Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Гумашвили И.Р. 1
1 Чеченский государственный университет
В статье представлена методика развития готовности будущего учителя к осуществлению педагогической под-держки интеллектуально одаренных старшеклассников: описаны этапы ее реализации, цели и задачи каждого этапа. Уделяется внимание методу «Развивающий дискомфорт», который выступает в качестве первого педаго-гического условия, отмечается необходимость развития стрессоустойчивости будущих педагогов. Представлена программа факультатива «Интеллектуальная одаренность старшеклассника: технология педагогической под-держки», направленная на ознакомление студентов не только с особенностями одаренных детей, но и тактика-ми педагогической поддержки. Обозначена необходимость прохождения будущими педагогами учебной и про-изводственной педагогической практики для усвоения прикладных аспектов работы с одарёнными старше-классниками с целью оказания адресной помощи старшекласснику и нахождением соответствующей тактики педагогической поддержки: тактики защиты, тактики помощи, тактики содействия или тактики взаимодейст-вия
профессиональная подготовка
будущий учитель
педагог
педагогическая поддержка
интеллектуальная одаренность
старшеклассник
1. Ильясов, Д. Ф. Принцип регулируемого эволюционирования в педагогике / Д. Ф. Ильясов, Г. Н. Сериков. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 336 с.
2. Ильясов, Д. Ф. Проектирование педагогических теорий / Д. Ф. Ильясов // Педагогика. – 2004. – № 9. – С. 13-21.
3. Ильясов, Д. Ф. Развитие представлений о педагогических теориях и подходах к их проектированию / Д. Ф. Ильясов, О. А. Ильясова // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 1. – С. 39–50.
4. Михайлова, Н. Н. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие / Н. Н. Михайлова, С.М. Юсфин. – М.: МИРОС, 2001.– 208 с.
5. Рабочая концепция одаренности / Д. Б. Богоявленская [и др.] – 2-е изд., расш. и перераб. – М., 2003. – 34 с.
6. Юркевич, В. С. Развивающий дискомфорт как принцип и метод в работе с одаренными детьми [электронный ресурс] // Сайт RusAdvice.OrgURL :http://art.thelib.ru/children/school2/razvivayuschiy_diskomfort_kak_princip_i_metod_v_rabote_s_odarennimi_detmi.html[дата обращения 20.10.2015].

Методика развития готовности будущего учителя к осуществлению педагогической поддержки интеллектуально одаренных старшеклассников рассматривается нами как алгоритм, определяющие характер развития предпринимаемых действий, которые могут быть оформлены в виде конкретных приемов и способов деятельности. Ее конструирование осуществлялось в соответствии с классическими представлениями о проектировании педагогических систем [1; 2; 3].

Готовность будущего учителя к осуществлению педагогической поддержки интеллектуально одаренных старшеклассников, компонентами которой являются мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой, когнитивный и деятельностный развивалась поэтапно в методике. Благоприятную среду для развития готовности будущего учителя к осуществлению педагогической поддержки интеллектуально одаренных старшеклассников составляют педагогические условия, адресно направленные на развитие каждого компонента такой готовности. Рассмотрим этапы реализации методики, обозначенные в таблице.

Таблица 1. - Этапы развития готовности будущего учителя к осуществлению педагогической поддержки интеллектуально одаренных старшеклассников

Этапы и цели

Задачи

Мотивационно-целевой

Цель: формирование ориентиров профессионального развития будущего педагога в аспекте оказания педагогической поддержки старшеклассникам с интеллектуально одаренностью, повышение мотивации в профессиональном развитии.

  • - Просвещение студентов относительно сущности педагогической поддержки и основах работы с интеллектуально одаренными старшеклассниками;
  • - Осознание и усвоение студентами ценности педагогической поддержки обучающихся;
  • - Стимулирование студентов к личностному развитию путем анализа различных жизненных и педагогических актуальных ситуаций.

Гностически-деятельностный

Цель: развитие когнитивных психических процессов, общих представлений о педагогической поддержке и психологии интеллектуально одаренного старшеклассника, реализация знаний в процессе прохождения учебной практики.

  • - Трансляция системных знаний о возрастных психологических особенностях обучающихся старшего школьного возраста;
  • - Передача информации, касающейся психолого-педагогической диагностики интеллектуальной одаренности в старшем школьном возрасте;
  • - Обучение технологии педагогической поддержки старшеклассников с интеллектуальной одаренностью.

Рефлексивно-оценивающий

Цель: оценка собственных компетенций, сформированных в результате факультативных занятий путем их отработки в результате защиты проектов и на производственной педагогической практике.

  • - Совершенствование умений выявления категории обучающихся старшеклассников с актуальной и потенциальной интеллектуальной одаренностью;
  • - Стимулирование к оказанию педагогической поддержки старшеклассников с интеллектуальной одаренностью;
  • - Развитие рефлексивных способностей студентов.

Методика рассчитана на 2 года и осуществлялась в обозначенные выше 3 этапа. Независимо от этапа реализации методики на каждом происходило качественное преобразование мотивационно-ценностного, эмоционально-волевого, когнитивного и деятельностного компонентов готовности будущего учителя к осуществлению педагогической поддержки интеллектуально одаренных старшеклассников на основе системно-деятельностного, аксиологического, эко-психотерапевтического и акмеологического подходов.

Каждое педагогическое условие направлено на развитие определенных структурных компонентов готовности будущего педагога к педагогической поддержке интеллектуально одаренных старшеклассников. В таблице 2 отражена взаимосвязь выделенных педагогических условий и структурных компонентов готовности.

Таблица 2. - Направленность влияния педагогических условий на компонентыготовности будущих педагогов к осуществлению педагогической поддержки интеллектуально одаренных старшеклассников с учетом этапов их реализации

Компоненты

Условия

Мотивационно-ценностный

Эмоцио-нально-волевой

Когнитивный

Деятельнос-тный

 

1. Применение преподавателем на занятиях метода «Развивающий дискомфорт»

+

+

 

 

 

Мотивационно-целевой  и гностически-деятельностный этап

 

 

2. Включение в ОП факультатива «Интеллектуальнаяодаренность старшеклассника: технология педагогической поддержки»

 

+

+

 

 

 

 

Гностически-деятельностный этап

 

 

3. Учебная и производственнаяпедагогическая практика в 9-11 классах с выявлением и поддержкой интеллектуальной одаренности

 

 

 

+

+

 

 

Гностически-деятельностный и

рефлексивно-оценивающий этап

 

Итак, на мотивационно-целевом этапе методики основные усилия были сосредоточены на освоении понятийного аппарата исследуемой проблемы, но в первую очередь задачей было сформировать внутренние смыслы развития готовности будущего учителя к осуществлению педагогической поддержки интеллектуально одаренных старшеклассников. Для этого использовались разнообразные формы проведения учебных занятий: обзорные лекции, лекции-визуализации, семинарские занятия и практикумы. Причем наличие таких форм предполагает филигранное включение в них многообразных методов, которые предпочтительны в плане развития готовности будущего учителя к работе с интеллектуально одаренными старшеклассниками и в частности оказания им педагогической поддержки. Укажем эти методы: проблемная лекция, дискуссия, кейс-методы, создание проблемных ситуаций и ситуации успеха. Для каждого из этапов предусматривается осуществление выделенных педагогических условий, напомним их: применение преподавателем на занятиях метода «Развивающий дискомфорт»; включение в образовательную программу факультатива «Интеллектуальная одаренность старшеклассника: технология педагогической поддержки» и учебная и производственная педагогическая практика в 9-11 классах с выявлением и поддержкой интеллектуальной одаренности.

Первое педагогическое условие реализовывалось на первом (мотивационно-целевом) и втором (гностически-деятельностном) этапе. Рассмотрим специфику применения преподавателем на занятиях метода «Развивающий дискомфорт».Этот метод подразумевает осуществление нескольких эффектов: с одной стороны его использование позволяет ориентироваться на активизацию внутренних личностных ресурсов, важных для разрешения различных проблемных ситуаций, с другой - его освоение позволяет в дальнейшем применять в практике работы с одаренными детьми. Он положительно коррелирует с методом кейс-технологий и технологией педагогической поддержки, однако его специфика заключается в том, что он был разработан московскими психологами-практиками для работы с интеллектуально одаренными детьми [6]. Нам импонирует направленность данного метода на создание сложных ситуаций, которые преодолевает ребенок с интеллектуальной одаренностью, психологические особенности которого отличаются дисгармонией. Педагогическая поддержка подразумевает не только создание максимум благоприятных условий для развития личности, но и формирование определенных условий, стимулирующих развитие социальных навыков, волевых процессов и прочее [4]. В таком обучении студент погружается в некую проблему, даже провокацию, которая не просто может дезориентировать, но даже выбить из колеи. Задача будущего педагога - достойно выйти из смоделированных искусственно или реально возникших затруднений. Причем ситуации должны быть адресованы как педагогическим затруднениям, которые могут возникнуть при работе с интеллектуально одаренными старшеклассниками, так и собственным возможным жизненным трудностям. Представим примерный основной список возможных подобных затруднений (Таблица 3).

Таблица 3. - Ситуации, которые можно смоделировать на занятиях, используя метод развивающего дискомфорта

Педагогические затруднения при работе с интеллектуально одаренными старшеклассниками

Трудности, которые могут возникнуть в учебно-профессиональной деятельности и в других жизненных сферах

- отказ старшеклассника с интеллектуальной одаренностью, который показывает высокие результаты по предмету, участвовать в олимпиаде;

- ярко выраженный страх публичного выступления школьника, который подготовил блестящий доклад для научной конференции;

- угрозы суицидального характера со стороны школьника;

- напряженные отношения старшеклассника с родителями, который обращается за помощью к педагогу в разрешении затянувшегося конфликта;

- отказ старшеклассника ходить на урок к одному из учителей и пр.

- конфликты с преподавателем вуза по поводу задолженности по зачету;

- отказ родителей давать деньги на обучение;

- просьба коменданта общежития съехать с комнаты;

- ваш парень(девушка) три дня не отвечает на звонки, при этом общается с вашими знакомыми;

- пропал интерес к учебе, возникло желание перевестись на другой факультет;

- твои родители против твоей девушки (парня);

- ты явился свидетелем вымогательства денег у соседа по общежитию его одногруппниками;

- страх выступать перед однокурсниками с докладом и пр.

Вместе с тем метод «Развивающий дискомфорт» имеет и определенный побочный эффект - возникающие страх, тревога по поводу появившихся трудностей, порой отчаяние, фрустрация, связанные с неумением решить такую ситуацию. Это может некоторых студентов не только мотивировать, но и демотивировать. Такой момент обязательно принимался во внимание преподавателем на занятиях.

Гностически-деятельностный этап реализации методики развития готовности будущего педагога к осуществлению педагогической поддержки интеллектуально одаренных старшеклассников включал в себя, как и на предыдущем этапе, проблемные лекции, лекции-конференции, семинары с элементами тренинга. Здесь также использовались обозначенный метод развивающего дискомфорта, тренинговые упражнения, различные презентации, дискуссии, кейс-метод и практические упражнения. Так как на данном этапе подразумевается включение учебной практики студентов, то здесь студенты использовали метод ведения дневника учебной практики и составление отчета.

Помимо первого педагогического условия, на данном этапе начинают свою реализацию еще два: включение в образовательную программу факультатива «Интеллектуальная одаренность старшеклассника: технология педагогической поддержки» и учебная и производственная педагогическая практика в 9-11 классах с выявлением и поддержкой интеллектуальной одаренности. На данном этапе акцент делается на учебной практике, которая проходит на первом и втором курсе.

Программа факультативного курса состояла из нескольких тем: Феномен детской одаренности. Личность одаренного ребенка: возрастные проявления одаренности. Интеллектуальная одаренность: дефиниция понятия, критерии выявления, признаки, особенности личности интеллектуально одаренного ребенка. Основные методы психолого-педагогического обследования личности [5]. Психологические особенности старшеклассников. Технология педагогической поддержки. Специфика педагогической поддержки старшеклассника с интеллектуальной одаренности. Тренинговые процедуры.

Реализация учебной педагогической практики осуществлялась на базе средних общеобразовательных школ (в данном исследовании участвовали школы г. Грозного, включая лицей и гимназию). Учебная практика осуществлялась на втором курсе обучения. Студенты знакомились с формами работы с одаренными детьми, среди которых: классные часы (посвященные актуальным проблемам ранней юности), портфолио учащихся, различные карты личностного роста или индивидуальные образовательные маршруты одаренных школьников, участие обучающихся с интеллектуальной одаренностью в различных конкурсах как интеллектуальной, так и творческой направленности. Студентами оценивалось осуществляется ли и каким образом консультирование родителей интеллектуально одаренных обучающихся, по каким темам и чьему запросу, включается ли ребенок с интеллектуальной одаренностью в дополнительное образование.

На рефлексивно-оценивающем этапе продолжалась реализация информированности студентов в различных формах проведения занятий, а именно проблемные лекции (лекции с заранее запланированными ошибками), самостоятельные работы студентов и производственная практика. Среди основных методов, реализуемых в данных формах работы, отметим следующие: круглый стол, мозговой штурм, ведение дневника производственной практики и составление отчета, выполнение проекта. На лекциях по психологии внимание акцентировалось на изучениивысших психических функций, рассматривались возрастные особенности обучающихся, в частности психологическое особенности старшеклассников; поднимались темы психологии общения в процессе учебной деятельности, вопросы мотивации учебной деятельности и пр. Отдельное внимание уделялось выполнению проектов, связанных с тематикой педагогической поддержки интеллектуально одаренных старшеклассников («Роль классного руководителя в осуществлении педагогической поддержки интеллектуального одаренных старшеклассников», «Основные проблемные зоны в психологи старшеклассника с интеллектуальной одаренностью: пути их выделения и поддержки», «Особенности коммуникации учеников с интеллектуальной одаренностью», «Тактики педагогической поддержки с учетом актуальной проблемы для интеллектуально одаренного старшеклассника», «Методы выявления старшеклассников с интеллектуальной одаренностью» и др.).

Стоит отметить, что третье педагогическое условие (практика студентов) реализовалось и на третьем этапе развития готовности будущего учителя к осуществлению педагогической поддержки интеллектуально одаренных старшеклассников. Если на втором этапе практика носила больше пассивный ознакомительный характер с деятельностью учителя, то на третьем этапе студенты осуществляли непосредственное взаимодействие со школьниками старших классов (классное руководство, проведение уроков, классных, школьных мероприятий).

В процессе производственной педагогической практики студенты, используя комплекс методов диагностики, выявляли старшеклассников с интеллектуальной одаренностью в потенциальной форме, учились оказывать непосредственно педагогическую поддержку тем обучающимся, которые в ней нуждаются. Так если старшеклассник явился жертвой определенных обстоятельств (воспринимался как «белая ворона», ему приклеивались различные ярлыки), выбиралась тактика защиты. Здесь деятельность студента была ориентирована на помощь ребенку в формировании адекватной самооценки, поддержки его в ситуации «один против всех», грамотном выведении из конфликта, снабдив старшеклассника определенными умениями и выводами.

Тактика помощи оказывалась в ситуациях, когда в силу неуверенности и тревожности блокируется активность старшеклассника. Оказывая помощь, студенты показывали старшекласснику, что важно сделать первый шаг в пугающей ситуации, посмотреть на нее более позитивно. Тактика содействия оказывалась более стабильным старшеклассникам, которые имели адекватную самооценку, уровень тревожности у которых соответствовал норме и они не находились в трудной жизненной ситуации. Вместе с тем наблюдались пассивность или негативность к преодолению некоторых затруднений. Тактика взаимодействия представляла сопровождение старшеклассников, которые отличались высоким уровнем достижения успехов в различных видах деятельности, активность которых необходимо было сохранять и поддерживать со стороны педагога. В данном исследовании студенты разрабатывали индивидуальные образовательные маршруты (ИОМ), где отражалось участие старшеклассника в различных конференциях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах различного уровня.

Таким образом, освоение описанной методики на мотивационно-целевом, гностически-деятельностном и рефлексивно-оценивающим этапах с применением педагогических условий (включение в занятия метода «Развивающий дискомфорт», реализация факультатива «Интеллектуальная одаренность старшеклассника: технология педагогической поддержки» и прохождение учебной и производственной педагогической практики в 9-11 классах с выявлением и поддержкой интеллектуальной одаренности) позволило повлиять на развитие готовности будущего учителя к осуществлению педагогической поддержки интеллектуально одаренных старшеклассников.


Библиографическая ссылка

Гумашвили И.Р. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23809 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674