В республике Саха (Якутия) в настоящее время 653 школы, в том числе 637 – дневных, 16 – вечерних общеобразовательных учреждений. 73% дневных школ находятся в сельской местности, в них обучаются 55862 учащихся, что составляет 41 % от общей численности обучающихся. Численность педагогических работников – 30 255. Средняя наполняемость классов в сельской местности постепенно снижается за счет миграции в города и составляет – 11,3 чел., в городе – 23, 9 человек. В целях обеспечения равных прав детей на получение общего среднего образования ежегодно утверждается Перечень малокомплектных школ с учетом труднодоступности и удаленности учреждений, действуют законы Республики Саха (Якутия) «О кочевых школах» и «О государственной поддержке сельских образовательных учреждений». Типовые здания имеют 65 % школ, приспособленные помещения – 35%, 67 % школ размещены в деревянных зданиях (в основном в сельской местности).В республике ежегодно вводится по 10-12 новых зданий школ. Государственная программа развития образования на 2012-2016 годы предусматривает значительную модернизацию инфраструктуры дошкольного и общего образования. Благодаря принимаемым мерам на сегодня более 70 % школ соответствуют современным требованиям [1]
Также факторами, содействующими соответствию системы образования требованиям инновационного развития республики, являются сложившиеся механизмы государственно-общественного управления, нормативно-бюджетного финансирования, независимой оценки качества образования, введения профильного и дуального обучения, государственной поддержки агропрофилированных школ и др.
Важным достижением системы общего образования республики является удовлетворение разнообразных потребностей учащихся в профильных, дуальных, кочевых, лицейских, гимназических школах. Создана система государственной поддержки сельских образовательных учреждений, агрошкол, школ, имеющих подсобное хозяйство. Вместе с тем состояние системы образования не в полной мере соответствует требованиям инновационного развития республики.
Цель статьи – на примере анализа объекта исследования разработать практические рекомендации внедрения новых образовательных стандартов в образовательный процесс. Объект исследования – МОБУ СОШ № 9 г. Якутска, предмет исследования – переход на новые государственные образовательные стандарты. Методы исследования – анализ документов, анкетирование, опрос.
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9 им. М.И. Кершенгольца» г. Якутска была образована в 1920 г. В 1999 году школе присвоено имя ветерана Великой Отечественной Войны, одного из директоров школы, – М.И. Кершенгольца. На 01.09.2014 года в МОБУ СОШ № 9 г. Якутска работает 33 педагогических работника, в среднем контингент учащихся составляет 550 учеников с 1 по 11 классы [4]. Школа является юридическим лицом и самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет круглую гербовую печать, штампы и бланки со своим наименованием, имеет самостоятельный баланс и лицевой счет в банковских и иных кредитных учреждениях. Имеет свое обособленное имущество в оперативном управлении.
Организационная структура школы представлена на рисунке 1.

Рис. 1 - Организационная структура СОШ №9
В данной модели организационной структуры управления (Рис. 1) видим, что в основную ветку управления входят директор школы (Черных Нина Петровна), заместители директора по учебной и воспитательной части (Кузьмина А.А., Шишкина И.П.), заместитель директора по административно-хозяйственной части (Помаз Г.В.), учителя, классные руководители, учащиеся. Сформированы отдельные группы: совет школы, методические объединения, ученическое самоуправление, попечительский совет, аттестационная комиссия. Такая линейно-функциональная модель управления школы является наиболее подходящей для осуществления различных вариантов организации образовательно-воспитательного процесса. Из данной схемы видно, что структурой управления предусмотрено разделение сфер влияния на учебную, хозяйственную, финансовую.
С целью исследования удовлетворенностью условиями труда в сентябре-октябре 2013 года было проведено анкетирование сотрудников. Были заданы вопросы по трем основным показателя:
1. удовлетворенность оплатой труда
2. удовлетворенность психологическим климатом СОШ.
3. общая удовлетворенность от результатов деятельности.

Рис. 2 - Удовлетворение оплатой труда
46% респондентов неудовлетворенны уровнем заработной платы, в настоящее время (2015) доля неудовлетворенных работников снизилась, одним из факторов повышения показателя стала мотивация учителей. Анализ показал, что в рассматриваемой школе недостаточно каких-либо компонентов альтернативного поощрения. В тоже время среди сотрудников (учителей) существует устойчивая потребность в дополнительных компонентах системы материального стимулирования. 24% респондентов считают уровень оплаты труда и систему вознаграждения удовлетворительной.

Рис. 3 – Удовлетворенность психологическим климатом
50% респондентов считают, что социально-психологический климат в коллективе находится на среднем уровне. Это первый звонок о том, что руководству объекта исследования необходимо обратить внимание на инструменты корпоративной политики.

Рис. 4 - Общая удовлетворенность от результатов деятельности
В целом, 39 % респондентов оценивают результаты деятельности образовательного учреждения на высоком уровне.
Оценку эффективности управления образовательным учреждением мы провели по следующим блокам:
Блок 1: Организация работы директора ОУ;
Блок 2. Работа с кадрами;
Блок 3. Планирование работы ОУ;
Блок 4. Изучение, внедрение передового педагогического опыта и работа по преемственности.
Блок 5. Контроль за воспитательно-образовательной работой ОУ;
Блок 6.Взаимодействие ОУ с семьей;
Блок 7. Материально-техническая база ОУ.
По каждому блоку, исходя из изучения конечных результатов деятельности, ставятся баллы по 10-бальной шкале. Результаты оценки показаны на рисунке 5.

Рис. 5 – Оценка эффективности управления ОУ
Как видно из рисунка, наибольший балл поставлен по блоку 3 – «Планирование работы ОУ». Остальные 1, 2, 4, 5 блоки – оценены на 8 баллов, блок 6 «Взаимодействие ОУ с семьей» и блок 7 «Материально-техническая база ОУ» - оценены на 7 баллов.
Коэффициент эффективности, как по каждому виду управленческой деятельности, так и по всей деятельности составил:
К = х
100% = 55/ 70 х 100% = 78,57
Если коэффициент эффективности управленческой деятельности составляет 100%-75%, то деятельность образовательного учреждения считается оптимальной.
Таким образом, образовательная система
школы (объекта исследования) ориентируется на воспитательный потенциал
окружающей школу социальной, исторической, предметно-эстетической и природной среды.
За последние годы в школе сложился крепкий, сплоченный коллектив, который
работает ровно,
спокойно.
Проблемы, сложившиеся в объекте исследования, совпадают с задачами программы развития национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»:
· Проблема повышения качества образования. Создание комфортной психологической среды для всех участников образовательного процесса для развития компетенций.
· Проблема введения и эффективного использования современных образовательных технологий. Активное внедрение новых ИКТ в образовательный процесс.
· Проблема доступности преподаваемого материала, которая понимается педагогами школы в контексте новых образовательных технологий. Она заключается в создании особых психолого-педагогических условий в школе, позволяющих каждому ученику освоить образовательную программу и быть успешным.
· Проблема сохранения психологического здоровья – ключевая проблема в развитии школы, так как ее решение позволит достичь максимальных результатов в решении выше перечисленных проблем.
В рамках реализации в РФ проекта «Новая школа» меняются требования к руководству школы. «Исследование позволило выявить неожиданный факт: в большинстве наиболее успешных образовательных систем директора, особенно небольших школ, до 80% рабочего времени ежедневно посвящают работе с учителями и учениками, демонстрируя образцы эффективного поведения и передавая накопленный опыт» [5, С. 45].
Итоги международного исследования TALIS, предназначенного для изучения проблем развития учителей и директоров школ, их убеждений и ситуации, в которой они работают, показали, что большинство современных директоров в РФ и в регионах имеют высокие управленческие компетенции [2].
Для МОБУ СОШ № 9 г. Якутска был разработан и внедрен проект на переход к новым стандартам, состоящий из трех этапов:
1.Подготовительный этап - 6 месяцев (февраль-август 2013г.)
2.Первый этап «Информационный» - 2 месяца (август-октябрь 2013г.).
3. Второй этап «принуждение и поддержка» - 3 месяца (октябрь-январь 2014 г.).
4. Третий этап «сохранение и распространение успешного опыта» - 2 года (май 2014 - май 2015гг.).
Основные задачи отражены в таблице 1.
Таблица 1
Реализация программы
Задачи |
Содержание |
Ответственные |
Организационные |
Разработка программы «Переход на новый ФГОС начальной школы» |
Зам.директора по УР МО учителей нач. Классов |
Разработать систему обучения, обеспечивающую готовность и способность обучающихся к саморазвитию. |
Анализ воспитания и развития качеств личности, отвечающего требованиям информационного общества. Анализ запросов семьи как участника образовательного процесса в обучении школьников. Анализ особенностей личностного психолого-педагогического развития учащихся начальной школы. |
Зам. директора по УР МО учителей начальных классов Зам директора по ВР Социальный педагог
|
Реализация стратегии социального проектирования и конструирования |
Разработка содержания и определяющих технологий образования на основе образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. |
Зам. директора по УР
|
Осуществление развития личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира |
Разработка эффективной системы учета достижений ученика.
|
Зам. директора по УР, рабочая группа |
Обобщение опыта развития личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. |
Включение обучающихся в процессы познания и преобразования социальной среды района. |
Все субъекты образования |
Обобщение опыта участия обучающихся, их родителей и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды |
Участие учеников в организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности. |
Зам. директора по УР |
Основные результаты внедрения программы «Наша новая школа» в МОБУ СОШ № 9 г. Якутска:
- рост качества образования, успешное освоение 100% учащимися образовательной программы;
- становление новой системы повышения квалификации педагогических кадров, основанной на новых содержаниях и информационных технологиях;
- повышение результатов педагогической деятельности, активное использование возможностей современных информационных и коммуникационных технологий 100% педагогов школы;
- создание банка данных «Инновационный опыт системы образования ОУ в условиях обновления содержания образования»;
- увеличение количества творчески работающих учителей, участников профессиональных конкурсов;
- приобретение опыта самостоятельного творчества и самовыражения;
- создание электронного паспорта школы в рамках национального проекта [6].
Таким образом, предложенная модель, включающая различные компоненты интегрирует усилия всех заинтересованных сторон в образовательном процессе.
Рецензенты:
Неустроев Н.Д., д.п.н., профессор кафедры начального образования Педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск;
Рац Г.И., д.э.н., профессор, заведующая кафедрой "Международные экономические отношения", Финансово-экономический институт, Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск.
Библиографическая ссылка
Михайлова А.В., Попова Л.Н. ВНЕДРЕНИЕ ПРОЕКТА «НАША НОВАЯ ШКОЛА» (НА ПРИМЕРЕ МОБУ СОШ № 9 Г. ЯКУТСКА) // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23843 (дата обращения: 19.04.2025).