Российское предпринимательство насчитывает свыше тысячи лет. На ранних этапах своей истории оно могло проявить себя не иначе, как в торговой деятельности. Торговые операции довольно часто сочетались с военными походами. Из среды воинов - дружинников выделились первые русские купцы, которые позднее стали профессиональными торговцами. В XI-XII веках стали создаваться первые постоянные купеческие компании, что диктовалось общими экономическими интересами. До монголо-татарского нашествия торговля и ремесла на Руси процветали, что обеспечило высокий международный авторитет страны. И весь этот мощный, накопившийся к тому времени торгово - предпринимательский пласт, и уже начавшаяся складываться культура предпринимательской деятельности были напрочь сметены монголо-татарским нашествием, а русское купечество оказалось навсегда привязанным к государственной колеснице, вынуждено было существовать в рамках авторитарно-бюрократического режима. Все это явилось отдаленным последствием золотоордынского ига, которое наложило печать на всю дальнейшую историю России. Была изначально сломлена складывающаяся судьба России, которая могла бы привести её к европейскому типу развития. Взамен же она получила другую судьбу, с мощными наслоениями восточноазиатского образа жизни, с подобным же типом предпринимательской культуры. В дальнейшем развитие русского торгового предпринимательства проистекало в значительно худших условиях.
После эпохи Возрождения предпринимательство динамично перешло в новое качество - организацию производства, собственного дела и не только ради обеспечения личного благополучия и накопления богатств, а главным образом, ради извлечения прибыли, идущей на дальнейшее расширение производства. Становление этого нового типа европейского предпринимательства, по мнению видного историка и социолога М. Вебера, во многом было стимулировано протестантской этикой поведения с его особой предпринимательской культурой; той культурой, которая резко противостояла католическому и ростовщическому отношению к собственности и предпринимательству.
Средневековая мораль, основанная на католицизме, проповедовала пассивность и смирение человека перед лицом внешних обстоятельств. Она явно не поощряла предприимчивость и жажду наживы. Главной установкой было подготовить себя к вечной жизни за пределами земного бытия. Вот почему католическая этика поведения никак не способствовала становлению личности настоящего предпринимателя - двигателя рыночной экономики.
Только Великая реформация сумела разорвать этот круг, дав в новом, протестантском направлении христианского вероучения религиозное обоснование предпринимательской деятельности. Европейский капитализм с самого начала взял крайне опасное для себя направление развития - производство ради самого производства с целью извлечения максимальной прибыли, без всяких социальных гарантий для грядущих поколений. Это была так называемая «староевропейская» модель экономического развития, ведущая к кризису и социальным потрясениям. Поэтому для своего собственного спасения ведущие европейские страны в 30-50-е годы ХХ века были вынуждены перейти к иной , «американской» модели экономического развития, где господствующим стал принцип - производство ради удовлетворения постоянных растущих материальных и духовных потребностей общества, что и должно составлять основной мотив предпринимательской деятельности. Эта новая модель экономического развития придала странам Европы и США ещё более мощный импульс развития.
На этапах своего становления частное предпринимательство вынуждено было приспосабливаться к окружающей экономической среде, которая, несмотря на все формы политического устройства общества, было обычно двух видов: либо рыночно-конкурентное, либо государственно-регулируемое. Эта экономическая среда диктовала различные способы предпринимательской деятельности.
Предпринимательство как умение людей с пользой для себя обменивать одни виды товаров и услуг на другие, возникло на самой заре человеческой цивилизации, раньше образования государства и классов. И на Руси развитие торговых связей между восточными славянами и другими народами опередило процесс формирования древнерусского государства, а, возможно, послужило одной из побудительных причин его возникновения. Причем, согласно свидетельству русских летописей, социальный статус купцов был достаточно высок. В социальной структуре древнерусского общества они занимали почетное второе место после князя и «старшей» дружины, будучи наиболее просвещенной и культурной его частью.
Факты также свидетельствуют, что вплоть до XIII века в русском и западноевропейском предпринимательстве имелось много общих черт, объективно приводящих к дальнейшему развитию товарно-денежных отношений и созданию предпосылок для формирования раннекапиталистического уклада в экономике. Однако золотоордынское иго направило русское предпринимательство по иному пути развития, насильственно втиснув его в рамки авторитарно-приказной системы организации хозяйственной жизни русского государства.
Следующим серьезным ударом по частному предпринимательству стали петровские реформы, укрепившие экономический фундамент и административно-хозяйственный аппарат традиционного общества, подчинившие все виды предпринимательской деятельности государственным интересам и поставившие само предпринимательство под жесткий контроль государства. И только Великая реформа 1861 г. сняла большинство преград с пути развития российского предпринимательства.
В силу большой роли государства в жизни общества для российского предпринимательства в доиндустриальную эпоху был характерен именно авторитарно-бюрократический экономический режим, тогда как в Западной Европе предпринимательство существовало в свободном рыночном режиме экономики. Предпринимательский класс как таковой в этот исторический период сложиться не мог, так как отсутствовали необходимые для этого предпосылки: наличие особой предпринимательской этики поведения, осознание своей социальной принадлежности и своих классовых интересов, способность отстаивать их перед государством. Отсутствовала даже преемственность в предпринимательской деятельности. Это негативные черты социально-политического облика российских предпринимателей.
Реформа 1861 г. положила начало новому этапу в развитии российского предпринимательского дела. Наряду с развитием крупной индустрии в послереформенный период успешно развивалась мелкая промышленность, заполняя бреши, оставляемые крупным предпринимательством. Характерная особенность мелкой промышленности заключается в её мобильности по отношению к рынку. К началу XX века в России сложились целые центры развитой мелкой промышленности, базирующиеся на традиционных промыслах с устойчивой структурой предпринимательства, которые спокойно сосуществовали с крупной промышленностью и рыночными монополиями. Но именно торговля составляла сердцевину предпринимательского дела, являясь и самым прибыльным бизнесом. Нередко крупные промышленные фирмы сами занимались и сбытом своей продукции. Российское предпринимательство поощряло развитие торговли. Однако правительственная политика не во всем соответствовала интересам российских предпринимателей, так как отдавалось предпочтение развитию государственной промышленности в противовес частной.
С начала XX века обозначилось новое явление в истории отечественного крупного предпринимательства: усиленное проникновение банковского капитала в сферу промышленного производства. Но даже в период расцвета частнопредпринимательской деятельности в начале XX века в России не существовало подлинно рыночной экономики. Идеи предпринимательства, идеи частной экономической инициативы не пустили глубокие корни в русской почве, не стали составным элементом духовной культуры общества. В этой связи российский капитализм начала XX века можно уподобить дереву, едва пустившему корни в почве, а потому и не выдержавшему первой серьезной социальной бури. Своеобразие исторического пути в России в том, что она по уровню своего социально-экономического и политического развития на одно- два столетия отставала от передовых европейских государств, позже других развитых стран вступила она и на дорогу капиталистического развития. По всем технико-экономическим, организационным и социальным показателям её следует отнести к странам второго эшелона капитализма. Это те страны, где определяющую роль в экономике играл огромный государственный сектор, где государству принадлежала решающая роль в организации процесса производства, где крупная промышленность только становилась на ноги.
Из этого следует, что в отличие от стран свободной рыночной экономики, в России капитализм был государственно - монополистическим и фактически не знал стадии свободной конкуренции. Негативное отношение к предпринимателям, непонимание громадной роли предпринимательства и предпринимателей в судьбах страны сохранялось на самом высоком государственном уровне вплоть до гибели старой России. Нравственно-психологическое отчуждение русского общества от идей предпринимательства сыграло одну из главных ролей в его печальной судьбе. Капитализм в России был недостаточно зрелым, государственно-монополистическим, а в сознании населения страны господствовали добуржуазные патриархальные в своей основе взгляды и представления, чуждые духу предпринимательства и приумножения богатства. Капитализм в России не прошел стадий свободной конкуренции и не привел к созданию настоящего класса собственников-предпринимателей, это привело к уничтожению частной собственности и свободного предпринимательства, к созданию безрыночной экономики.
Так началась эпоха претворения в жизнь мифа о безденежной, безтоварной социалистической экономике. В России утвердился безрыночный административный механизм хозяйствования, вытеснивший на обочину экономической жизни все виды предпринимательства, поставивший на место частного интереса всеобщую уравнительность, а вместо здоровой конкуренции - показную соревновательность. Все это имело своим следствием ослабление общественного интереса к производительному труду, обостряло противоречия между растущим экономическим потенциалом страны и невысокой предпринимательской активностью её граждан. Десятилетия коммунистической пропаганды и политики, направленной на искоренение предпринимательского духа в экономике, принесли свои плоды. Отсюда недоверие у российских людей к рынку, страх перед ним, откровенная неприязнь к «выскочкам» и «богачам». Это характерные черты их мышления.
Сейчас большинство людей вовлечено сразу в 3 вида экономической деятельности: официальную, неофициальную, в которой не циркулируют деньги, а происходит простой обмен товарами и услугами, и нелегальную, когда доходы укрываются от налогов и тем самым нарушаются законы. Общество в целом проигрывает, так как лишается стимулов для своего дальнейшего развития. И только в гражданской экономике, при полном доверии друг к другу партнеров по бизнесу, возможно будущее процветание страны. И те, кто не обращает внимания на закон, подрывают основы своего будущего благополучия, лишают принятые правительством меры всякой эффективности, превращают страну в «демократию со сломанным позвоночником».
Россия и соответственно современное российское предпринимательство пребывают во власти двух опасных стихий. С одной стороны, задрапированный под частно-рыночные структуры государственный монополизм, изгоняющий мелкий бизнес, устраняющий свободную конкуренцию. С другой стороны, включение значительной части населения в нелегальный бизнес, массовое уклонение от уплаты налогов с прибыли и другие противоправные действия. Для развития предпринимательства нужны, прежде всего, свобода предпринимательской деятельности, закрепленная законодательно, рынок свободной наемной рабочей силы, необходимые для расширения производства свободные денежные средства и главное - сам предпринимательский дух, то есть вошедшее в плоть и кровь желание производить, торговать, «делать» деньги, наращивать капитал; чтобы этот предпринимательский дух и соответствующая культура составной частью вошли в общественное сознание, в умонастроение всех слоев общества.
Российское предпринимательство в течение веков пребывало в жестких рамках авторитарно-регулируемого экономического режима, что делало бесперспективным зарождение предпринимательских начал в экономике, обусловив застой в развитии производительных сил. В результате этика и предпринимательская культура для большей части русских предпринимателей были абсолютно чужды.
Национальное экономическое мышление исходит из того, что развитие национального языка, культуры, психологии, историческая селекция традиций происходят в живом взаимодействии наций, однако экономические условия этого взаимодействия должны быть взаимно благоприятными. Общество - это структура, включающая многие подсистемы, звенья, имеющая множество аспектов и функций; это всегда исторически ограниченная система, срок её жизни намного короче, чем срок жизни нации, и интересы нации шире и глубже любой данной общественной системы. Чтобы государство как форма политической организации нации стало действительно национальным, далеко не достаточно совпадения его территориальных границ с географическими границами расселения нации.
Библиографическая ссылка
Логинова Т.В. ОСОБЕННОСТИ ГЕНЕЗИСА РОССИЙСКОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-3. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23831 (дата обращения: 19.04.2025).