проблемных ситуаций и способностью предвидеть последствия (технические, технологические, экологические и др.) собственных действий, что также способствует формированию социально-ответственного поведения.
Библиографическая ссылка
Бормотова О.А., Масленникова С.Ф. ЦЕННОСТЬ НРАВСТВЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23885 (дата обращения: 16.02.2025).