Целью проведенного нами в 2004-2005 гг. педагогического эксперимента являлась проверка эффективности разработанной методики валеологического воспитания в образовательном процессе по биологии в 9 классе.
Чтобы выявить уровни воспитанности школьников, необходимо прослеживать не только уровень понимания усвоенного биологического материала, но и действия учащихся: используют ли они эти знания в собственной ориентировке – для этого используются наблюдения за поведением школьников в ходе обсуждения в малых группах и общей дискуссии. В качестве методов сбора данных были также использованы такие методы, как целенаправленное наблюдение за поведением учащихся на уроках, беседы, анкетирование, контрольные срезы.
Выявление влияния экспериментальной методики воспитания в образовательном процессе по биологии на уровень валеологической воспитанности учащихся осуществлялось на основе сравнения диагностики результатов воспитания в экспериментальных и контрольных классах.
Остановимся на результатах, полученных в педагогическом эксперименте.
Валеологическая воспитанность – это комплексная характеристика здорового образа жизни, которая включает в себя в качестве элементов следующие: понимание здорового образа жизни, ценностное отношение к здоровью, понимание ценности семьи, усвоение правил здорового образа жизни, стремление к здоровью. Поэтому валеологическая воспитанность принимается нами в качестве комплексного критерия, а отдельные элементы - в качестве элементарных критериев.
Для того, чтобы выяснить, как ученики понимают значение здорового образа жизни, мы в вопросы анкеты включили вопросы: «Что такое здоровый образ жизни?», «Почему нужно соблюдать здоровый образ жизни?». Ответы учеников оценивали по четырем уровням: IV – высший уровень; III – высокий уровень; II – средний уровень; I – низкий уровень. Анализ ответов школьников на вопросы анкеты показал, что высший (IV) уровень понимания значения здорового образа жизни в экспериментальном классе показали 47,3% учеников, а низкий (1) уровень – 8,4% учеников (табл. 1).
Таблица 1. Анализ понимания школьниками значения здорового образа жизни
Понимание здорового образа жизни | кол-во уч-ся | Уровни | |||||||
IV | III | II | I | ||||||
кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | кол-во | % | ||
Что такое здоровый образ жизни? | 18 | 9 | 50 | 2 | 11,1 | 6 | 33,3 | 1 | 5,6 |
Почему нужно соблюдать здоровый образ жизни? | 18 | 8 | 44,5 | 2 | 11,1 | 6 | 33,3 | 2 | 11,1 |
Итого | 36 | 17 | 47,3 | 4 | 11,1 | 12 | 33,3 | 3 | 8,4 |
Таблица 2. Анализ валеологической воспитанности
Элементарные критерии- элементы валеологической воспитанности | Класс | Уровни | ||||||||
Э К | Кол-во | IV | III | II | I | |||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |||
1. Понимание здорового образа жизни | Э | 18 | 9 | 47,3 | 2 | 11,1 | 6 | 33,3 | 1 | 8,4 |
К | 17 | 9 | 52,9 | 2 | 11,8 | 5 | 29,4 | 1 | 5,9 | |
2. Ценностное отношение к здоровью | Э | 18 | 10 | 55,6 | 4 | 22,2 | 3 | 16,7 | 1 | 5,6 |
К | 17 | 9 | 52,9 | 4 | 23,5 | 3 | 17,6 | 1 | 5,9 | |
3. Ценность семьи | Э | 18 | 15 | 83,3 | 2 | 11,1 | 1 | 5,6 | - | - |
К | 17 | 6 | 35,3 | 7 | 41,2 | 4 | 23,5 | - | - | |
4. Правила здорового образа жизни | Э | 18 | 8 | 44,4 | 3 | 16,7 | 7 | 38,9 | - | - |
К | 17 | 6 | 35,3 | 5 | 29,4 | 6 | 35,3 | - | - | |
5. Стремление к здоровью | Э | 18 | 10 | 55,6 | 5 | 27,8 | 3 | 16,6 | - | - |
К | 17 | 7 | 41,2 | 6 | 35,3 | 4 | 23,5 | - | - | |
Комплексный критерий –валеологическая воспитанность | Э | 90 | 52 | 57,2 | 16 | 17,8 | 20 | 22,2 | 2 | 2,8 |
К | 85 | 37 | 43,5 | 24 | 28,2 | 22 | 25,9 | 2 | 2,4 |
Анализ валеологической воспитанности показал, что высший (IV) уровень в экспериментальном классе проявили 57,2% учеников, а в контрольном классе - только 43,5%. Низкий уровень в экспериментальном классе показали 2,8% учащихся, в то время как в контрольном классе этот показатель составляет - 2,4% учащихся.
Для того, чтобы изучить динамику формирования валеологической воспитанности у учеников экспериментального класса сравнили результаты, полученные в начале и в конце эксперимента. Анализ результатов приведен в таблице 3 и на диаграмме 1.
Таблица 3. Результаты педагогического эксперимента
Валеологическая воспитанность | Уровни | |||||||
IV | III | II | I | |||||
Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | Кол-во | % | |
Начало эксперимента | 10 | 57,1 | 3 | 17,5 | 4 | 22,1 | 1 | 3,5 |
Конец эксперимента | 12 | 66,7 | 4 | 22,2 | 2 | 11,1 | - | - |
Диаграмма 1. Анализ результатов
Условные обозначения:
- начало эксперимента;
- конец эксперимента.
Для проверки достоверности полученных результатов провели их статистическую обработку. Результаты статистической обработки приведены в таблице 4.
Таблица 4. Результаты статистической обработки результатов эксперимента
Классы | Статистические показатели | ||||
n | x | σ² | σ | υ | |
Экспериментальный Контрольный | 90 85 | 3,3 3,1 | 0,77 0,82 | 0,0957 0,0959 | 2,9 3,09 |
Условные обозначения:
n – количество ответов;
х – средний балл;
σ² - дисперсия;
σ – среднеквадратичное отклонение;
υ – коэффициент вариации.
Разница значений хэ>хк, дисперсии σ²э<σ²к и среднеквадратичного отклонения σэ<σк в экспериментальном и контрольном классах позволяет говорить об эффективности разработанной нами методики валеологического воспитания, а значит и о позитивном влиянии на личность учеников проведенного формирующего эксперимента на уроках биологии.
Полученные значения коэффициентов вариации υэ<υк характеризуют устойчивость образовательного процесса в ходе педагогического эксперимента.
Библиографическая ссылка
Гаврилова М.А., Семчук Н.М. О РЕЗУЛЬТАТАХ ДИАГНОСТИКИ МЕТОДИКИ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 2. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=238 (дата обращения: 04.10.2024).