Методика развития готовности будущего учителя к осуществлению педагогической поддержки интеллектуально одаренных старшеклассников рассматривается нами как алгоритм, определяющие характер развития предпринимаемых действий, которые могут быть оформлены в виде конкретных приемов и способов деятельности. Ее конструирование осуществлялось в соответствии с классическими представлениями о проектировании педагогических систем [1; 2; 3].
Готовность будущего учителя к осуществлению педагогической поддержки интеллектуально одаренных старшеклассников, компонентами которой являются мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, когнитивный и деятельностный развивалась поэтапно в методике. Благоприятную среду для развития готовности будущего учителя к осуществлению педагогической поддержки интеллектуально одаренных старшеклассников составляют педагогические условия, адресно направленные на развитие каждого компонента такой готовности. Рассмотрим этапы реализации методики, обозначенные в таблице.
Таблица 1. - Этапы развития готовности будущего учителя к осуществлению педагогической поддержки интеллектуально одаренных старшеклассников
Этапы и цели |
Задачи |
Мотивационно-целевой Цель: формирование ориентиров профессионального развития будущего педагога в аспекте оказания педагогической поддержки старшеклассникам с интеллектуально одаренностью, повышение мотивации в профессиональном развитии. |
|
Гностически-деятельностный Цель: развитие когнитивных психических процессов, общих представлений о педагогической поддержке и психологии интеллектуально одаренного старшеклассника, реализация знаний в процессе прохождения учебной практики. |
|
Рефлексивно-оценивающий Цель: оценка собственных компетенций, сформированных в результате факультативных занятий путем их отработки в результате защиты проектов и на производственной педагогической практике. |
|
Методика рассчитана на 2 года и осуществлялась в обозначенные выше 3 этапа. Независимо от этапа реализации методики на каждом происходило качественное преобразование мотивационно-ценностного, эмоционально-волевого, когнитивного и деятельностного компонентов готовности будущего учителя к осуществлению педагогической поддержки интеллектуально одаренных старшеклассников на основе системно-деятельностного, аксиологического, эко-психотерапевтического и акмеологического подходов.
Каждое педагогическое условие направлено на развитие определенных структурных компонентов готовности будущего педагога к педагогической поддержке интеллектуально одаренных старшеклассников. В таблице 2 отражена взаимосвязь выделенных педагогических условий и структурных компонентов готовности.
Таблица 2. - Направленность влияния педагогических условий на компонентыготовности будущих педагогов к осуществлению педагогической поддержки интеллектуально одаренных старшеклассников с учетом этапов их реализации
Компоненты Условия |
Мотивационно-ценностный |
Эмоцио-нально-волевой |
Когнитивный |
Деятельнос-тный
|
1. Применение преподавателем на занятиях метода «Развивающий дискомфорт» |
+ |
+
|
|
|
Мотивационно-целевой и гностически-деятельностный этап |
|
|
||
2. Включение в ОП факультатива «Интеллектуальнаяодаренность старшеклассника: технология педагогической поддержки» |
|
+ |
+
|
|
|
Гностически-деятельностный этап
|
|
||
3. Учебная и производственнаяпедагогическая практика в 9-11 классах с выявлением и поддержкой интеллектуальной одаренности |
|
|
+ |
+ |
|
|
Гностически-деятельностный и рефлексивно-оценивающий этап |
Итак, на мотивационно-целевом этапе методики основные усилия были сосредоточены на освоении понятийного аппарата исследуемой проблемы, но в первую очередь задачей было сформировать внутренние смыслы развития готовности будущего учителя к осуществлению педагогической поддержки интеллектуально одаренных старшеклассников. Для этого использовались разнообразные формы проведения учебных занятий: обзорные лекции, лекции-визуализации, семинарские занятия и практикумы. Причем наличие таких форм предполагает филигранное включение в них многообразных методов, которые предпочтительны в плане развития готовности будущего учителя к работе с интеллектуально одаренными старшеклассниками и в частности оказания им педагогической поддержки. Укажем эти методы: проблемная лекция, дискуссия, кейс-методы, создание проблемных ситуаций и ситуации успеха. Для каждого из этапов предусматривается осуществление выделенных педагогических условий, напомним их: применение преподавателем на занятиях метода «Развивающий дискомфорт»; включение в образовательную программу факультатива «Интеллектуальная одаренность старшеклассника: технология педагогической поддержки» и учебная и производственная педагогическая практика в 9-11 классах с выявлением и поддержкой интеллектуальной одаренности.
Первое педагогическое условие реализовывалось на первом (мотивационно-целевом) и втором (гностически-деятельностном) этапе. Рассмотрим специфику применения преподавателем на занятиях метода «Развивающий дискомфорт».Этот метод подразумевает осуществление нескольких эффектов: с одной стороны его использование позволяет ориентироваться на активизацию внутренних личностных ресурсов, важных для разрешения различных проблемных ситуаций, с другой - его освоение позволяет в дальнейшем применять в практике работы с одаренными детьми. Он положительно коррелирует с методом кейс-технологий и технологией педагогической поддержки, однако его специфика заключается в том, что он был разработан московскими психологами-практиками для работы с интеллектуально одаренными детьми [6]. Нам импонирует направленность данного метода на создание сложных ситуаций, которые преодолевает ребенок с интеллектуальной одаренностью, психологические особенности которого отличаются дисгармонией. Педагогическая поддержка подразумевает не только создание максимум благоприятных условий для развития личности, но и формирование определенных условий, стимулирующих развитие социальных навыков, волевых процессов и прочее [4]. В таком обучении студент погружается в некую проблему, даже провокацию, которая не просто может дезориентировать, но даже выбить из колеи. Задача будущего педагога - достойно выйти из смоделированных искусственно или реально возникших затруднений. Причем ситуации должны быть адресованы как педагогическим затруднениям, которые могут возникнуть при работе с интеллектуально одаренными старшеклассниками, так и собственным возможным жизненным трудностям. Представим примерный основной список возможных подобных затруднений (Таблица 3).
Таблица 3. - Ситуации, которые можно смоделировать на занятиях, используя метод развивающего дискомфорта
Педагогические затруднения при работе с интеллектуально одаренными старшеклассниками |
Трудности, которые могут возникнуть в учебно-профессиональной деятельности и в других жизненных сферах |
- отказ старшеклассника с интеллектуальной одаренностью, который показывает высокие результаты по предмету, участвовать в олимпиаде; - ярко выраженный страх публичного выступления школьника, который подготовил блестящий доклад для научной конференции; - угрозы суицидального характера со стороны школьника; - напряженные отношения старшеклассника с родителями, который обращается за помощью к педагогу в разрешении затянувшегося конфликта; - отказ старшеклассника ходить на урок к одному из учителей и пр. |
- конфликты с преподавателем вуза по поводу задолженности по зачету; - отказ родителей давать деньги на обучение; - просьба коменданта общежития съехать с комнаты; - ваш парень(девушка) три дня не отвечает на звонки, при этом общается с вашими знакомыми; - пропал интерес к учебе, возникло желание перевестись на другой факультет; - твои родители против твоей девушки (парня); - ты явился свидетелем вымогательства денег у соседа по общежитию его одногруппниками; - страх выступать перед однокурсниками с докладом и пр. |
Вместе с тем метод «Развивающий дискомфорт» имеет и определенный побочный эффект - возникающие страх, тревога по поводу появившихся трудностей, порой отчаяние, фрустрация, связанные с неумением решить такую ситуацию. Это может некоторых студентов не только мотивировать, но и демотивировать. Такой момент обязательно принимался во внимание преподавателем на занятиях.
Гностически-деятельностный этап реализации методики развития готовности будущего педагога к осуществлению педагогической поддержки интеллектуально одаренных старшеклассников включал в себя, как и на предыдущем этапе, проблемные лекции, лекции-конференции, семинары с элементами тренинга. Здесь также использовались обозначенный метод развивающего дискомфорта, тренинговые упражнения, различные презентации, дискуссии, кейс-метод и практические упражнения. Так как на данном этапе подразумевается включение учебной практики студентов, то здесь студенты использовали метод ведения дневника учебной практики и составление отчета.
Помимо первого педагогического условия, на данном этапе начинают свою реализацию еще два: включение в образовательную программу факультатива «Интеллектуальная одаренность старшеклассника: технология педагогической поддержки» и учебная и производственная педагогическая практика в 9-11 классах с выявлением и поддержкой интеллектуальной одаренности. На данном этапе акцент делается на учебной практике, которая проходит на первом и втором курсе.
Программа факультативного курса состояла из нескольких тем: Феномен детской одаренности. Личность одаренного ребенка: возрастные проявления одаренности. Интеллектуальная одаренность: дефиниция понятия, критерии выявления, признаки, особенности личности интеллектуально одаренного ребенка. Основные методы психолого-педагогического обследования личности [5]. Психологические особенности старшеклассников. Технология педагогической поддержки. Специфика педагогической поддержки старшеклассника с интеллектуальной одаренности. Тренинговые процедуры.
Реализация учебной педагогической практики осуществлялась на базе средних общеобразовательных школ (в данном исследовании участвовали школы г. Грозного, включая лицей и гимназию). Учебная практика осуществлялась на втором курсе обучения. Студенты знакомились с формами работы с одаренными детьми, среди которых: классные часы (посвященные актуальным проблемам ранней юности), портфолио учащихся, различные карты личностного роста или индивидуальные образовательные маршруты одаренных школьников, участие обучающихся с интеллектуальной одаренностью в различных конкурсах как интеллектуальной, так и творческой направленности. Студентами оценивалось осуществляется ли и каким образом консультирование родителей интеллектуально одаренных обучающихся, по каким темам и чьему запросу, включается ли ребенок с интеллектуальной одаренностью в дополнительное образование.
На рефлексивно-оценивающем этапе продолжалась реализация информированности студентов в различных формах проведения занятий, а именно проблемные лекции (лекции с заранее запланированными ошибками), самостоятельные работы студентов и производственная практика. Среди основных методов, реализуемых в данных формах работы, отметим следующие: круглый стол, мозговой штурм, ведение дневника производственной практики и составление отчета, выполнение проекта. На лекциях по психологии внимание акцентировалось на изучениивысших психических функций, рассматривались возрастные особенности обучающихся, в частности психологическое особенности старшеклассников; поднимались темы психологии общения в процессе учебной деятельности, вопросы мотивации учебной деятельности и пр. Отдельное внимание уделялось выполнению проектов, связанных с тематикой педагогической поддержки интеллектуально одаренных старшеклассников («Роль классного руководителя в осуществлении педагогической поддержки интеллектуального одаренных старшеклассников», «Основные проблемные зоны в психологи старшеклассника с интеллектуальной одаренностью: пути их выделения и поддержки», «Особенности коммуникации учеников с интеллектуальной одаренностью», «Тактики педагогической поддержки с учетом актуальной проблемы для интеллектуально одаренного старшеклассника», «Методы выявления старшеклассников с интеллектуальной одаренностью» и др.).
Стоит отметить, что третье педагогическое условие (практика студентов) реализовалось и на третьем этапе развития готовности будущего учителя к осуществлению педагогической поддержки интеллектуально одаренных старшеклассников. Если на втором этапе практика носила больше пассивный ознакомительный характер с деятельностью учителя, то на третьем этапе студенты осуществляли непосредственное взаимодействие со школьниками старших классов (классное руководство, проведение уроков, классных, школьных мероприятий).
В процессе производственной педагогической практики студенты, используя комплекс методов диагностики, выявляли старшеклассников с интеллектуальной одаренностью в потенциальной форме, учились оказывать непосредственно педагогическую поддержку тем обучающимся, которые в ней нуждаются. Так если старшеклассник явился жертвой определенных обстоятельств (воспринимался как «белая ворона», ему приклеивались различные ярлыки), выбиралась тактика защиты. Здесь деятельность студента была ориентирована на помощь ребенку в формировании адекватной самооценки, поддержки его в ситуации «один против всех», грамотном выведении из конфликта, снабдив старшеклассника определенными умениями и выводами.
Тактика помощи оказывалась в ситуациях, когда в силу неуверенности и тревожности блокируется активность старшеклассника. Оказывая помощь, студенты показывали старшекласснику, что важно сделать первый шаг в пугающей ситуации, посмотреть на нее более позитивно. Тактика содействия оказывалась более стабильным старшеклассникам, которые имели адекватную самооценку, уровень тревожности у которых соответствовал норме и они не находились в трудной жизненной ситуации. Вместе с тем наблюдались пассивность или негативность к преодолению некоторых затруднений. Тактика взаимодействия представляла сопровождение старшеклассников, которые отличались высоким уровнем достижения успехов в различных видах деятельности, активность которых необходимо было сохранять и поддерживать со стороны педагога. В данном исследовании студенты разрабатывали индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ), где отражалось участие старшеклассника в различных конференциях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах различного уровня.
Таким образом, освоение описанной методики на мотивационно-целевом, гностически-деятельностном и рефлексивно-оценивающим этапах с применением педагогических условий (включение в занятия метода «Развивающий дискомфорт», реализация факультатива «Интеллектуальная одаренность старшеклассника: технология педагогической поддержки» и прохождение учебной и производственной педагогической практики в 9-11 классах с выявлением и поддержкой интеллектуальной одаренности) позволило повлиять на развитие готовности будущего учителя к осуществлению педагогической поддержки интеллектуально одаренных старшеклассников.
Библиографическая ссылка
Гумашвили И.Р. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23809 (дата обращения: 16.02.2025).