В современном мире проблема экстремизма является одной из стратегических. Это обуславливается, прежде всего: 1) глобализацией и информатизацией общества. Информация передается на любые расстояния, в любую точку мира, миллионам людей одновременно; 2) геополитической обстановкой в различных регионах мира - крайне нестабильной и являющейся катализатором увеличения числа террористических и экстремистских организаций.
С развитием информационных технологий, развиваются и методы их использования различными экстремистскими организациями. Сегодня доступно большое количество примеров использования сети Интернет радикальными организациями с целью агитации о вступлении в их ряды, призывов к национальной нетерпимости в многоконфессиональных государствах, демонстрации своих преступлений по всему миру и др. [3]. Возникновение такого вида экстремизма в глобальном информационном пространстве требует отдельного его определения. Киберэкстремизм рассматривается нами как вид экстремизма, который связан с приверженностью к крайним взглядам, идеям и мерам, направленным против существующих в обществе норм, правил, принципов, обычаев и традиций с использованием совокупности различных информационных средств и методов сбора, обработки и передачи данных в киберпространстве [1].
Исходя из этого, становится очевидным необходимость активной разработки новых способов профилактики вовлечения в киберэкстремистскую деятельность и противодействия ей со стороны подрастающего поколения, что следует из нормативных федеральных документов .
В 2014 году утвержден Советом Федерации проект «Стратегия противодействию экстремизму в Российской Федерации до 2025 года», в котором сформулированы следующие задачи в сфере образования и государственной молодежной политики [2]:
- 1. Осуществление мер государственной поддержки системы воспитания молодежи на основе традиционных для российской культуры духовных, нравственных и патриотических ценностей.
- 2. Проведение в образовательных организациях занятий по воспитанию патриотизма, культуры мирного поведения, межнациональной и межконфессиональной дружбы, по обучению навыкам бесконфликтного общения, а также умению отстаивать собственное мнение, противодействовать социально опасному поведению, в том числе вовлечению в экстремистскую деятельность, всеми законными средствами.
- 3. Включение в учебные планы, учебники, учебно-методические материалы тем, направленных на воспитание традиционных для российской культуры ценностей.
- 4. Повышение профессионального уровня педагогических работников, разработка и внедрение новых образовательных стандартов и педагогических методик, направленных на противодействие экстремизму.
- 5. Обеспечение активного участия коллегиальных органов управления образовательных организаций в профилактике экстремизма среди учащихся и студентов.
Цель исследования
Однако разрабатывая теоретические основания проблемы подготовки студентов к противодействию киберэкстремистской деятельности, находя перспективы ее дальнейшего развития, необходимо, в первую очередь, рассмотреть историю становления данного вопроса, так как обращение к историографии проблемы позволит не только раскрыть исторические предпосылки, проанализировать эволюцию теоретических основ изучаемого процесса, но и оценить их значение для нашего исследования.
Материал и методы исследования
Е.В. Яковлев и Н.О. Яковлева [4] трактуют историографию научной проблемы как хронологически полную и систематизированную совокупность сведений о её развитии. Данное определение сознательно освобождено от требования абсолютной объективизации фактологического материала, поскольку исторические сведения объективны и независимы от воли исследователя и степени познания явления, а историографическое - субъективно и является результатом творческой интерпретации произошедших событий.
Для достижения поставленных цели при раскрытии историографии проблемы, мы посчитали целесообразным пойти следующим логическим путем: 1) определить историю становления и развитие экстремизма в России; 2) рассмотреть исторические этапы изучения противодействия киберэкстремистской деятельности в России.
Предпосылками обращения к историографии изучаемой нами проблемы послужили следующие факты истории, представленные в табл. 1.
Таблица 1. Исторические сведения и этапы возникновения экстремизма и противодействие киберэкстремизму в России
Временной период |
Событие |
Исторические сведения и этапы возникновения экстремизма в России |
|
1874-75 гг. |
Важнейшей вехой на пути к созданию массовой экстремистской организацией было так называемое «хождение в народ». Надежды молодых социалистов на то, что крестьянская масса, будучи изначально «материалом для социалистического строительства», воспримет их идеи положительно не оправдались, наоборот, крестьяне охотно помогали полиции в деле поимки агитаторов. Были организованы «показательные процессы», в результате тысячи людей получили различные тюремные сроки, многие были отчислены из ВУЗов, подвергнуты административным взысканиям |
1877-78 гг. |
Первая политическая демонстрация и процесс Веры Засулич, когда присяжные оправдали девушку, стрелявшую в петербургского градоначальника |
1987 г. |
Начинает свою историю исключительно мощное формирование террористов, состоящее из молодежи. Рассвет революционной организации «Народная воля». |
1983-94 гг. |
Создание за границей «Общество друзей свободы России». Именно через них «русская революция» стала получать значительные финансовые средства. |
Середина 90-х гг. XIX в. |
Формирование двух главных направлений в революционном движении: социально-революционное и социально-демократическое. Данный период оставил отпечаток на социально-политических процессах в Российской империи, приведших к революционному перевороту. Революционный экстремизм в России сформировался как социальное явление, отразившее социально-политическую структуру, менталитет и исторические традиции |
Начало XX в. |
Массовые волнения в России октября 1905 г., с количеством участников до тысячи человек, гражданские катаклизмы 17-20 гг., где количество участников, осуществляющих экстремистские действия, насчитывало уже несколько миллионов человек. Главной причиной этих волнений, продиктованных экстремистским образом мышления, являлось появление всевозможных теорий «социальной справедливости». |
XX в. |
Экстремизм становится проблемой глобального масштаба, а экстремистские действия осуществляются уже массовыми и представляют значительную угрозу для общества в целом. Возникновение феномена массового общества |
XX в. |
Образование нацизма. Применение Гитлером и Муссолини тотального физического насилия, осуществляемого с помощью детально разработанной теоретической базы |
Конец XX - начала XXI в. |
Развитие политического и национально-религиозного экстремизма. В советское время велась ожесточенная политическая и религиозная борьба, которая сопровождалась массовыми расправами и репрессиями. |
1990-е гг.
|
Оживление экстремизма в России, в связи с усилением кризисных явлений в экономической, социальной и политической сферах |
1998 г. |
На фоне экономического кризиса, серии террористических актов в городах России, «вторая чеченской войны», стремительный и неудержимый рост националистических настроений |
1999 г. |
Переход основной части экстремистской деятельности с сеть Интернет. |
Исторические сведения и этапы противодействия киберэкстремистской деятельности в России |
|
1999 г. |
Возникновение первых интернет-сайтов экстремистской направленности |
2000 г. |
Утверждена «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», представление совокупности официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности РФ |
2002 г. |
Принятие Государственной думой закона «О противодействии экстремистской деятельности». Данный федеральный закон содержит нормы, закрепляющие правовое понятие экстремистской деятельности и организаций экстремистского толка |
2006 г. |
Принятие Государственной думой закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Нормативный документ РФ юридически описывает понятия и их определения в области информационной технологии, принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, а также что? регулирующий отношения при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации при применении информационных технологий |
2012 г. |
Принятие Государственной думой закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Этот закон внес в другие федеральные законы ряд положений, направленных на фильтрацию интернет-сайтов по системе черного списка и блокировку запрещенных интернет-ресурсов |
2013 г. |
Поручение президент РФ В.В. Путина сотрудникам ФСБ активно противодействовать пропаганде экстремизма в сети Интернет |
2013 г. |
Глава ФСБ А.В. Бортников определяет социальные сети и часть интернет-сайтов «своеобразным источником идей экстремизма» |
2013 г. |
Глава МВД В.А. Колокольцев определяет экстремистские проявления как угрозу безопасности, которой последовательно противодействует Россия. Серьезной, вызывающей обоснованное опасение, тенденцией является активные стремления вовлечь в эту сферу нашу молодежь |
2013 г. |
Следственный комитет РФ объявил тендер «на оказание услуг доступа к системе мониторинга и прогнозирования противоправных действий на основе информации из социальных сетей, блогов и СМИ». |
2013 г. |
Принятие Государственной думой закона о блокировке экстремистских сайтов. Федеральный закон РФ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»». Закон позволяет Роскомнадзору по предписанию Генпрокуратуры РФ производить немедленную блокировку без решения суда сайтов, распространяющих призывы к массовым беспорядкам и с другой экстремистской информацией |
2014 г. |
Принятие Государственной думой закона «О блогерах». Российский федеральный закон, обязывающий авторов интернет-ресурсов (сайтов, блогов и пр.) с аудиторией «свыше 3000 пользователей в сутки» регистрироваться в Роскомнадзоре с наложением ряда ограничений на содержимое этих ресурсов. |
2014 г. |
Президентов РФ В.В. Путиным утверждена стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года. |
2015 г. |
Принятие Государственной думой федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 29 и 402 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации». Данные поправки уточняют понятия «поисковая система», «оператор связи» |
Проведя анализ исторических фактов проблемы возникновения экстремизма в России, считаем целесообразным определить отправной точкой в историографии этой проблемы дату, с которой начались «Великие реформы» 60-х годов XIX века. Данные реформы способствовали интеграции выходцев из семей крестьян, мелких торговцев, небогатых помещиков в образованные слои общества, этот слой получил название разночинцев. Заполнившие университетские аудитории, судебные залы, конторы учреждений разночинцы были далеки от прежних нравов образованных слоев, так как, во-первых, они их не знали (узнать их было не откуда, так как была нарушена преемственность); во-вторых, образовавшийся вакуум ценностей был заполнен рационалистическими идеями позитивного толка. Перенесенные на русскую почву данные идей легли в основу так называемого нигилизма.
Отметим, что именно с образованием партии социалистов-революционеров начинается история экстремистских организаций современного типа. Их основными признаками являются: безадресность насилия, масштабность в его применении, молодежный состав организации при руководстве старших, финансирование из-за границы. Данная организация использовала в своей деятельности все виды насилия - физическое, психологическое, экономическое. Это была первая организация экстремистского характера, действовавшая в обществе нового типа, и потому закономерности, прослеживающийся в ее деятельности верны и для современных экстремистов, особенно касательно мотивов, двигающих на путь деструктивности отдельные личности. Также, как и сто лет назад, сегодня остро стоит проблема самореализации перед молодым человеком, точно также сегодня общество и власть не обращают должного внимания на проблемы, связанные с социализацией молодого поколения. Зачастую молодой человек сегодня одинок перед лицом проблем и, следовательно, может быть подвержен влиянию экстремистов. Только сегодня проблема имеет уже иные масштабы, в условиях глобальной информатизации, всеобщей унификации сознания экстремистский образ мышления присущ уже большинству населения нашего государства.
В истории становления экстремизма в России условно выделяется несколько этапов.
Начало дореволюционного этапа связывают либо с 4 апреля 1866 г., когда в Петербурге прозвучал выстрел Каракозова, направленный на императора Александра II, либо с восстанием декабристов как попытки государственного переворота 25 декабря 1825 г.
Выделяя характерные черты указанного периода, авторы отмечают, что экстремизм в это время являлся средством для запугивания и свержения царской власти. Наиболее распространенной формой экстремизма в дореволюционный период был терроризм. Как таковой общей системы противодействия экстремизму как противоправному явлению не было в силу того, что оно было новым для России и не изученным.
Выделяется также советский этап (1917-1991 гг.), основными характерными чертами которого являлись слабая экстремистская активность, и, как следствие, отсутствие в уголовном праве ответственности за экстремистскую деятельность. Субъектами экстремистской деятельности являлась рабоче-крестьянская молодежь; наиболее распространенной формой проявления экстремизма были контрреволюционные преступления в 20-х годах и преступления против порядка управления.
Переходный этап (1991 - 2000 гг.), когда, по мнению исследователей, экстремизм достиг пика своего развития, характеризуется следующими чертами: массовое распространение экстремизма в России; отсутствие в уголовном праве ответственности за экстремистскую деятельность; субъектами экстремистской деятельности являлась незанятая учебой или работой молодежь; разнообразие форм проявления экстремизма (терроризм, сепаратизм, национализм и др.).
В современном этапе развития экстремизма (2000 г. - по настоящее время) выделяются следующие характерные черты: формальное закрепление в праве понятия экстремистской деятельности (экстремизма); законодательное закрепление ответственности за экстремистскую и киберэкстремистскую деятельность; разработанная система противодействия экстремизму как противоправному явлению; многообразие форм проявления экстремизма; появление новых форм проявления экстремизма; глобальность проявления современного экстремизма; многообразие субъектов экстремистской деятельности: отдельных лиц и групп до общественных организаций (религиозные и светские) и даже (на определенных этапах) целые государства и их союзы.
Заключение
Представив историографию по изучаемой проблеме противодействия экстремизму в информационной среде (киберэкстремизму) показал её теоретические предпосылки и научные перспективы.
Итак, можно констатировать, что на сегодняшний день работа по противодействию киберэкстремистской деятельности ведётся только на нормативно-правовом уровне. Существует большая потребность в организации работы с молодежью, в частности, подготовки студентов вуза к противодействию киберэкстремистской деятельности, что отражено в целях стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года. Именно молодое поколение является самым уязвимым для пропаганды различных радикальных идей в сети Интернет, в силу своих возрастных особенностей, а также проблем самореализации, сегодня общество и власть не обращают должного внимания на проблемы, связанные с социализацией молодого поколения. Многие из них сегодня одиноки перед лицом многочисленных проблем и непростых вопросов.
Для решения обозначенной научной проблемы нужны новые научные подходы, обоснование педагогических условий, технологии по подготовке студенческой молодежи к противостоянию экстремистской пропаганде в сети Интернет. Проведение в образовательных организациях занятий по воспитанию патриотизма, формированию культуры мирного поведения, межнациональной и межконфессиональной дружбы, по обучению навыкам бесконфликтного общения, развитию навыков отстаивать собственное мнение, противодействовать социально опасному поведению, в том числе по вовлечению в экстремистскую деятельность, всеми законными средствами.
Библиографическая ссылка
Савва Л.И., Доколин А.С. ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КИБЕРЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23807 (дата обращения: 13.02.2025).