Приоритетными направлениями развития России на современном этапе являются вопросы образования и здоровья подрастающего поколения. Это прежде всего связано с ухудшением физического и психического здоровья детей, школьников и студенческой молодежи, что делает реальной угрозу сохранения и воспроизводства человеческого ресурса как важнейшего фактора национальной безопасности государства, его интеллектуального и экономического потенциала. Угрожающий рост заболеваемости среди учащейся молодежи и в частности студентов, снижение их физической и умственной работоспособности на фоне неуклонного прогрессирования дефицита двигательной активности и пролонгированного падения интереса к занятиям физической культурой за последние десятилетия приобретает характер национального бедствия.
Интенсификация, компьютеризация учебного процесса в высших учебных заведениях в сочетании с малоподвижным образом жизни, умственные и эмоциональные перегрузки, постоянные стрессы являются причинами различных заболеваний у студентов, и, в частности, снижения умственной и физической работоспособности. Обучение сегодня становится фактором риска. Это самый значимый фактор по продолжительности и силе воздействия на здоровье учащихся. Сила его влияния определяется тем, что он действуют суммарно, длительно и непрерывно.
Учебный день студентов насыщен значительными эмоциональными и умственными нагрузками. Вследствие вынужденной длительной статической рабочей позы, при которой значительное время в напряженном состоянии находятся мышцы, удерживающие туловище и шею в определенном положении, заторможены обменные процессы, что служит причиной утомления, которое накапливается и переходит в переутомление. Для данного состояния характерны крайняя неустойчивость настроения, ослабление самообладания, нетерпеливость, утрата способности к длительному умственному и физическому напряжению. Все эти симптомы проявляются особенно остро в период экзаменационных сессий, которые являются факторами риска для состояния здоровья студентов.
В связи с этим возникает необходимость поиска и проектирования эффективных средств, методов, технологий, позволяющих поддерживать жизнедеятельность студентов на должном уровне.
Материалы исследования
Для решения данной задачи было проведено исследование, целью которого являлись разработка и теоретико-экспериментальное обоснование фитнес-технологий повышения умственной и физической работоспособности студентов на основе комплексного использования средств пилатеса и степ-аэробики.
На наш взгляд, ключевую роль в решении поставленной проблемы может выполнить фитнес и его технологии, внедрение которых в учебно-образовательный процесс по физической культуре студентов является сегодня востребованным и актуальным. В частности речь идет о современных направлений фитнеса - пилатесе и степ-аэробике. Данные виды физкультурно-оздоровительной деятельности пользуются наибольшей популярностью среди молодежи, доступностью и эмоциональностью в проведении, большим многообразием средств и методов, а также отличаются от других направлений возможностью разнообразного эффективного воздействия на организм занимающихся, что позволит разработать фитнес-технологии для повышения умственной и физической работоспособности студентов.
Рукавишникова С.К., (2011) исследуя воздействие занятий пилатесом на организм занимающихся указывает, что они влияют не только на улучшение психических процессов занимающихся, но и на снижение психоэмоционального напряжения, повышение умственной и физической работоспособности.
Анализ литературы и научные исследования Жерносек, А.М. (2007), О.Г. Румбы (2011) и др. позволили констатировать, что занятия степ-аэробикой содействуют развитию аэробной выносливости, повышают физическую работоспособность, интерес к учебным занятиям, улучшают деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма и способствуют развитию всех физических качеств.
На наш взгляд, разработка фитнес-технологий, на основании средств пилатеса и степ-аэробики, с учетом их целенаправленного подбора и грамотного распределения в учебных занятиях, могут дать широкие возможности для обеспечения умственной и физической работоспособности студентов во время обучения в вузе.
Фитнес-технологии – можно определить как совокупность научных способов, шагов, приёмов, сформированных в определённый алгоритм действий, реализуемый определённым образом в интересах повышения эффективности оздоровительного процесса, обеспечивающий гарантированное достижение результата, на основе свободного мотивированного выбора занятий физическими упражнениями с использованием инновационных средств, методов, организационных форм занятий фитнеса, современного инвентаря и оборудования [5].
Условием для разработки фитнес-технологий, направленных на достижения эффективности и комплексности оздоровительной направленности являются единые требования, определенный алгоритм действий, который создает возможности для успешного проектирования технологий, и, в частности технологий, для повышения умственной и физической работоспособности студентов инновационными средствами и методами. Процесс проектирования фитнес-технологий должен осуществляться с опорой на принципы фитнеса, отражать его специфические особенности, обеспечивать достижение его цели и задач; учитывать контингент занимающихся (их возрастные особенности, физическое развитие, физическую подготовленность и состояние здоровья), изменяющиеся требования и условия реализации, материально-техническую базу; осуществляться в соответствии с четко поставленной целью, частными задачами, раскрывающими её конечный результат [5].
Для проектирования фитнес-технологий были определены 5 этапов:
1. Поисково-диагностический этап, на котором осуществлялся сбор информации, проводилась разносторонняя диагностика (уровня психофизических кондиций, особенностей мотивационно-потребностной сферы учащихся и др.), прогнозирование, формировалась идея и обосновывалась ее актуальность.
2. Концептуальный этап, который включал: проблематизацию – определение проблемного поля; концептуализацию – разработку стратегии проектирования; выделение объекта; определение его характеристик; уточнение целей и формулировку задач; выбор критериев оценки успешности проектной деятельности.
3. Проектировочный (технологический) этап – составление программы действий по осуществлению проектной деятельности – научно-обоснованный подбор средств и методов фитнеса, методических приёмов; реализация технологий, методов и средств обучения, возможность получать максимально полезный результат при достижении поставленной цели при помощи реально имеющихся ресурсов;
4. Контрольный (рефлексивный) этап – коррекция хода внедрения технологий; определение промежуточных целей, то есть реальных способов проверки получаемых результатов и возможность оперативного обнаружения отклонений и коррекции действий.
5. Преобразующий этап, на котором происходит экспертиза результатов реализации фитнес-технологий; разрабатывается стратегия дальнейшего их использования.
На основании алгоритма были разработаны две фитнес-технологии: одна - для повышения умственной работоспособности на основе средств пилатеса и другая - для повышения физической работоспособности студентов на основе средств степ-аэробики.
Фитнес-технологии включали целенаправленно отобранные средства этих видов и дополнительные упражнения (на расслабление, психорегуляцию, подвижные игры, прыжки на скакалке) для повышения эффективности поставленных задач. Так подвижные игры и эстафеты способствовали активизации внимания, улучшению психоэмоционального состояния занимающихся, снижали психоэмоциональное напряжение. Прыжки на скакалке как эффективный вид упражнений для развития общей выносливости,был включен в содействовал «сжиганию» лишних калорий и укреплению сердечно-сосудистой, дыхательной системы организма студенток. Упражнения психорегуляции оказывали воздействие на: мышцы, сердце, легкие, органы пищеварения, голову. По мнению Горелова А.А., А.А., Третьякова (2012), аутогенная тренировка является эффективным приемом коррекции психоэмоционального напряжения занимающихся. Упражнения на растягивание (стретчинг) и расслабление были направлены на все работающие мышцы и связки.
Все средства чередовались в определенном порядке, дополняя занятия с применением фитнес-технологий. Это было связано с тем, что объединение пилатеса и степ-аэробики в одном занятии нерационально, так как у них разный темп выполнения упражнений, ритм и техника дыхания, эмоциональный настрой и музыкальное сопровождение и др. В связи с этим, занятия чередовались в рамках недельного цикла, для того чтобы обеспечить более комплексное воздействие на организм занимающихся.
Для определения эффективности комплексного применения фитнес-технологий в течение года был проведен педагогический эксперимент на базе Белгородского государственного университета. Студенты были разделены на две группы – экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ) − по 20 человек в каждой. Контрольная группа занималась по программе физического воспитания, а экспериментальная группа - по экспериментальной программе с применением фитнес-технологий.
В результате проведения педагогического эксперимента был получен положительный прирост по всем исследуемым показателям, как в КГ, так и в ЭГ.
Умственная работоспособность оценивалась аппаратурным тестом «КПФК-99 – Психомат», в который входило 5 тестов. В результате исследования на основе настольного компьютерного комплекса психофизических исследований «КПФК-99–Психомат» определены достоверные различия между группами в следующих тестах: «Простая сенсомоторная реакция» в показателе «среднее латентное время», который оценивает быстроту нервно-психических процессов и является косвенным показателем лабильности нервной системы; «Корректурная проба», определяющая внимание в показателях «количество правильных ответов» и «количество ошибок»; «Память на числа» в показателях «количество правильных ответов» и «количество ошибок»; «Арифметический тест», где достоверные различия выявлены в показателе «правильные ответы».
В результате прироста всех исследуемых показателей были зафиксированы достоверные различия между контрольной и экспериментальной группами (Таблица 1).
Таблица 1
Результаты показателей умственной работоспособности студентов с помощью «КПФК-99 – Психомат» до и после педагогического эксперимента
Показатели |
ЭГ (n=20) |
КГ (n=20) |
Р между группами |
||||
М + m |
Р |
М + m |
Р |
||||
Простая сенсомотор-ная реакция (ПСР) |
ср. латентное время (мс) |
до |
257,06 ± 12,44 |
|
267,50 ± 23,2 |
|
|
ср. латентное время (мс) |
после |
226,00 ± 5,72 |
* |
226,10 ± 12,4 |
|
* |
|
ср. моторное время (мс) |
до |
132,86 ± 5,45 |
|
127,67 ± 5,70 |
|
|
|
ср. моторное время (мс) |
после |
127,71 ± 4,18 |
|
130,00 ±13,00 |
|
|
|
Реакция на движущийся объект (РДО) |
опереж. реакций (%) |
до |
1,67 ± 0,00 |
|
0,00 ± 0,00 |
|
|
опереж. реакций (%) |
после |
0,00 ± 0,00 |
|
0,00 ± 0,00 |
|
|
|
отстающих реакций (%) |
до |
0,56 ± 0,56 |
|
0,00 ± 0,00 |
|
|
|
отстающих реакций (%) |
после |
0,00 ± 0,00 |
|
0,00 ± 0,00 |
|
|
|
точных реакций (%) |
до |
31,11 ± 7,54 |
|
66,67 ± 33,33 |
|
|
|
точных реакций (%) |
после |
100,00 ± 0,00 |
* |
80,00 ± 9,20 |
|
|
|
ошибочных реакций (шт.) |
до |
0,08 ± 0,06 |
|
0,00 ± 0,00 |
|
|
|
ошибочных реакций (шт.) |
после |
0,00 ± 0,00 |
|
0,00 ± 0,00 |
|
|
|
Корректурная проба |
успешность ответов (%) |
до |
94,11 ± 1,35 |
|
92,00 ±4,00 |
|
|
успешность ответов (%) |
после |
100,00 ± 0,00 |
* |
96,18 ± 1,17 |
|
* |
|
количество ошибок (шт.) |
до |
0,50 ± 0,12 |
|
0,67 ± 0,33 |
|
|
|
количество ошибок (шт.) |
после |
0,00 ± 0,00 |
* |
0,32 ± 0,10 |
|
* |
|
ср. темп ответов (мс) |
до |
3203,53±183,5 |
|
3359,67±270,2 |
|
|
|
ср. темп ответов (мс) |
после |
3096,68±77,8 |
|
3276,00±31,0 |
|
|
|
Память на числа |
кол-во правил. ответ.(шт.) |
до |
6,22 ± 0,56 |
|
6,22 ± 0,56 |
|
|
кол-во правил. ответ.(шт.) |
после |
11,00 ± 1,47 |
* |
4,00 ± 0,63 |
* |
* |
|
количество ошибок (шт.) |
до |
2,22 ± 0,56 |
|
7,00 ± 3,61 |
|
|
|
количество ошибок (шт.) |
после |
0,00 ± 0,00 |
* |
1,35 ± 0,56 |
|
* |
|
Арифметический тест |
правильные ответы (%) |
до |
54,71 ± 3,51 |
|
60,00 ± 1,15 |
|
|
правильные ответы (%) |
после |
66,67 ± 3,43 |
* |
35,00 ± 1,50 |
* |
* |
* - Р ≤ 0,05 по t – критерию Стьюдента
Оценка результатов исследования физической работоспособности до и после эксперимента проводилась с помощью тестов: «пробы Руффье», «Степ-теста» и «Времени восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 с» (Рис.1).
Рис. 1. Динамика показателей тестов «пробы Руффье» и «Степ-теста» у студентов экспериментальной и контрольной групп
После эксперимента в ЭГ показатель «пробы Руффье» улучшился до оценки «хорошо», а в КГ он остался соответствовать оценке «удовлетворительно».
Результаты показателя «Степ-теста» после педагогического эксперимента в экспериментальной группе соответствовали «хорошей» оценки, тогда как в контрольной группе показатель соответствовал «средней» оценки.
Показатель «Время восстановления ЧСС после 20 приседаний за 30 с», после педагогического эксперимента как в КГ, так и в ЭГ определялся на «хорошую» оценку, но надо отметить, что исследуемый показатель в ЭГ имел более положительную динамику нежели в КГ.
При изучении уровня успеваемости обучения студентов, который определялся на основе анализа экзаменационных и зачетных ведомостей экспериментальной и контрольной групп как до, так и после педагогического эксперимента, были изучены такие показатели, как «общие отметки», «успеваемость», «сроки сдачи зачетов» и «наличие задолженностей». В результате выявлено, что в ЭГ уровень успеваемости оказался выше, чем в КГ, определено, что с улучшением показателей физической работоспособности (он лучше в ЭГ) повышается и успеваемость студентов (Рис.2).
Рис.2. Динамика успеваемости студентов экспериментальной и контрольной групп после педагогического эксперимента
Заключение. Проведенный эксперимент показал эффективность применения разработанных фитнес-технологий для повышения умственной и физической работоспособности студентов на основе средств пилатеса и степ-аэробики и подтвердил выдвинутую гипотезу.
Рецензенты:
Солодянников В.А., д.п.н., профессор, и.о. заведующего кафедрой физической культурой и спорта факультета физической культуры и спорта АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина», г. Санкт-Петербург;
Смирнов В.Е., д.п.н., профессор, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Северо-Западного Филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет правосудия», г. Санкт-Петербург.
Библиографическая ссылка
Бочарова В.И., Сайкина Е.Г. КОМПЛЕКСНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23827 (дата обращения: 14.02.2025).