Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Богданова В.П. 1
1 Тюменский государственный нефтегазовый университет
Современные условия существования общества ставят зависимость общества от состояния окружающей это общество природной среды. Сегодня перед человечеством возникают такие проблемы, которые возникают вокруг одной комплексной задачи - рационального и целесообразного управления всей совокупностью природных обстоятельств общественного развития. Отсюда и возникает комплекс задач экологического и экономического характера, решение которых должно осуществляться во взаимосвязи, а это требует перемен буквально во всех сферах человеческого сообщества, и, самое главное, в образовании подрастающего поколения. Исходя из кардинальных изменений возникает потребность в исследовании системы формировании эколого-экономических ценностных ориентаций школьников. Формирование системы ценностных ориентаций школьников, позволяющей социально адаптироваться в новых экономических условиях, - одна из главных задач современной школы. Если учесть, что социальая адаптированность человека – это принятие норм и ценностей изменяющейся социальной среды, то главным становится вопрос теоретической разработки проблемы эколого-экономического образования и практической его реализации. Сформированность ценностных ориентаций формируется как направленность личности на цели и средства деятельности, выражая тем самым отношение личности к окружающей действительности. Понятно, что формирование этих ценностных ориентаций закладывается в раннем возрасте.
ценностные ориентации
нормы
ценности
эколого-экономическое образование
социальные нормы
социальная адаптированность.
1. Гуревич К.М. К вопросу о психологических проявлениях основных свойств нервной системы в трудовой деятельности. М.: //Вопросы психологии. - 2005.-№1.-С.15-17.
2. ДаринскийА.В.Региональный компонент образования. М.:// Педагогика.-2007.-№1 .-С.18-20.
3. ДахинА.Экология в дидактике и дидактика в экологии. М.: // Народное образование.-2009. - №9.-С.70-73.
4. Рябова И.Г. Формирование эколого-экономической культуры учащихся как социально-педагогическая проблема. М.: //Педагогическое образование и наука.-2012.-№8.-С.58-63.
5. Суртаева Н.Н. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовке учителя (на примере естественно-научных дисциплин). Автореф. дис.док. пед. наук.- М., 1995.- 40с.

Целью эколого-экономической направленности образования является получение учениками тех знаний, которые помогли бы им так воздействовать на свое поведение, чтобы найти достойный выход из различных жизненных ситуаций. Получение универсальных, независимых от рода будущих занятий знаний - одна из главных концептуальных идей программы.

Концептуальной идеей курса является идея сохранения в состоянии устойчивого равновесия природы и экономическая поддержка его человеком. Этой идее подчинены опорные знания и основные понятия. На этой основе формируются основные способы деятельности, психические, познавательные и личностные качества учащихся.

Начальная ступень школы - закладывает основы развития личности, поэтому кроме того, что она обеспечивает основы функциональной грамотности, овладения общими навыками и умениями учебной деятельности, она должна выявить и развить общие и специальные способности детей. Программы базовых предметов начальной школы пересмотрены с целью внесения (где это целесообразно) экологического и экономического аспектов в содержание образования. В учебный план школы I ступени вводятся курсы полностью ориентированные на возможности данного возраста,    с первого класса курс занимательной экологии и экономики с целью развития и углубления представлений о природном и социальном окружении как среде жизнедеятельности человека. Введение детей в мир экономической жизни взрослых, на основе мотивированной опытом личной деятельности, позволяет накапливать первичный опыт рыночных отношений. Курсы данной направленности  носят пропедевтический и общеразвивающий характер.

 Использование сказок, занимательных историй, сказочных персонажей помогает усваивать экономические понятия, делает обучение ярким, эмоциональным и доступным.  

Познавая значение природных богатств для человека, ученики проникаются необходимостью бережного и разумного отношения людей к природе, которая их окружает. Первые представления ребёнка о столкновении человека и природы, приводит его к неутешительному выводу: человек всегда побеждает. Но этого не должно быть, так как нарушается главный закон природы - равновесие.

  Получая представления о видах собственности, стоимости школьного имущества, расходах на ремонт класса, затратах на приобретение оборудования, повышении цен и

т.п., учащиеся приобретают осознанный экономический взгляд на происходящие в обществе процессы.

Привитие элементарных экономических навыков осуществляется школой через бережливое отношение к учебникам, школьному оборудованию, зданию, аккуратности дома и в школе, трудолюбия; через воспитание привычки заботиться о своих близких и чужих людях, растениях, о тех, кого мы приручили. Логическим продолжением изучения экономики и экологии являются уроки трудового обучения, на которых учащиеся практически решают вопросы, сколько времени уйдёт на изготовление того или иного предмета, из какого материала деталь лучше изготовить, что дешевле, что дольше будет служить и т.д.

В обучении детей основам экономических знаний используются самые разнообразные формы организации учебной деятельности. Учебные экскурсии на производство знакомят учащихся с миром экономических профессий, с экономическими факторами, влияющими на производство, с таким явлением социальной жизни, как безработица.

Оснащение кабинета ЭВМ младшей школы позволило использовать в обучении эколого-экономические компьютерные игры.

Таким образом, к концу обучения детей в начальных классах школа формирует у них готовность к правильному взаимодействию с окружающей средой: восприимчивость к миру природы, эмоционально-положительное отношение к ее объектам, (эмоциональную готовность), возможность реализовать свои знания в любых ситуациях, желание участвовать в элементарной природоохранной деятельности, благотворительных акциях; (деловая готовность), определенный уровень информированности детей о природе и обществе, возрастной уровень эрудиции и познавательных интересов, осознание себя как носителя экологической и экономической культуры (интеллектуальная готовность).

Отбор содержания эколого-экономического образования для 5-7 классов направлен на изучение истории развития взаимоотношений человека и природы, истории природопользования, культурных традиций, связанных с природой, на осознание неразрывных связей и глубоких исторически сложившихся взаимовлияний в системе «природа - человек».

Программа «Природа и человек» направлена на формирование у учащихся представлений о природе как универсальной ценности: ознакомление с историей

 природопользования в регионе; национальными традициями, связанными с природой; развитие умений, связанных с изучением и охраной природы родного края; вовлечение учащихся в конкретную экологически направленную деятельность.

Программа состоит из трех разделов:

«Природа в мире человека» - 5 кл., «Человек в мире природы (экосистемы и человек)» - 6 кл., «Среды жизни на планете» - 7кл..

Каждый из разделов включает теоретические и практические занят ия (34 ч; 1 ч в неделю и полевой практикум, рассчитанный на 10 часов). Полевой практикум проводится в заключительные дни учебного года за счет часов , отводимых на экологическую практику, в виде ежедневных (в течение 3-х дней) экскурсий в ближайшее природное окружение города или пригородную зону (о. Ханто, о. Светлое).

В соответствии с нашим замыслом сквозного изучения экономики в школе в средних классах изучается начальный курс экономики, который с одной стороны, развивает представления о экономической стороне жизни, излагаемые в начальной школе, с другой - создает базу для изучения экономики в старших классах.

В содержательном отношении основное внимание в программе сконцентрировано на формировании у учащихся целостного представления об экономике как хозяйственной системе, призванной обеспечить жизнь людей, и строение этой системы, об основных принципах и способах её функционирования, о взаимодействии её частей. Объем изучаемого материала представлен не только в единстве и целостности, но и имеет множество интегративных связей с другими областями знаний (социология, право, психология, логика, философия, экология и т.д.).

Первые темы курса формируют представление о природе и собственности как фундаментальных категориях и факторах экономики. Затем на примерах экономических явлений и событий ближайшего окружения учащиеся познают среды обращения, рынка, финансов, цен и т.д.Таким образом обеспечивается движение от простого к сложному, от более известного к менее знакомому. Содержание программы предполагает сочетание познания различных сторон экономических отношений ( производства, распределения, обмена, потребления, а также воссоздания экономических продуктов и объектов) маломасштабной и крупномасштабной экономии (личное и домашнее хозяйство, предпринимательство, экономика предприятий, фирм, регионов).

Возрастные особенности школьников средних классов требуют в преподавании обеспечить сочетание логических приемов с поиском причинно - следственных связей и аналогий, обращения к личному опыту учащихся. Такой подход эффективен, если курс

подкрепляется продуманной системой самостоятельных, практических работ, деловых игр, практикумов,  конкурсов.

Приобретенные в 5 - 7 классах знания, умения и навыки необходимы учащимся для успешного освоения программы "Экологические проблемы современного города" для 8-9 классов.

В предлагаемом практическом курсе интегративного характера обобщаются знания о городе, как особом типе социоприродных экосистем. Необходимо отметить, что элементы знаний по экологии города включены в различные образовательные области (география, биология, химия, физика), но изучаются они фрагментарно и непоследовательно, что несоздает целостного представления о городе как сложной многоуровневой системе. Поэтому возникла необходимость в создании курса о проблемах городских экосистем [1].

Главной его целью является систематизация знаний о городе, об особенностях взаимодействия и взаимовлияния человека и городской инфраструктуры, на основе которых формируются разнообразные умения теоретического, оценочного и практического характера.

Одной из основных задач предмета является помощь школьникам в освоении методик, позволяющих:

  • выявлять наиболее актуальные для города экологические проблемы;
  • получать качественные и количественные показатели экологического состояния городской среды;
  • использовать полученные данные для и поиска решений его экологических проблем.

Преподавание курса осуществляется в течение двух лет (1 ч в неделю' и предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности: тренингов, деловых игр, практических работ,

социологических опросов; разработку проектов по улучшении: социоприродной среды города, паспортизации школы, кабинета, города; дискуссий; экскурсий; эколого-экономических игр.

Программы по экономике для 8-9 класса ставят задачи углубления и систематизации экономических знаний, становления экономического мышления и поведения, создания условий личного профессионального самоопределения. Они призваны вооружить ученика знаниями, позволяющими ему понять сущность, природу и реальное проявление экономических процессов, с которыми человеку приходится

сталкиваться в жизни, полнее разглядеть экономическую природу разнообразных объектов. В то же время в состав программы включены разделы, позволяющие школьнику предметно знакомиться с предпринимательством, менеджментом.

В логику построения содержания программ заложен принцип постепенного усложнения общих знаний и представлений об экономической системе и ее взаимодействии с общественно-политической системой, о роли экономики в жизни и деятельности людей. С учетом этих знаний, программы предусматривают последующее изучение связи материально-вещественной и стоимостной сторон в экономике посредством познания природы и закономерностей ее развития. Здесь просматривается четкая связь с программой по экологии, где на примере городской экосистемы рассматриваются вопросы микроэкономического уровня [2].

Учитывая, что главным товаросозидающим началом в экономических отношениях служит производство, в программе мы выделяем раздел, посвященный содержанию городского производства, его факторам, технологиям производства, связям городских производств с потребителями, их маркетинговыми отношениями.

Программы рассчитаны на усвоении учащимися основного учебного материала на уроке. Вместе с тем принципиальной особенностью преподавания курса экономики в 8-9 классах является сочетание разнообразных форм и методов обучения, включая лекционную форму подачи фундаментальных разделов, изложение материала в процессе проведения деловых игр, моделирующих конкретные экономические ситуации, практикумов, закрепляющих полученные теоретические знания посредством конкретных расчетов, принятия решений: проведение конкурсов бизнес-проектов среди учащихся. Активные формы изучения материала позволяют поддерживать постоянный высокий интерес учащихся, активизируют их самостоятельную деятельность, формируют и закрепляют практические навыки экономических расчетов [4].

Удаленность нашего региона от мест постоянного жительства основного населения города, нестабильность социально-политической обстановки в стране, падение уровня жизни населения снижают возрастные границы активного включения учащихся в производительный труд. Уже с 14 лет подростки привлекаются к активной трудовой деятельности, что выдвигает перед обществом и школой конкретную задачу: повышение эффективности экономического образования подростков с целью обеспечения их успешной адаптации на производстве в условиях рыночной экономики.

Включение учащихся в активную трудовую деятельность пс благоустройству города (обустройство мест отдыха горожан, озеленение лесопарковой зоны, уборка детского парка) воспитывает качества рачительного хозяина, экономически грамотного ведущего свое хозяйство. Навыки экономического расчета с умением рационально планировать и нормировать свой труд, рачительно и экономно расходовать материал (посадочный, покрасочный и т.д.), соизмерять результаты труда с расходами . проводить элементарный экономический анализ вселяют в школьника уверенность в завтрашнем дне, оказывают положительное влияние на его нравственно-психологическую и практическую подготовку к жизнедеятельности в условиях формирующихся рыночных отношений [5].

Отличительной чертой курса экологии для 10-11 класса является обобщение экологических знаний на высоком, интегративном уровне. Такой подход к рассмотрению естественнонаучных и социальных аспектов окружающей человека среды обусловлен следующими факторами:

  • комплексным характером современных проблем взаимодействия общества с природной средой, от позитивного решения которых зависит сохранение жизни на Земле;
  • интегративными процессами в науках о природе и обществе;
  • состоянием теории и практики экономического образования в школе, в первую очередь дифференцированным (предметным) способом изучения природной и социальной среды, слабо содействующим становлению целостной научной картины мира;
  • междисциплинарным характером процесса экологического образования школьников.

Содержание эколого-экономической направленности образования имеет следующие основные линии:

  • место человека в окружающей среде;
  • влияние окружающей среды на человека, разнообразие условий жизни;
  • адаптация человека к различным условиям среды; внутренние механизмы адаптации; поведенческая адаптация;
  • культурные модели в обществе;
  • экономическая модель общества;
  • влияние окружающей среды на физическое и психическое здоровье человека;
  • проблемы и перспективы взаимодействия общества и природы.

Процессы интеграции знаний, активно проникающие в современную школу, затрагивают не только содержание, но и формы и методы экологического образования [3].

 Основными методами изучения экологии в 10-11 классах являются наблюдение, постановка опытов и экспериментов,  моделирование, проектирование и прогнозирование последствий взаимоотношений окружающей природной и социальной среды.

Одной из главных идей непрерывного экономического образования в  школе является идея формирования экономических знаний через социально-экономические роли, в реализацию которых каждый ученик так или иначе включен с раннего детства.

Главное же условие выполнения человеком социально-экономической роли - обеспечение ему прав свободы и экономического выбора. А это возможно, если люди

обладают экономическим мышлением, т.е. умением принимать решения, адекватные складывающейся экономической ситуации, сознательно следовать «правилам игры», принятым в обществе, выполнять законы. Только сформировав в себе это мышление, человек может адаптироваться к выполнению социально-экономической роли в обществе.

Учитывая, что социальная адаптация - это активное освоение личностью новой для нее социальной среды, усвоение экономических знаний есть одно из главных условий ее освоения.

К числу важных концептуальных положений эколого-экономического образования относятся:

  • получение навыков общения: умение слушать и слышать, смотреть и видеть, аргументированно высказывать свою позицию, с уважением относиться к мнению других;
  • проведение элементарных экономических экспертиз на отдельных уровнях экономической деятельности, в сфере хозяйствования и взаимодействия со средой.

Для учащихся 10-11 классов эколого-экономическое образование осуществляется через интегрированный практикоориентированный курс «Экономическая экология», центром содержательного поля которого явился эколого-экономический подход, а концептуальной идеей - согласованность экологических и экономических компонентов в системе «природа - человек- общество - труд - производство». Центральное место в нём отведено человеку, его взаимодействию с окружающим миром, ориентации на общечеловеческие ценности и усвоению правовых норм и правил общества, формированию опыта нравственно-ценностного эколого-экономического поведения, самосовершенствованию, воспитанию личностных качеств - гражданственности и патриотизма, ответственности, здорового образа жизни, творческой инициативности, готовности к принятию самостоятельных решений, умению выстраивать коммуникативные отношения.

Непрерывное эколого-экономическое образование - это по существу стратегия педагогической деятельности школы, направленная на создание благоприятных условий для формирования у учащихся готовности к решению проблем, связанных с самореализацией и профессиональным самоопределением, и прежде всего эколого-экономических [3].

Тактика деятельности школы заключается в социально- гуманистической ориентации учащихся, воспитании у них эколого- ­экономического сознания, социальных чувств и социально направленных действий, опыта творческого взаимодействия с изменившейся социальной средой, чему способствовали вплетённые в систему эколого-экономических знаний и способов деятельности педагогические механизмы, направленные на воспроизводство имеющегося у учащегося социального опыта и его обогащение: воспроизведение стандартных образцов эколого­-экономического поведения, имитационное моделирование, демократическое обсуждение эколого-экономических проблем, поисково-исследовательская деятельность, профессионально ролевые игры, включение учащихся в реальные жизненные эколого-экономические ситуации и поиск оптимальных способов их решения, проигрывание ситуаций выбора. Это  в последствие и станет ядром   ценностных ориентаций, формирующим адаптационный потенциал личности ребенка.


Библиографическая ссылка

Богданова В.П. ПРАКТИКА РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23837 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674