Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

О РЕЗУЛЬТАТАХ ДИАГНОСТИКИ МЕТОДИКИ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Гаврилова М.А., Семчук Н.М.

Целью проведенного нами в 2004-2005 гг. педагогического эксперимента являлась проверка эффективности разработанной методики валеологического воспитания в образовательном процессе по биологии в 9 классе.

Чтобы выявить уровни воспитанности школьников, необходимо прослеживать не только уровень понимания усвоенного биологического материала, но и действия учащихся: используют ли они эти знания в собственной ориентировке – для этого используются наблюдения за поведением школьников в ходе обсуждения в малых группах и общей дискуссии. В качестве методов сбора данных были также использованы такие методы, как целенаправленное наблюдение за поведением учащихся на уроках, беседы, анкетирование, контрольные срезы.

Выявление влияния экспериментальной методики воспитания в образовательном процессе по биологии на уровень валеологической воспитанности учащихся осуществлялось на основе сравнения диагностики результатов воспитания в экспериментальных и контрольных классах.

Остановимся на результатах, полученных в педагогическом эксперименте.

Валеологическая воспитанность – это комплексная характеристика здорового образа жизни, которая включает в себя в качестве элементов следующие: понимание здорового образа жизни, ценностное отношение к здоровью, понимание ценности семьи, усвоение правил здорового образа жизни, стремление к здоровью. Поэтому валеологическая воспитанность принимается нами в качестве комплексного критерия, а отдельные элементы - в качестве элементарных критериев.

Для того, чтобы выяснить, как ученики понимают значение здорового образа жизни, мы в вопросы анкеты включили вопросы: «Что такое здоровый образ жизни?», «Почему нужно соблюдать здоровый образ жизни?». Ответы учеников оценивали по четырем уровням: IV – высший уровень; III – высокий уровень; II – средний уровень; I – низкий уровень. Анализ ответов школьников на вопросы анкеты показал, что высший (IV) уровень понимания значения здорового образа жизни в экспериментальном классе показали 47,3% учеников, а низкий (1) уровень – 8,4% учеников (табл. 1).

Таблица 1. Анализ понимания школьниками значения здорового образа жизни

Понимание здорового образа жизни

кол-во

уч-ся

Уровни

IV

III

II

I

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

 Что такое здоровый образ жизни?

18

9

50

2

11,1

6

33,3

1

5,6

 Почему нужно соблюдать здоровый образ жизни?

18

8

44,5

2

11,1

6

33,3

2

11,1

 Итого

36

17

47,3

4

11,1

12

33,3

3

8,4

Подобным образом мы проанализировали все элементы валеологической воспитанности, и этот анализ позволил нам определить комплексный критерий – валеологическую воспитанность школьников. Результаты анализа валеологической воспитанности приведены в таблице 2.

Таблица 2. Анализ валеологической воспитанности

Элементарные критерии-

элементы валеологической воспитанности

Класс

Уровни

Э

К

Кол-во

IV

III

II

I

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

1. Понимание здорового образа жизни

Э

18

9

47,3

2

11,1

6

33,3

1

8,4

К

17

9

52,9

2

11,8

5

29,4

1

5,9

2. Ценностное отношение к здоровью

Э

18

10

55,6

4

22,2

3

16,7

1

5,6

К

17

9

52,9

4

23,5

3

17,6

1

5,9

3. Ценность семьи

Э

18

15

83,3

2

11,1

1

5,6

-

-

К

17

6

35,3

7

41,2

4

23,5

-

-

4. Правила здорового образа жизни

Э

18

8

44,4

3

16,7

7

38,9

-

-

К

17

6

35,3

5

29,4

6

35,3

-

-

5. Стремление к здоровью

Э

18

10

55,6

5

27,8

3

16,6

-

-

К

17

7

41,2

6

35,3

4

23,5

-

-

Комплексный критерий –валеологическая воспитанность

Э

90

52

57,2

16

17,8

20

22,2

2

2,8

К

85

37

43,5

24

28,2

22

25,9

2

2,4

Анализ валеологической воспитанности показал, что высший (IV) уровень в экспериментальном классе проявили 57,2% учеников, а в контрольном классе - только 43,5%. Низкий уровень в экспериментальном классе показали 2,8% учащихся, в то время как в контрольном классе этот показатель составляет - 2,4% учащихся.

Для того, чтобы изучить динамику формирования валеологической воспитанности у учеников экспериментального класса сравнили результаты, полученные в начале и в конце эксперимента. Анализ результатов приведен в таблице 3 и на диаграмме 1.

Таблица 3. Результаты педагогического эксперимента

Валеологическая воспитанность

Уровни

IV

III

II

I

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Начало эксперимента

10

57,1

3

17,5

4

22,1

1

3,5

Конец эксперимента

12

66,7

4

22,2

2

11,1

-

-

Диаграмма 1. Анализ результатов

Условные обозначения:

- начало эксперимента;

- конец эксперимента.

Для проверки достоверности полученных результатов провели их статистическую обработку. Результаты статистической обработки приведены в таблице 4.

Таблица 4. Результаты статистической обработки результатов эксперимента

Классы

Статистические показатели

n

x

σ²

σ

υ

Экспериментальный

Контрольный

90

85

3,3

3,1

0,77

0,82

0,0957

0,0959

2,9

3,09

Условные обозначения:

n – количество ответов;

х – средний балл;

σ² - дисперсия;

σ – среднеквадратичное отклонение;

υ – коэффициент вариации.

 

Разница значений хэк, дисперсии σ²э<σ²к и среднеквадратичного отклонения σэк в экспериментальном и контрольном классах позволяет говорить об эффективности разработанной нами методики валеологического воспитания, а значит и о позитивном влиянии на личность учеников проведенного формирующего эксперимента на уроках биологии.

Полученные значения коэффициентов вариации υэк характеризуют устойчивость образовательного процесса в ходе педагогического эксперимента.


Библиографическая ссылка

Гаврилова М.А., Семчук Н.М. О РЕЗУЛЬТАТАХ ДИАГНОСТИКИ МЕТОДИКИ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 2. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=238 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674